Пояснительная записка к презентации
Тема урока: Правописание частицы НЕ с глаголами
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель:
Создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.
Задачи:
образовательная:
познакомить с правилом написания частицы НЕ с глаголами;
формировать умение раздельно писать частицу НЕ с глаголом
развивающая
способствовать развитию речи, орфографической зоркости, мышления, внимания
воспитательная
воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, работе в паре.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и сохранять учебную задачу урока; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивание своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Методы обучения:
словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
парная;
индивидуальная.
Средства обучения:
мультимедийный проектор;
презентация к уроку.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. |
||
- Здравствуйте, ребята Прозвенел звонок весёлый, Снова все пришли мы в школу! Постараюсь я учиться , Не лениться , а трудиться! Слайд 1 - Посмотрите на слайд. О чём он нам говорит? - А может быть, лучше поиграть с друзьями? -Итак: Нам предстоит большая работа, Всё, что мы делаем – нужно, Значит, мы будем трудиться Усердно и дружно! Слайд 2 - Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем исследовать слова. Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? Слайд 3 Девиз урока: «Всё получится! Почему сегодня у нас такой девиз? – Да, вы правы, сегодня у нас урок открытия нового знания, - Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? |
Отвечают на вопросы -Сейчас я буду учиться, буду узнавать что-то новое. -Нет, я хочу учиться! Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока. Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности «Что я не знаю?», «Сам найду способ» |
Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие самоопределения, смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цели: - организовать актуализацию умений определять число глаголов, изменять глаголы по числам, правильно употреблять их в речи - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. |
||
– С чего начинается работа на уроке? (Сначала мы повторяем то, что нам понадобится для «открытия» нового знания.) – Я называю слово, вы определяете число, в котором употреблено это слово и записываете его в другом числе Поёт, летят, журчит, вьёт - Какое задание вы бы предложили к данным словам? - Что можно сказать о данных слова? - Расскажите друг другу, что вы знаете о глаголах -О ком или о чём можно сказать, используя в речи любой из этих глаголов? -Какой темой можно объединить эти слова? - Послушайте пословицу Одна ласточка весны не делает. - Как вы понимаете смысл пословицы? 2.Выполнение пробного действия - Запишите её в тетрадь. 3. Фиксация индивидуального затруднения. Слайд 5 - У нас получились разные варианты. Почему? не делает. неделает |
Проговаривают последовательность действий на уроке Записывают слова в тетрадь. Самопроверка -Выделить орфограммы - Это глаголы Работа в паре Проговаривают, что повторили. - Темой весны Высказывают свои мнения Выполняют задание Фронтальная проверка. Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция |
III. Выявление места и причины затруднения Цели: - выявить место затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения |
||
- В каком месте возникло затруднение? - Почему возникло затруднение? |
Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя - При написании не с глаголом. -Мы не знаем как пишется не с глаголом |
Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. |
||
Слайд 6 - Какую цель ставим? - Наметим наш план действий: Слайд 7 1. Сами попробуем выполнить задание: узнать Чем является слово НЕ. Написание НЕ с глаголами 2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя. 3. Устраним затруднение. 4. Применим новое знание. Результаты исследования будем оформлять в виде схемы, которая находится в карте исследования. - Что нам поможет? -Итак, нам предстоит большая работа, но прежде, чем мы к ней приступим, я предлагаю вам отдохнуть и послушать» Весеннюю песенку». По желанию вы можете выполнить любые движения. Физкультминутка |
С помощью учителя, ставят цель урока. -Узнать, как пишется не с глаголом. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства - Свой опыт, учебник, учитель Выполняют движения |
Регулятивные: целеполагание, планирование, Коммуникативные: умение отвечать на вопросы. |
V. Реализация построенного проекта Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; |
||
Для ответа на вопрос: Чем является слово НЕ, выполним 1 задание. Выполните задания, нужную букву впишите в кружок. Исследуйте ряд букв - ш, ж, ч, ц, подчеркните «лишнюю» букву Разгадайте ребус, выделите орфограмму. Подберите антоним к слову темнота, подчеркните в нём первую букву. Подчеркните орфограмму в слове крот. Исправьте ошибку в слове стрежи, выделите орфограмму. Отгадайте загадку Букву «пэ» перевернули, Вставьте и подчеркните пропущенную букву щ…вель. Слайд 8 Вывод: НЕ – это частица Запишите вывод в схему -Теперь нам нужно выяснить, какой частью речи является частица НЕ: служебной или самостоятельной? -Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? - Что вы знаете о самостоятельных частях речи? -Назовите самостоятельные части речи. - А служебные? - Куда же можно отнести частицу? - Какой будет третий вывод?
Вывод: частица НЕ - служебная часть речи. Запишите вывод в схему Слайд 9 - Какие будут предположения: как писать не с глаголом? - Найти ответ на этот вопрос нам поможет грамматическая сказка.
- Какое правило написания частицы сформулировано в этой сказке? - Правописание частицы НЕ с глаголами – это орфограмма Запишите вывод в схему - Какое значение придаёт предложению частица НЕ? -Какое значение придаёт глаголу НЕ? - Оформите это утверждение в схеме. - Ребята, наша схема полностью заполнена. Что это значит? - Зачитайте результаты нашего исследования. Прочитайте, как в учебнике написано о частице НЕ Устранение затруднения. Можете ли, вы теперь определить, как правильно записать предложение Одна ласточка весны не делает. - Исправьте ошибку, если вы её допустили. |
Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Работа в паре (карта исследования) Самопроверка. Заполняют схему Отвечают на вопросы Фронтальная работа - Нет, не можем. -Они отвечают на вопросы, являются членами предложения -Существительное, прилагательное, глагол. -К ним нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи слов в предложении -К частице нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения, она служит для связи слов в предложении. Значит, частица - служебная часть речи. Заполняют схему Высказывают предположения Чтение текста – сказки (карта исследования) Работа в паре -НЕ с глаголами пишется отдельно Заполняют схему - Отрицательное -Отрицает действие Заполняют схему - Мы закончили исследование Работа по схеме. Читают правило с.78 Фиксируют новое знание в речи Индивидуальная работа |
Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.,высказывать своё предположение. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез Регулятивные: контроль, коррекция |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. |
||
Слайд 10 1.Стр.78 № 136 2. В данные пословицы перед глаголом вставьте частицу НЕ так, чтобы у пословиц появился смысл Откладывай безделье, да откладывай дело. Не стыдно знать, стыдно учиться. |
Выполняют задания в тетрадях (индивидуально) Работа в паре Самопроверка |
Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Личностные: нравственно-этическое оценивание Регулятивные: контроль, коррекция |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
||
Слайд 11 - Выберите задание, которое вы хотите выполнить 1. Запиши пословицу Как (не)злись метелица, весной повевает. 2.Собери пословицу Весною, (не)вернёшь, день, упустишь, годом. 3.Составить правила поведения весной Самопроверка Слайд 12 - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В чём причина? |
Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку с помощью смайликов |
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Личностные: самоопределение. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
||
- Какая тема урока была? - Какую цель ставили? Достигли цели? -Чему вы научились на уроке? Слайд 13 Расскажите по схеме: знаю Я запомнил смог -Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики Выставление оценок Домашнее задание Слайд 14 |
Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Выполняют самооценку |
Познавательные: Рефлексия деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
Правописание частицы не
PPT / 2.88 Мб
Карта исследования
DOC / 139 Кб