12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Лесных Марина Геннадьевна102 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Рабочая программа волонтерского отряда «Импульс»
КГБОУ «Кокшинская общеобразовательная школа-интернат»
Программа
волонтёрского отряда
«Импульс»
Разработала:
Воспитатель
Лесных М.Г.
Сентябрь 2018г
Паспорт
программы волонтерского отряда «Импульс»
Кокшинской общеобразовательной школы-интернат
на 2018-2019гг.
Наименование программы | Программа деятельности волонтёрского отряда «Импульс» |
Целевая аудитория | Педагоги, обучающиеся, родители, жители села Кокши |
Цели и задачи программы | Цели программы: 1. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности. 2. Развитие у обучающихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения к решению социально-значимых проблем через участие в экологических, социальных, культурно-образовательных, просветительских проектах. Задачи программы: формировать активную жизненную позицию подростков и стремление заниматься волонтерской добровольческой работой; сформировать сплочённый коллектив волонтёров и возродить идею шефства как средства распространения волонтёрского движения; установить механизм взаимодействия с социумом в сфере продвижения и развития волонтёрского движения; вовлекать школьников в социальную практику; предоставлять возможность школьникам проявить себя, реализовать свой потенциал; утверждать позитивное отношение к здоровому образу жизни; расширение сферы внешкольной деятельности и вторичной занятости учащихся. |
Основные направления деятельности программы | Программа предполагает работу по следующим направлениям: • экологическое воспитание («Нашему селу – порядок и чистоту!») • социальное («Поклонимся великим тем годам…»); • здоровьесбережение («Спорт и здоровый образ жизни»); • досуговая деятельность («Карета творчества»); |
Ожидаемые результаты реализации программы | В ходе реализации программы ожидается: Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности. • формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров; • развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения; • получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов; • формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу. • создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая позволит достичь социально-позитивных и личностно-значимых для детей результатов, на основе которых растёт их самоуважение; • участие в акциях, социально-значимых мероприятиях и проектах; • умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения. • формирование у детей высоких нравственных качеств, потребности в здоровом образе жизни, экологической грамотности; • формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению. |
Критерии и показатели достижения результатов | Критерии эффективности реализации программы: число постоянных волонтёров в организации; активно работающие волонтёры (% от общего числа зарегистрированных волонтёров); разработка и внедрение проектов; количество проведённых волонтёрских акций, мероприятий; узнаваемость организации и волонтёров; удовлетворение волонтёров от программы; число нуждающихся, получивших услуги волонтёров; позитивные отзывы получателей услуг и партнёров; |
Сроки и этапы реализации программы | Программа рассчитана на один учебный год (2018-2019г) 1 этап - подготовительный 2 этап - организационный 3 этап - основной (непосредственная реализация программы) 4 этап - заключительный |
Исполнители программы | Учащиеся Кокшинской общеобразовательной школы-интернат, куратор отряда, старший воспитатель. |
Программа волонтерского отряда «Импульс»
Кокшинской общеобразовательной школы-интернат
на 2018-2019гг.
Содержание:
Пояснительная записка………….…………………………………..…….5
Цели и задачи программы……………….……………........................….8
Организация и структура волонтёрского отряда………………………...9
Права и обязанности членов отряда……………………….…...….…....10
Этапы реализации программы……………………………….…………..11
Направления деятельности…………………………..…………………...12
Ожидаемые результаты работы……………………………………….…13
Календарно-тематический план работы………………………………...15
Список воспитанников волонтёрского отряда………………...….….…18
Информационно-методическое обеспечение………….………….....….19
Пояснительная записка
В общенациональной программе развития и воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков.
Детство и отрочество – это время освоения ребёнком культурных и социальных ценностей, период проб и ошибок, время творческих исканий, момент самоопределения, поиск друзей, установление новых коммуникативных отношений. То, что будет заложено в ребенка в это время и определит его как будущую личность. На сегодняшний день лидирующее место в жизни ребенка занимают компьютеры или телефоны. Современный ребёнок находится в стремительном информационном потоке, где царит подмена ценностей, понижение уровня нравственности, множественные искушения и порой очень сложно отобрать самостоятельно верную информацию и воспользоваться ей.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков, привитие им нравственных качеств, воспитание здоровой и адекватной личности. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных, нравственных, патриотических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию патриотической и социальной компетентности подрастающего поколения, их нравственных качеств. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
В последние годы заметно активизировалось волонтерское школьное движение. Программа волонтерского движения в школе предусматривает для ребят выполнение посильной общественно полезной работы. Школьники-добровольцы занимаются организацией праздничных концертов для пенсионеров и младших школьников, раздачей подарков ветеранам войны, труженикам тыла. Кроме того, волонтерское движение в современной школе предполагает участие школьников в различных социально-значимых проектах и акциях, например, посвященных здоровому образу жизни, в экологических субботниках. Волонтерское движение в школе имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что ребята вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества. Это особенно важно в условиях школы-интернат.
