"Память наша должна хранить..."
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных учебных предметов № 124
Г. Челябинск
За всех живых и мертвых горькой болью болит и задыхается душа (В. Оглобин )
Эссе
«Что я расскажу о войне…»
(Посвящается 80 годовщине со Дня Победы в Великой Отечественной войне)
Автор: учитель Гильмутдинова М.Х.
г. Челябинск
2024
Пояснительная записка
Данная работа – размышление автора о значении памяти в жизни современных учащихся, памяти о Великой Отечественной войне.
Эссе может быть использовано как на уроках литературы, так и во внеклассных мероприятиях.
Трудно, очень сложно достучаться до сердец многих детей, чтобы они поняли, что такое Великая Отечественная война. Кажется, можно доказать словом, что война шла за Отечество, что мы должны чтить память погибших, оберегать жизнь оставшихся в живых. Но заронить чувство сопереживания настолько, чтобы каждый гордился тем, что живет в стране, которая вынесла и «вынесет все…», очень тяжело. Ценности поменялись, страна другая… Пожалуй, сегодня многое стало меняться, на нравственное обновление общества стали обращать большее внимание.
Кто же, как не мы, учителя, должны, обязаны, несмотря на многие «но», влиять на то, чтобы «потерянное поколение 90-ых» не покалечило своих детей, чтоб сегодняшние мальчишки и девчонки захотели бы бескорыстно помочь старикам, детям – сиротам, больным, инвалидам и просто - соседу по парте. Кто же, как не мы, научит наших детей увидеть скорбь в глазах ветеранов, усталость в глазах матерей или мольбу о помощи у сверстников.
… Шел обычный урок литературы в классе, в котором не раз приходилось «воевать» против оскорбительного, иной раз издевательского отношения к «непринятым», да и просто к тем, кто физически слабее. Класс возбужден, еще не остыл от потасовок. Что делать? Тут приходят на память (а это было в конце апреля ) строчки из стихотворения М. Джалиля «Варварство»:
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами,
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами…..
Класс затихает. Глаза, только что решительные, начинают успокаиваться. Когда звучат слова: «Две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь!» - чувствую, что в тишине кто-то всхлипнул, но никто не осмеял эту реакцию одноклассника, напротив, «сорванцы» опустили головы. Конечно, это еще не изменило характеры, но после нескольких бесед – рассуждений о насилии издевательства постепенно прекратились.
К сожалению, такие уроки – это отступление от программы. К огромному неудовольствию многих из нас, учителей литературы, изъяты из программы произведения воспитывающего характера, такие, как: «Русский характер» А.. Толстого, «Телеграмма» К. Паустовского, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Молодая гвардия» А Фадеева… И только благодаря творческой инициативе учителя, его неравнодушию, дети знакомятся с произведениями К. Воробьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, В. Быкова, А. Приставкина и др. Сколько замечательных авторов могут детям рассказать правду о том, насколько тяжело далась победа, насколько един был народ в патриотическом порыве и все-таки одолел врага.
Не хотелось бы, чтобы о настоящих тружениках и на фронте, и в тылу, о настоящем героизме вспоминалось только «в связи с…- летием».
Современные учащиеся вряд ли самостоятельно прочитают произведения о войне В. Быкова, Б. Васильева, К. Симонова, М. Шолохова и многих других авторов. А хотелось бы вместе с детьми пройти путь молодого лейтенанта Плужникова, героя книги Б. Васильева «В списках не значился», который так и остался безымянным героем – легендой среди сотен таких же защитников Брестской крепости.
Хотелось бы убедить учащихся в том, что война – это «страшное дело» не только по книге Л.Н. Толстого «Война и мир», но допустим, и по автобиографической повести К. Воробьева «Это мы, господи!» Книге, написанной по «горячим следам» войны, рассказывающей о непосильных испытаниях, выпавших на долю героя. Думаю, никого не оставит равнодушным судьба главного героя повести, молодого лейтенанта Сергея Кострова, который рвался в бой, но в первые же дни войны попал в плен. Здесь он прошел все муки ада, испытав звериную суть фашизма.
Думаю, те дети, которые «больны» самомнением, уверовали в себя как в «сверхчеловека», ценящего в жизни больше, чем все остальное, материальные блага, а иные - и власть, хотя бы задумались над тем, что все эти блага ценились и фашистами и были основной их идеологии.
Вспомним эпизод из той же книги К. Воробьева. Фашисты считали, что имеют право на жизнь только они, поэтому убивать других для них было делом решенным и привычным. Пленных убивали за все: за поднятый окурок с дороги, за голодное пошатывание в строю, за стон от нестерпимой боли…. и просто так, ради «спортивного интереса». Нельзя забыть ту старушку, которая в очередной раз склонилась к корзинке, чтобы бросить в колонну пленных листья капусты, да так и застыла – убили…
Разве можно забыть ужасную сцену, устроенную фашистами ради забавы. Однажды в концлагерь загнали заблудшую лошадь. Голодные пленные, вооружившись чем попало, раздирали тощее животное на ходу и тут же глотали теплое, в крови, мясо.
