12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ТабаковаЛ2193
Учитель русского языка и литературы высшей категории, преподаю Основы Православной культуры, редактор школьной газеты "Школьный вестник"
Россия, Ульяновская обл., р.п.Новоспасское
Материал размещён в группе «ОРКСЭ »

МОУ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1

р.п. НОВОСПАССКОЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ







Конкурс

«Лучший урок по Основам

православной культуры

для общеобразовательного учреждения»



Табакова Л.П.

учитель русского языка и литературы,

преподаватель ОПК










2019 год


Урок «Отношение христианина к природе»



Цель урока: помочь учащимся осознать общегражданскую и личную ответственность человека за вверенный ему мир

Задачи урока:

освоение учащимися сведений об особенностях отношения христианина к природному миру, о всемирном потопе, об отношении святых к природе, к животному миру;

осмысление связи природного и человеческого мира, особой роли человека в мире, обусловленной тем, что ему даны разум и совесть;

обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и рассуждений автора учебной статьи.


Планируемые результаты:

предметные:

Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным.

Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?».

Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём.

метапредметные:

Регулятивные: саморегуляция

Коммуникативные: развивать способности в выражении своих мыслей и чувств в рассказе перед всем классом.

Личностные: формировать личностное переживание


Оборудование урока: мультимедиа проектор, бумага для рисования, цветные карандаши или фломастеры


Предварительная подготовка к уроку учащихся:

ребятам было дано задание: подготовить рассказ о своём домашнем питомце, по возможности принести фотографии.

План урока:


п/п

Этапы урока

Время

1.

Подготовительный этап

10 мин.

2.

Целеполагание

2 мин.

3.

Постановка проблемного вопроса

3 мин.

4.

Изучение темы. Работа с учебником

5 мин.

5.

Работа в группах

10 мин.

6.

Реализация домашнего задания

10 мин.

7.

Подведение итогов. Рефлексия.

3 мин.

8.

Домашнее задание

2 мин.


Ход урока


1.Подготовительный этап.

До начала урока учитель ведёт ребят в рекреацию на 2 этаже школы, где на стенах помещены репродукции известных картин И. Шишкина, В. Поленова, А. Пластова.

t1700811716aa.jpg




Учитель:

-Ребята, вы каждый день проходите мимо этих репродукций. Давайте внимательно рассмотрим их.

-Какие картины вам известны?

-Фамилии каких художников вам знакомы? Что объединяет эти полотна?

-Какое полотно понравилось больше всего?

(Ребята рассматривают репродукции, называют фамилии авторов, отвечают, что на всех полотнах изображены картины природы в разные времена года, показывают, какая репродукция понравилась и почему. Если необходимо, учитель поясняет разницу между понятиями «картина» и «репродукция»).


Учитель:

То берёзка, то рябина,

Куст ракиты над рекой…

Край родной, навек любимый,

Где найдёшь ещё такой!

Край родной, навек любимый,

Где найдёшь ещё такой!

Где найдёшь ещё такой!

-Это строчки из песни «Край родной» (Вариант названия – «Наш край»)

автор слов А.Пришелец, мне кажется, могут служить заголовком к нашей школьной картинной галерее.

-Каким чувством пронизаны эти картины, эти строчки? (Чувством красоты, чувством любви к природе.)


2. Целеполагание.

-Так о чём же пойдёт наш разговор на уроке, как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?

(О природе, о человеке и природе, о любви и уважении, о бережном отношении к природе, об умении видеть красоту природы, как её видят художники, и любоваться её красотой.)


3. Проблемный вопрос.

-А что такое природа? Откуда она взялась? И что выше, главнее: человек или природа?

(Ребята вспоминают о Сотворении мира. Сначала были созданы растения и деревья, затем пресмыкающихся, рыбы, птицы, потом животные и человек).