Взаимодействуя между собой в процессе деятельности ребята приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, проведение соц.опросов, анкетирования), передают информацию другим детям, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка отряда, написание летописи отряда. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности.
13 апреля 2018 года Министерством образования и науки Алтайского края и КГБОУ «Озерская общеобразовательная школа-интернат» был проведен фестиваль ученических проектов для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Шаг в будущее». Учащиеся нашей школы так же принимали участие в этом фестивале. Проект «Маленькие волонтеры и их добрые дела», представленный учащимися третьего класса, достойно занял второе место и дал толчок для расширения и развития волонтерского движения в нашей школе. В сентябре была разработана программа волонтерского отряда.
Программа волонтёрского отряда «Импульс» создана для обучающихся 4-8 классов Кокшинской общеобразовательной школы-интерната. Программа рассчитана на 1 учебный год (2018-2019г). Занятия проводится раз в неделю (среда), делятся на теоретические и практические. Практические занятия проводится в форме игр, социальных акций, флешмобов, познавательных мероприятий, спортивных мероприятий, экологических десантов. Ребята ведут активную работу с населением села Кокши.
Основная идея программы развития волонтёрского движения Кокшинской общеобразовательной школы-интернат - воспитать новое поколение детей, способных оказать помощь в любую минуту, осознающих, насколько они могут быть полезными для общества, придерживающихся девиза: «Больше дела – меньше слов», строящих отношения друг с другом и окружающими людьми на доверии и понимании, оказывающих реальную помощь, основанную на уважении к человеку.
Участниками программы волонтёрского движения являются не только подростки, но и ребята младшего возраста, так как комплексная программа направлена на формирование активной гражданской позиции, способствует созданию мотивации на принятие активной социальной роли тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что каждой образовательной организации необходима комплексная программа развития детского волонтёрского движения.
Цели и задачи программы
Цели программы:
1. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.
2. Развитие у обучающихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения к решению социально-значимых проблем через участие в экологических, гуманитарных, социальных, культурно-образовательных, просветительских проектах.
Задачи программы:
формировать активную жизненную позицию подростков и стремление заниматься волонтерской добровольческой работой;
сформировать сплочённый коллектив волонтёров и возродить идею шефства как средства распространения волонтёрского движения;
установить механизм взаимодействия с социумом в сфере продвижения и развития волонтёрского движения;
вовлекать школьников в социальную практику;
предоставлять возможность школьникам проявить себя, реализовать свой потенциал;
утверждать позитивное отношение к здоровому образу жизни;
расширение сферы внешкольной деятельности и вторичной занятости учащихся.
Организация и структура волонтёрского отряда
Куратор волонтёрского отряда – Лесных Марина Геннадьевна, воспитатель;
Основой волонтёрского движения является отряд обучающихся-добровольцев из числа школьников 4-8 классов;
В начале года выбираются органы самоуправления: командир отряда, ответственные за каждое из направлений программы;
Сбор отряда проводиться раз в неделю, каждую среду;
Массовые мероприятия проводятся плана программы на год, четыре мероприятия в месяц (по одному на каждое направление);
Ежегодно (май) проводятся заседания волонтёрского отряда, на которых заслушиваются отчёты о деятельности волонтёров и подводятся итоги о выполненной работе за прошедший год.
Права и обязанности членов отряда
Волонтёр имеет право:
Выбрать тот вид добровольческой деятельности, который отвечает его потребностям и устремлениям.
Вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности.
На признание и благодарность за свой труд.
Получение дополнительных заданий, необходимых волонтеру для выполнения возложенных на него задач.
Отказаться от выполнения задания (с объяснением уважительной причины)
Прекратить свою деятельность о волонтерском объединении (по уважительной причине).
Волонтёр обязан:
Четко и добросовестно выполнять порученную ему работу.
Знать, уважать и следовать целям и принципам волонтерского движения. Соблюдать принцип конфиденциальности (не распространять не предназначенные для разглашения сведения, а также информацию о личной жизни просвещаемых людей).
Следовать инструкциям, выданным ему при инструктаже.
Уведомить о своем желании прекратить волонтерскую деятельность в организации не менее чем за 2 недели.
Заповеди волонтёров школы-интерната
Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги.
Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Куратор имеет право:
Требовать от волонтера отчет за проделанную работу.
Требовать уважительного отношения к руководителю и к тем, с кем общается.
Отказаться от услуг волонтера при невыполнении им обязательств, нарушении дисциплины, некорректном поведении в отношении других активистов.
