12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Битиева Фатима Яковлевна87
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

Тема урока: «Урок-зачёт по теме «Имя числительное»

 

Тип урока: рефлексия.

 

Цели урока:

Образовательная: комплексно повторить имя числительное (с точки зрения формы, возможностей функционирования в тексте)

Развивающая: сочетать задачи зачёта с задачами развития устной и письменной речи учащихся.

Воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка,

воспитание чувства любви к родному городу, чувства гордости за историю своего народа, страны в целом.

 

Задачи урока:

- активизировать полученные ранее знания о имени числительном;

- отличать слова данной части речи от однокоренных слов других частей речи.

- помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость данного материала;

- развивать у учащихся умение ставить цель и планировать свою деятельность;

- обеспечить развитие монологической и диалогической речи, обеспечить развитие внимания, орфографической зоркости.

- формировать интерес к предмету, внимательное и бережное отношение к своему здоровью, воспитывать чувство патриотизма.

 

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

 

Ресурсы: виды Владикавказа, карта-схема Владикавказа, учебник, компьютер, проектор, «путевые листы» контроля.

 

 

ХОД УРОКА.

 

Организационный момент. Целеполагание.

 

Вместо слов «Классная работа» записать «Путевой лист экскурсовода …» (свою фамилию и имя каждый ученик записывает в родительном падеже)

 

2.1. СЛАЙД 1.

Пословицы:

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Два сапога – пара.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Двое одного не ждут.

Семь бед – один ответ.

 

 

Вопрос. О какой части речи мы будем сегодня говорить?

С какой целью?

 

В о п р о с: Что такое экскурсия?

Заранее подготовленный ученик завершает подготовленным ответом из словаря:

 

Э к с к у р с и я. 1. Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места, поездка куда-либо с целью ознакомления с чем-либо. 2.Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый по определённому плану с образовательной или ознакомительной целью.

 

2.2. СЛАЙД 2. Тема и цель урока.

 

3.1. С л о в о у ч и т е л я. Любовь к языку, мы знаем, начинается с любви к своему отечеству, к месту, где ты родился и вырос. Сегодня, ребята, мы совершим заочную экскурсию по Владикавказу. Экскурсию образовательную. В классе есть всё необходимое для этого: схема города, виды Владикавказа. Мы поговорим о географическом положении Владикавказа, пройдём по современным его улицам. А так как наши задачи образовательные, вы, пытаясь их решить, лишний раз убедитесь, что имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись. Нашу заочную экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе, до посадки в который проверим выполнение домашнего задания девочками и мальчиками. (Девочки должны были придумать синонимы и эпитеты к слову «автобус» и предложить план описания автобуса; мальчики – уточнить технические характеристики этого вида транспорта.) Итог – коллективное устное описание автобуса.

 

С Л А Й Д 3.

 

3.2. Т е к с т (о Владикавказе)

Владикавказ раскинулся по обеим сторонам Терека. Он утопает в зелени и смотрит на Кавказские горы. Это город дважды Героев Советского Союза И.Плиева и И.И.Фесина; дирижёров В.Гергиева и В.Дударовой, знаменитого поэта Коста Хетагурова.

 

С Л А Й Д 4.

 

В 1784 году в районе нынешней пятой школы была заложена крепость Владикавказ, которая в 1860 году стала городом. Мы гордимся им! В 2008 году Владикавказу присвоено звание «Город Воинской славы». Он выстоял в 1942 году 25 июля в битве за Кавказ.

Северная Осетия дала 72 героя Советского Союза, многие из которых выходцы из нашего города.

У ч и т е л ь. Пожалуй, всё, с чего начал свой рассказ экскурсовод, мы знаем. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним и расскажем всё об имени числительном как о части речи.

 

3.3. Ф р о н т а л ь н ы й о п р о с.

Какие бывают числительные по значению?

Какие бывают числительные по составу?

В чём отличие количественных числительных от порядковых?

Приведите примеры простых количественных числительных.

Приведите примеры составных количественных числительных.

В каких числительных Ь пишется на конце? В каких – в середине?

 

3.4. У ч и т е л ь. Начнём оформление наших путевых листов. Образец записи, т.е. схема листа на экране. Сделайте первую запись. Встречающиеся в тексте словосочетания «существительное + числительное» занесите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью.

 

СЛАЙД 5.

Путевой лист.

 

3.5. В о п р о с. Как склоняются порядковые числительные? (Устно склоняется указанный учителем пример из таблицы).

 

П я т а я ш к о л а

 

3.6. Далее следует работа с экраном и путевым листом.

 

В о п р о с: Какая длина Терека?

 

С этим вопросом мы обратились к экскурсоводу. И вот что мы услышали.

 

С Л А Й Д 6.

 

Т е к с т. Терек – река на Северном Кавказе. Её длина – 623км , площадь бассейна – 43200 кв.км. Берёт начало на склонах Главного или водораздельного хребта из ледника горы Зильгахох на высоте 2713 м над уровнем моря.

Предприятия металлургического комплекса являются крупными потребителями технической и питьевой воды. В один год эти предприятия потребляют до 13млн. 700тыс.куб.м, из них завод «Победит» - 1млн.100тыс.куб.м воды. В то же время эти предприятия являются крупнейшими загрязнителями водного бассейна.

