Школьный буллинг. Причины возникновения и помощь

4
0
Материал опубликован 11 November 2021 в группе

Буллинг - это агрессия одних детей против других, происходящая чаще всего при неравенстве сил, агрессия имеет тенденцию повторяться, при этом ответ жертвы показывает, как сильно она задета происходящим. Относительно новый термин, обозначающий детскую жестокость.


t1635850595aa.gif



Профилактика буллинга поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него «агрессоров» и «жертв».






Участники травли:

«Агрессор» - человек, который запугивает и преследует жертву.

«Жертва» - человек, который подвергается агрессии.

«Защитник» - человек, находящийся на стороне жертвы и пытающийся оградить её от агрессии.

«Преследователи» - люди, участвующие в травле, начатой агрессором.

«Сторонники» - люди, находящиеся на стороне агрессора, непосредственно не участвующие в издевательствах, но и не препятствующие им

«Наблюдатель» - человек, знающий о деталях агрессивного взаимодействия, но соблюдающий нейтралитет.

t1635850595ab.jpg




ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПОМОЩЬ.


t1635850595ac.jpg


Леонова Маргарита Геннадьевна

МБОУ «СОШ № 29» им. И. Г. Михайлова





В случае возникновения в классе буллинга учителю необходимо:

- Оставаться спокойным и контролировать ситуацию в случае обнаружения буллинга в классном коллективе;

Отнестись к случаю или рассказу о буллинге серьёзно;

- Оказать поддержку потерпевшему. Скажите ребёнку: я тебе верю, мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребёнку понять, что вы пытаетесь понять его чувства), это не твоя вина (дайте ребёнку понять, что он не одинок в подобной ситуации), я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность;

- Показать обидчику (агрессору, буллеру) своё отношение к ситуации. Дать возможность оценить ситуацию обидчику с точки зрения потерпевшего (т.е поставить себя на место жертвы), а также объяснить, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации. Для того чтобы по возможности сам агрессор изменил свою позицию в отношении происходящего;

- Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Проведите разъясняющий разговор в классе. Вы можете не называть имен, но и так все и все поймут. Такой разговор лишит ситуацию насилия «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. Проинформировать педагогический коллектив, чтобы он знал о случае буллинга и мог взять ситуацию под контроль. В особо трудных случаях необходимо обратиться за помощью в комиссию по делам несовершеннолетних, центр психологического консультирования

t1635850595ad.png

Признаки буллинга:


кого-то зажимают в углу помещения, а когда взрослый подходит к группе детей они замолкают, разбегаются, резко меняют деятельность (могут «обнять» жертву, как будто всё в порядке);


ребёнок стал хуже учиться, школьные принадлежности ребёнка бывают часто разбросаны по классу или спрятаны;

на уроках ученик ведёт себя боязливо, скрытно, когда отвечает в классе могут распространяться смех, шум, помехи, комментарии;

школьника постоянно обзывают, дразнят, дают обидные прозвища;

во время перемены ребёнок держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников или старших учеников, старается находиться недалеко от взрослых и учителей;

признаки насилия на теле или лице у школьника (ссадины, синяки, порезы, бледное или красное лицо), а также разорванная, испачканная одежда;

ребёнок может трястись от испуга, страха, плакать;



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №29 « ИМ.И.Г.МИХАЙЛОВА



Муниципальная научно-практическая конференция педагогических работников «День науки», посвященная 300-летию освоения Кузбасса.



Исследовательская работа

«Школьный буллинг.»


                                                                          Леонова Маргарита Геннадьевна.

Учитель русского языка и литературы.


2021 год, Артышта



Содержание


     Введение

  1. Что такое буллинг?

  2. Типы буллинга

  3. Социальная  структура  буллинга учащихся 6-х классов МБОУ СОШ №29 им. И.Г. Михайлова п.Артышта

  4. Диагностика учащихся: «Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки»; Тест агрессивности «Опросник Л.Г. Почебут»; Методика оценки отношений подростка с классом; «Шкала депрессий Бека (BDI)»; Методика измерения уровня тревожности «Шкала Дж. Тейлора»

  5. Результаты анкетирования учащихся 6 класса  МБОУ СОШ №29 им. И.Г. Михайлова п.Артышта

  6. Заключение

     Список используемой литературы

     Приложение


Введение

Тема детской  жестокости  во все времена была актуальна. Многие писатели обращались к ней. Например,  Дж. Роулинг «Гарри Поттер», В. Распутин «Уроки французского», В. Железников «Чучело», и другие. В их произведениях показывается противостояние сильных и слабых людей.

