Конспект открытого урока русского языка в 7 классе «Правописание частицы НЕ с причастиями»
Технологическая карта.
ОУ: МКОУ «Шварцевская СОШ»
Учитель: Дубоносова Анджелика Викторовна
Предмет: русский язык
Класс: 7а
Тип урок: урок открытия новых знаний.
Тема урока «СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ»
План урока
1) Организационный момент. Самоопределение к деятельности
2) Актуализация знаний + затруднение в индивидуальной деятельности
3) Открытие нового знания.
4) Первичное закрепление.
5) Повторение и закрепление нового.
6) Самооценка результатов деятельности.
7) Домашнее задание
Цели урока:
- познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;
- способствовать изучению учащимися закономерностей в правописании НЕ с причастиями;
- способствовать формированию навыка учащихся в умении различать «НЕ» - частицу и «НЕ» - приставку;
- способствовать развитию умения писать НЕ с причастиями; умения работать в группе и самостоятельно;
- способствовать воспитанию у школьников ценности грамотного письма, культуры умственного труда;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
Планируемые результаты обучения:
- по достижению личностных результатов:
формирование коммуникативных умений, положительного отношения и интереса к русскому языку
развивать стремление к речевому самосовершенствованию,
расширять объём усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения,
развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- по достижению метапредметных результатов:
умение самостоятельно формулировать тему, цель урока;
умение определять цель учебной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
перерабатывать и систематизировать информацию;
самостоятельно оценивать результаты своей деятельности;
развитие навыков владения разными видами речевой деятельности;
применения приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативно целесообразное взаимодействия с окружающими людьми (развитие коммуникативных УУД), регулятивных и познавательных УУД;
- по достижению предметных результатов:
сформировать у учащихся представление о правописании Не с причастиями;
закрепить ранее изученные знания о причастии, правописание НЕ с другими частями речи
Планируемые образовательные результаты:
Знать:
условия выбора правильных написаний НЕ с причастиями.
Уметь:
- правильно писать не с причастиями; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разграничивать приставку НЕ- и частицу НЕ с причастиями;
- составлять алгоритм и использовать его при рассуждении;
- работать в группе, анализировать и классифицировать изученные языковые единицы, делать выводы на основе наблюдений; обобщать знания о правописании НЕ с другими частями речи, делать выбор написания, использовать в речи, исправлять ошибки
Виды используемых на уроке средств ИКТ:
компьютер, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint к уроку.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная
Технологии:
информационно-коммуникационные технологии,
дифференцированное обучение,
актуализация познавательной деятельности учащихся,
проблемное обучение,
здоровьесберегающие технологии
Оборудование:
рабочие листы, оценочные листы;
Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2015г.
Формы проверки: самопроверка, взаимопроверка.
Организационная структура урока
Организационная структура урока
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Цели |
УУД |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности
|
Приветствие учащихся - Ребята, встаньте, пожалуйста, прямо, расправьте ваши плечи, поднимите головы, посмотрите друг на друга улыбнитесь, пожелайте друг другу успеха и подарите мне тоже ваши чудесные улыбки. - Я рада нашему очередному сотрудничеству и уверена, что вы сегодня сделаете еще один шаг к постижению глубин безбрежного, могучего и прекрасного русского языка. Мы будем работать сегодня в парах и группах и, конечно, коллективно. Подпишите ваши рабочие листы, запишите сегодняшнее число. |
Учащиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку, психологически настраиваются на урок. Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу: обсуждение с одноклассниками и учителем результатов деятельности и |
Цели: - создание условий для изучения нового материала, осуществление эмоционального настроя на будущую деятельность (проверка теоретической |
Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Проверка домашнего задания. Систематизация известной информации о причастии. |
Вначале мы отправимся «по следам изученного», и я попрошу вас напомнить мне тему изучаемого нами раздела? Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я как прилагательное. На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю Задача – подвести к тому, что первый шаг для усвоения нового (новой орфограммы) – это проверка тех умений и навыков, которые для этого понадобятся. Сыграем в учебную игру «Светофор» Напомню вам правила игры: -Для ответа вы используете сигнальные карточки (красная – не согласен с утверждением, желтая – затрудняюсь ответить; зеленая – согласен с утверждением). Верно ли, что причастия обозначают постоянный признак предмета? (Нет). Верно ли, что причастия образуются от существительных? (Нет). Верно ли, что причастия склоняется как прилагательные? (Да). Верно ли, что причастия бывают совершенного и несовершенного вида? (Да). Верно ли, что у причастий нет формы будущего времени? (Да). Верно ли, что страдательные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета? (Нет). Верно ли, что причастия не имеют краткой формы? (Нет). Верно ли, что действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов ИМ, ЕМ? (Нет). Верно ли, что полная форма страдательного причастия пишется с двумя Н в суффиксе, краткая – с одной Н? (Да). Верно ли, что причастный оборот – это причастие с определяемым словом (Нет). Верно ли, что причастный оборот всегда обособляется (Нет). Верно ли, что причастие бывает в предложении определением или сказуемым (Да). |
Учащиеся называют изучаемый раздел. Совместное целеполагание Учащиеся называют цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем. Учащиеся в игровой форме показывают знания изученного материала. |
Выяснить степень изученного материала, скорректировать понятия.
