12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Прокопьева91


Конспект урока русского языка в 7 классе


Прокопьева Татьяна Ильинична

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Мелекесская сош с углубленным

изучением отдельных предметов»

Тукаевского муниципального района РТ


Тема урока: «Отрицательные частицы НЕ и НИ»

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Цели урока:

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом.

Содержательная: формирование знаний о правилах различения частиц НЕ и НИ.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные: обучающийся научится давать определение понятиям различения частиц НЕ и НИ по значению; обучающийся получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной орфограмме; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные: обучающийся научится определять частиц НЕ и НИ по значению: частица Не используется для выражения отрицания, частица НИ может быть отрицательной и усилительной.

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.










Ход урока

1 этап. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.)

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Прочтите высказывание, спроецированную на экране Чего вы не понимаете, то не принадлежит вам”. Гёте. Как вы ее понимаете?

Ученик.

Учитель. Вы готовы понять и освоить новые знания так, чтобы они принадлежали вам ?

Ученики. Готовы!

2 этап. Актуализация прочного учебного действия. (10мин.)

Учитель. Заполняем листы самооценки.


Лист самооценки ученика (цы) 7 класса по теме «__________________________________________» ФИ________________________________________ дата________________________________________

Домашнее задание.

Кластер.

Упр.344.


Работа в группах.

Группа______


Исправь ошибку.


Задание на закрепление.


Домашнее задание.

Кластер.

Упр.344.



Принцип заполнения оценочных листов таков: если задание выполнено правильно, ставьте «+», если были недочеты, ставьте «?», если нет «-».


Учитель. Не забываем оценивать свою познавательную деятельность в течение урока. Продолжим.

Учитель. Проверяем домашнее задание. Три ученика рисуют на доске свои кластеры.

Упр.344 (по цепочке).

Учитель. Ребята, как вы думаете, чей кластер вам больше нравиться, почему?

Ответы учащихся

Собираем тетради.

Учитель. Ребята попробуйте, заполнить таблицу. Укажите цифрами ваши ответы.

Составление таблицы.


1.Служебная часть речи.

2.Служит для образования форм слова.

3.Вносит различные оттенки значения.

4. Служат для отрицания, усиления отрицания.

5.Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ пишутся раздельно.

6.Частицы – ТО, - КА, - ТАКИ (с наречиями, глаголами )пишутся через дефис.

7. Как различать частицы НЕ – НИ


Знаю



Хочу узнать


Узнал







3 этап. Выявление места и причины затруднения (2 мин)

Учитель. Обратите внимание на экран.


Н… один путник н.. может пройти мимо, чтобы н… остановиться, н.. припасть к хрустальной студеной воде.


Спишите, вставляя пропущенные буквы.


- Ребята, поднимите ручки, кто испытал затруднения в написании слов в предложении ?


- Какие затруднения вы испытали?


Ученик . Я не умею различать НЕ и Ни



4 этап. Построение проекта выхода из затруднения (1 мин.)

 Учитель. Какая же главная цель стоит сегодня перед вами?

Ученики. Научиться  различать частицы НЕ и НИ.

Учитель. Как сформулируем тему урока?

Ученики. Отрицательные частицы НЕ и НИ.

Учитель. Откройте тетради, напишите сегодняшнее число и тему урока.

Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученики. Мы выбираем метод работы с учебником и наблюдения.


5 этап. Реализация построения проекта. (2 мин.)

Учитель. Чтобы узнать, как пишутся частицы с другими словами поработаем с учебником. Откройте  учебник, стр.244, параграф 39. Самостоятельно читаем параграф. На эту работу вам отводится

Учитель. Что вы узнали?
Ученики: Правило легко запомнить: Частицы Не и НИ различаются по значению. Частица Не используется для выражения отрицания, частица НИ может быть отрицательной и усилительной.

Учитель. Хорошо. Молодцы.



6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. (15 мин.)

Учитель. Теперь будем работать над закреплением темы. Устно. Работа в группах. Раздаточный материал. На подготовку 1 минута.

1 группа. 1 – е значение НЕ. .


1. Вы не были в Национальном парке «Угра».

2. Не вы были в Национальном парке «Угра».

3. Вы были не в Национальном парке «Угра».


Учитель.

- Какой смысл вносит частица не?

- В каком предложении отрицается все, а в каких только один факт?

Делаем выводы.


Вывод:

-В 1 случае всё предложение отрицательное, т. к. НЕ стоит перед сказуемым;

во 2 и 3 предложениях частица НЕ стоит перед другими членами предложения, отрицается только один факт (кто-то другой был, где-то вы были), а в целом смысл у предложений утвердительный.


Учитель. Убедимся в правильности выбора, прочитаем определение на странице 244 п. 38 вашего учебника.

Оцените свою деятельность и поставьте оценку в карточку самооценки.


2 группа.

2 – значение. - Частица НЕ вносит отрицание в предложение. А какое значение вносит частица НЕ в следующие предложения?

1.Я часто думаю о Родине, о ней не думать не могу. (А.Прокофьев)

2. Не могу не говорить об охране природы.


Вывод: здесь два отрицания, каждая частица НЕ употреблена в отрицательном значении, но смысл у предложения утвердительный. Если частица не употребляется в предложении дважды, то она приобретает значение утверждения.


-Убедимся в правильности выбора, прочитаем определение на странице 244 п. 39 вашего учебника.

Оцените свою деятельность и поставьте оценку в карточку самооценки.

5. Физкультминутка.  (1 мин.)


3 группа.


1 – значение частицы НИ.  -Когда в предложении употребляется частица НИ?


1.На небе ни облачка.