Откуда же берется жестокость у детей? В чем причины бездушного, подчас леденящего душу от сухих цифр статистики криминального поведения детей?

Ведь всё начинается с малого: издевательства над животными, ссор, а потом драк с одноклассниками и сверстниками. Затем всё кончается огромными  цифрами статистики детской преступности, ростом криминальных проявлений и шокирующими делами о зверских убийствах. 

В последнее время в средствах массовой информации, особенно в Интернете, появляются сообщения о детской жестокости, выкладываются ролики об избиении и издевательствах над одноклассниками и физически более слабыми ребятами.

Это обусловило выбор темы моей научно-исследовательской работы: «Школьный буллинг».

Цель данной работы: исследование наличия или отсутствия феномена буллинга в МБОУ СОШ №29 им.И.Г.Михайлова

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. узнать, что такое буллинг;

  2. познакомиться с формами и типами буллинга;

  1. изучить социальную структуру буллинга учащихся 6-х классов МБОУ СОШ №29 им. И.Г. Михайлова п. Артышта

  1. провести диагностику и анкетирование учащихся.

Объектом данного исследования стали обучающиеся  6-х классов, а предметом – явление буллинга.

Я выдвинула гипотезу, что буллинг – явление, широко распространённое в школьной среде. 

Методы исследования:

1. сбор и изучение теоретического материала; 

2. систематизация, обобщение и анализ собранной информации;

3. диагностика учащихся и обработка результатов;

4. анкетирование учащихся школы и обработка результатов.

Актуальность работы в том, что телевидение и Интернет «пестрят» видеороликами о жестокости детей, поэтому нельзя не воспринимать эту проблему всерьез.

Научная новизна исследования заключается в том, что буллинг - явление распространённое, но малоизученное.


Что такое буллинг?

Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. Однако именно в последние 30 лет психологи и педагоги бьют тревогу – настолько частым, жестоко проявляемым и приводящим к тяжелым последствиям становится это явление. Школьная травля стала еще более травматичной, циничной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% – эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 26% матерей считают своих детей жертвами издевательств. 

Что же это за явление такое, в котором    учащегося  называли раньше «белой вороной», «козлом отпущения»,  жертвой  « школьной дедовщины»,   а теперь  жертвами  буллинга? 

 Школьная травля, или буллинг (bullying,  от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях. Понятие «буллинг» (от англ. bullying – запугивание, травля) появилось ещё в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.


Буллинг – это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.

Профессор провёл первое исследование среди школьников Норвегии и Швеции по вопросам школьного буллинга. Оказалось, что 15% детей регулярно сталкиваются с ситуацией травли, 9% опрошенных являются жертвами, 7% – агрессорами, а 2% выступают и в той, и в другой роли.

       Буллинг – явление массовое. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда это систематическая травля со стороны одноклассников.

Мотивацией  к  буллингу  могут выступать чувство неприязни, нейтрализация соперника, восстановление  справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть,  самоутверждение, месть,  и  даже  удовлетворения  садистских  потребностей отдельных личностей.

Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли (зачинщики травли) чрезвычайно изобретательны.

Типы  буллинга:

  1. «Косвенный» - социальная агрессия;

  2. «Физический» - непосредственный - агрессия с физическим насилием;

  3. «Поведенческий» - преследователь вынуждает жертву перенести оскорбительные и унижающие для неё чувства собственного достоинства; вербальная агрессия: сплетни, интриги, вымогательства, шантаж; возможны бойкоты жертве, различные «пакости» (похищение тетрадей с домашней работой).

  4. «Словесный» - унижение непристойными словами, обзываниями, кличками.

  5. Новая разновидность школьного буллинга - «кибербуллинг» - жертва получает оскорбления на свой электронный адрес или через другие электронные устройства.

Обычно все виды травли сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы длительные травмирующие переживания. 


Социальная структура буллинга

Социальная структура буллинга   включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву и наблюдателя.  Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), учёные отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.

Булли (агрессоры)

1. дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя, гораздо легче будет добиваться своих целей;

2. не умеющие сочувствовать своим жертвам;

3. физически сильные мальчики;

4. легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.