фронтальная |
Познавательные: Регулятивные: – формирование умения определять и формулировать цели и задачи урока без помощи учителя; Коммуникативные: – формирование умений совместного решения проблемы; Контроль и оценка знаний
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Подготовка к изучению нового материала.
|
А теперь продолжим наш путь «по следам изученного» Познакомьтесь с содержанием карточки №1. Сформулируйте задание, которое вам предстоит выполнить. (Даны примеры слитного и раздельного написания Не с разными частями речи) _ Что для этого вам необходимо вспомнить? (Для успешного выполнения задания необходимо вспомнить, как пишется Не с именами существительными, прилагательными и глаголами). Записать словосочетания, определить, как пишутся слова с НЕ. Комментарий учеников и учителя к случаям написания, вызвавшим сомнение. -Какими правилами правописания НЕ со словами вы пользовались? Примеры. Какие слова вызвали у вас затруднение? Какая часть речи? Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно? Почему? Что нужно сделать, чтобы преодолеть это затруднение? |
Работа учащихся в парах Оценивают свою деятельность в оценочном листе. Совместное целеполагание.
Взаимопроверка и взаимооценка работ учащимися. |
Цель: Выявление причины затруднения, совместное целеполагание
Обеспечение восприятия осмысления новой темы. |
Постановка учебной задачи, определение степени успешности своей работы и работы других Осуществление взаимоконтроля и помощи: согласование усилий по достижению общей цели: планирование учебного сотрудничества. Умение высказывать свои суждения, формирование умения слушать Личностные: - формирование положительной мотивации к изучению нового |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Подготовка к восприятию новой темы. Создание проблемной ситуации. |
Ребята, обратите внимание на данные примеры. На слайде даны примеры слитного и раздельного написания НЕ с причастиями) -Можете вы сейчас заполнить 4-ую колонку вашей таблицы? -Почему у вас возникла трудность? -Что необходимо для того, чтобы успешно заполнить таблицу? (Необходимо знать правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями) |
Учащиеся фиксируют трудность и формулируют выход из проблемной ситуации. |
Обсуждение Затруднений («Почему возникли затруднения?» «Чего мы еще не знаем?») |
Формулирование проблемы (Л) Целеполагание (Р) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Формулировка темы и цели урока |
1. Сформулируем и запишем тему нашего урока. (Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями) 2. Давайте вспомним, в какой роли может выступать НЕ со словом? (отрицательная частица, приставка или часть корня) ПРОЕКТ «ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ – НЕ» 3. Дополнительная информация. Ученику было дано задание, найти что-нибудь интересное о частице НЕ. ( Стихотворение -Какие цели мы можем поставить? -Чему нам необходимо сегодня научиться? 1. Работа по карточкам. «Примени правило и объясни» Карточка 1. Спишите предложения, раскрывая скобки и обособляя, где нужно, причастные обороты. Объясните слитное или раздельное написание НЕ с причастиями. (Приложение 1) Проанализируйте примеры, сформулируйте условия, когда НЕ с причастиями пишется слитно, а когда раздельно. Первая группа: 1.Раскаты грома, не смолкавшие ни на минуту, держали нас в состоянии непрекращающегося страха. 2.Письмо не распечатано. 3.Сквозь не занавешенные, а открытые окна было видно звёздное небо. Вторая группа: 1.Он бросил на нее недоумевающий взгляд. 2.Не вымытая, а только протёртая тарелка стояла на столе. 3.Тетради были ещё не проверены. |
Формулируют, записывают тему урока: -выяснить условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями
Выясняют ,что частица НЕ употребляется с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, глаголами, причастиями, деепричастиями. При написании частицы не с частями речи существует определённое правило. Но единым остаётся одно правило для всех. Если слово без НЕ не употребляется |
Формулировать тему и цель урока: Обеспечение восприятия осмысления новой темы. |
Целеполагание(Р) Постановка вопросов (К) Самостоятельная формулировка темы и цели урока (П)
