Методические указания «Памятка для написания исследовательской работы»
Исследование направлено на то, чтобы узнать что-то новое о предметах и явлениях вокруг нас — подчас хорошо знакомых и обыденных. Это получение новых знаний с помощью практической деятельности — сбора и анализа экспериментального материала. Поэтому в исследовании наиболее важно — выявить то, что не знаешь, правильно задать вопрос, а потом подобрать метод, с помощью которого на этот вопрос будет получен ответ. Цель исследования ставится, как выявить… установить… изучить…
Проект («брат» исследования, находящийся с ним в родстве, но имеющий принципиально другую природу) направлен на создание того, чего еще не существует (например, нового здания, компьютерной программы, социального эффекта и т. д.) и предполагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта ставится, как создать… построить… достичь.…
Но в средней и старшей школе работать над проектом уже не рекомендуется, необходимо проводить исследование.
Структура исследовательской работы:
Обоснование темы. Здесь автор раскрывает, что конкретно ему неясно и какие конкретно свойства объекта или явления нуждаются в прояснении (например, различия и сходства воззрений Аристотеля и Платона по какой-то конкретной проблеме).
Постановка цели и задач. Формулируется генеральное направление исследований (цель) и поэтапные шаги, которые нужно предпринять, чтобы эту цель достигнуть (задачи). Цель должна быть одна, все остальные важные положения необходимо перевести в ранг задач.
Гипотеза — предположение, которое доказывается или опровергается в ходе исследований. Гипотеза не должна быть простой и очевидной (пример такой гипотезы — в результате захода Солнца за горизонт ночью температура падает).
Методика. Это главный «инструмент» получения исследователем собственных данных. Методика должна быть определена конкретно, и автор должен уметь объяснять ее суть (например, маршрутный учет хищных птиц; контент-анализ и др.).
Собственные данные. Главный этап работы. Эту часть автор должен четко выделять и предъявлять, как собственную. Данные должны быть получены путем самостоятельного применения автором методики.
Анализ, выводы. Здесь учащийся с помощью руководителя обобщает полученные данные, анализирует их, сравнивая как между собой, так и с взятыми из литературы, и формулирует лаконичное резюме своей работы; фиксирует новые знания, которые удалось получить.
Основные составные части введения:
В качестве объекта исследования выступает определенное явление или процесс, порождающий проблему. На него направлена деятельность. Например, при изучении традиций коренных народов Бурятии объектом исследования будут традиционные семейные праздники в поселке Хойтогол.
Предметом исследования выступает конкретный участок объекта, в рамках которого осуществляется поиск решений. В качестве этого элемента системы может выступать событие в общем, его отдельные стороны, отношения между какими-либо компонентами, взаимодействия между одним из них и всей совокупностью связей. Например, при изучении традиций коренных народов Бурятии предметом исследования будет свадебный обряд.
Цель исследования - это итог, который должен получиться по окончании изучения. Целью исследования может быть получение описательной информации о проблемной ситуации, сбор социальной статистики. Она может касаться:
описания нового события, обобщения;
установления свойств явлений, ранее не познанных;
изучение развития явлений;
выявления общих закономерностей и взаимосвязей;
формирования классификаций и так далее.
Существуют различные способы, посредством которых можно сформулировать цель исследования. Для этого используются традиционные для научной речи клише. Например, изучение проблемы может осуществляться, чтобы:
выявить;
обосновать;
установить;
разработать;
изучить и описать;
уточнить.
Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.
Не путать задачи с планом работы (изучить литературу, подобрать методику, сделать выводы и т.д.). Примеры грамотных задач:
На основе анализа литературных данных определить …
Провести сравнительный анализ …
Установить, имеется ли связь между …
Изучить особенности …
Разработать рекомендации/программу и т.д. …
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
быть проверяемой;
содержать предположение;
быть логически непротиворечивой;
соответствовать фактам.
В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:
«если..., то...»;
«так..., как ...»;
«при условии, что...»
Примеры гипотезы:
Гипотеза заключается в предположении о том, что влияние Византии на культуру Киевской Руси, в отличие от других стран, оказалось не настолько доминирующим, что позволило обогатить культуру народа особенным своеобразием, самобытностью и неповторимостью.
Мы предполагаем, что в представлениях старших дошкольников преобладающими в образе женщины являются внешние характеристики, а не внутренние качества.
Метод – это способ достижения цели исследования. Методы научного познания делятся на общие и специальные. К общим методам относятся: теоретические, эмпирические.
Теоретические методы:
• моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные действия или практические действия с «моделью»;
• абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета;
• анализ и синтез. Анализ – метод исследования путём разложения предмета на составные части. Синтез – соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Анализ и синтез существуют как целое. Методами анализа и синтеза проводится, например, начальный этап исследования – изучение литературы по теме исследования.
• интервьюирование - метод опроса, осуществляемый в форме целенаправленной беседы по заранее подготовленному плану с каким-либо лицом или группой лиц, ответы которых на поставленные перед ними вопросы служат исходным источником информации.
Эмпирические методы:
• наблюдение;
• сравнение;
• эксперимент.
Актуальность - необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.
Практическая значимость результатов работы означает ее применимость, и фактически отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась.
Старшов Михаил Александрович