12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Криницына Ираида Аркадьевна18
0

Занятие по социально-коммуникативному развитию «Откуда хлеб пришел ?»

Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию

«Откуда хлеб пришел?»

Цель: Закрепить знания детей о различиях города и села (дома, транспорт, труд людей), о том, что хлеб- это один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить.

Познакомить детей с трудом хлеборобов.

Познакомить детей с тем как выращивали хлеб в старину и как выращивают сейчас.

Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.

 

Материалы к занятию:

-музыкальная заставка «По малину в лес пойдём»

-картинки с изображением многоэтажных домов и деревенских изб

-колоски пшеницы и ржи, зёрна

-демонстрационные картины с изображением различных работ в поле (прошлое и настоящее время)

-чёрный хлеб, белый хлеб, сушки

-земля для посадки зёрен.

 

Ход занятия

Воспитатель выставляет перед детьми на мольберте несколько картинок с изображением города и деревни и предлагает детям внимательно их рассмотреть.

-Вы видите много разных картинок. Внимательно их рассмотрите,  и попробуйте все картинки разделить на 2 группы по какому-то одному общему признаку. (Предложения детей).

-Вспомните, чем отличается город от деревни? (Разные дома, транспорт, труд людей).

-Чем занимаются люди в деревне? (Предложения детей)

-Сегодня мы с вами поговорим об основной работе крестьян - так называют тех, кто живёт и трудится в деревне. Повторите это слово - крестьяне.

-Воспитатель убирает мольберт с картинками и выставляет на подносе чёрный и белый хлеб, сушки, печенье.

-Все мы каждый день едим белый и чёрный хлеб, многие любят сушки, печенье, пирожные. А кто знает, из чего всё это делают? (из муки). А что такое мука, из чего её получают? (Предложения детей)

Дети кто знает пословицы и поговорки про хлеб? Ответы детей.

 

-Хлеб всему голова.

-Без хлеба - нет обеда.

-Хлеб батюшка-вода матушка.

-Хвала рукам, что пахнут хлебом.

-Ржаной хлебушко - калачам дедушка.

-И обед не обед, если хлеба нет.

-Гречневая каша-матушка наша, а хлеб ржаной - отец родной.

-Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

-Золото, серебро – только камни, ячмень, пшеница – настоящие драгоценности.

-Труд человека кормит, а лень портит.

 

Воспитатель открывает подносы с зёрнами.

-Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат у вас на подносах на столе. Рассмотрите их внимательно. Посмотрите все ли зёрна одинаковые? (ответы детей).

На одном подносе лежат зёрна пшеницы, а на другом ржи. Зёрна пшеницы круглые, а ржи длинные. Рожь и пшеница – хлебные  растения, они растут в поле, из их зёрен делают муку, а из муки выпекают хлеб.

А как выглядят эти растения? Кто-нибудь видел? (ответы детей)

-Я вам принесла эти растения.

Воспитатель показывает колоски ржи и пшеницы.

-Давайте, их рассмотрим, они, как и зёрна разные.

Что вы можете сказать об этом колоске?

Воспитатель показывает колосок ржи.

-Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи. Зёрна у ржи длинные и колосок длинный. Запомнили?

-А что вы можете сказать о колоске пшеницы, какой он? (Короче и толще, а усики у него длиннее, и зёрнышки круглее).

-Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда, сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются люди  хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нём соединились 2 слова «хлеб» и «работа». Что же эта за работа? Как выращивают хлебные растения?

-Что нужно, чтобы растение выросло? (ответы детей). Зерно нужно посадить в землю.

- А какая должна быть земля? (ответы)

-Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая земля, из которой корешкам удобно добывать пищу, нужна вода, солнечный свет и воздух. Все люди вскапывают и разрыхляют землю для растений, поливают их, когда нет дождя. Но чтобы получить много зерна засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить.

-Сейчас я вам расскажу, как в старину выращивали хлеб и в наше время.

Воспитатель выставляет картинки с изображением полевых работ.

-Дети как раньше пахали землю? Кто помогал? Лошадь с плугом пахала, затем бороной боронили. Затем сеяли рожь или пшеницу. К этому событию особенно готовились, мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. Семена набирали полную пригоршню и через каждые два шага разбрасывали веером слева направо.

Когда колосья выросли, их срезали серпами и косами, собирали в снопы. Затем цепой (деревянная палка) били по колосьям, зерно сыпалось, его собирали и везли на мельницу, там его перемалывали в муку. А из муки делали тесто и выпекали душистый хлеб.

Физ.пауза «По малину в сад пойдём»

Мы с вами познакомились, как в старину выращивали хлеб. Давайте познакомимся, как в современное время выращивают хлеб.

Воспитатель выставляет наглядный материал.

В настоящее время появилась техника (картинка с трактором который пашет и боронит землю).

Что же это за техника такая? Правильно это трактор. Кто работает на тракторе? (тракторист) - повторяют хором.

На распаханное поле выходят и другие машины сеялки.

Послушайте, как об этом пишет Е.Трутнева.

«По земле сырой не жёсткой

Там где тракторы прошли

Неглубокие бороздки

В чёрной пашне пролегли

И до вечера и позже

До полночи с темнотой

Зёрна сыпались как дождик

Точно дождик золотой».

Как вы думаете, почему зёрна сыпались до полночи. Люди работают, чтобы успеть во время посадить семена.

Всё лето зёрна созревают в колосках. Поле в это время красивое.

Выставляется картина Шишкина «Рожь».

 

Нива моя, нива, нива золотая!

Зреешь ты на солнце, колос, наливая;
По тебе, по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе..

 

Но вот колоски созрели. На поле выходят другие машины- комбайны (картинка комбайна) «Он идёт волну сечёт, из трубы зерно течёт».

Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зёрна, эти зёрна по специальному длинному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины. Потом зёрна везут на мельницу, там их растирают – мелют. Получается что? (мука).

-Куда же потом везут муку (на хлебозавод).

Мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из пшеничной муки? (белый хлеб, булки, печенье, баранки, а ещё из пшеницы делают манную крупу) А вот из ржаной муки пекут чёрный хлеб. Но не все зёрна отвозят на мельницу, а часть самых лучших оставляют, чтобы посеять в следующем году.

Давайте с вами  посадим семена, и будем ухаживать за ними.

(Посадка семян)

 

Инсценировка стихотворения  «Хлеб».

 

Сеют в поле зёрна

Раннею весною

А над ними светит

Солнышко родное.

 

На полях колхозных

Зашумят колосья

Будет урожайной золотая осень

 

Солнце греет

Ветер веет

Хлеба поспевают

На комбайне комбайнёр

В поле выезжает

И зерно в амбары

потечёт рекою

И его машины сделают мукою 

На заводе пекарь

Хлеб спечёт с любовью

Скажет он ребятам

Ешьте на здоровье!

Слава урожаю в закормах,

Слава караваю на столах,

Слава, слава дружным рукам,

Слава, слава труженикам.

Итог занятия.

Дети мы с вами познакомились с трудом хлебороба, как выращивали хлеб в старину и в настоящее время. В дальнейшем мы будем ухаживать, и наблюдать за нашими посадками и продолжать наш проект «Откуда хлеб пришёл».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.