А когда читаешь о приговоренных к смерти, в их числе был и Сергей, хочется верить в то, что школьники – читатели поймут, что такое есть Сила Духа. Ведь каждый из обреченных ведет себя по-разному: иные кричат, иные молчат, а есть и такие, которые, не выдержав, кончают собой. Сергей же был из тех непокорных, которые не сдаются. О таких Муса Джалиль писал:
Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я и узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придёт мой час – умру. Но знай: умру я стоя…
Разве это не школа жизни для современных учеников?
Поражает, как можно было не очерстветь, не окаменеть, сохранить человеческое достоинство, душевные силы, становясь подопытным в фашистских концлагерях! Мало кому известны из сегодняшних детей подвиги, совершенные советскими ( и не только ) антифашистами в плену. О них рассказывают такие произведения, как «Судьба человека» М. Шолохова, «Альпийская баллада» В. Быкова, «Маобитские тетради» М. Джалиля, « Снимем, товарищи, шапки!» С. Голубова о судьбе Д. Карбышева. Так, Карбышев стал ледяным изваянием, но не продал фашистам свой гениальный талант ученого. Не удалось татарскому поэту Мусе Джалилю вырваться из когтей фашистов: 25 августа 1944 года он был казнен. Нечеловеческие условия концлагеря не сломили его. Более того, он создает подпольную антифашистскую организацию, устраивает побеги пленных. Он погиб, но остались стихи, написанные в концлагере, из которых мы узнали о его подвигах. Слезы наворачиваются на глазах, когда читаешь о том, как Андрей Соколов (герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека» потерявший все - жену, детей- в этой войне, не утратил душевные силы, чтобы приютить сироту, и этим обрести желание жить дальше…
Хотелось бы, чтоб дети понимали, что поодиночке, если ты даже самый умный и самый сильный, мало что сможешь сделать. А там, на войне, очень поддерживало «святое братство». Говорят, что общая беда сближает. Да, неимоверно тяжелой была эта беда – война. Но что удивляет: при общении с теми, кто «жив остался», так это то, с каким восторгом они вспоминают фронтовые годы! Это потому, что не только «огонь батарей», смерть и ужасы были на войне, но и солдатское братство, одна самокрутка на двоих, один котелок, одна беда и одна вера: вера в победу, в Родину. Это о них, об участников войны разных возрастов и религий писал поэт – фронтовик А. Сурков:
Испытало нас время свинцом и огнем,
Стали нервы железу под стать.
Победим. И вернемся. И радость вернем.
И сумеем за все наверстать.
Неспроста к нам приходят нелепые сны
Про счастливый и солнечный край.
После долгих ненастий недружной весны.
Ждет и нас ослепительный май.
Удивительно! Написано еще в 1942 году, в начале войны, а такая вера в победу, да еще в мае. С такой верой нельзя было не победить!
Многое еще хотелось бы рассказать детям о войне, о подвигах в тылу, о нашем Танкограде, о танках Т-34, которые переломили ход войны, о земляках, участниках войны. Рассказать, чтобы сегодня не совершались преступления.
«Порвалась связь времен», - с болью произносит Шекспир в трагедии «Гамлет». К сожалению, - да. Разве поднялась бы рука внука на деда с бабушкой, которые денег не дали на игры и наркотики?!
Разве можно было б придушить подушкой ветерана войны и продать его награды для подобных же потребностей?!
Гнусно, мерзко, но ведь такое совершается, и случаи не единичные!
Поистине прав был великий поэт А.С. Пушкин, который очень мудро сказал когда-то, что человек, не знающий прошлого, не помнящий своих корней – дикарь. И сегодня нельзя обходить стороной и не рассказывать о СВО. Нужно объяснять детям, что Россия, ее богатство, ее недра всегда были лакомыми кусками для наших недругов. Веками шла и продолжается эта война. Но Россия, подобна птице фениксу, возрождалась из пепла, вставала не раз и показывала свою мощь, физическую силу и духовную стойкость. Ведь не случайно, живший в ХIХ веке Ф. Тютчев, когда ещё очень далеко было до атомных ледоходов, космических ракет, путешествий человека в космос, так утвердил свою веру в будущее России:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Нужна «связь времен, нужно многое, чтобы каждое новое поколение помнило, «какой ценой завоёвано счастье».
Использованная литература:
Б. Васильев «В списках не значился». Издательство: Мартин, 2021г.
М. Джалиль «Маобитская тетрадь». Москва «Советская Россия», 1984 г.
К. Воробьев «Это мы, Господи!». Издательство Речь, 2019
Ф. Тютчев. Стихотворение «Умом Россию не понять». Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Стихотворения. Москва «Художественная литература», 1988 г.
А. Сурков. Стихотворение «Испытало нас время свинцом и огнем…» https://knigogid.ru/books/1080648-aleksey-surkov-stihi/toread