Инициаторами травли также могут быть дети:

1. мечтающие   быть лидерами в классе;

2. желающие быть в центре внимания;

3. с высоким уровнем притязания;

4. уверенные   в своём превосходстве над жертвой;

5. дети, не признающие компромиссов;

6. агрессивные дети, самоутверждающиеся в жертве;

7. интуитивно чувствующие - какие одноклассники не окажут сопротивление;

8. со слабым самоконтролем.

В школьном буллинге чаще всего участвует целая группа детей. Если лидер - булли, то остальные - последователи инициаторов травли одноклассников.

     «Союзники» или «зрители» булли, чаще всего дети:

     1. боящиеся быть на месте жертвы;

     2. не желающие выделяться из толпы одноклассников;

     3. дорожащие своими отношениями с лидером;

     4.  поддающиеся влиянию «сильных мира сего» в классе;

     5. не умеющие сопереживать и сочувствовать другим;

     6. без собственной инициативы;

     7.  принимающие   травлю за развлечение;

     8. дети жестоких родителей;

     9. озлобленные ровесники, мечтающие взять реванш за свои унижения;

    10. из неблагополучных семей, испытавшие страх наказания.

Жертвы буллинга.

      Типичных жертв школьного террора нет. Любой ребёнок может быть   изгоем.

Особенности детей, являющихся жертвами, поведение их вызывает раздражение у одноклассников и учителей:

  1.  гиперактивность   и   повышенная возбудимость;

  2. плохая успеваемость;

  3. ябеды;

  4. синдром дефицита внимания;

  5. любимчики учителей;

  6. с трудом усваивающие чтение и письмо;

  7. гиперопекаемые родителями;

  8. воображалы;

  9. хвастуны;

  10.  «белые вороны» во внешности (например, заячья губа, необычная форма ушей, сколиоз, шрамы, очки, тики, косоглазие,…)

  11.  неопрятно одетые или же  суперодетые;

  12.  одарённых;

  13.  кичащихся достижениями своих родителей;

  14.  не имеющих электронных новинок или же имеющих самые дорогие из них, не доступные другим детям;

  15.  вундеркиндов;

  16.  интроверты с затруднённой коммуникацией;

  17.  часто болеющие дети и пропускающие из-за этого уроки в школе;

  18.  необычная манера речи, «необычное» в однокласснике с точки зрения его соучеников (а это, как вы и понимаете, может быть что угодно);

  19.  дети, не умеющие за себя постоять из-за своей деликатности или психологических особенностей;

  20.  дети другой национальности, непопулярной в данное время в стране,…

После изучения социальной структуры буллинга, мы решили выяснить, кто из анкетируемых нами ребят является агрессором, а кто жертвой. Для этого мы попросили опрашиваемых охарактеризовать своих одноклассников. Данные опроса позволили мне сделать вывод о том, что из 50 человек 6 -12% являются агрессорами, 10 – 20 % – жертвами, а 34 – 68% - союзниками или зрителями.


Диагностика учащихся

Чтобы подтвердить или опровергнуть мнение опрашиваемых, мы решили провести диагностику учащихся.

Нами был использован следующий пакет психодиагностических методик : «Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки»; Тест агрессивности «Опросник Л.Г. Почебут»; Методика оценки отношений подростка с классом; «Шкала депрессий Бека (BDI)»; Методика измерения уровня тревожности «Шкала Дж. Тейлора».

Результаты диагностики по методике «Опросник уровня агрессивности Басса – Дарки» 



По результатам, полученным после проведения данной методики, было выявлено, что у большинства испытуемых подростков средний уровень агрессивности. В процентном соотношении полученные результаты выстраиваются следующим образом: у 33% испытуемых - низкие показатели. Такие дети не стремятся защищать свои позиции и интересы, не проявляют эмоциональности в общении, ведут себя незаметно. У 66% - средние показатели. Школьники, относящиеся к этой категории, хорошо знают и принимают нормы и правила поведения, но иногда нарушают их. Нарушая правила, они не оправдывают себя, стремясь избежать негативной оценки взрослого. У 11 % испытуемых - высокие показатели. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. 