Учитель:

- Христиане верят, что всё на земле создал Творец – Бог. Бог вложил свою любовь и мудрость в мир. А вершиной его творения стал ЧЕЛОВЕК? Именно человеку он дал право дать имена и названия животным. Значит человек – Царь природы? Значит, он может командовать всеми живыми существами и использовать их в своей жизни, для своего блага?

( Ребята говорят, что человек выше природы, или что человек – часть природы, что его обязанность – беречь природу, используя её для своих нужд и блага.)


4. Изучение нового материала. Работа с учебником.

Учитель:

-О взаимоотношении человека и природы замечательно сказал наш великий учёный Михаил Ломоносов. Давайте прочитаем его слова на экране. (Бог дал людям две книги – книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, а в Библию – заповеди)

-Так какой мы сделаем вывод из прочитанного?

(Человек должен изучать законы природы и следовать им, беречь природу и трудиться на благо природы, использовать её для себя, но не уничтожать при этом, не разрушать.)

-А что вы понимаете под словами «Беречь природу»?

( Не сорить, не загрязнять лес, речку, не ломать ветки, не рвать охапками цветы, не разорять птичьих гнёзд, не жечь костры и т.д.)


5.Работа в группах.

Учитель:

-Конечно, многое зависит от взрослых. Мы не можем проследить за заводами, которые должны ставить фильтры на свои трубы, чтобы не отравлять воздух. Такие фильтры, например, должны быть на нашем заводе по производству силикатного кирпича. Не можем мы повлиять на тех, кто спускает сточные воды канализации в речку, где купаются и дети и взрослые. Не справиться нам и с браконьерами, которые охотятся, когда это нельзя, и там, где нельзя. Но что-то мы с вами можем сделать.

-Давайте мы создадим свой свод ЗАКОНОВ.

Ребята в группах формулируют своё правило на листках формата А 4, сопровождая его рисунком. Все листки закрепляются на доске для всеобщего обозрения. Например,

Не шуметь

Не ломать ветки деревьев

Не мусорить

Не срывать цветы

Ходить по тропинкам

Убирать за собой мусор после похода

Учитель:

- А что будет, если человек постоянно будет нарушать эти нравственные законы?

-Однажды мир уже пострадал из-за человека. Вспомните историю про Всемирный потоп.

На экране с помощью мультимедиа – репродукция картины И.Айвазовского «Всемирный потоп». Мы читаем в учебнике статью из рубрики «Это интересно».


6.Реализация домашнего задания.

Учитель:

-В сказке замечательного французского писателя Антуа́на де Сент-Экзюпери есть слова, их произносит главный герой – Маленький Принц: «Мы в ответе за того, кого приручили». Речь идёт о братьях наших меньших, о животных. «Христианское милосердие должно распространяться не только на людей, но и на животных…» Эти слова дают основания для переложения содержащихся в ней рассуждений на личный опыт учащихся.

-А какие животные есть в вашем доме и как вы о них заботитесь?

Ребята по желанию выходят к доске, рассказывают о своих питомцах, показывают их фотографии.


8. Рефлексия.

Экологический светофор.

t1700811716ab.gif

Красный свет – природе вред!

Жt1700811716ac.gif елтый - осторожно!

Сt1700811716ad.gif вет зеленый – как красиво!

Скажет лес тебе: «Спасибо!»


7. Домашнее задание.

-Как вы думаете, какое домашнее задание вытекает из нашего урока? Чем бы вы хотели заняться по теме урока?

Ребята предполагают подготовить рассказ о своём животном тем, кто не сделал это к этому уроку, предлагают нарисовать по теме урока.

