«Пальцеходы» помогают говорить красиво (Упражнения для развития речи)
«Пальцеходы» помогают говорить красиво
Логопедические пальцеходы используются для изолированного произнесения поставленных звуков, автоматизации в слогах, словах, фразах, чистоговорках. Пальцеходы также можно применять на этапе дифференциации звуков.
Изготовление пальцеходов: на пластиковые листы (плотный картон или ткань) приклеиваются ячейки от крупного конструктора, крышки от клеевых карандашей, пуговицы и т.д. Необходимые сюжетные элементы вырезаются и приклеиваются из цветной клейкой бумаги.
Ребенок ходит по ячейкам, пуговицам, крышкам указательным и средним пальцами одной руки или обеих рук и проговаривает речевой материал.
Пальцеход «Гусеница»
Пальцеход «Цветок»
Пальцеход «Соты»
Пальцеход «Дорожка»
Примеры заданий.
1. Изолированное произнесение звуков.
- пчелка раскладывает мед в соты: з-з-з-з-з
- аналогично- другие звукоподражения.
2. Произнесение слогов
- гусеница ползет по траве и напевает песенку: ца-ца-ца-ца-ца
- жук кружит над цветком: жа-жи-жо-жу-жэ …
Варианты слогов : прямые, со стечением согласных, обратные, звук в интервокальной позиции ; слоги с одинаковыми гласными, разными гласными.
3.Произнесение слов.
Пальчики шагают,
Ямки пропускают,
Если в ямку попадешь ,
То сначала начнешь .
Ямка по дорожке – это неправильное произнесение звука в слова
Например, автоматизация звука [р] в словах – рак, рама, работа,ракета.
Ребенок последовательно шагает по дорожке указательным и средним пальцами, одновременно проговаривая слова.
4. Произнесение словосочетаний.
Проводится аналогично, только ребенок « ходит» поочередно указательным (слева) и средним (справа) пальцами , если допускает ошибку - то начинает проговаривать сначала.
Например, красная роза, красная куртка, красный свитер…
5. Проговаривание фраз.
Проводится аналогично произнесению слов.
6.Проговаривание чистоговорок,стихотворений.
Ребенок может шагать пальчиками на каждый ударный слог стихотворения. Дойдя до конца двустишия, снова переходим к двум первым пуговицам.
Цапля ходит по болоту
На прогулку, на работу –
Очень нужно цапле там
Взять еду своим птенцам! (Крупенчук О.И.)
Использование пальцеходов на этапе дифференциации звуков проводится аналогично этапу автоматизации звуков.
Володченкова Ольга Алексеевна
Порошина Ольга Анатольевна
Шабанова Алёна
Кияйкина Наталья Федоровна
Коновалова Елена Валерьевна