Результаты диагностики подростков по методике «Опросник Л.Г. Почебут»


В результате проведения данного теста, было выявлено, что у большинства испытуемых подростков - средний уровень агрессивности поведения. В процентном соотношении полученные результаты выстраиваются следующим образом: у 10% испытуемых наблюдается высокий уровень агрессивного поведения, низкие адаптационные возможности. У 60% наблюдается средний уровень агрессивности и адаптивности коллективе. И у 30% испытуемых низкие показатели агрессивного поведения. 


Результаты диагностики по методике оценки отношений подростка с классом


По результатам, полученным после проведения данной методики, было выявлено, что большинство испытуемых подростков принадлежат к третьему типу. 50 % респондентов воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов. 15% опрошенных воспринимают группу согласно первому типу, как помеху своей деятельности или относятся к ней нейтрально. Группа не представляет ценности для индивида. 35% подростков принадлежат ко второму типу и воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. Группа оценивается с точки зрения ее "полезности" для индивида.

Результаты диагностики по методике «Шкала депрессий Бека (BDI)»


По результатам, полученным после проведения данной методики, было выявлено, что у большинства испытуемых подростков (60%) присутствует легкая депрессия или 30% наблюдается умеренная депрессия. Лишь у 10% присутствует выраженная депрессия. Что может быть связано с окончанием полугодия, взаимоотношениями со сверстниками.      


Результаты диагностики по методике измерения уровня тревожности «Шкала Дж. Тейлора» 


По результатам, полученным после проведения данной методики, было выявлено, что у большинства испытуемых подростков средний уровень тревожности. У 20% наблюдается низкий уровень тревожности. У 10% показатели тревожности высокие, что в свою очередь, может быть обусловлено окончанием учебного полугодия, повышенной нагрузкой, а так же может свидетельствовать о сложных взаимоотношениях со сверстниками. 

Вывод: анализ результатов проведенного исследования позволяет говорить в целом о достаточно благоприятной ситуации. Между тем, у ряда подростков наблюдаются повышенная агрессивность, высокие показатели уровня школьной тревожности, депрессивность. Именно эта категория школьников составляет группу риска, причем как потенциальных зачинщиков, так и жертв буллинга и нуждается в дальнейшем сопровождении педагога- психолога.

Результаты анкетирования учащихся

Следующим этапом нашей работы стал опрос «Тест на наличие ситуаций насилия в школе», который диагностирует наличие буллинговых ситуаций  в школе. 

На вопрос: «Как ты чувствуешь себя в школе?» 



На вопрос «Существует ли проблема насилия в школе?»


На вопрос «Становились ли вы жертвой насилия, в нашей школе, и какого рода?». На первом месте дети отметили психологическое насилие, на втором месте у учеников стоит физическое насилие, на третьем - через СМС (кибербуллинг).

Изучение результатов опроса обучающихся на наличие ситуаций
насилия в школе, даёт возможность говорить о наличии буллинга в школе.

Закончить своё исследование мы решили вопросами на самую важную тему: «Если у тебя случилось несчастье, к кому ты обратишься?»

     На первом месте обратятся к родителям, на втором месте обратятся к друзьям, на третьем месте к родственникам, на четвертом - к учителю, а в полицию за помощью никто не обратится.


 «Какую помощь ты получил?»

Здесь обучающиеся дали такие ответы:

На первом месте - это сочувствие окружающих людей, на втором месте - медицинскую помощь, на третьем– социально - психологическую, на четвертом  месте  –  юридическую помощь.

Рекомендации, тех кто принимал участие в опросе: 

  • На первом месте – ужесточение дисциплины в школе

  • На втором месте – улучшение контроля и надзора за поведением учащихся

  • На третьем месте – обсуждение на кл. часах проблемы насилия


Заключение

  1. В ходе проведенного мною исследования, я выяснила что такое буллинг, его формы и типы, социальную структуру буллинга учащихся 6-х классов МБОУ СОШ №29 им. И.Г. Михайлова п. Артышта, провела диагностику с помощью «Опросника уровня агрессивности Басса – Дарки»; Теста агрессивности «Опросник Л.Г. Почебут»; Методики оценки отношений подростка с классом; «Шкалы депрессий Бека (BDI)»; Методики измерения уровня тревожности «Шкала Дж. Тейлора» и анкетирование учащихся.

А также подтвердила гипотезу, что буллинг – явление, которое имеет место быть в школьной среде. Актуальность данной темы также не вызывает сомнения, так как появляются новые виды буллинга, как например, кибербуллинг. 

