Разработка урока-экскурсии «Изучение влияния деятельности человека на окружающую среду» (3 класс)
Разработка урока - экскурсии
по предмету «Окружающий мир»
Тема: «Изучение влияния деятельности человека на окружающую среду»
Урок – экскурсия
Тема: «Изучение влияния деятельности человека на природу»
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с тем как человек влияет на природу, и с какой целью
создана Красная книга.
2. Учить правильному поведению в природе.
3. Воспитывать любовь к природе.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания детей о науке «экология»
2. Показать двойственный характер взаимодействия человека и природы и на этой основе формировать правильное отношение к окружающей человека среде.
3. Раскрыть важность охраны природы.
4. Продолжить развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся.
5. Учить их фиксировать результаты наблюдений.
Оборудование:
Для учителя: конспект урока, картины природы, фотографии, иллюстрирующие воздействие человека на природу: загрязнение воды, воздуха, изменение ландшафта в процессе деятельности человека, компьютер, проектор, видеоматериал.
Для учеников: ручка, блокнот для записи результатов наблюдений, маршрутный лист.
Ход урока:
1. Организационный момент
- Ребята, прозвенел звонок, но сегодня у нас будет не обычный урок, а урок – экскурсия. Мы с вами уже бывали на экскурсиях. Кто из вас помнит правила поведения на экскурсии? (ответы детей). Итак, мы отправимся на улицы нашего населенного пункта. (Организованно выходим на улицу)
2. Актуализация знаний.
- Ребята, послушайте стихотворение:
Черемуха.
Её ломают ветками огромными,
Молоденьких деревьев, не щадя.
И тянется за дачными вагонами
На плач похожий горький аромат.
Беззвучный плач возник, не оттого ли,
Что если сплошь все ветви оборвут,
Лишат её и материнской доли,
Душистых ягод холить не дадут!
Все дальше в глушь черемуха уходит.
В чащобе укрывается от нас.
Так прячутся предания в народе.
Так исчезают лебеди из глаз.
Л. Татьяничева
- Объясните, пожалуйста, что хотел сказать автор словами: «Все дальше в глушь черемуха уходит». (Ответы детей)
- Давайте вспомним, что изучает наука экология? Что нового мы узнали на прошлом уроке? (ответы детей)
- в природе все взаимосвязано;
- изменения в окружающей среде вызывают изменения в жизни живых существ;
- основная задача экологов – исследовать, как изменяется жизнь обитателей планеты в результате деятельности человека, и найти выход из возникающих кризисов.
- Какое значение для людей имеет экология? ( От состояния окружающей среды зависит будущее всего человечества: будет ли человек пить чистую воду, дышать свежим воздухом, употреблять в пищу экологически чистые продукты питания, наслаждаться красотой природы и т.д.)
- Ребята, мы будем знакомиться с проблемами охраны природы постепенно, сегодня наш урок – экскурсия посвящается изучению влияния деятельности человека на природу.
- А сейчас я предлагаю вам посмотреть наш маршрутный лист.
3. Работа по теме урока. Экскурсия с элементами беседы.
- Природа, просит о помощи! И мы с вами должны знать о том, как сберечь природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. Ведь природе сейчас трудно залечивать даже самые маленькие раны.
- Скажите, будет ли природе хуже, если вы сломаете несколько веток, или сорвете несколько цветов, или поймаете какое – нибудь насекомое?
( ответы детей)
- Верно, природе будет хуже, это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, а другую твой товарищ, что же станет с природой?
- Ребята, мы с вами идем по намеченному маршруту, а вы не забывайте отмечать в блокнотике ваши наблюдения о воздействии человека на природу.
- А теперь поговорим о ранах больших. Для того чтобы строить города, дороги, возделывать поля, приходиться уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины.
- Посмотрите на это сломанное дерево, возможно, это следствие неблагоприятных погодных условий, а может это дело рук человека.
- По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. Люди часто рвут, ломают красивые растения, а животных порой истребляют ради меха и мяса, иногда даже и просто так.
- Сведения о редких растениях и животных заносятся в Красную книгу.
- А что вы можете сказать о состоянии воздуха, воды? (они все больше загрязняются)
- Верно, а для чего они необходимы? (они необходимы для жизни растений, животных, человека)
- Отработанные газы от промышленных предприятий и автомобильного транспорта загрязняют воздух. Из– за них становится трудно дышать, гибнут растения и деревья.
С заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озера – сточные воды с различными вредными веществами, они уничтожают растения, птиц, животных.
- Обратите внимание на эту свалку, сюда люди привозят различные отходы. Как вы думаете, а что будет, если не утилизировать их долгие годы? (свалка будет местом возникновения различных болезней, которыми будут болеть не только птицы и животные, но и человек.) А кто может помочь справится с этой проблемой?
Сейчас люди всего мира поняли, что природа на нашей планете находится в опасности. Поэтому во многих странах, в том числе и в нашей стране начали охранять природу. Например, многие заводы и фабрики переоборудованы и уже гораздо меньше загрязняют окружающую среду. На месте вырубленных лесов сажают новые. Запрещено собирать редкие растения, и охотится на редких животных. Созданы природные заповедники, где животные живут в естественных условиях, не подвергаясь опасности. Люди приезжают туда посмотреть на них. Создаются заповедники – участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.
Физкультминутка
- Мы с вами подошли к речке, устроим привал, чтобы отдохнуть.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
Делать так руками нужно:
Вместе раз - это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой,
Но не отправимся домой.
- А отметим в своих блокнотиках ваши наблюдения. (вода в реке загрязнена, берега заросли камышом).
- Ну а теперь мы организованно возвращаемся в школу, чтобы подвести итоги наших наблюдений
5. Итог урока
- Ребята, скажите, какое влияние на природу может оказать человек? (положительное и отрицательное)
- Приведите примеры положительного влияния человека на природу.
- А теперь свои примеры отрицательного влияния человека на природу.
(Вывешивается таблица)
- Куда заносятся сведения о редких растениях и животных?
- Как называются охраняемые территории?
- Назовите мероприятия, которые проводятся по охране природы.
- Ребята, скажите, а может ли каждый из нас чем – то помочь природе?
- Что мы, младшие школьники, можем сделать для того, чтобы сохранить природу? (знать правила поведения в природе, оказать помощь в озеленении не только пришкольного участка, но и хутора, изготавливать и вывешивать кормушки для птиц, бережно относится ко всему живому, учить этому младших)
- Давайте сформулируем правила поведения человека в природе.
1. Нельзя топтать растения.
2. Нельзя рвать лекарственные растения.
3. Нельзя рубить деревья.
4. Нельзя ловить рыбу сетями.
5. Нельзя рвать цветы.
6. Нельзя убивать животных и насекомых.
- А сейчас посмотрите видеоролик о красоте нашей природы.
(Просмотр видеоролика)
- Вам понравилось? (ответы детей) Действительно, многого из того, что нас окружает, мы не замечаем. Поэтому очень важно сохранить эту красоту для тех, кто будет жить на нашей планете после нас.
- К сожалению, ещё не все хотят и умеют беречь природу!Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, летали бабочки, пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ней за себя и свои поступки.
- Вы сегодня замечательно работали на уроке. Спасибо, молодцы!
6. Домашнее задание. Нарисовать условные знаки.
Панов Егор Игоревич