Рабочая программа волонтёрского отряда «Импульс» (5–11 классы)

2
0
Материал опубликован 2 May 2019 в группе

КГБОУ «Кокшинская общеобразовательная школа-интернат»


 

Программа

волонтёрского отряда

«Импульс»

 

Разработала:

Воспитатель

Лесных М.Г.

 

Сентябрь 2018г

Паспорт

программы волонтерского отряда «Импульс»

Кокшинской общеобразовательной школы-интернат

на 2018-2019гг.

Наименование программы

Программа деятельности волонтёрского отряда «Импульс»

Целевая аудитория

Педагоги, обучающиеся, родители, жители села Кокши

Цели и задачи программы

Цели программы:

1. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.

2. Развитие у обучающихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения к решению социально-значимых проблем через участие в экологических, социальных, культурно-образовательных, просветительских проектах.

Задачи программы:

формировать активную жизненную позицию подростков и стремление заниматься волонтерской добровольческой работой;

сформировать сплочённый коллектив волонтёров и возродить идею шефства как средства распространения волонтёрского движения;

установить механизм взаимодействия с социумом в сфере продвижения и развития волонтёрского движения;

вовлекать школьников в социальную практику;

предоставлять возможность школьникам проявить себя, реализовать свой потенциал;

утверждать позитивное отношение к здоровому образу жизни;

расширение сферы внешкольной деятельности и вторичной занятости учащихся.

Основные направления  деятельности программы

Программа предполагает работу по следующим направлениям:

экологическое воспитание («Нашему селу – порядок и чистоту!»)

социальное («Поклонимся великим тем годам…»);

здоровьесбережение («Спорт и здоровый образ жизни»);

досуговая деятельность («Карета творчества»);

Ожидаемые результаты реализации программы

В ходе реализации программы ожидается:

Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.

формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;

развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;

получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;

формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.

создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая позволит достичь социально-позитивных и личностно-значимых для детей результатов, на основе которых растёт их самоуважение;

участие в акциях, социально-значимых мероприятиях и проектах;

умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.

формирование у детей высоких нравственных качеств, потребности в здоровом образе жизни, экологической грамотности;

формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению.

Критерии и показатели достижения результатов

Критерии эффективности реализации программы:

число постоянных волонтёров в организации;

активно работающие волонтёры (% от общего числа зарегистрированных волонтёров);  

разработка и внедрение проектов;

количество проведённых волонтёрских акций, мероприятий;  

узнаваемость организации и волонтёров;  

удовлетворение волонтёров от программы;    

число нуждающихся, получивших услуги волонтёров;  

позитивные отзывы получателей услуг и партнёров;      

Сроки и этапы реализации программы

Программа рассчитана на один учебный год (2018-2019г)

1 этап - подготовительный

2 этап - организационный

3 этап - основной (непосредственная реализация программы)

4 этап - заключительный

Исполнители программы

Учащиеся Кокшинской общеобразовательной школы-интернат, куратор отряда, старший воспитатель.

 

 

Программа волонтерского отряда «Импульс»

Кокшинской общеобразовательной школы-интернат

на 2018-2019гг.

 

Содержание:

 

Пояснительная записка………….…………………………………..…….5

Цели и задачи программы……………….……………........................….8

Организация и структура волонтёрского отряда………………………...9

Права и обязанности членов отряда……………………….…...….…....10

Этапы реализации программы……………………………….…………..11

Направления деятельности…………………………..…………………...12

Ожидаемые результаты работы……………………………………….…13

Календарно-тематический план работы………………………………...15

Список воспитанников волонтёрского отряда………………...….….…18

Информационно-методическое обеспечение………….………….....….19

 

 

 

Пояснительная записка

 

       В общенациональной программе развития и воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков.

Детство и отрочество – это время освоения ребёнком культурных и социальных ценностей, период проб и ошибок, время творческих исканий, момент самоопределения, поиск друзей, установление новых коммуникативных отношений. То, что будет заложено в ребенка в это время и определит его как будущую личность. На сегодняшний день лидирующее место в жизни ребенка занимают компьютеры или телефоны. Современный ребёнок находится в стремительном информационном потоке, где царит подмена ценностей, понижение уровня нравственности, множественные искушения и порой очень сложно отобрать самостоятельно верную информацию и воспользоваться ей.

       В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков, привитие им нравственных качеств, воспитание здоровой и адекватной личности. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных, нравственных, патриотических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию патриотической и социальной компетентности подрастающего поколения, их нравственных качеств. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы.

    Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

В последние годы заметно активизировалось волонтерское школьное движение. Программа волонтерского движения в школе предусматривает для ребят выполнение посильной общественно полезной работы. Школьники-добровольцы занимаются организацией праздничных концертов для пенсионеров и младших школьников, раздачей подарков ветеранам войны, труженикам тыла. Кроме того, волонтерское движение в современной школе предполагает участие школьников в различных социально-значимых проектах и акциях, например, посвященных здоровому образу жизни, в экологических субботниках. Волонтерское движение в школе имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что ребята вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества. Это особенно важно в условиях школы-интернат.

Взаимодействуя между собой в процессе деятельности ребята приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, проведение соц.опросов, анкетирования), передают информацию  другим детям, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка отряда, написание летописи отряда. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности.

13 апреля 2018 года Министерством образования и науки Алтайского края и КГБОУ «Озерская общеобразовательная школа-интернат» был проведен фестиваль ученических проектов для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Шаг в будущее». Учащиеся нашей школы так же принимали участие в этом фестивале. Проект «Маленькие волонтеры и их добрые дела», представленный учащимися третьего класса, достойно занял второе место и дал толчок для расширения и развития волонтерского движения в нашей школе. В сентябре была разработана программа волонтерского отряда.

Программа волонтёрского отряда «Импульс» создана для обучающихся 4-8 классов Кокшинской общеобразовательной школы-интерната. Программа рассчитана на 1 учебный год (2018-2019г). Занятия проводится раз в неделю (среда), делятся на теоретические и практические. Практические занятия проводится в форме игр, социальных акций, флешмобов, познавательных мероприятий, спортивных мероприятий, экологических десантов. Ребята ведут активную работу с населением села Кокши.

Основная идея программы развития волонтёрского движения Кокшинской общеобразовательной школы-интернат - воспитать новое поколение детей, способных оказать помощь в любую минуту, осознающих, насколько они могут быть полезными для общества, придерживающихся девиза: «Больше дела – меньше слов», строящих отношения друг с другом и окружающими людьми на доверии и понимании, оказывающих реальную помощь, основанную на уважении к человеку.

Участниками программы волонтёрского движения являются не только подростки, но и ребята младшего возраста, так как комплексная программа направлена на формирование активной гражданской позиции, способствует созданию мотивации на принятие активной социальной роли тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что каждой образовательной организации необходима комплексная программа развития детского волонтёрского движения.

       

   

Цели и задачи программы

 

Цели программы:

1. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.

2. Развитие у обучающихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения к решению социально-значимых проблем через участие в экологических, гуманитарных, социальных, культурно-образовательных, просветительских проектах.

Задачи программы:

формировать активную жизненную позицию подростков и стремление заниматься волонтерской добровольческой работой;

сформировать сплочённый коллектив волонтёров и возродить идею шефства как средства распространения волонтёрского движения;

установить механизм взаимодействия с социумом в сфере продвижения и развития волонтёрского движения;

вовлекать школьников в социальную практику;

предоставлять возможность школьникам проявить себя, реализовать свой потенциал;

утверждать позитивное отношение к здоровому образу жизни;

расширение сферы внешкольной деятельности и вторичной занятости учащихся.


 

Организация и структура волонтёрского отряда

Куратор волонтёрского отряда – Лесных Марина Геннадьевна, воспитатель;

Основой волонтёрского движения является отряд обучающихся-добровольцев из числа школьников 4-8 классов;

В начале года выбираются органы самоуправления: командир отряда, ответственные за каждое из направлений программы;

Сбор отряда проводиться раз в неделю, каждую среду;

Массовые мероприятия проводятся плана программы на год, четыре мероприятия в месяц (по одному на каждое направление);

Ежегодно (май) проводятся заседания волонтёрского отряда, на которых заслушиваются отчёты о деятельности волонтёров и подводятся итоги о выполненной работе за прошедший год.

 

 

Права и обязанности членов отряда

Волонтёр имеет право:

Выбрать тот вид добровольческой деятельности, который отвечает его потребностям и устремлениям.

Вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности.

На признание и благодарность за свой труд.

Получение дополнительных заданий, необходимых волонтеру для выполнения возложенных на него задач.

Отказаться от выполнения задания (с объяснением уважительной причины)

Прекратить свою деятельность о волонтерском объединении (по уважительной причине).

Волонтёр обязан:

Четко и добросовестно выполнять порученную ему работу.

Знать, уважать и следовать целям и принципам волонтерского движения. Соблюдать принцип конфиденциальности (не распространять не предназначенные для разглашения сведения, а также информацию о личной жизни просвещаемых людей).

Следовать инструкциям, выданным ему при инструктаже.

Уведомить о своем желании прекратить волонтерскую деятельность в организации не менее чем за 2 недели.

Заповеди волонтёров школы-интерната

Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги.

Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.

Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.

Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.

 

Куратор имеет право:

Требовать от волонтера отчет за проделанную работу.

Требовать уважительного отношения к руководителю и к тем, с кем общается.