В результате нашего исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Явление буллинга имеет место в школьной среде. Результаты диагностики позволяют говорить в целом о достаточно благоприятной ситуации. Между тем, у ряда подростков наблюдаются повышенная агрессивность, высокие показатели уровня школьной тревожности, депрессивность. Именно эта категория школьников составляет группу риска, причем как потенциальных зачинщиков, так и жертв буллинга и нуждается в дальнейшем сопровождении педагога- психолога.

  2. Результаты анкетирования говорят о наличие детей группы риска в ситуации буллинга в 6 классе МБОУ СОШ №29 им. И.Г. Михайлова п.Артышта


Список используемой литературы

  1. «Подросток на перекрестке эпох» под ред. Кривцовой С.В., М.-1997. 

  2. Гребенкин Е.В. «Профилактика агрессии и насилия в школе». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006. 

  3. Курбатова Т. Н. Психология агрессии//Агрессия/Отв. ред. А. М. Ельяшевич. СПб.: Хамелеон, 2004. 

  4. С.В.Кривцова. «Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных» 2011г.

  5. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? «Семья и школа», 2006, № 11. с.15-18.

  6. Агрессия детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Речь, 2004

  7. Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб., 2001.

  8. Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга, М.: Генезис, 2012.— 264 с.


Приложение 1

Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки

    Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Басс и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Создавая свой опросник, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

  2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

  4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

  6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Инструкция. Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из возможных ответов: «да» и «нет».

Опросник

  1. Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.

  2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.

  3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.

  4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.

  5. Не всегда получаю то, что мне положено.

  6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

  7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.

  8. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.

  9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

  10.  Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.

  11.  Всегда снисходителен к чужим недостаткам.

  12.  Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.

  13.  Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.

  14.  Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.

  15.  Часто бываю не согласен с людьми.

  16.  Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

  17.  Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.

  18.  В раздражении хлопаю дверьми.

  19.  Я более раздражителен, чем кажется со стороны.

  20.  Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.

  21.  Меня немного огорчает моя судьба. 

  22.  Думаю, что многие люди не любят меня.

  23.  Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

  24.  Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины. 

  25.  Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

  26.  Я не способен на грубые шутки.

  27.  Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

  28.  Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.

  29.  Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.

  30.  Довольно многие завидуют мне.

  31.  Требую, чтобы люди уважали мои права.

  32.  Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.

  33.  Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

  34.  От злости иногда бываю мрачным.

  35.  Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.

  36.  Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.

  37.  Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.

  38.  Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

  39.  Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.

  40.  Хочется, чтобы мои грехи были прощены.

  41.  Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

  42.  Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.

  43.  Иногда люди раздражают меня своим присутствием.

  44.  Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.

  45.  Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».

  46.  Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.

  47.  Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

  48.  Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.

  49.  С десяти лет у меня не было вспышек гнева.

  50.  Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.

  51.  Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.

  52.  Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

  53.  Когда кричат на меня, кричу в ответ.

  54.  Неудачи огорчают меня.

  55.  Дерусь не реже и не чаще других.

  56.  Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

  57.  Иногда чувствую, что готов первым начать драку.

  58.  Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.

  59.  Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.

  60.  Ругаюсь только от злости.

  61.  Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.

  62.  Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.

  63.  Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.

  64.  Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

  65.  У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

  66.  Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.

  67.  Часто думаю, что живу неправильно.

  68.  Знаю людей, которые способны довести меня до драки.

  69.  Не огорчаюсь из-за мелочей.

  70.  Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

  71.  Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.

  72.  В последнее время я стал занудой.

  73.  В споре часто повышаю голос.

  74.  Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.

  75.  Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.


Обработка результатов и интерпретация

Ответы оцениваются по 8 шкалам.

1. Физическая агрессия (k=11):

"да" = 1, "нет" = 0

вопросы: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 9, 7

2. Вербальная агрессия(k=8):

"да" = 1, "нет" = 0

вопросы: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 33, 66, 74, 75

3. Косвенная агрессия (k=13):

"да" = 1, "нет" = 0

вопросы: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 26, 49

4. Негативизм (k=20):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 4,12,20,28,

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 36

5. Раздражение (k=9):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 11, 35, 69

6. Подозрительность (k=11):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 33, 66, 74, 75

7. Обида (k=13):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58

8. Чувство вины (k=11):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67




Приложение 2

Опросник уровня агрессивности Л.Г. Почебут

Инструкция. Предполагаемый опросник выявляет ваш обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления в социальной среде. Вам необходимо однозначно («да» или «нет») оценить 40 приведенных ниже утверждений.

