Урок «Парадоксы политики Н.С.Хрущёва»
Тема урока «Парадоксы политики Н.С.Хрущёва».
Технология «Дебаты».
Цель урока: обобщение парадоксальности преобразований середины 50-х – начала 60-х гг. XX в..
Задачи урока:
Развивающие:
развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний, прививать культуру дискуссии, аргументации различных точек зрения и собственного мнения;.
развивать логическое и критическое мышление;
развивать навыки устной речи;
развивать терпимость к различным взглядам;
развивать уверенность в себе;
развивать способность работать в команде;
Образовательные:
обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы;
всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность Н.С.Хрущева, его роль в мировой истории;
на основе критического анализа исторических фактов и событий периода хрущевской «оттепели», сравнения и сопоставления различных взглядов, суждений, оценок подвести учащихся к выводу о неоднозначности, противоречивости такой крупной и незаурядной личности как Н.С.Хрущев;
Воспитательные:
формировать полезные в социальном общении умения, способность сопереживать другим людям;
учиться быть терпимым к иным точкам зрения.
воспитывать гражданские и патриотические чувства.
способствовать формированию собственного мировоззрения и мироощущения, выработке личностной позиции, воспитывать уважение к чужому мнению;
создать условия для развития информационной и коммуникативной компетентности: умения критически оценивать достоверность полученной информации, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам, приобретение опыта ведения полемики;
Подготовительный этап:
Ознакомление учащихся с технологией «политические дебаты».
Создание групп (команд), распределение позиций и ролей.
Оказание помощи учащимся в процессе подготовки к игре.
Участники Дебатов:
Две команды: утверждающая и отрицающая;
Судьи (эксперты);
Таймкипер (секретарь);
Ведущий (председатеь);
Тренер (тьютер).
Спорный тезис – утверждение:
«Он был и Макбетом и королем Лиром советской эпохи» Утверждающий тезис: «Н.С.Хрущёв великий советский государственный деятель, стремившийся проводить политику в интересах страны и народа». Отрицающий тезис: «Политика Н.С. Хрущёва имела отрицательное воздействие на ход истории нашего Отечества» Этапы организации «Дебатов»:Ведущий Таймкипер
|
О3 | О2 | О1 | ||||||||
Спикеры команды О |
Ход урока:
№ |
действия |
О чём говорит |
Время выступления |
Вопрос оппоненту |
Вступительное слово ведущего. |
Приветствует собравшихся, представляет команды, говорит о важности той работы, которую провели команды, оглашает порядок выступления, договаривается о регламенте, представляет Совет справедливых. Определяет исходный тезис дебатов. Знакомит аудиторию с тезисом утверждающей команды и тезисом отрицающей команды. Предает слово спикеру утверждающей команды. |
3 мин. |
--- |
|
У1 |
Формулирует тему, при этом обозначает позицию команды утверждения : «Сегодня мы поговорим об эпохе Н.С.Хрущёва и выясним, какую роль он сыграл в истории нашего советского прошлого. Наша команда склонна утверждать, что Хрущёв – это положительный деятель и с его именем можно связывать достаточно много позитивных изменений...»; вводит и объясняет понятия, называет аспекты, т.е. начинает представлять кейс команды «У»; завершает речь повтором позиции команды – четкой формулировкой тезиса. |
Социальная политика при Хрущёве (плюсы): - Разоблачение культа личности Сталина на 20 съезде КПСС; - Парад Победы в 1965 году - Реабилитация; - Реорганизация партийно – государственных органов; - Повышение окладов и доходов рабочих и колхозников; - Паспортная реформа; - Массовое жилищное строительство; - Пенсионная реформа; - Отмена платы за обучение; - Укрепление материальной базы науки, образования, культуры, здравоохранения; - Распространение радиовещания и телевидения. |
3 мин. |
Вопрос на тему «Экономическое развитие при Хрущёве» |
О4 к У1 |
Задаёт вопрос У1 с целью снизить значимость ключевых слов и апектов. |
Вопрос по теме «Социальная политика Хрущёва» |
2 мин. |
--- |
О1 |
Отрицает тему, формулирует тезис отрицания. Должен согласиться с определениями ключевых понятий и аспектами или, если прозвучали не все понятия и аспекты, ввести новые. Заканчивает выступление четкой формулировкой антитезиса, обозначая позицию команды отрицания («Мы не согласны с позицией наших оппонентов и считаем что...» + антитезис). |
Социальная политика (минусы): Непоследовательность и половинчатость социальной политики; - начало массового оттока молодежи из села в город; - существенное повышение цен на основные продукты питания; - дефицит продуктов питания вследствие непродуманной сельскохозяйственной политики; |
3 мин. |
Вопрос на тему «Развитие экономики при Хрущёве» |
У4 к О1 |
Задаёт вопросы О1 с целью снизить значимость ключевых слов и апектов. |
Вопрос на тему «Социальная полиика Хрущёва» |
2 мин. |
--- |
У2 |
Восстанавливает утверждающий кейс на основании заявленных У1 понятий и аспектов, приводит аргументы по каждому аспекту, подтверждая их поддержками, заканчивает четкой формулировкой тезиса. |
