Памятка для родителей «Зачем развивать детскую память и как это сделать?»
Памятка для родителей «Зачем развивать детскую память и как это сделать?»
Развитие памяти детей 5-6 лет отличается постепенным переходом от непроизвольного к произвольному запоминанию. Становление произвольной памяти связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением мотивации и умения подчинять свои действия согласно цели, а также со становления произвольных механизмов поведения и деятельности.
Старшие дошкольники уже готовятся поступать в школу, в которой на них упадет огромная нагрузка: новая атмосфера, уроки, домашние задания и т.п. Чтобы легче адаптироваться к новым условиям, ребенку приходится запоминать много информации.
Задача взрослых — помочь дошкольнику освоить основные приемы запоминания: повторение, выделение смысла, разделение на части, объединение по группам.
С чего начинать развитие памяти дошколенка?
Развитие памяти ребенка эффективнее всего происходит посредством ведущей деятельности дошкольников — игре.
Игра для дошкольников — это способ познания окружающего мира. У игр много различных целей, одна из них — сознательная. Сознательная цель — сосредоточиться и запомнить.
В дидактической игре создается игровая мотивация, ребенку необходимо запомнить близкую и понятную для него цель, понять способы выполнения деятельности. Тем самым дидактическая игра способствует развитию произвольной памяти.
Для гармоничного развития памяти ребёнка, необходимо использовать упражнения и игры на все виды памяти, а именно двигательную, слуховую, зрительную и тактильную.
Развитие зрительной памяти:
1. Упражнения, связанные с наблюдением.
Ребенку предлагается сосредоточиться на изображении чего-либо, максимально рассмотреть и запомнить все детали. Далее ребенок закрывает глаза и воссоздает образ запоминаемого, потом нужно сравнить его с оригиналом.
2. Упражнения для визуализации информации.
Работа на ассоциацию к изображениям. С помощью этого упражнения можно ускорить вспоминание ранее изученной информации.
3. Упражнения на запоминание последовательности.
Запоминается какая-либо последовательность и воссоздается на бумаге.
4. Упражнения с перестановкой.
Нужны несколько карточек одинаковой величины с изображениями. Карточки раскладываются в случайной последовательности, ребенок их запоминает. Затем дошкольник закрывает глаза или отворачивается, а вы перемешайте карточки. Ребенку нужно воссоздать изначальный порядок их расположения.
Развитие слуховой памяти:
Хорошее упражнение для развития слуховой памяти — «Слушай и запоминай».
Ребёнок прослушивает небольшую сказку или рассказ, в котором персонаж что-то делает, куда-то идет. Дошкольнику нужно запомнить и рассказать услышанную историю.
Развитию слуховой памяти так же способствует звучание различных предметов. Главное, чтобы ребенок внимательно слушал и не отвлекался.
Развитие тактильной памяти:
Тактильная память выражается в умении запоминать предметы через прикосновения. Хорошей игрой здесь будет игра «Волшебный мешочек». Ребенку закрывают глаза, в руку дается мешочек, в котором ему необходимо угадать предметы на ощупь. Игру можно сделать сложнее, по очереди положив на руку дошкольника несколько предметов, затем предложить назвать их в той последовательности, в которой он их получал.
Идеальным вариантом здесь будут занятия физкультурой и танцами. Утренняя зарядка помогает запоминать последовательность упражнений, а танцы – комбинации движений, их целые связки. Делая зарядку весело, ассоциируя упражнения с чем-либо, ребёнок лучше их запомнит.
Итак, для детей образность и эмоциональность играют основную роль процесса запоминания. Интересные игры и яркие картинки ребенок запоминает быстрее. Родителям следует учитывать это при организации эффективного развития памяти своего ребёнка — проводить увлекательные игры и занятия в соответствии с интересами малыша, подбирать яркий дидактический материал.
Главная задача — заинтересовать, увлечь, доставить удовольствие игрой. От уровня развития восприятия и внимания ребенка зависит то, насколько успешно он будет запоминать.