12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Cherviykova M.V.81
Материал размещён в группе «Дополнительное образование»
4

Открытое занятие на тему «Узелковый батик. Использование в оформлении предметов быта. Открытка в технике батик узелковый»

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования

«ЦДТ «ГЛОБУС» г.УФА РБ

 

 

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

БАТИК В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

Узелковый батик. Использование в оформлении предметов быта.

ОТКРЫТКА В технике батик УЗЕЛКОВЫЙ. 

 

для учащихся 1-4 классов студии «КОЛОРИТ» ЦДТ «ГЛОБУС» г. УФА

 

          

        Педагог дополнительного образования

Червякова Марина Владиславовна

                                                                                                                    2018г.

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

БАТИК В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

1.ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

Узелковый батик. Использование в оформлении предметов быта.

Салфетка, применение узелкового батика в дизайне открытки.

2.ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Дать представление о различных техниках батика, которые

позволяют расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани, предметов быта, открыток,

с использованием различных материалов, основных цветов, орнаментов, характерных для декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана и России,

3.ЗАДАЧИ:

 

Создать полотно «УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК» - ощущение душевного праздника. Тематическая композиция, пятно и линия.

Использовать салфетку в оформлении открытки.

Развитие эстетического вкуса, чувства ритма и современности, понимания красоты обрабатываемого материала.

Создать открытку.- ощущение душевного праздника .

 

1.ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

Техника росписи по ткани – батик - развивает чувство колорита изделия, равномерности и пропорций, развивает в детях аккуратность и бережное отношение к предметам искусства, раскрывает возможности смешения красителей, посильна в выполнении детям, привлекает их своим внешним видом, разнообразием практического применения, новизной и необычностью. Воплощение своих идей - вызывает у детей радостное эмоциональное состояние и вселяет уверенность в своих силах.

 

2.ОБУЧАЮЩИЕ:

Технология батика. Основные приемы. Характеристика красок, тканей, используемых для батика. Подготовка рабочего места. Изучить свойства ОСНОВНЫХ ЦВЕТОВ - три независимых цвета, смешением которых в разных пропорциях можно получить любой оттенок цвета. Для этого заполняем схему красками, используя только

красный, желтый и синий цвета

«УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК» - ткань завязывают, обматывают, складывают и прошивают, а затем красят. В наше время применяется множество техник нанесения горячего воска. Резерв можно наносить при помощи кистей или специальных штампов или просто, капая его на ткань.

Научить детей создавать «Художественный образ» произведения, думать представлять, помогать в развитии объемного восприятия мира, воплощения своих идей в прикладном творчестве, в материале, поиске оптимальной формы, пропорции, массы, в развитии эстетического вкуса, чувства ритма и современности, понимании красоты обрабатываемого материала

Приобщить обучающихся к изучению истоков народного творчества, народных традиций в современном декоративно-прикладном искусстве, дизайне, народного костюма, истории сувенира и народной игрушки.

При выборе колорита изделия следует опираться также на интуицию и учитывать назначение изделия и сочетание его с костюмом, интерьером, пейзажем.

3.РАЗВИВАЮЩИЕ:

 

Развитие творческого мышления детей, понимания тесной связи отдельного произведения с окружающей материальной средой, ансамблем, изучение свойства материалов определяющих основную конструкцию вещи, её форму и декор.

видеть в привычном - неожиданное

в некрасивом - красивое

в простом – сложное

в малом – великое.

4.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Воспитание наблюдательности, усидчивости, трудолюбия, умения работать в коллективе.

Воспитывает аккуратность, чувство меры и эстетический вкус.

4.ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ: СТУКТУРА ЗАНЯТИЯ

1. Подготовка рабочего места

2. Технология батика. Основные приемы.

3.Характеристика красок, тканей, используемых для батика.

Дать представление о различных техниках батика с использованием различных материалов, основных цветов, орнаментов, характерных для декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана и России.

4.завязывание куколки. Выбор и нанесение рисунка красителями.

5. Изготовление подарочных салфеток

6. Композиция пятно и линия.

7. Батик, Современные тенденции. Современный батик.

СОЗДАНИЕ ОТКРЫТКИ

5.ОБУЧАЮЩЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: Больше всего для узелкового батика подходит: тонкая хлопчатобумажная ткань, камешки, бусинки, пуговицы, сушеный горох, хлопчатобумажные нитки №10,красители, кисти, свеча, спички, утюг, баночка для воды. Более сложные открытки выполняются с использованием различных элементов: нескольких сортов бумаги, тесемок, веревочек, шнура, сетки, еловых веточек, золотой крошки, вышитых узоров, которые вставляются в окошко открытки, и т.д. Все зависит от вашей фантазии!

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЯ

Форма игры слово-образ замысел работы, приобретение новых знаний и методов росписи практические упражнения выполняемые коллективом учащихся разнообразие подходов и личный пример, уроки фантазии и радость познавания ,воспитание терпения и умения достигнуть результата

6.КРАТКИИЙ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ:

Художник преображает вещи, творит прекрасное, из всего к чему прикасается его рука. Прикладное искусство - приложение таланта и мастерства художника к жизненной практике, к производству. Эмоционально-образные ассоциации и передача настроения в работе на ткани. Использование в оформлении предметов быта, открыток. Возможность подарить радость своим ближним. Эмоционально-образные ассоциации и передача настроения в работе на ткани. Использование в оформлении предметов быта, открыток. Возможность подарить радость своим ближним.