Предоставлять возможность для получения волонтером дополнительных знаний, необходимых ему для успешного осуществления его деятельности.
Куратор обязан:
Создать волонтеру все необходимые ему условия труда.
Разъяснять волонтеру его права и обязанности.
Обеспечить безопасность волонтера (проинструктировать его о необходимой технике безопасности).
Разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе волонтерской деятельности.
Проводить обучающие беседы и тренинги.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап – 1 этап
1. Подбор методического материала на основе учета тематики деятельности отряда.
2. Установление внешних связей с социальными учреждениями, учреждениями культуры.
3. Размещение информации об отряде на школьном сайте.
Организационный этап – 2 этап
1. Сбор отряда.
2. Знакомство с законами, традициями и правилами жизнедеятельности отряда.
3. Изучение патриотических установок и гражданской позиции.
Основной этап – 3 этап – непосредственная реализация программы
1. Реализация основной идеи программы.
2. Организация деятельности органов детского самоуправления.
3. Проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий.
Заключительный этап - подведение итогов деятельности отряда.
Направления деятельности
Работа волонтеров осуществляется по четырем направлениям:
социальное («Поклонимся великим тем годам…»);
здоровьесбережение («Спорт и здоровый образ жизни»);
досуговая деятельность («Карета творчества»);
экологическое воспитание («Нашему селу – порядок и чистоту!»).
«Нашему селу порядок и чистоту!»
Цель: проведение субботников, экологических десантов, озеленение территории посёлка, благоустройство памятника.
«Поклонимся Великим тем годам…»
Цель: оказание шефской помощи ветеранам ВОВ, труженикам тыла, пожилым людям села, пополнение информации в «Книге памяти» о жизни в тяжелые военные годы, уборка памятника села Кокши.
«Спорт и здоровый образ жизни!»
Цель: пропаганда ЗОЖ, проведение флешмобов, социальных акций, спортивных мероприятий, направленных на укрепление физического здоровья человека, на формирование негативного отношения к вредным привычкам.
«Карета творчества»
Цель: организация и проведение массовых мероприятий с использованием театральных постановок, музыкальных номеров, художественного слова, выявление талантливых детей.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации программы ожидается:
Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
• формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;
• развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;
• получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;
• формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.
• создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая позволит достичь социально-позитивных и личностно-значимых для детей результатов, на основе которых растёт их самоуважение;
• участие в акциях, социально-значимых мероприятиях и проектах;
• умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.
• формирование у детей высоких нравственных качеств, потребности в здоровом образе жизни, экологической грамотности;
• формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению.
Рабочая программа предусматривает развитие компетенций:
ценностно-смысловые
общекультурные
учебно-познавательные
информационные
коммуникативные
социально-трудовые
компетенции личностного самосовершенствования
Календарно-тематический план работы
№ п/п | Мероприятие | Содержание работы | Сроки проведения |
1 | Организационное заседание волонтерской команды. | Создание волонтерского отряда на основе заявлений учащихся Кокшинской школы-интернат. | Сентябрь |
2 | Лекция «Из истории волонтерского движения в мире и России». | Права и обязанности волонтеров. | Сентябрь |
3 | Анкетирование «Могу ли я быть волонтером?». | Правила групповой работы. | Сентябрь |
4 | Проектирование деятельности волонтерского отряда. | Определение направлений деятельности, составление плана работы, распределение обязанностей. | Сентябрь |
5 | Операция «Стадион» | Уборка стадиона села Кокши, футбольного поля. | Октябрь |
6 | Акция «Пусть будет теплой осень жизни» | Закрепление престарелых людей села Кокши за отрядом. Знакомство с подопечными пенсионерами, определение необходимой помощи. | Октябрь |
7 | Легкоатлетический кросс «Мы выбираем ЗОЖ» | Организация и проведение кросса. | Октябрь |
8 | Треннинг «Ты и команда» | Заседание внутри отряда | Октябрь |
9 | Операция «Территория» | Уборка территории школы, подготовка к зиме. | Ноябрь |
10 | «Педагоги – наши мамы!» | Поздравление педагогов женщин с днем Матери, изготовление праздничных открыток, стенгазеты. | Ноябрь |
11 | Эстафета «Волонтеры могут все!» | Проведение эстафеты | Ноябрь |