2. Нет ни одного равнодушного человека среди юннатов.

(Обратите внимание на сказуемые)


-Какое слово опущено в первом предложении?

-Каким словом выражена частица не во втором предложении?


Вывод 1. Сказуемые нет, не видно в 1-м предложении опущены, а частица ни усиливает отрицательный смысл этих опущенных, но подразумевающихся сказуемых. Во 2-ом предложении частица НИ усиливает отрицание, которое выражено словами не, нельзя, нет.


Убедимся в правильности выбора, прочитаем определение на странице 244 п. 39  вашего учебника.


4 группа.

2 – значение частицы НИ. - Когда в предложении употребляется частица НИ?


1. Кто не бывал в Парке птиц, тому стоит поехать туда.

2. Кто ни бывал в Парке птиц, всем очень понравилось.

(Обратите внимание: предложения простые или сложные).


Ребята, предложения простые или сложные?

- Что получится, если написать частицу НЕ во 2- предложении?

- Если опустить частицу НИ, изменится ли смысл? А НЕ?

- Какое значение вносит частица НЕ в 1-е предложение? НИ во 2- е предложение?


Вывод: Усиливает утвердительный смысл придаточной части сложного предложения.


-Убедимся в правильности выбора, прочитаем определение на странице 244 п. 39 вашего учебника.

Оцените свою деятельность и поставьте оценку в карточку самооценки.


7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону. (10 мин)

Учитель: Как вы думаете, теперь мы сможем справиться с задачей.

Ученики. Да/нет

Учитель. Исправим ошибки в предложении, предложенном в начале урока.


Н… один путник н.. может пройти мимо, чтобы н… остановиться, н.. припасть к хрустальной студеной воде.


- Проверяем по эталону.

Ни один путник не может пройти мимо, чтобы не остановиться, не припасть к хрустальной студеной воде.

Учитель. Какие затруднения вы испытывали?

Оцените свою деятельность и поставьте оценку в карточку самооценки.

Учитель. Закрепляем наши знания. Выполняем задание по карточке.

Задание на закрепление.

А внутри домика какие перемены! Н… видать н… Захара, н… Анисьи! (Гонч.)

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы н… знаете украинской ночи! (Г.)

Я человеческим делам н… удивляться н… могу (В.Ф.).

Впрочем, все эти вопросы были н… новые, н… внезапные, а старые, наболевшие, давнишние (Д.).

- Проверяем по эталону.

А внутри домика какие перемены! Не видать ни Захара, ни Анисьи! (Гонч.)

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Г.)

Я человеческим делам не удивляться не могу (В.Ф.).

Впрочем, все эти вопросы были не новые, не внезапные, а старые, наболевшие, давнишние (Д.).

Учитель.

- Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок.

- Какие затруднения испытали на данном этапе?

Ученик. В основном с заданием справился. Но …

Учитель. Оцените свою деятельность и поставьте оценку в карточку самооценки.


8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик. Еще мало выполнили практических заданий.

Учитель. На следующем уроке мы продолжим работу с отрицательными частицами?


9 этап. Этап рефлексии. (2 мин)

Учитель. Что нового узнали на этом уроке? Запишите ответы в таблицу.

Ученик. Заполняют таблицу.

Запишите домашнее задание: § 39. cоставить алгоритм. Упр. 353.









Раздаточный материал.


Лист самооценки ученика (цы) 7 класса ФИ________________________________________

Дата__________________

Домашнее задание.

Кластер.

Упр.344.


Работа в группах.

Группа______


Исправь ошибку.


Задание на закрепление.





Составление таблицы.


1.Служебная часть речи.

2.Служит для образования форм слова.

3.Вносит различные оттенки значения.

4. Служат для отрицания, усиления отрицания.

5.Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ пишутся раздельно.

6.Частицы – ТО, - КА, - ТАКИ (с наречиями, глаголами )пишутся через дефис.

7. Как различать частицы НЕ – НИ


Знаю






Хочу узнать






Узнал








Задание на закрепление.

1.А внутри домика какие перемены! Н… видать н… Захара, н… Анисьи! (Гонч.)

2.Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы н… знаете украинской ночи! (Г.)

3.Я человеческим делам н… удивляться н… могу (В.Ф.).

4.Впрочем, все эти вопросы были н… новые, н… внезапные, а старые, наболевшие, давнишние (Д.).

Групповая работа

1 группа.

1 – е значение НЕ. 

1. Вы не были в Национальном парке «Угра».

2. Не вы были в Национальном парке «Угра».

3. Вы были не в Национальном парке «Угра».


- Какой смысл вносит частица не?

- В каком предложении отрицается все, а в каких только один факт?

Вывод:



2 группа.

2 – значение. – Какое значение вносит частица НЕ в следующие предложения?

1.Я часто думаю о Родине, о ней не думать не могу. (А.Прокофьев)

2. Не могу не говорить об охране природы.


Вывод:




3 группа.


1 – значение частицы НИ.  -Когда в предложении употребляется частица НИ?


1.На небе ни облачка.

2. Нет ни одного равнодушного человека среди юннатов.

(Обратите внимание на сказуемые)

-Какое слово опущено в первом предложении?

-Каким словом выражена частица не во втором предложении?


Вывод:





4 группа.

2 – значение частицы НИ. - Когда в предложении употребляется частица НИ?


1. Кто не бывал в Парке птиц, тому стоит поехать туда.

2. Кто ни бывал в Парке птиц, всем очень понравилось.

(Обратите внимание: предложения простые или сложные).


- Что получится, если написать частицу НЕ во 2- предложении?


Вывод:






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.