Классный час с использованием ИКТ на тему «Откуда к нам пришёл хлеб» (4 класс)
Занятие с использованием ИКТ.
(Информационно – компьютерных технологий)
Актуальность: Значение хлеба в жизни человека
Проблема: Как к нам пришёл хлеб?
Гипотеза: Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему
Цель: Проследить путь от зерна до буханки хлеба.
Задачи:
1. Выяснить значение слова “хлеб”;
Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на Земле.
2. Рассказать детям как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим.
3. Закрепить названия профессий людей, производящих хлеб.
4. Привитие детям бережного отношения к хлебу.
5. Формирование нравственной культуры миропонимания.
6. На основе слайдов презентации показать тяжелое положение жителей Ленинграда во время блокады (войны).
7. Воспитывать патриотизм, чувство сострадания, уважения.
8. Активизация и обогащение словаря.
9. Повторение пословиц о хлебе, стихов.
Предварительная подготовка:
1) создание плакатов по тематике классного часа для организации выставки;
2) домашнее задание для школьников: собрать интересную информацию о хлебе, найти пословицы, поговорки, стихотворения о хлебе, загадки.
Оборудование:
- ноутбук
- презентация «Откуда к нам хлеб пришёл»
- интерактивная доска
- тарелка с мукой
Нормы 125 г ржаного хлеба и 5 г муки
- выпечка (хлебобулочные изделия)
- хлеб-соль, рушник
- музыкальная запись mp3 Ольги Воронец «Хлеб всему голова», «Песня о хлебе», словВ.Дюкова, музыка О. Фельцмана
Ход классного часа.
I. Актуализация темы. (звучит тихая музыка)
Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем.
- Что это? (хлеб)
- Так о чём сегодня будем говорить? (о хлебе)
Учитель. Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий.
На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью.
1 –й ребенок:
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим.
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
2 – ой ребенок:
С караваем соль подносим,
Поклонясь отведать просим:
- Дорогой наш гость и друг!
Принимай хлеб-соль из рук.
(Дети вручают гостям хлеб-соль)
Учитель.
- А как хлеб на стол пришёл?
Вот об этом-то как раз
Начинаем наш рассказ.
II. Введение в тему.
- Наш хлеб имеет очень длинную историю. Еще 15 тысяч лет назад первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки, однако те злаки отличались от сегодняшних. Древние люди заметили, что брошенные в землю зерна прорастают и возвращаются большим количеством. Первобытные люди долгое время употребляли в пищу сырые зернышки, затем научились их растирать между камнями, получая крупу и варя ее. Камни, которыми растирали зерно, были первыми жерновами. Крупа являлась первой мукой. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу. Позже люди научились сервировать стол: на стол клали куски черствого хлеба, которые служили тарелками. Они впитывали влагу. После еды эти так называемые тарелки съедались или отдавались бедным. Хлебом очень гордились.
III. Основная часть.
1 ребёнок. Он не падает нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
2 ребёнок . Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, то на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Только снег сошел в апреле
Как поля зазеленели.
- Правильно, путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ею для посева семян. Пословица гласит: “Весенний день – год кормит”. Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.
Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки: 1,5мм, 18мм, 32мм. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе-сентябре, а убирают в июне-июле, они дают большой урожай.
На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях. Выросла пшеница. Ни жары, ни холодов не боится. Это ученый много лет работал, новый сорт пшеницы выводил. Агроном сказал, когда пахать, как землю напоить. Тракторист землю пахал, поле засевал. Летчик над полем кружил, молодые ростки от вредителей защищал. Как созрели колосья, комбайнер урожай собрал. Хорошо потрудились хлеборобы.
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
- Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны.
А потом на машинах везут зерно на элеватор.
Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни.
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
- А пекари пекут хлеб. Самое первое необходимо муку просеять. Высыпать из мешков и пропустить через сито.
Замешивается тесто в специальных емкостях – дежках объемом по 1000л. Сначала готовят опару – жидкое тесто и оставляют бродить на протяжении 4-х часов, только после этого приступают к замесу более густого теста. Затем разделывают на отдельные кусочки массой 230г. Тесто растаивают, т.е. должно “вырасти”, а потом направляют в печь.
Тесту тесно – мало места.
“Ох, пустите”, - шепчет тесто
Ладно, пустим, в печь давай!
Народился каравай!
Из пекарни на специальных машинах везут хлеб в магазины. В магазинах люди покупают на выбор хлеб и хлебобулочные изделия. Почему хлеб бывает белым и черным?
Оказывается все дело в муке, есть мука пшеничная и ржаная. Из пшеничной муки пекут белый хлеб, а из ржаной – черный.
Существует такая легенда: однажды заспорили пахарь, сеятель и пекарь. Пахарь утверждал, что хлеб творит земля. Сеятель говорил: что солнце, пекарь – огонь. Вы забыли о человеке, - сказал мудрец, - хлеб – дитя человеческое. Действительно, скольким людям нужно потрудиться, чтобы мы смогли отведать вкусного, ароматного хлеба.
Дети читают стихи:
1. Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой,
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
2.В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал – пришел.
В нем – здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!
3. Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
В нем – земли родимой соки
Солнца свет веселый в нём,
Уплетай за обе щеки
Вырастай богатырем.
4. Вначале хлеб посеяли зерном,
Потом ростки лелеял агроном.
Затем взял колос в руки комбайнер,
В ладонях его бережно потер.
Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,
Он убирать его с комбайном в поле вышел.
5. Потом муку смололи из зерна
И к пекарю отправилась она.
А тот уж постараться смог:
Такие булки вкусные испек!
Цени, люби и уважай того,
Кто сеял хлеб, растил и пек его!
- Многие народы кормятся хлебом. Хлеб всегда был и остается главной нашей едой. Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им.
-Почему люди не могут обходиться без хлеба?
Оказывается, в хлебе есть белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, которые необходимы каждому человеку. По мнению ученых-медиков взрослый человек съедает в день – 400 граммов, а при тяжелой физической работе -700 г.
- Не знают теперешние мальчишки и девчонки, как дорог был кусок ржаного хлеба трудного 1943 года. Хлеб – Войны. Какой он?
Ребёнок 1.Был хлеб всегда в почете на Руси –
Её просторов главное богатство.
Его ты хочешь знать? –
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
Ребёнок 2. Они припомнят город без огней
Когда враги стояли на пороге,
И долгих 900 блокадных дней …
Снарядов свист …
Воздушные тревоги …
Ребёнок 3. В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм!
Ребёнок 4. Мела метель колючая, мела …
За нею голод шёл в дома по следу …
И не было ни хлеба, ни тепла …
Была лишь вера твердая в победу!
- Хлеб блокадного Ленинграда. (слайд)
Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово означает – жизнь. Что может быть важнее хлеба?!
В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой – значит победа!
- 641803 ленинградца погибли во время блокады от голода. На Пискарёвском кладбище – тысячи могил. Однако около одной всегда много людей. Они стоят, молча и плачут. Среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба. Ни в одной стране не совершено столько героических подвигов во имя хлеба, сколько в нашей стране.
Дети:
1. В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп,
Шёл народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
Хлеб – всей жизни голова!
2. Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
3. Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
“Берегите хлеб, вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!”
- Что такое бережливость?
- Кого и почему вы считаете бережливым?
(стихотворение читает учитель)
Булка
Три паренька по переулку
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь! – человек ответил,
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой. (С. Михалков)
- Ребята, как поступили мальчики? Что они сделали не верно?
- А что бывает с теми, кто плохо поступает с хлебом и не ценит его, мы сейчас узнаем из просмотра мультфильма «Тёплый хлеб» по рассказу К. Паустовского
(просмотр мультфильма «Тёплый хлеб»)
Рефлексия.
- А в наше время мы бережем и ценим хлеб? Я узнала, если каждый человек за один день недоест и выбросит 50 г хлеба (показывает кусочек хлеба в 50 г), это составит 200 кг, т.е. около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.
«Хлеб - драгоценность. Им не сори. Хлеба к обеду в меру бери»
- А какие пословицы и поговорки о хлебе знаете вы?
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Без соли хлеб не еда.
Без соли, без хлеба — половина обеда.
Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба святого все приестся.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Всяк на себя свой хлеб добывает.
Горьки работа, да хлеб сладок.
Жнут порою, а жуют зимою.
За краюшкой погонишься — каравай потеряешь.
-Учитель:- Хлеб — наша жизнь и богатство. Если сейчас у нас много вкусного хлеба, разве вправе мы относиться к нему пренебрежительно?
«Кто бросит хлеб, будет проклят людьми», — свидетельствует народное поверье.
Хлеб — достояние народа, обилие хлеба — один из символов величия и могущества Родины, и уважительное отношение к нему должно стать непреложным законом, повседневной нормой.
(Звучит «Песня о хлебе», слова В. Дюкова, музыка О. Фельцмана. )
ВИКТОРИНА.
- А сейчас проведем небольшую викторину, вспомним о чём говорили.
- Кто трудится на полях, чтобы посадить и собрать урожай? (Трактористы, комбайнеры, шоферы, агрономы).
- Как одним словом назовем трактористов и комбайнеров? (механизаторы)
Где зерно превращают в муку? (На мельнице, мельзаводе, мелькомбинате).
- Что нужно сделать с мукой, чтобы испечь хлеб? (Замесить тесто).
- Знаете ли вы, что такое квашня? (деревянная кадка для теста, а также заправленное дрожжами забродившее тесто).
Обобщение.
– О чём мы сегодня говорили? (о хлебе).
- Какой путь у хлеба от поля к столу? (Повторить цепочку).
- Как нужно относиться к хлебу?
Недаром народ сложил о хлебе пословицы, поговорки, загадки, стихи, песни
Песня о хлебе. (Хлеб - всему голова)
- Какой обычай на Руси был и остался до наших дней? (Преподносить хлеб, соль гостям).
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
Приглашение к столу.
Какое без хлеба застолье?
Ещё с незапамятных дней
Пекли пироги, угощенья-
К столу приглашая друзей!
(все проходят к праздничному столу с угощениями и пьют чай)