Конспект урока русского языка в 6 классе «Отрицательные местоимения»

4
0
Материал опубликован 4 January 2020

Урок с использованием технологии модульного обучения.

Тема: «Отрицательные местоимения» 6 класс.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков, построенный на основе модульной технологии.

Цели урока:

а) обучающая – совершенствование знаний о неопределённых местоимениях, полученные на предыдущих уроках; формирование умения распознавать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях; отработка навыков правильного написания отрицательных местоимений с предлогами:

б) воспитательная – воспитание этических и эстетических норм;

в) развивающая – развитие умений применять полученные знания на практике; развитие мышления; развитие речи учащихся; развитие умения действовать самостоятельно.

Оборудование: аудиозапись «Песенки Винни-Пуха», «Тетрадь юного путешественника», мультимедийная презентация.

Ход урока:

Организационный момент.

Слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами вспомним всё, что вы знаете об отрицательных местоимениях, будем учиться правильно писать отрицательные местоимения, узнаем кое-что о том, как вести себя в гостях, познакомимся с новыми для вас словами и потренируемся правильно употреблять местоимения в речи.

Пришла я к вам сегодня не одна, а с литературным героем. Послушайте его песенку и скажите, кто это.

( прослушивание «Песенки Винни-Пуха»)

Вини-Пух был в гостях у Тигры и теперь спешит домой. Мы поможем ему вернуться домой, выполняя различные задания. Перед вами «Тетрадь юного путешественника». Впишите свою фамилию, и в добрый путь!

УЭ №1. Найдите соответствия между местоимениями и их разрядами.

1. Личные а) кто? что? какой? сколько?

2. Возвратное б) кто-либо, некто, кое-что

3. Относительные в) себя

4. Вопросительные г) кто, что, какой, чей, сколько

5. Неопределённые д) никто, не у кого, никакой, ничей

6. Отрицательные е) я, мы, ты, вы, он, она, они

Контроль: проверка «По цепочке». За каждый правильный ответ – 1 балл.

- На что указывают отрицательные местоимения?

- Как образуются отрицательные местоимения?

- Когда в отрицательных местоимениях пишется приставка не-, когда ни-?

Пока Вини-Пух остановился поболтать с Пятачком, выполняем следующее задание.

УЭ №2. Образуйте от вопросительных местоимений отрицательные при помощи

приставок НЕ- и НИ-.

вопросительные отрицательные

местоимения местоимения

Не¬ Ни¬

1. Кого? некого_________ никого_________

2. Чего? _______________ _______________

3. Кто? _______________ _______________

4. Каким? _______________ _______________

5. Что? _______________ _______________

6. Чему? _______________ _______________

Контроль: самостоятельная работа, 2 человека у доски. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Очень часто отрицательные местоимения употребляются с предлогами.

- Что вы знаете об употреблении местоимений с предлогами?

Пока Винни-Пух прилёг отдохнуть под кустик, мы выполним следующее задание.

УЭ №3. Запишите отрицательные местоимения с предлогами.

никого (у) _______________ нечем (за) _______________

некого (у) _______________ ничем (с) _______________

нечему (к) _______________ никакие (на) _______________

некем (с) _______________ ничьих (с) _______________

Контроль: самопроверка. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Шутке – минутка (для скучающих).

1. Такое местоимение читается одинаково

слева направо и справа налево? __________________________

2. Какое местоимение, если его прочитать

наоборот, станет союзом? __________________________

Контроль: поставь 1 балл за правильный ответ.

Шёл Винни-Пух, шёл и встретил Ослика.

- Как вы думаете, какое настроение у Ослика? (грустное).

- Почему? (он один, без друзей).

Одному плохо на свете. Всегда хочется поделиться своими мыслями и чувствами с кем-нибудь, и плохо, когда поделиться не с кем.

УЭ №4. Прочитайте стихотворение Агнии Барто.

1. Я люблю ходить вдвоём

В поле, в лес, на водоём.

2. Я люблю пускаться в путь

Не один, а с кем-нибудь…

3. Белка в зелени густой

Скачет в перелеске.

4. Крикнуть некому: «Постой!»

5. Я один; мне красотой

Поделиться не с кем.

- Какова тональность стихотворения?

- Какие местоимения придают стихотворению грустную тональность? ( Повтор личного местоимения «я», использование неопределённых местоимений. Они подчёркивают одиночество лирического героя, выступают в качестве художественного средства.)

- Но вместе с тем стихотворение лёгкое, ритмичное. За счёт каких синтаксических особенностей это достигается? (Предложения простые, короткие, в 1-м предложении однородные члены соединены без помощи союзов).

- А ещё выразительность достигается с помощью рифмы. Что такое рифма?

- Какие рифмы вам кажутся наиболее выразительными и интересными?

- На основании какого фонетического явления стала возможна рифма « в путь – с кем-нибудь»? (Оглушение).

Перечислите номера предложений, в которых есть:

1) личные местоимения ____________________

2) неопределённые местоимения ____________________

3) вопросительные местоимения ____________________

4) отрицательные местоимения ____________________

Контроль: проверка «по цепочке». За каждый правильный ответ – 1 балл.