Домашнее задание по выбору:

написать заметку в нашу школьную газету под заголовком: «Береги природу»;

нарисовать плакат на тему: «Экологический кризис» (можно в группе 2-3 человека)


Учитель:

-А закончим мы урок словами из сказки «Маленький принц»

«Есть такое твердое правило, - сказал мне однажды Маленький принц. - Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»


Заметки учеников в школьную газету

Этим летом мы спасли ежа от собаки. Наш пёс Ральф живёт в вольере в лесу за нашим домом. Поэтому лесные жители легко могут пожаловать к нему в гости. Однажды жарким летним днём в вольер заполз ёжик, видимо, он хотел пить. Но Ральф не очень обрадовался этому. Он начал лаять, гоняться за ним, закапывать его в песок. Мой папа решил покормить пса и увидел раненого ёжика, который лежал и не двигался. Папа подумал, что он мёртв, вытащил зверька из вольера и позвал нас. Мама стала поливать лесного зверька водой. И вдруг ёжик шевельнулся. Постепенно ему становилось всё лучше. Я вынесла ему фрукты и воды в блюдечке. Но ёжик всё ещё притворялся мёртвым. Мы решили уйти, чтобы его не пугать. Потом мы пришли его проведать. Но ёжика там уже не было. Тогда мы поняли, что он убежал и с ним всё в порядке. Я была очень рада, что нам удалось спасти ежа! Бирюкова Д.4-А

Мой кот Вася.

У меня есть кот Вася. У него серо-белая шубка и зелёные глаза. Ему два годика. Он у меня худенький. Вася любит играть со своей игрушкой-мышкой, и он точит свои когти. Мой котик ест полезную пищу: молоко, рыбу и мясо. У него есть собственная кроватка. Он ходит в туалет либо на улицу, либо в свой лоток. Он немного непоседа. Мы с ним проводим много времени вместе. Я его всегда балую вкусняшками. Вася – мой любимый кот!!!

Давыдова К. 4-А

Моё животное.

У меня есть кот. Его зовут Барсик. Он очень красивый и хороший. Он белого цвета, на спине три чёрных пятна, чёрный хвост и на лбу чёрное пятнышко. Мой котик любит молоко и колбаску. Я с ним играю в мышку. Котяра гоняется за мышкой по всему дому. Когда мне скучно, он напоминает о себе. А ещё Барсик сильно царапается. Но всё равно я люблю своего котика.

Суркова В. 4-А


Моя любимая кошка.

Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что большинство людей, живущих на нашей планете, очень любит кошек. Да и как их можно не любить? Ведь кошки – верные, преданные и полезные спутники жизни. Они украшают нашу жизнь, а в горе часто утешают нас. Вы только полюбуйтесь на это красивое, изящное и ловкое животное! Пушистая мягкая шёрстка, быстрые, энергичные и грациозные движения. Животное ласковое, нежное и в то же время, когда это нужно, беззаветно храброе до самопожертвования. Особенно тогда, когда возникает неожиданная необходимость защитить своего хозяина. Мы любим их за доброе к нам отношение, несмотря на все их шалости и проказы, за те минуты (а иногда и дни) радости, которые они нам доставляют. А ведь у многих пожилых людей, потерявших своих близких, кошки нередко бывают единственными живыми существами, скрашивающими их печальное одиночество, помогающими их жить! У меня тоже есть кошка, вернее котёнок, маленькая кошечка. Её зовут София! Ей пять месяцев, она очень красивая, порода её называется Британская вислоухая. У неё дымчатая шерсть и большие глаза. Она очень меня любит, мы вместе играем. Я за ней ухаживаю: мою, причёсываю. Я люблю свою Софочку и не представляю, как без неё жила!

Потина К.4-А



Литература


Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва: Издательский дом «Покров», 2003.

Грамматика нравственности: Учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, лицеев и гимназий по курсу основ морали. Методическое пособие для учителей. 5-9 классы/ Под ред. Э. П. Козлова. Предисловие С. В. Михалкова — М., 2007.

Янушкявичене О.Л., Васечко Ю.С.,ПРОТОИРЕЙ ВИКТОР ДОРОФЕЕВ, Яшина О.Н. Основы православной культуры 4 класс. М.: Русское слово, 2013





Опубликовано в группе «ОРКСЭ »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.