Опросник

  1. Во время спора я часто повышаю голос.

  2. Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что о нем думаю.

  3. Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я, не раздумывая, сделаю это.

  4. Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.

  5. Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь к себе внимание или доказать свою правоту.

  6. Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права.

  7. Вспоминая прошлое, порой мне бывает обидно за себя.

  8. Хотя я и не подаю вида, иногда меня гложет зависть.

  9. Если я не одобряю поведение своих знакомых, то я прямо говорю им об этом.

  10.  В сильном гневе я употребляю крепкие выражения, сквернословлю.

  11.  Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.

  12.  Я бываю настолько взбешен, что швыряю разные предметы.

  13.  У меня часто возникает потребность переставить в квартире мебель или полностью сменить ее.

  14.  В общении с людьми я часто чувствую себя «пороховой бочкой», которая постоянно готова взорваться.

  15.  Порой у меня появляется желание зло пошутить над другим человеком.

  16.  Когда я сердит, то обычно мрачнею.

  17.  В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая.

  18.  В молодости у меня часто «чесались кулаки» и я всегда был готов пустить их в ход.

  19.  Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до драки.

  20.  Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать.

  21.  Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал.

  22.  Иногда люди раздражают меня только одним своим присутствием.

  23.  Я часто удивляюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать мне что-нибудь хорошее.

  24.  Если мне нанесут обиду, у меня пропадет желание разговаривать с кем бы то ни было.

  25.  Иногда я намеренно говорю гадости о человеке, которого не люблю.

  26.  Когда я взбешен, я кричу самое злобное ругательство.

  27.  В детстве я избегал драться.

  28.  Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить.

  29.  Когда я взбешен, то могу хлопнуть дверью.

  30.  Мне кажется, что окружающие люди меня не любят.

  31.  Я постоянно делюсь с другими своими чувствами и переживаниями.

  32.  Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.

  33.  Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же.

  34.  Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его.

  35.  Меня раздражает, когда предметы лежат не на своем месте.

  36.  Если мне не удается починить сломавшийся или порвавшийся предмет, то я в гневе ломаю или рву его окончательно.

  37.  Другие люди мне всегда кажутся преуспевающими.

  38.  Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло.

  39.  Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку.

  40.  Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.

Обработка результатов и интерпретация

Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал.

Вербальная агрессия (ВА) – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.

Физическая агрессия (ФА) – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.

Предметная агрессия (ПА) – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.

Эмоциональная агрессия (ЭА) – у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.

Самоагрессия (СА) – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.

Ключ для обработки теста

Тип агрессии

номер утверждения

Да

Нет

ВА

1, 2, 9, 10, 25, 26, 33

17

ФА

3, 4, 11,1 8, 19, 28, 34

27

ПА

5, 12, 13, 21, 29, 35, 36

20

ЭА

6, 14, 15, 22, 30, 37, 38

23

СА

7, 8, 16, 24, 32, 39, 40

31


Вначале суммируются баллы по каждой из пяти шкал.

Если сумма баллов выше 5, это означает высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности по шкале.

Сумма баллов от 3 до 4 соответствует средней степени агрессии и адаптированности.

Сумма баллов от 0 до 2 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированности по данному типу поведения. 
Затем суммируются баллы по всем шкалам.

Если сумма превышает 25 баллов, это означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности.

Сумма баллов от 11 до 24 соответствует среднему уровню агрессивности и адаптированности.

Сумма баллов от 0 до 10 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированного поведения.

               

Приложение 3

                            «Оценка отношений подростка с классом»

Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».

Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».

Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим».

Анкета

1.Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто.

 А – знает больше, чем я;

Б – все вопросы стремится решать сообща;

В – не отвлекает внимание преподавателя.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А – используют индивидуальный подход;

Б – создают условия для помощи со стороны других;

В – создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

3. Я рад, когда мои друзья:

А – знают больше, чем я, и могут мне помочь;

Б – умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

В – помогают другим, когда представится случай.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:

А – некому помогать;

Б–не мешают при выполнении задачи;

В – остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А–я могу получить помощь и поддержку со стороны других;

Б – мои усилия достаточно вознаграждены, В – есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

6. Мне нравятся коллективы, в которых:

А – каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

Б – каждый занят своим делом и не мешает другим;

В – каждый человек может использовать других для решения своих задач.