12 | Концерт «Главное сердцем не стареть» | Организация и проведения праздничного концерта ко дню пожилого человека в доме престарелых села Красный яр. | Ноябрь |
13 | Акция «Хлебные крошки» | Изготовление кормушек, рейд в школьную столовую, закрепление ответственных ребят. | Декабрь |
14 | Операция «Снежный десант» | Очистка памятника от снега. Помощь пенсионерам в уборке снега. | Декабрь |
15 | Акция «Меняем сигарету на конфету» | Работа с подростками, имеющими вредные привычки. | Декабрь |
16 | «Новогодние приключения» | Организация и проведение новогоднего утренника для младших школьников. | Декабрь |
17 | Конкурс рисунков «Сохраним природу – сохраним жизнь!» | Экологическое воспитание школьников, выявление талантливых ребят. | Январь |
18 | Проект «Рождество в каждый дом!» | Изготовление рождественских ангелочков для пенсионеров. | Январь |
19 | «Физкульт-привет!» | Организация и проведение дружеских соревнований по баскетболу. | Январь |
20 | «Колядую, колядую…» | Разучивание колядок, организация колядования по селу, возобновление традиций. | Январь |
21 | Операция «Белый лебедь» | Определение места обитания белых лебедей на реке Кокша. Подкормка зимующих птиц. | Февраль |
22 | «Книга памяти» | Сбор информации у пожилых жителей села Кокши о жизни во время ВОВ, пополнение «Книги памяти» | Февраль |
23 | Лыжный марафон «Вдохни полной грудью» | Организация и проведение марафона, пропаганда спорта, ЗОЖ. | Февраль |
24 | «Дерзай, ты талантлив!» | Фестиваль детского творчества направленный на выявление талантливых детей, дальнейшей их подготовки к районным и краевым конкурсам. | Февраль |
25 | Трудовая акция «Зона заботы» | Очистка территории школы от намерзшего льда. | Март |
26 |
| Изготовление сувенирных шкатулок, открыток для пенсионеров-педагогов. | Март |
27 | Эстафета «Здоровые каникулы» | Организация и проведение дружественных спортивных состязаний между школами села Кокши. | Март |
28 | «Масленица» | Организация и проведение общешкольного праздника, возрождение традиций. | Март |
29 | Акция «Чистый берег» | Очистка берега реки Кокша от мусора. | Апрель |
30 | Операция «Память» | Уборка памятника, дворов подшефных пенсионеров, оказание адресной помощи. | Апрель |
31 | «Мама, папа, я – спортивная семья!» | Организация и проведение общешкольного спортивного праздника ко дню здоровья. | Апрель |
32 | Акция «В некотором царстве…» | Разучивание русских народных сказок, визит со сказками в младшие классы и детский сад села Кокши. | Апрель |
33 | Операция «Клумба» | Подготовка клумб на территории школы, высадка рассады цветов. | Май |
34 | Акция «Ветеран живет рядом» | Изготовление открыток к Дню Победы, поздравление ветеранов и тружеников тыла. | Май |
35 | Игра по станциям «Я выбираю здоровье» | Организация и проведение игр на свежем воздухе, пропаганда ЗОЖ. | Май |
36 | Творческая игра «Послание человечеству» | Составление посланий для потомков, закапывание капсулы времени. | Май |
37 | Итоговое заседание волонтерского отряда. | Составление отчета о проделанной работе, предварительное планирование на следующий год. | Май |
Список воспитанников волонтерского отряда:
Куратор: Лесных Марина Геннадьевна
Кречетов Станислав, 4 класс
Жданов Николай, 4 класс
Елбаев Антон, 4 класс
Понамарева Анастасия, 5 класс
Беззубцев Данил, 6 класс
Варлакова Таня, 6 класс
Шевцов Дима, 6 класс
Бородин Коля, 8 класс
Балакирева Патрина, 8 класс
Пенчев Кирилл, 8 класс
Карпов Вова, 8 класс
Пенчев Кирилл, 8 класс
Понамарева Настя, 8 класс
Информационно-методическое обеспечение
1.Агапов Е.. Социальная помощь и культура // вопросы социального обеспечения. 2006 - №21.
2. Белые волонтеры. Добровольческая армия. (1917 - февраль 1919): Г.М. Ипполитова, В.Г. Казаков, В.В. Рыбников – Санкт Петербург, Щит. – М.: 2003 г. – 456 с.
3. Бодренкова Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1
4. Дьячек Г.П., Развитие исследовательского подхода в деятельности волонтеров (на примере США) // Составитель С.В. Тетерский. Под ред. Л.В. Никитиной. – М.: “ACADEMIA” 2000 г.
5. Дик Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники. Ростов н/Д: Феникс, 2006
6. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагина А.Т., Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся 7-9 классов средней школы. Методическое пособие. - Казань, 2011
7. Лях Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие / Г.Л. Лях. – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010. – 160 с.
8. Левдер, И.. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания //Социальная работа, 2006, №2.
9. Палкина Н.В. Программа воспитательной работы в 5-9 классах [Текст]/ Палкина Н.В. // Завуч начальной школы- №1, 2002