Познавательные: - формирование системы знаний; анализ с целью выявления условий правописания НЕ с причастиями; построение речевого высказывания. Регулятивные: – формирование четких и последовательных действий в процессе работы. Коммуникативные: – формирование умений совместного решения проблемы; Познавательные: - формирование системы знаний; анализ с целью выявления условий правописания НЕ с причастиями; построение речевого высказывания. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Физкультми нутка |
А теперь, ребята, встали, Дружно ручки вверх подняли, Потянулись, потянулись, А теперь все вниз нагнулись, Все присели, снова встали, Голову нагнули, ручки встряхнули, Вот и отдохнули! Присаживайтесь. |
Учащиеся выполняют физические упражнения. |
Реализация здоровьесберегающей технологии |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Открытие новых знаний. Контроль первичного усвоения знания. |
В соответствии с поставленной целью вам необходимо сформулировать правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Откройте учебник на стр.67, найдите теоретический материал и выполните задание, ответив на вопросы: II вариант: При каких обстоятельствах НЕ пишется с причастиями раздельно? Итогом вашей работы является заполнение кластера и 4-ой колонки таблицы задания №1 Ролево-игровой проект. Задание «Продолжи» Инсценирование сказки «О том, как НЕ искала друзей среди Причастий |
I.Работа с материалом учебника и выполнения задания по вариантам. 1 группа: при каких обстоятельствах Не с причастиями пишется слитно. 2.группа: при каких обстоятельствах НЕ с причастиями пишется раздельно II.ответ на вопрос по вариантам. III.Составление кластера. IY.Заполнение 4-ой колонки в таблице. |
Умение самостоятельно добыть новые знания и систематизировать новый материал.
Умение в игровой форме, в группе обыграть и систематизировать новый материал |
Смыслообразование (Л) Логический анализ текста. Умение обосновывать и доказывать свою точку зрения. (К) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.Применение нового знания на практике. |
Цифровой диктант (самостоятельная работа по вариантам) I-вариант II-вариант . Цифровой диктант Первая группа
Вторая группа
Взаимопроверка, оценивание. |
Самостоятельная работа учащихся. Взаимопроверка по эталону и самостоятельное оценивание выполненного задания. Работа в группах по изучению нового материала. Выполняют задание, проверяют себя по ключу. Оценивают свою деятельность в оценочном листе. |
- развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД; - формирование представления об условиях выбора слитного / раздельного написания не с причастиями.
Отработка умения применять новые знания на практике (Правописание НЕ с причастиями)
Разрешают проблемную ситуацию с опорой на новые знания. Решают типовые задания с проговариванием вслух алгоритма
|
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р) Умение обосновывать свою точку зрения, умение слушать собеседника (К) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9.Подведение итогов занятия. Рефлексия. |
Итак, мы познакомились сегодня со слитным и раздельным написанием НЕ с причастиями. Еще раз сформулируем правило: Причастия пишутся с НЕ слитно, если... Причастия пишутся с НЕ раздельно, если… |
Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
|
Обобщение, сомооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. |
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л). Умение выражать свои мысли (К). Рефлексия (П) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10.Самооценка результатов деятельности. Цель: рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке. |
Организуется рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке. Приемы: беседа. Каким способом? Где будете использовать? Какие затруднения? Твои результаты?
Оценка работы в группе. |
Оценивают свою деятельность на уроке, ее результаты. Выставляют себе итоговую оценку в оценочном листе |
Регулятивные: - оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Личностные: самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: умение строить речевое высказывание |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Домашнее задание
|
. Задание с правом выбора (одно из трех) . § 24 - Упражнение 133 (раскрыть скобки); - упражнение 134 (вставить по смыслу зависимые слова, раскрывая скобки); - описать сад или цветник, используя слова на изученное правило. |