Винни-Пух по пути домой заглянул к мудрой Сове. Сова знает много пословиц и поговорок. Сейчас мы проверим, знаете ли вы народную мудрость.

УЭ №5. Восстановите пословицы, используя отрицательные местоимения.

Друг за дружку держаться - ____________________ не бояться.

Лучше поздно, чем ____________________________________ .

Худо тому, кто добра не делает __________________________ .

Скучен день до вечера, коли делать _______________________ .

__________________ хвалиться, коли всё из рук валится.


Контроль: взаимопроверка. За каждый правильный ответ – 1 балл.

На дереве Винни-Пух увидел пчелиный домик и решил достать немного мёда. Но для этого ему нужно вскарабкаться на дерево. И мы вместе с героем попытаемся дотянуться до мёда.

Физминутка.

Пока Винни-Пух пытается добыть мёд при помощи воздушного шара, мы выполним следующее задание.

УЭ №6. Выпишите отрицательные местоимения вместе с теми словами, с

которыми они связаны, в две колонки: в первую – слитные написания, во

вторую – раздельные написания.

(Н…)чем (н…)чего (не)сделаешь.

Кто оторвался от друзей, тому (не)(на)кого рассчитывать в беде.

Тот глуп совсем, кто (не)знается (н…)(с)кем.

Пустые речи и слушать (н…)чего.

Кто (н…)(в)чём не виноват, того и обвинять (н…)(в)чём.

Родную мать (н..)кем (не)заменишь.

Листок для ответа.

Слитные написания Раздельные написания


______________________________ ______________________________

______________________________ ______________________________

______________________________ ______________________________

______________________________ ______________________________

______________________________ ______________________________


Контроль: самостоятельная работа, 2 человека у доски. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Шутке – минутка (для скучающих).

Сын моего отца, но не мой брат. Кто это? ______________________________

Какие два личных местоимения портят дороги? ________________________

Контроль: поставь 1 балл за правильный ответ.

Мёда Винни-Пух не достал, зато попал в гости к Кролику. Прочитайте предложения.

- О каких правилах поведения говорится в предложениях?

-Где ещё нужно соблюдать порядок поведения?

Принятый порядок поведения называется этикет.

УЭ №7. Выпишите слова с пропущенными буквами, раскрывая скобки и вставляя

пропущенные буквы.

(Н…)спеши хватать руками (н…)чего, что лежит на тарелке.

(Н…)толкай (н…)кого ,кто сидит рядом с тобой, под локоть.

(Н…)(с)кем громко (н… разговаривай, (н…)старайся (н…)кого перекричать.


Листок для ответа.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контроль: проверка «по цепочке». За каждый правильный ответ – 1 балл.

Этикет – это _______________________________________________________________

Совсем близко Винни-Пух от своего домика, но неожиданно он заблудился и попал в страну Ошиблику. Прогуляемся с Винни-Пухом по Ошиблике и исправим ошибки, допущенные в употреблении местоимений.

УЭ №8. Исправьте ошибки, допущенные при употреблении местоимений в

предложениях.

Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел снять с него шкуру.

________________________________________________________________________

Повесть «Выстрел» интересна. В нём много захватывающих событий.

________________________________________________________________________

Мурзик, когда видел незнакомые лица, он лаял.

________________________________________________________________________

Лицо у ней круглое.

________________________________________________________________________

Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.

________________________________________________________________________

Контроль: взаимопроверка. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Наконец-то наш герой добрался домой, а у нас с вами осталось последнее задание.

УЭ №9. Выполните тест.

Местоимение – это часть речи, которая…

А) обозначает принадлежность к кому-либо или чему-либо;

Б) обозначает предмет, признак, количество;

В) указывает на предмет, но не называет его;

Г) указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.

Какие буквы нужно вставить в следующем предложении?

Н…чего тому страшиться, кто н…чего не боится.

Выберите правильный ответ:

А) в 1-ом случае И, во 2-ом – Е;

Б) в обоих случаях И;

В) в 1-ом случае Е, во 2-ом – И;

Г) в обоих случаях Е.

Выберите строку, в которой есть орфографическая ошибка::

А) никакой, кто-нибудь, кто-то;

Б) нечто, не у кого, кое-кому;

В) нискем, кое-кто, некого;

Г) что-либо, ничего, кто-нибудь.

Итог урока.

Вот мы и закончили нашу работу. Вы хорошо потрудились. Перед вами «Дневник юного путешественника». Подсчитайте общее количество баллов и узнаете свою оценку за урок.

Домашнее задание.

Составить 6 предложений или небольшой рассказ о Винни-Пухе и его друзьях, используя отрицательные местоимения.


Дневник юного путешественника.

Подсчитай общее количество баллов:



УЭ

1

УЭ

2

УЭ

3

УЭ

4

УЭ

5

УЭ

6

УЭ

7

УЭ

8

УЭ

9

Итого

















Если ты набрал 57-59 баллов, ты удачливый путешественник, достигший намеченной цели, оценка «5».

Если у тебя 48-56 баллов, советуем тщательнее изучать маршрут путешествия, оценка «4».

Если ты набрал от 37 до 47 баллов, думаем тебе срочно нужно приобрести компас, оценка «3».

Если у тебя меньше 37 баллов, ты заблудился, начни путешествие сначала, оценка «2».



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.