12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Распопова Светлана Юрьевна1838
Россия, Калмыкия респ., Лагань
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Тема: Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы).

Педагогическая цель: формировать бережное отношение к природе, экологическую культуру поведения. 
Тип урока: решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные): 
Обучающийся научится: 
– различать объекты живой и неживой природы, классифицировать группы растений; 
– получит возможность научиться: соблюдать правила экологического поведения в природной среде; 
– описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.

Универсальные учебные действия (метапредметные): 
Личностные. 
У обучающегося будут сформированы: 
положительное отношение к познавательной деятельности, этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций, интерес к учебному материалу; обучающийся получит возможность для формирования представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении. 
Регулятивные. 
Обучающийся научится: 
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. 
Познавательные. 
Обучающийся научится: 
осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; производить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливать причинно–следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. 
Коммуникативные. 
Обучающийся научится: 
допускать существование различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. 
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах; словесный, наглядный, практический. 
Основное содержание темы, понятия и термины: Охрана окружающей среды. Связь между деятельностью человека, неживой и живой природой. Значение растений для природы и человека. Группы растений. Правила поведения в природе.

Наглядность и оборудование: 
– учебник «Окружающий мир», 1 класс, 2 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», наклейки с изображением охраняемых животных и растений, разрезные карточки для составления кластера. 
– Мультимедийная установка; 
– презентация урока;
– слайды.

Сценарий урока 

1. «Наблюдаю мир вокруг меня».

Познавательные УУД: общеучебные – осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебной задачи; выполнение учебных действий; логические – умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, явлении. 
Регулятивные УУД: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. 
Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения. 
– Кто сегодня хочет поделиться своими необычными, удивительными наблюдениями? Мы послушаем с большим интересом.

2. Постановка целей урока. 
Личностные УУД: наличие познавательных интересов, учебных мотивов. 
Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. 
Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи. 
– Ребята, к нам в гости пришла фея Экология, чтобы рассказать одну грустную сказку и попросить у вас помощи. Кто из вас знает, что обозначает это слово? (Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде). 
Слайды 1–6 
Жил был король Эконом (бережливый, хозяйственный человек), он очень любил свой сад. Сам ухаживал за ним, и каждый день в нем появлялись новые растения. Вокруг фонтана собиралось множество птиц. Эконом каждое утро с удовольствием завтракал в своём саду и наслаждался природой. И вот однажды собрался король, как обычно, позавтракать в своём любимом саду, вышел и ужаснулся. Он не узнал свой сад. В нём не пели птицы, вода в фонтане была грязной и маслянистой, листья на деревьях все съёжились и почернели, цветы погибли. Эконом горько заплакал. Он не знал, что случилось. Тут появилась фея Экология и рассказала королю о том, что в соседнем государстве король Коммерсант (человек, занимающийся торговлей) построил огромный завод. Из труб этого завода идёт ужасный чёрный дым, а в реку сливается чёрная маслянистая жидкость. А эта река течёт и в государство короля Эконома. Ночью прошёл сильный ливень, который впитал в себя дым завода. Потому всё живое погибло. 
– Что же делать? – спросил король Эконом. – А давай спросим у ребят: что делать? – предложила фея Экология. – Кто из вас догадался, о чём пойдёт речь на уроке? – Сегодня на уроке мы познакомимся с экологическими проблемами и постараемся их решить.