7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые.

А – создают дух соперничества между учениками,

Б–не уделяют им достаточного внимания,

В – не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

8. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

А – возможность работы, когда тебе никто не мешает;

Б – возможность получения новой информации от других людей;

В – возможность сделать полезное другим людям.

9. Основная роль должна заключаться.

А – в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;

Б–в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;

В – в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

А – предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

Б – предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

В – стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

А – имел ко мне индивидуальный подход;

Б – создавал условия для получения мной помощи со стороны других;

В – поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

12. Нет ничего хуже того случая, когда:

А – ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;

Б – чувствуешь себя ненужным в группе;

В – тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:

А – личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей, Б – общий успех, в котором есть и моя заслуга;

В – успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы.

А – работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы,

Б – работать индивидуально с преподавателем, В – работать со сведущими в данной области людьми.

Ключ для обработки анкеты

Тип восприятия индивидом группы

индивидуалистическое

коллективистическое

прагматическое

1В 8А 2А 9Б ЗБ 10Б 4Б 11А 5Б 12А 6Б 13В 7Б 14В

1Б 8В 2В 9А 3В 10В 4А 11В 5В 12Б 6А 13Б 7А 14А

1А 8Б 2Б 9В ЗА 10А 4В 11Б 5А 12В 6В 13А 7В 14В


                              

Приложение 4

                                   «Шкала депрессий Бека (BDI) 

Инструкция: «В этом опроснике содержатся группы утверждений. Внимательно прочитайте каждую группу утверждений. Затем определите в каждой группе одно утверждение, которое лучше всего соответствует тому, как Вы себя чувствовали НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ И СЕГОДНЯ. Поставьте галочку около выбранного утверждения. Если несколько утверждений из одной группы кажутся Вам одинаково хорошо подходящими, то поставьте галочки около каждого из них. Прежде, чем сделать свой выбор, убедитесь, что Вы прочли Все утверждения в каждой группе» 


    • 0 Мне не грустно.

    • 1 Мне грустно или тоскливо.

    • 2 Мне все время тоскливо или грустно и я ничего не могу с собой поделать

    • 3 Мне так грустно или печально, что я не могу этого вынести.


    • 0 Я смотрю в будущее без особого разочарования.

    • 1 Я испытываю разочарование в будущем.

    • 2 Я чувствую, что мне нечего ждать впереди.

    • 3 Я чувствую, что будущее безнадежно и поворота к лучшему быть не может.


    • 0 Я не чувствую себя неудачником.

    • 1 Я чувствую, что неудачи случались у меня чаще, чем у других людей.

    • 2 Когда оглядываюсь на свою жизнь, я вижу лишь цепь неудач.

    • 3 Я чувствую, что потерпел неудачу как личность (родители).


    • 0 У меня не потерян интерес к другим людям.

    • 1 Я меньше, чем бывало, интересуюсь другими людьми.

    • 2 У меня потерян почти весь интерес к другим людям и почти нет никаких чувств к ним.

    • 3 У меня потерян всякий интерес к другим людям и они меня совершенно не заботят.


    • 0 Я принимаю решения примерно так же легко, как всегда.

    • 1 Я пытаюсь отсрочить принятые решения.

    • 2 Принятие решений представляет для меня огромную трудность.

    • 3 Я больше совсем не могу принимать решения.


    • 0 Я не чувствую, что выгляжу сколько-нибудь хуже, чем обычно.

    • 1 Меня беспокоит то, что я выгляжу непривлекательно.

    • 2 Я чувствую, что в моем внешнем виде происходят постоянные изменения, делающие меня непривлекательным.

    • 3 Я чувствую, что выгляжу гадко и отталкивающе.


    • 0 Я не испытываю никакой особенной неудовлетворенности.

    • 1 Ничто не радует меня так, как раньше.

    • 2 Ничто больше не дает мне удовлетворения.

    • 3 Меня не удовлетворяет всё.


    • 0 Я не чувствую никакой особенной вины.

    • 1 Большую часть времени я чувствую себя скверным и ничтожным.

    • 2 У меня довольно сильное чувство вины.

    • 3 Я чувствую себя очень скверным и никчемным.