Отказаться от услуг волонтера при невыполнении им обязательств, нарушении дисциплины, некорректном поведении в отношении других активистов.

Предоставлять возможность для получения волонтером дополнительных знаний, необходимых ему для успешного осуществления его деятельности.

Куратор обязан:

Создать волонтеру все необходимые ему условия труда.

Разъяснять волонтеру его права и обязанности.

Обеспечить безопасность волонтера (проинструктировать его о необходимой технике безопасности).

Разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе волонтерской деятельности.

Проводить обучающие беседы и тренинги.

 

Этапы реализации программы

Подготовительный этап – 1 этап

1. Подбор методического материала на основе учета тематики деятельности отряда.

2. Установление внешних связей с социальными учреждениями, учреждениями культуры.

3. Размещение информации об отряде на школьном сайте.

Организационный этап – 2 этап

1. Сбор отряда.

2. Знакомство с законами, традициями и правилами жизнедеятельности отряда.

3. Изучение патриотических установок и гражданской позиции.

Основной этап – 3 этап – непосредственная реализация программы

1. Реализация основной идеи программы.

2. Организация деятельности органов детского самоуправления.

3. Проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий.

Заключительный этапподведение итогов деятельности отряда.

 

Направления деятельности

Работа волонтеров осуществляется по четырем направлениям:

социальное («Поклонимся великим тем годам…»);

здоровьесбережение («Спорт и здоровый образ жизни»);

досуговая деятельность («Карета творчества»);

экологическое воспитание («Нашему селу – порядок и чистоту!»).

 

«Нашему селу порядок и чистоту!»

Цель: проведение субботников, экологических десантов, озеленение территории посёлка, благоустройство памятника.

«Поклонимся Великим тем годам…»

Цель: оказание шефской помощи ветеранам ВОВ, труженикам тыла, пожилым людям села, пополнение информации в «Книге памяти» о жизни в тяжелые военные годы, уборка памятника села Кокши.

«Спорт и здоровый образ жизни!»

Цель: пропаганда ЗОЖ, проведение флешмобов, социальных акций, спортивных мероприятий, направленных на укрепление физического здоровья человека, на формирование негативного отношения к вредным привычкам.

«Карета творчества»

Цель: организация и проведение массовых мероприятий с использованием театральных постановок, музыкальных номеров, художественного слова, выявление талантливых детей.

 

Ожидаемые результаты

В ходе реализации программы ожидается:

Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.

формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;

развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;

получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;

формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.

создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая позволит достичь социально-позитивных и личностно-значимых для детей результатов, на основе которых растёт их самоуважение;

участие в акциях, социально-значимых мероприятиях и проектах;

умение общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.

формирование у детей высоких нравственных качеств, потребности в здоровом образе жизни, экологической грамотности;

формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению.

 

Рабочая программа предусматривает развитие компетенций:

ценностно-смысловые

общекультурные

учебно-познавательные

информационные

коммуникативные

социально-трудовые

компетенции личностного самосовершенствования

 

 

Календарно-тематический план работы

 

п/п

Мероприятие

Содержание работы

Сроки проведения

1

Организационное заседание волонтерской команды.

Создание волонтерского отряда на основе заявлений учащихся Кокшинской школы-интернат.

Сентябрь

2

Лекция «Из истории волонтерского движения в мире и России».

Права и обязанности волонтеров.

Сентябрь

3

Анкетирование «Могу ли я быть волонтером?».

Правила групповой работы.

Сентябрь

4

Проектирование деятельности волонтерского отряда.

Определение направлений деятельности, составление плана работы, распределение обязанностей.

Сентябрь

5

Операция «Стадион»

Уборка стадиона села Кокши, футбольного поля.

Октябрь

6

Акция «Пусть будет теплой осень жизни»

Закрепление престарелых людей села Кокши за отрядом. Знакомство с подопечными пенсионерами, определение необходимой помощи.

Октябрь

7

Легкоатлетический кросс «Мы выбираем ЗОЖ»

Организация и проведение кросса.

Октябрь

8

Треннинг «Ты и команда»

Заседание внутри отряда

Октябрь

9

Операция «Территория»

Уборка территории школы, подготовка к зиме.

Ноябрь

10

«Педагоги – наши мамы!»

Поздравление педагогов женщин с днем Матери, изготовление праздничных открыток, стенгазеты.

Ноябрь

11

Эстафета «Волонтеры могут все!»

Проведение эстафеты

Ноябрь

12

Концерт «Главное сердцем не стареть»

Организация и проведения праздничного концерта ко дню пожилого человека в доме престарелых села Красный яр.

Ноябрь

13

Акция «Хлебные крошки»

Изготовление кормушек, рейд в школьную столовую, закрепление ответственных ребят.