По количеству отходов на единицу вырабатываемой продукции цветная металлургия занимает ведущее положение. При производстве одной тонны продукции образуется 1,15 тонн отходов всех четырёх классов опасности. Всего на промышленных площадках завода «Победит», а также на Мизурском хвостохранилище Садонского свинцово-цинкового комбината скопилось 6млн.тонн отходов. Эти отходы становятся источником загрязнения окружающей среды, тогда как их можно было бы использовать в качестве вторичного сырья.

 

З а д а н и е. Сделайте вторую запись в путевом листе, внеся в него словосочетания «существительное + числительное» из текста.

 

3.7. В о п р о с. В каких числительных пишется Ь в середине? Приведите примеры из текста.

 

С Л А Й Д 6.

 

У ч и т е л ь. Сейчас мы едем по городу со скоростью 40-50км в час, чтобы всё успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 км в час. На трассе автобус идёт со скоростью до 70 км и даже до 80 км. Скажите, пожалуйста, какой вопрос «спрятан» в тексте, который я только что прочитала? (О склонении числительных от 50 до 80).

Т р е т ь я з а п и с ь в путевом листе: склонение числительного «пятьдесят»

 

С Л А Й Д 8.

 

3.8. У ч и т е л ь. Давайте посмотрим на карту-схему города. Площади, набережные, чёткая композиция улиц и проспектов придают ему стройный вид. Владикавказ с первых лет строился по продуманному плану. Город рос необыкновенно быстро. Сейчас во Владикавказе насчитывается около 290 улиц, проспектов, переулков. Есть улицы, в названиях которых содержатся имена числительные: улица Восьмого марта, Первая промышленная улица, улица Пятидесятилетия Октября.

 

З а д а н и е. Письменно просклоняйте: «пятьсот улиц» (1 вариант), полторы тысячи (2 вариант)

 

3.9. У ч и т е л ь. Продолжаем нашу экскурсию. Интересна и история транспорта города. Послушаем экскурсовода (Текст выразительно читает вызванный ученик)

 

С Л А Й Д 9.

 

Т е к с т. До середины Х1Х века главным видом городского транспорта Владикавказа были извозчики. В 1850 году появились первые маршрутные общественные кареты стоимостью 10 копеек в один конец. План о создании первого трамвая был разработан в 1890году. Торжественное открытие первой линии трамвая во Владикавказе состоялось в 1923году. Сейчас в транспортном комплексе города ведущее место занимает автомобильный транспорт. Им обеспечиваются как грузовые, так и пассажирские перевозки.

 

З а д а н и е. Выписать все числительные.

 

3.10. У ч и т е л ь. А заканчивается наше путешествие в современном городе. Сейчас мы вспомним, как отличить имя числительное от других частей речи, имеющих

количественное значение. Чтобы выполнить это задание и внести последнюю запись в путевой лист, мы должны внимательно прочитать следующий текст и распределить имеющиеся в тексте примеры таким образом:

Существительные:

Прилагательные:

Глаголы:

Числительные:

 

С Л А Й Д 11.

Т е к с т. 1.В течение 250 лет Владикавказ строился и строил. 2.Сейчас на смену одноэтажным, а затем и пятиэтажным домам пришли десятиэтажные и двенадцатиэтажные здания, появились бассейны, стадионы, кинотеатры. 3.Территория Владикавказа теперь составляет 291 кв. км. 4.Удвоилась и сеть городского транспорта. 5. За проезд в трамвае до 1990года платили три копейки, на проезд в троллейбусе давал право четырёхкопеечный билет. 6.За пятак можно было проехать из конца в конец по автобусному маршруту. 7.Теперь единая такса на все виды транспорта – от 15 до 20 рублей.

 

 

3.11. У ч и т е л ь. Наше путешествие подошло к концу. Последняя запись в путевом листе – словарный диктант.

Километр, секунда, одиннадцать, бассейн, центнер, экземпляр, миллион, миллиард, тысяча, шестьсот семьдесят четыре.

 

И т о г у р о к а. Р е ф л е к с и я у ч е б н о й д е я т е л ь н о с т и.

 

Нам пора заканчивать нашу экскурсию по Владикавказу На выходе из автобуса нам надо проверить, не увеличился ли наш багаж знаний.

- О чём мы с вами сегодня говорили?

- Какие разряды числительных называли?

- какие трудности возникали при выполнении заданий?

- Что помогло вам справиться с ними?

- Успевали ли вы заполнять путевые листы?

- Какой вывод вы можете сделать?

 

- Путевые листы мы сейчас сдадим на проверку диспетчеру экскурсионного бюро.

 

СЛАЙД 12.

 

Д о м а ш н е е з а д а н и е:

- просклонять количественное числительное 865;

- просклонять порядковое числительное 2020.

 

 

П Р И Л О Ж Е Н И Е:

 

П У Т Е В О Й Л И С Т Э К С КУ Р С О В О Д А.

Числительные

Количественные

порядковые

Целые

Дробные

Собирательные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Ахметшина Наталья Юрьевна, 27.02.20 в 22:06 0Ответить Пожаловаться
Фатима Яковлевна, есть указания на слайды, а презентации нет.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.