Отличие буллинга от конфликтов. Причины буллинга и причины конфликта.

7
1
Материал опубликован 30 May

Отличие буллинга от конфликтов. Причины буллинга и причины конфликта.



Автор публикации: Котоманова Леся Дмитриевна, учитель-психологии, учитель-дефектолог (олигофренопедагог), руководитель психолого-педагогической службы


Итак, сравним причины буллинга и причины конфликта, для того чтобы увидеть сходства или различия, необходимо будет разобраться с основными понятиями буллинга и конфликта. Это необходимо, чтобы эффективно решать ту или иную проблемную ситуацию. В последнее время достаточно часто слышу от многих родителей обучающихся, у нас в классе БУЛЛИНГ!!! Новомодное слово, которое вошло в разговорную речь каждого второго родителя. Давайте разбираться, что же такое буллинг и конфликт.

Тра́вля или бу́ллинг (англ. bullying) — это агрессивное поведение или преследование относительно одного человека, проявляющееся в насилии, травле, преследовании, терроре со стороны остальных членов коллектива или его части.

Конфли́кт (лат. conflictus — столкнувшийся) это наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Противоборствующие силы участников конфликта всегда вызывают определенное напряжение, и с этой точки зрения, конфликт – способ его разрядки, выход из сложившихся обстоятельств.

Данную сравнительную таблицу я составила сама, когда разбиралась в понятиях и проходила обучение как руководитель школьной службы медиации (примирения).

«Причины буллинга и причины конфликта».

Группы причин конфликта

Причины буллинга

6 групп причин конфликтов:

Различные интересы, ценности, потребности.

Нарушенные отношения (противоборство между лидерами, детско-родительские отношения, отношения конкретного учителя и конкретного ученика).

Внутриличностные проблемы (закомплексованность, «помешанность на порядке», страхи).

Разные ценности

Недоразумения, недостаток информации.

Большая пространственная близость или наоборот удаленность, экономическая несправедливость.


А также:


Стремление к доминированию.

Излишняя принципиальность.

Излишняя прямолинейность в высказываниях.

Склонность к недостаточно аргументированной критике.

Склонность к раздражительности и депрессиям.

Консерватизм убеждений, не желание отказываться от устаревших традиций.

Бесцеремонное вмешательство в личную жизнь.

Несправедливая оценка чужих действий других.

Неуместная инициатива.

Повышенное нервное возбуждение, нестабильное эмоциональное состояние, агрессивность.

Социально-психологические причины (неблагоприятный социально-психологический климат, трудности социально-психологической адаптации, аномия социальных норм, конфликт поколений, территориальность, наличие деструктивного лидера, респондентная агрессия.).

Личностные/внутриличностные и межличностные причины.


Основные мотивы: зависть, месть, инаковость.

Физические недостатки жертвы.

Особенности поведения –скромность, замкнутость, гиперактивность и др. (Нежелание преподавателей в силу своего незнания брать на себя ответственность за противостояние властолюбивому поведению учеников).

Особенности внешности (негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика).

Плохие социальные навыки

Страх перед школой

Отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети)

Болезни

Низкий интеллект и трудности в обучении

Унижение ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях.

Привилегированное отношение к заискивающим учащимся.

Оскорбления учеников унизительными, а иногда даже нецензурными словами.

Наличие в классе признанного «лидера»;

Возникновение острого конфликта между двумя учениками под влиянием внешних поводов, которые являются провоцирующими факторами для агрессора (буллера);

Отсутствие контроля со стороны преподавателей за поведением учащихся на переменах.

Низкий уровень воспитания ребенка;

Неадекватная заниженная самооценка;

Высокая импульсивность;

Злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми.

Сниженное чувство самосохранения у ребенка;

Внутриличностная агрессивность учащегося, зависящая от индивидуальных особенностей;

Желание сохранить статус в группе и соответствовать группе;

Желание доминировать над другими;

Предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении;

Прогулы и слабая успеваемость в школе;

Смена воспитателей/учителей (отчим, мачеха), появление второго ребёнка в семье;

Семейное и сексуальное насилие;

Внутрисемейные конфликты;

Низкий социально-экономический статус семьи.

Завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребёнка;

Гиперопека или равнодушие со стороны родителей;

Ранние сексуальные контакты;

Приводы в милицию и ранняя судимость.

Теперь хочу представить вашему вниманию еще табличку, на которую на наткнулась в сети интернет и заслуживает внимания на мой взгяд.

Фрагмент из книги Д.Олвеуса „Буллинг в школе“
Dan Olweus: Gewalt in der Schule, Bern (u.a.) 1996, S. 60 f:


1.Не любая ссора является буллингом. Обычные конфликты возникают и разрешаются, проходят. В случае буллинга сохраняется постоянная враждебность, чаще всего по отношению к отдельному ребенку, - возникает длительный конфликт. Единичные или даже повторяющиеся случаи проявления нахальства или наглости еще не являются буллингом. Нужна длительность и систематичность.

2.Буллинг ассиметричен. Буллинг представляет собой ассиметричные отношения. Его отличительными признаками являются власть и беспомощность, а также произвол того, кто обладает властью.

3.Буллинг осуществляется преднамеренно. Буллинг – это преднамеренное и коварное (исполненное скрытой злобы) нападение на социальный статус и душевное здоровье человека, который выбран целью.


Отличие между конфликтом и буллингом

Конфликты между сверстниками

Буллинг

«Власть» распределена равномерно между участниками, т.е. нет предводителя. Во время ссоры все говорят примерно поровну.

«Власть» распределена неравномерно.

Дети, участники конфликта, часто играют вместе.

Дети, участники конфликта, редко играют вместе.

Происходят время от времени.

Действия повторяются и оказывают деморализующее влияние.

Происходят по недоразумению.

Действия являются намеренными и осуществляются сознательно.

Не представляют из себя ничего серьезного.

Представляет серьезную угрозу нанесения физического и психологического вреда.

Мнения и позиции участников могут различаться, но они не хотят причинять друг другу вреда.

Представляет серьезную угрозу нанесения физического и психологического вреда.

Обе конфликтующие стороны чувствуют себя эмоционально не очень хорошо.

У жертвы отмечается бурная негативная эмоциональная реакция, буллер же получает удовольствие.

За поведением стоит желание что-то изменить (чтобы что-то было по-другому).

За поведением стоит желание власти, контроля над другим человеком или материальный интерес.

Конфликтующие стороны испытывают угрызения совести, если ни сделали что-то не так (поступили несправедливо); - они чувствуют свою ответственность.

У буллера нет угрызений совести, – в конце концов виноватой оказывается жертва.

Участники конфликта прилагают усилия, чтобы разрешить проблему.

Буллер не прилагает никаких усилий для разрешения проблемы.



Подводя итог, хотелось бы отметить следующее, что отличия между буллингом и конфликтом очень хорошо видны в представленных таблицах и наверняка Вам понятны.

Напрашивается вопрос сам собой: Как избежать или решить проблему травли или частных конфликтов в школе?

Конечно это системная профилактическая работа всех участников образовательного процесса: и родителей, и педагогов и учащихся.

В помощь конечно педагоги-психологи, социальные педагоги, школьные медиаторы.

Для профилактики, необходимо своевременное наблюдение за обстановкой в классе, проведение социометрии, изучение микроклимата в классе, беседа с учащимися, различные профилактические мероприятия и тренинги направленные на сплочение коллектива, беседы с приглашенными специалистами, просмотры тематических фильмов и видеороликов, а затем их обсуждение, и конечно психопросвещение.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Полностью согласна! Замечательный материал для просвещения! Каждый, кто ознакомится с данным ресурсом, станет лучше разбираться в происходящем... Наверняка, в памяти всплыли многие моменты... Благодарю автора за столь актуальный материал! Не хватает ссылки на источники по данной тематике.

30 May