Методические указания «Памятка для написания исследовательской работы»

0
1
Материал опубликован 11 September 2017

Исследование направлено на то, чтобы узнать что-то новое о предметах и явлениях вокруг нас — подчас хорошо знакомых и обыденных. Это получение новых знаний с помощью практической деятельности — сбора и анализа экспериментального материала. Поэтому в исследовании наиболее важно — выявить то, что не знаешь, правильно задать вопрос, а потом подобрать метод, с помощью которого на этот вопрос будет получен ответ. Цель исследования ставится, как выявить… установить… изучить…

Проект («брат» исследования, находящийся с ним в родстве, но имеющий принципиально другую природу) направлен на создание того, чего еще не существует (например, нового здания, компьютерной программы, социального эффекта и т. д.) и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта ставится, как создать… построить… достичь.…

Но в средней и старшей школе работать над проектом уже не рекомендуется, необходимо проводить исследование.

Структура исследовательской работы:

Обоснование темы. Здесь автор раскрывает, что конкретно ему неясно и какие конкретно свойства объекта или явления нуждаются в прояснении (например, различия и сходства воззрений Аристотеля и Платона по какой-то конкретной проблеме).

Постановка цели и задач. Формулируется генеральное направление исследований (цель) и поэтапные шаги, которые нужно предпринять, чтобы эту цель достигнуть (задачи). Цель должна быть одна, все остальные важные положения необходимо перевести в ранг задач.

Гипотеза — предположение, которое доказывается или опровергается в ходе исследований. Гипотеза не должна быть простой и очевидной (пример такой гипотезы — в результате захода Солнца за горизонт ночью температура падает).

Методика. Это главный «инструмент» получения исследователем собственных данных. Методика должна быть определена конкретно, и автор должен уметь объяснять ее суть (например, маршрутный учет хищных птиц; контент-анализ и др.).

Собственные данные. Главный этап работы. Эту часть автор должен четко выделять и предъявлять, как собственную. Данные должны быть получены путем самостоятельного применения автором методики.

Анализ, выводы. Здесь учащийся с помощью руководителя обобщает полученные данные, анализирует их, сравнивая как между собой, так и с взятыми из литературы, и формулирует лаконичное резюме своей работы; фиксирует новые знания, которые удалось получить.

Основные составные части введения:

В качестве объекта исследования выступает определенное явление или процесс, порождающий проблему. На него направлена деятельность. Например, при изучении традиций коренных народов Бурятии объектом исследования будут традиционные семейные праздники в поселке Хойтогол.

Предметом исследования выступает конкретный участок объекта, в рамках которого осуществляется поиск решений. В качестве этого элемента системы может выступать событие в общем, его отдельные стороны, отношения между какими-либо компонентами, взаимодействия между одним из них и всей совокупностью связей. Например, при изучении традиций коренных народов Бурятии предметом исследования будет свадебный обряд.

Цель исследования - это итог, который должен получиться по окончании изучения. Целью исследования может быть получение описательной ин­формации о проблемной ситуации, сбор социальной статистики. Она может касаться:

описания нового события, обобщения;

установления свойств явлений, ранее не познанных;

изучение развития явлений;

выявления общих закономерностей и взаимосвязей;

формирования классификаций и так далее.

Существуют различные способы, посредством которых можно сформулировать цель исследования. Для этого используются традиционные для научной речи клише. Например, изучение проблемы может осуществляться, чтобы:

выявить;

обосновать;

установить;

разработать;

изучить и описать;

уточнить.

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.

Не путать задачи с планом работы (изучить литературу, подобрать методику, сделать выводы и т.д.). Примеры грамотных задач:

На основе анализа литературных данных определить …

Провести сравнительный анализ …

Установить, имеется ли связь между …

Изучить особенности …

Разработать рекомендации/программу и т.д. …

 Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

быть проверяемой;

содержать предположение;

быть логически непротиворечивой;

соответствовать фактам.

    В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.

      При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:

«если..., то...»;

«так..., как ...»;

«при условии, что...»

Примеры гипотезы:

Гипотеза заключается в предположении о том, что влияние Византии на культуру Киевской Руси, в отличие от других стран, оказалось не настолько доминирующим, что позволило обогатить культуру народа особенным своеобразием, самобытностью и неповторимостью.

Мы предполагаем, что в представлениях старших дошкольников преобладающими в образе женщины являются внешние характеристики, а не внутренние качества.

Метод – это способ достижения цели исследования. Методы научного познания делятся на общие и специальные. К общим методам относятся: теоретические, эмпирические.

Теоретические методы:

моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные действия или практические действия с «моделью»;

абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета;

анализ и синтез. Анализ – метод исследования путём разложения предмета на составные части. Синтез – соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Анализ и синтез существуют как целое. Методами анализа и синтеза проводится, например, начальный этап исследования – изучение литературы по теме исследования.

интервьюирование - метод опроса, осуществляемый в форме целенаправленной беседы по заранее подготовленному плану с каким-либо лицом или группой лиц, ответы которых на поставленные перед ними вопросы служат исходным источником информации.

Эмпирические методы:

наблюдение;

сравнение;

эксперимент.

Актуальность - необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.

Практическая значимость результатов работы означает ее применимость, и фактически отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Данное исследование создаёт гипотезу о её применимости и фактически отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась. Также В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.

12 September 2017