3. Усвоение новых знаний и способов действий. 
Познавательные УУД: общеучебные – использование знаково-символических средств; осуществление поиска нужной информации в учебнике; понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа; логические – выдвижение гипотез и их обоснование. 
Регулятивные УУД: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. 
Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения. 
1) Беседа. – Итак, ребята , как помочь Эконому и фее Экологии? (закрыть завод) – Но ведь если закрыть все заводы и фабрики, мы не сможем жить: взрослым негде будет работать, да и мы не сможем обойтись без многих предметов. (нужно поставить очистительные сооружения на трубах, чтобы не загрязнять природу). – Вот мы и решили экологическую проблему и тем самым помогли королю Эконому спасти его сад. 
Слайд 7 
– Ребята, поднимите руку, у кого из ваших родителей есть машины? 
– Как вы думаете, а они загрязняют воздух? 
– Так что же теперь, уничтожить все машины? (нет, сажать больше деревьев) 
– А ведь эта книга сделана из бумаги, которую сделали из древесины, значит, спилили деревья. Что же, не нужно выпускать книги? 
– Вы мне скажете, что вы ещё маленькие и такие проблемы должны решать взрослые. Но разве вы ничего не можете сделать для своего дома, школы, подъезда, двора? 
– Ребята, а вы часто ездите с родителями отдыхать на природу, в лес? 
– Вы там разжигаете костёр? 
– А едите ли вы в лесу? 
– Как поступаете с отходами: банками, бутылками, остатками мусора? Наверное, бросаете это всё на землю и уезжаете? 
– А костёр, наверное, оставляете непотушенным? 
– Как же нужно себя вести в лесу? 2)Работа в группах («Молекулы») 
– Что можете сделать вы? а) Составьте « Правила поведения для двора». (1–3 гр.) «Правила поведения в лесу» (4–6 гр.) 
Слайд 8 
1. Не сорить. 
2. Не ломать ветки, не топтать цветы. 
3. Посадить вместе с родителями во дворе деревья, кустарники, цветы, а главное – ухаживать за ними, поливать. 
4. Сделать во дворе место, где будет вода, чтобы птицы собирались там, пили воду и радовали вас своим пением. 
Слайд 9 
1. Не разжигать костёр, так как он наносит вред: горит трава, умирают насекомые. 
2. Если всё же разожгли костёр, уезжая, тщательно затушите его. 
3. Все отходы соберите в пакет и увезите с собой, выбросьте в мусорный контейнер. 
4. Нельзя ломать ветки, рвать цветы, собирать неизвестные вам ягоды и грибы. 
5. Не убивать птиц и зверей: б) подведение микроитога, в) работа в тетради (с.39 № 50).
Слайд 10
 
Тёплым весенним днём школьники отправились в лес. Мальчики наломали веток, срубили молодую ёлочку и развели костёр. Девочки в это время нарвали ландышей. После обеда все пошли смотреть старинную церковь. Возвращаясь, ребята прошли мимо своего горящего костра. Довольные, они вернулись домой. 
Слайд 11 
Тёплым весенним днём школьники отправились в лес. Мальчики собрали сухие ветки, нашли полянку и развели костёр. Девочки в это время гуляли по лесу и любовались ландышами. После обеда ребята собрали все отходы и пошли смотреть старинную церковь. Возвращаясь, дети затушили костёр. Довольные, они вернулись домой. 
г ) Подведение микроитога. Праздник леса. 
Что мы сажаем, сажая леса? 
Мачты и реи – держать паруса, 
Рубку и палубу, рёбра и киль – 
Странствовать по морю 
В бурю и штиль. 
Что мы сажаем, сажая леса? 
Лёгкие крылья – лететь в небеса. 
Стол, за которым мы будем писать, 
Ручку, линейку, пенал и тетрадь. 
Что мы сажаем, сажая леса? 
Чащу, где бродят барсук и лиса, 
Чащу, где белка скрывает бельчат, 
Чащу, где пёстрые дятлы стучат. 
Что мы сажаем, сажая леса? 
Лист, на который ложится роса, 
Свежесть лесную, и влагу, и тень 
– Вот что сажаем в сегодняшний день. 
С. Маршак 
– Что дают людям леса? 
– Почему мы должны сажать как можно больше деревьев? 
– Ещё одна проблема современного мира – отходы. Ребята, а зачем мы 2 раза в год в школе собираем макулатуру? 
– Что из неё делают? 
– Видели ли вы, как старшеклассники собирают металлолом? 
– Что можно с ним сделать? 
– Зачем нужны пункты по приёму стеклотары? 
3) Работа с учебником (с.38–39). Чтение текста на с.38. 
– Как природа сама борется с загрязнениями? 
– К каким группам относятся названные в тексте растения? (лопух, крапива – травянистые; сирень – кустарник; бук–дерево).
Слайды 12–17

4. Подведение итогов. 
Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. 
Регулятивные УУД: осуществление контроля по результату; принятие и сохранение учебной задачи. 
Коммуникативные УУД: умение формулировать своё мнение и позицию. 
– Можете ли вы, первоклассники, быть помощниками природы? 
– Что вы будете делать для охраны природы? 
а) – Составим кластер: (на доске разрезные карточки: макулатура, металлолом, стеклотара) 
Охрана окружающей среды, правила для двора, правила поведения в лесу, сбор и сдача отходов 
Не ломать ветки! Не ломать ветки! Не рвать цветы! Не рвать цветы! Сажать деревья! Не шуметь! Не сорить! Тушить костры! Не убивать птиц и животных! Заклинание с полюса. Берегите Землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики. На камнях играющего краба, Над пустыней тень от баобаба, Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем. Берегите Землю! Берегите. М. Дудин 
Слайд 18 
б) Работа в парах (работа в тетради с.38 № 49) 
– Давайте прямо сейчас «заселим» три пейзажа охраняемыми животными и растениями. 
– Какой пейзаж похож на нашу местность?

5. Домашнее задание. Реферат об охраняемом животном или растении зоны степей.


 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.