Технология батика. Основные приемы. Характеристика красок, тканей, используемых для батика Горячий батик и его приемы.

А мы сегодня сделаем открытки с помощью узелкового батика и ткани.

Горячий батик

С глубокой древности для украшения ткани применялось окрашивание с использованием различных резервирующих средств, таких как разогретый воск или смола. Техника резервирования была известна во многих странах: в Перу, Японии, Иране, Шри-Ланке, Китае, Армении, Азербайджане, в африканских странах, но родиной батика традиционно считается остров Ява в Индонезии. Для традиционного батика применяют только хлопчатобумажные тканиВ наше время применяется множество техник нанесения горячего воска. Резерв можно наносить при помощи кистей или специальных штампов или просто, капая его на ткань.

Узелковый батик

Узелковый батик можно считать одним из древнейших видов оформления ткани. Этому искусству более двух тысяч лет. Самая простая, дешевая ткань, расписанная в этой манере, становится великолепным одеянием.

Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду.


 

В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей. В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стили хиппи.

А мы сегодня сделаем открытки с помощью узелкового батика и ткани. Более сложные открытки выполняются с использованием различных элементов: нескольких сортов бумаги, тесемок, веревочек, шнура, сетки, еловых веточек, золотой крошки, вышитых узоров, которые вставляются в окошко открытки, и т.д. Все зависит от вашей фантазии!


 

 

Материалы

Больше всего для узелкового батика подходит тонкая хлопчатобумажная ткань, ее проще завязать и прокрасить. Можете попробовать использовать шелк и вискозу, но для них нужно подобрать соответствующий краситель.

При подборе красителей необходимо учитывать, для каких тканей они предназначены, для хлопка - одни, для шелка и шерсти - другие. Существуют и универсальные красители, которые подходят сразу для нескольких видов волокон. Однако во избежание разочарований, лучше сначала попробовать окрасить небольшой кусочек ткани.

Также нам потребуются хлопчатобумажные нитки Веревки из искусственных материалов использовать нельзя, так как при крашении они пропустят под себя краску, и вы не получите рисунка на ткани.

Кроме того, вам пригодятся камешки, бусинки, пуговицы, сушеный горох.

Для создания открытки используем цветной мелованный картон бумагу и любые другие предметы, используемые в оформлении

Узелки

Основной прием в узелковом крашении - завязывание ткани в обычные узлы. Это делают по долевой нити (1) или по косой (2).

 (1)  (2)

С помощью узлов можно получить круги или концентрические круги.

 (3)  (4)   (5)

Вместо узла часто используется обматывание ткани ниткой или веревкой. Обматывание можно сделать широким (3) или узким (4). Просто возьмите ткань за середину, поднимите и обвяжите в нужных местах (5). Для лучших результатов нитку надо взять как можно толще и обматывать ее несколько раз.

Получилась салфетка для праздничного стола


 


 

Поздравительные открытки

Еще один интересный вариант рукоделия - создание собственного дизайна поздравительных открыток. Подобным творчеством увлекаются многие знаменитости, к примеру Cindi Crawford или Will Smith, которые с благотворительными целями выпускают под рождество собственные поздравительные открытки. В любом книжном магазинчике в Европе вы найдете т.н. "открытки ручной работы", которые стоят в несколько раз дороже обычных печатных и считаются более дорогим и избранным подарком. А мы сегодня сделаем открытки с помощью узелкового батика и ткани.

Берем прямоугольный кусок ткани небольшого размера и окрашиваем его узелковым батиком, предварительно обработав парафиновой свечой,для создания узора.

 

 

Простую открытку можно выполнить следующим образом. Вырежте из картона прямоугольник, равный двойной ширине вашей будущей открытки. Аккуратно согните его пополам (если картон очень плотный и плохо сгибается, то можно на месте будущего сгиба сделать сначала неглубокий надрез лезвием).вырежем окошко Затем вырежьте из ткани полоску так, чтобы она выступала на 1 см.больше окошка в картоне. Наклейте ее на картон, на обратную сторону открытки, и обрежьте излишки. Для украшения можно использовать любые остатки подарочной бумаги или части старых печатных поздравительных открыток. Вовнутрь открытки вклейте или вложите листок белой бумаги или цветной бумаги с поздравлением или рисунком.

 

Более сложные открытки выполняются с использованием различных элементов: нескольких сортов бумаги, тесемок, веревочек, шнура, сетки, еловых веточек, золотой крошки, вышитых узоров, которые вставляются в окошко открытки, и т.д. Все зависит от вашей фантазии!

7.ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Научить детей создавать «Художественный образ» произведения, помогать в развитии объемного восприятия мира, воплощения своих идей в прикладном творчестве, в материале, поиске оптимальной формы, пропорции, массы, в развитии эстетического вкуса, чувства ритма и современности, понимании красоты обрабатываемого материала. Изучить различные техники батика с использованием различных материалов, основные цвета, орнаменты, характерные для декоративно-прикладного искусства народов Башкортостана и России.

Развитие эстетического вкуса, чувства ритма и современности, понимания красоты обрабатываемого материала., основам дизайна предметов.развить самостоятельную личность с художественным вкусом и смелыми решениями в воплощении своих идей.

Научить, обучающихся детей, владеть умениями и навыками при работе с инструментами и материалами для батика, соблюдая технику безопасности.

Опубликовано в группе «Дополнительное образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.