Декабрь

14

Операция «Снежный десант»

Очистка памятника от снега. Помощь пенсионерам в уборке снега.

Декабрь

15

Акция «Меняем сигарету на конфету»

Работа с подростками, имеющими вредные привычки.

Декабрь

16

«Новогодние приключения»

Организация и проведение новогоднего утренника для младших школьников.

Декабрь

17

Конкурс рисунков «Сохраним природу – сохраним жизнь!»

Экологическое воспитание школьников, выявление талантливых ребят.

Январь

18

Проект «Рождество в каждый дом!»

Изготовление рождественских ангелочков для пенсионеров.

Январь

19

«Физкульт-привет!»

Организация и проведение дружеских соревнований по баскетболу.

Январь

20

«Колядую, колядую…»

Разучивание колядок, организация колядования по селу, возобновление традиций.

Январь

21

Операция «Белый лебедь»

Определение места обитания белых лебедей на реке Кокша. Подкормка зимующих птиц.

Февраль

22

«Книга памяти»

Сбор информации у пожилых жителей села Кокши о жизни во время ВОВ, пополнение «Книги памяти»

Февраль

23

Лыжный марафон «Вдохни полной грудью»

Организация и проведение марафона, пропаганда спорта, ЗОЖ.

Февраль

24

«Дерзай, ты талантлив!»

Фестиваль детского творчества направленный на выявление талантливых детей, дальнейшей их подготовки к районным и краевым конкурсам.

Февраль

25

Трудовая акция «Зона заботы»

Очистка территории школы от намерзшего льда.

Март

26

 

Изготовление сувенирных шкатулок, открыток для пенсионеров-педагогов.

Март

27

Эстафета «Здоровые каникулы»

Организация и проведение дружественных спортивных состязаний между школами села Кокши.

Март

28

«Масленица»

Организация и проведение общешкольного праздника, возрождение традиций.

Март

29

Акция «Чистый берег»

Очистка берега реки Кокша от мусора.

Апрель

30

Операция «Память»

Уборка памятника, дворов подшефных пенсионеров, оказание адресной помощи.

Апрель

31

«Мама, папа, я – спортивная семья!»

Организация и проведение общешкольного спортивного праздника ко дню здоровья.

Апрель

32

Акция «В некотором царстве…»

Разучивание русских народных сказок, визит со сказками в младшие классы и детский сад села Кокши.

Апрель

33

Операция «Клумба»

Подготовка клумб на территории школы, высадка рассады цветов.

Май

34

Акция «Ветеран живет рядом»

Изготовление открыток к Дню Победы, поздравление ветеранов и тружеников тыла.

Май

35

Игра по станциям «Я выбираю здоровье»

Организация и проведение игр на свежем воздухе, пропаганда ЗОЖ.

Май

36

Творческая игра «Послание человечеству»

Составление посланий для потомков, закапывание капсулы времени.

Май

37

Итоговое заседание волонтерского отряда.

Составление отчета о проделанной работе, предварительное планирование на следующий год.

Май

 

 

Список воспитанников волонтерского отряда:

 

Куратор: Лесных Марина Геннадьевна

 

Кречетов Станислав, 4 класс

Жданов Николай, 4 класс

Елбаев Антон, 4 класс

Понамарева Анастасия, 5 класс

Беззубцев Данил, 6 класс

Варлакова Таня, 6 класс

Шевцов Дима, 6 класс

Бородин Коля, 8 класс

Балакирева Патрина, 8 класс

Пенчев Кирилл, 8 класс

Карпов Вова, 8 класс

Пенчев Кирилл, 8 класс

Понамарева Настя, 8 класс

 

 

Информационно-методическое обеспечение

 

1.Агапов Е.. Социальная помощь и культура // вопросы социального обеспечения. 2006 - №21.

2. Белые волонтеры. Добровольческая армия. (1917 - февраль 1919): Г.М. Ипполитова, В.Г. Казаков, В.В. Рыбников – Санкт Петербург, Щит. – М.: 2003 г. – 456 с.

3. Бодренкова Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1

4. Дьячек Г.П., Развитие исследовательского подхода в деятельности волонтеров (на примере США) // Составитель С.В. Тетерский. Под ред. Л.В. Никитиной. – М.: “ACADEMIA” 2000 г.

5. Дик Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники. Ростов н/Д: Феникс, 2006

6. Жиляев А.Г., Палачева Т.И., Кулагина А.Т., Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся 7-9 классов средней школы. Методическое пособие. - Казань, 2011

7. Лях Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие / Г.Л. Лях. – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010. – 160 с.

8. Левдер, И.. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания //Социальная работа, 2006, №2.

9. Палкина Н.В. Программа воспитательной работы в 5-9 классах [Текст]/ Палкина Н.В. // Завуч начальной школы- №1, 2002

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.