Занятие по социально-коммуникативному развитию «Откуда хлеб пришел?»
Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию
«Откуда хлеб пришел?»
Цель: Закрепить знания детей о различиях города и села (дома, транспорт, труд людей), о том, что хлеб- это один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить.
Познакомить детей с трудом хлеборобов.
Познакомить детей с тем как выращивали хлеб в старину и как выращивают сейчас.
Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.
Материалы к занятию:
-музыкальная заставка «По малину в лес пойдём»
-картинки с изображением многоэтажных домов и деревенских изб
-колоски пшеницы и ржи, зёрна
-демонстрационные картины с изображением различных работ в поле (прошлое и настоящее время)
-чёрный хлеб, белый хлеб, сушки
-земля для посадки зёрен.
Ход занятия
Воспитатель выставляет перед детьми на мольберте несколько картинок с изображением города и деревни и предлагает детям внимательно их рассмотреть.
-Вы видите много разных картинок. Внимательно их рассмотрите, и попробуйте все картинки разделить на 2 группы по какому-то одному общему признаку. (Предложения детей).
-Вспомните, чем отличается город от деревни? (Разные дома, транспорт, труд людей).
-Чем занимаются люди в деревне? (Предложения детей)
-Сегодня мы с вами поговорим об основной работе крестьян - так называют тех, кто живёт и трудится в деревне. Повторите это слово - крестьяне.
-Воспитатель убирает мольберт с картинками и выставляет на подносе чёрный и белый хлеб, сушки, печенье.
-Все мы каждый день едим белый и чёрный хлеб, многие любят сушки, печенье, пирожные. А кто знает, из чего всё это делают? (из муки). А что такое мука, из чего её получают? (Предложения детей)
Дети кто знает пословицы и поговорки про хлеб? Ответы детей.
-Хлеб всему голова.
-Без хлеба - нет обеда.
-Хлеб батюшка-вода матушка.
-Хвала рукам, что пахнут хлебом.
-Ржаной хлебушко - калачам дедушка.
-И обед не обед, если хлеба нет.
-Гречневая каша-матушка наша, а хлеб ржаной - отец родной.
-Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
-Золото, серебро – только камни, ячмень, пшеница – настоящие драгоценности.
-Труд человека кормит, а лень портит.
Воспитатель открывает подносы с зёрнами.
-Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат у вас на подносах на столе. Рассмотрите их внимательно. Посмотрите все ли зёрна одинаковые? (ответы детей).
На одном подносе лежат зёрна пшеницы, а на другом ржи. Зёрна пшеницы круглые, а ржи длинные. Рожь и пшеница – хлебные растения, они растут в поле, из их зёрен делают муку, а из муки выпекают хлеб.
А как выглядят эти растения? Кто-нибудь видел? (ответы детей)
-Я вам принесла эти растения.
Воспитатель показывает колоски ржи и пшеницы.
-Давайте, их рассмотрим, они, как и зёрна разные.
Что вы можете сказать об этом колоске?
Воспитатель показывает колосок ржи.
-Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи. Зёрна у ржи длинные и колосок длинный. Запомнили?
-А что вы можете сказать о колоске пшеницы, какой он? (Короче и толще, а усики у него длиннее, и зёрнышки круглее).
-Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда, сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются люди хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нём соединились 2 слова «хлеб» и «работа». Что же эта за работа? Как выращивают хлебные растения?
-Что нужно, чтобы растение выросло? (ответы детей). Зерно нужно посадить в землю.
- А какая должна быть земля? (ответы)
-Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая земля, из которой корешкам удобно добывать пищу, нужна вода, солнечный свет и воздух. Все люди вскапывают и разрыхляют землю для растений, поливают их, когда нет дождя. Но чтобы получить много зерна засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить.
-Сейчас я вам расскажу, как в старину выращивали хлеб и в наше время.
Воспитатель выставляет картинки с изображением полевых работ.
-Дети как раньше пахали землю? Кто помогал? Лошадь с плугом пахала, затем бороной боронили. Затем сеяли рожь или пшеницу. К этому событию особенно готовились, мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. Семена набирали полную пригоршню и через каждые два шага разбрасывали веером слева направо.
Когда колосья выросли, их срезали серпами и косами, собирали в снопы. Затем цепой (деревянная палка) били по колосьям, зерно сыпалось, его собирали и везли на мельницу, там его перемалывали в муку. А из муки делали тесто и выпекали душистый хлеб.
Физ.пауза «По малину в сад пойдём»
Мы с вами познакомились, как в старину выращивали хлеб. Давайте познакомимся, как в современное время выращивают хлеб.
Воспитатель выставляет наглядный материал.
В настоящее время появилась техника (картинка с трактором который пашет и боронит землю).
Что же это за техника такая? Правильно это трактор. Кто работает на тракторе? (тракторист) - повторяют хором.
На распаханное поле выходят и другие машины сеялки.
Послушайте, как об этом пишет Е.Трутнева.
«По земле сырой не жёсткой
Там где тракторы прошли
Неглубокие бороздки
В чёрной пашне пролегли
И до вечера и позже
До полночи с темнотой
Зёрна сыпались как дождик
Точно дождик золотой».
Как вы думаете, почему зёрна сыпались до полночи. Люди работают, чтобы успеть во время посадить семена.
Всё лето зёрна созревают в колосках. Поле в это время красивое.
Выставляется картина Шишкина «Рожь».
Нива моя, нива, нива золотая!
Зреешь ты на солнце, колос, наливая;
По тебе, по ветру, словно в синем море,
Волны так и ходят, ходят на просторе..
Но вот колоски созрели. На поле выходят другие машины- комбайны (картинка комбайна) «Он идёт волну сечёт, из трубы зерно течёт».
Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зёрна, эти зёрна по специальному длинному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины. Потом зёрна везут на мельницу, там их растирают – мелют. Получается что? (мука).
-Куда же потом везут муку (на хлебозавод).
Мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из пшеничной муки? (белый хлеб, булки, печенье, баранки, а ещё из пшеницы делают манную крупу) А вот из ржаной муки пекут чёрный хлеб. Но не все зёрна отвозят на мельницу, а часть самых лучших оставляют, чтобы посеять в следующем году.
Давайте с вами посадим семена, и будем ухаживать за ними.
(Посадка семян)
Инсценировка стихотворения «Хлеб».
Сеют в поле зёрна
Раннею весною
А над ними светит
Солнышко родное.
На полях колхозных
Зашумят колосья
Будет урожайной золотая осень
Солнце греет
Ветер веет
Хлеба поспевают
На комбайне комбайнёр
В поле выезжает
И зерно в амбары
потечёт рекою
И его машины сделают мукою
На заводе пекарь
Хлеб спечёт с любовью
Скажет он ребятам
Ешьте на здоровье!
Слава урожаю в закормах,
Слава караваю на столах,
Слава, слава дружным рукам,
Слава, слава труженикам.
Итог занятия.
Дети мы с вами познакомились с трудом хлебороба, как выращивали хлеб в старину и в настоящее время. В дальнейшем мы будем ухаживать, и наблюдать за нашими посадками и продолжать наш проект «Откуда хлеб пришёл».