    • 0 Я могу работать примерно так же хорошо, как и раньше.

    • 1 Мне нужно делать дополнительные усилия, чтобы что-то сделать.

    • 3 Я не могу выполнять никакую работу.


    • 0 Я не испытываю разочарования в себе.

    • 1 Я разочарован в себе.

    • 2 У меня отвращение к себе.

    • 3 Я ненавижу себя.


    • 0 У меня нет никаких мыслей о самоповреждении.

    • 1 Я чувствую, что мне было бы лучше умереть.

    • 2 У меня есть определенные планы совершения самоубийства.

    • 3 Я покончу с собой при первой возможности.


    • 0 Я устаю ничуть не больше, чем обычно.

    • 1 Я устаю быстрее, чем раньше.

    • 2 Я устаю от любого занятия.

    • 3 Я устал чем бы то ни было заниматься.


    • 0 Мой аппетит не хуже, чем обычно.

    • 1 Мой аппетит не так хорош, как бывало.

    • 2 Мой аппетит теперь гораздо хуже.

    • 3 У меня совсем нет аппетита.

Ключ к тесту

Баллы за ответы начисляются по следующей схеме:

 Ответ  «а» – 0 баллов,

  «б» – 1 балл,

  «в» – 3 балла,

  «г» – 4 балла.

Интерпретация результатов теста

Степень депрессии: 

0-4 балла – депрессия отсутствует;

5-7 баллов – легкая депрессия;

8-15 баллов -средний уровень депрессии;

            16 и более баллов – высокий уровень депрессии.



Приложение 5

                                  «Шкала тревожности Дж. Тейлора»

1.Я могу долго работать не уставая.

2.Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.

3.Обычно руки и ноги у меня теплые.

4.У меня редко болит голова.

5.Я уверен в своих силах.

6.Ожидание меня нервирует.

7.Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

8.Обычно я чувствую себя вполне счастливым.

9.Я не могу сосредоточиться на чем-либо одном.

10.В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял все то, что мне поручали.

11.Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

12.Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

13.Я думаю, что я не более нервный, чем большинство других людей.

14.Я не слишком застенчив.

15.Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.

16.Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

17.Я краснею не чаще, чем другие.

18.Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.

19.Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку.

20.Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.

21.Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.

22.Обычно я спокоен и меня нелегко расстроить.

23.Меня часто мучают ночные кошмары.

24.Я склонен все принимать слишком всерьез.

25.Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.

26.У меня беспокойный и прерывистый сон.

27.В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать.

28.Я более чувствителен, чем большинство других людей.

29.Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех.

30.Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие.

31.Мой желудок сильно беспокоит меня.

32.Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами.

33.Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда.

34.Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть.

35.Я легко прихожу в замешательство.

36.Временами я становлюсь настолько возбужденным, что это мешает мне заснуть.

37.Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений.

38.У меня бывают приступы тошноты и рвоты.

39.Я никогда не опаздывал на свидания или работу.

40.Временами я определенно чувствую себя бесполезным.

41.Иногда мне хочется выругаться.

42.Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо.

43.Меня беспокоят возможные неудачи.

44.Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

45.Меня нередко охватывает отчаяние.

46.Я — человек нервный и легко возбудимый.

47.Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда, я пытаюсь что-нибудь сделать.

48.Я почти всегда испытываю чувство голода.

49.Мне не хватает уверенности в себе.

50.Я легко потею даже в прохладные дни.

51.Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать.

52.У меня очень редко болит живот.

53.Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

54.У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте.

55.Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения.

56.Я легко расстраиваюсь.

57.Практически я никогда не краснею.

58.У меня гораздо меньше различных опасений и страхов, чем у моих друзей и знакомых.

59.Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.

60.Обычно я работаю с большим напряжением.

Ключ обработки

Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то это свидетельствует о неискренности испытуемого.

Шкала тревоги

•ответы «да» к высказываниям 6, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 53, 54, 56, 60

•ответы «нет» к высказываниям 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58

                                                         Шкала лжи

•ответы «да» к пунктам 2, 10, 55

•ответы «нет» к пунктам 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.

Интерпретация результатов

•40 – 50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги;

•25 – 40 баллов - свидетельствует о высоком уровне тревоги;

•15 – 25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;

•5 – 15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;

•0 – 5 баллов - о низком уровне тревоги.

  

Буллинг
PPTX / 55.38 Мб



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.