Экономическое развитие (плюсы): Программа Г. Маленкова по развитию сельского хозяйства: - расширение посевных площадей; - повышение закупочных цен на зерно; - повышение благосостояния колхозников; - введение паспортов для колхозников; - реорганизация МТС; Развитие промышленности: - быстрые темпы развития предприятий группы А - развитие НТП и положительное влияние его на ВПК |
3 мин. |
Вопрос на тему «Развитие Культуры при Хрущёве» |
О1 к У2 |
Задаёт вопрос к У2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек. |
Вопрос на тему «Экономическое развитие» |
2 мин. |
--- |
О2 |
Восстанавливает отрицающую позицию, руководствуясь понятиями и аспектами, введенными спикерами О1, приводит аргументы и поддержки по каждому аспекту. Заканчивает четкой формулировкой антитезиса. |
Экономическое развитие (минусы): - Кризис сельского хозяйства вследствие непродуманной аграрной политики; - Провал Семилетнего плана (1959 – 1965 г.г.) - «Кукурузная эпопея» - Повышение цен на продукты питания; - Расстрел рабочих в Новочеркасске 1962 год. |
3 мин. |
Вопрос на тему «Культурное развитие при Хрущёве» |
У1 к О2 |
Задает вопрос к О2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек. |
Вопрос на тему «Экономическое развитие» |
2 мин. |
--- |
У3 |
Восстанавливает утверждающий кейс, выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой тезиса. |
Культура, наука, образование (плюсы): - «Оттепель», «обновленческая литература», произведения о заботах и нуждах простого человека; - Вышли в свет авторы Солженицин, Шолохов, Бондарев и др. - Фильм «Летят журавли» стал призёром Каннского кинофестиваля, другие фильмы, получившие всеобщее признание; - Реформа образования - введение обязательного восьмилетнего образования; - Достижения науки (освоение космоса, первый атомный ледокол и т.п) |
3 мин. |
---- |
О2 к У3 |
Задает вопрос к У3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек. |
Вопрос на тему «Развитие культуры, науки, образования» |
2 мин. |
--- |
О3 |
Восстанавливает отрицающую позицию, выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой антитезиса. |
Культура, наука, образование (минусы): Личные вкусы Хрущёва играли большую роль: - разгром выставки московских художников в 1962 г. - Борьба с «нездоровыми явлениями в искусстве» - Встречи с интеллигенцией; - Самоубийство главы союза писателей А.А. Фадеева; - Исключение из союза писателей Б. Пастернака после того, как он стал Нобелевским лауреатом; - Резкая критика за «идеологическую сомнительность» и «формализм» писателей и поэтов |
3 мин. |
----- |
У2 к О3 |
действияЗадает вопрос к О3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек. |
Вопрос на тему «Развитие культуры, науки, образования» |
2 мин. |
--- |
У4 |
Восстанавливает утверждающий кейс, акцентирует узловые моменты, следуя структуре утверждающего кейса. Выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали «камнем преткновения». Возвращается к аспектам, рассмотренным первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабые места в аргументации команды оппонентов и их ошибки в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается обосновать логичность, достоверность, объективность аргументов, контраргументов и поддержек своей команды. Делает краткое резюме |
Внешняя политика (плюсы): Создание системы коллективной безопасности и обеспечение мира; Принятие программы мира; Заключение Договора о запрете ядерных испытаний в трёх сферах; Сокращение вооружённых сил; Сотрудничество со странами социалистического лагеря; Поддержка стран «третьего мира» |
3 мин. |
Вопрос на тему «Развитие социальной сферы при Хрущёве» |
О4 |
Восстанавливает отрицающую позицию, акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса. Выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали «камнем преткновения». Возвращается к аспектам, затронутым первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабости аргументации команды оппонентов и ошибки, допущенные ими в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается доказать логичность, достоверность, объективность своих аргументов, контраргументов и поддержек. Делает краткое резюме |
Внешняя политика Хрущёва (минусы): Гонка ядерного вооружения; Холодная война; Испытание ядерной бомбы 1961г. (кузькина мать, царь бомба); Конфронтация Восток-Запад; Карибский кризис 1962 г. Передача Крыма Украине |
3 мин. |
Вопрос на тему «Социальная сфера при Хрущёве» |
Предлагает подвести итоги |
Обобщает сказанное, передаёт слово экспертам. |
1 мин. |
--- |
|
Подведение итогов |
Выявляет чья команда оказалась более убедительной, а также выявляет лучшего спикера согласно результатам протокола. |
5 мин. |
--- |
Судейский протокол от _____________
Судья: |
|||||||||||||||||||
Тема дебатов: |
|||||||||||||||||||
Состав утверждающей команды (У): |
Состав отрицающей команды (О): |
||||||||||||||||||
У1 |
О1 |
||||||||||||||||||
У2 |
О2 |
||||||||||||||||||
У3 |
О3 |
||||||||||||||||||
У4 |
О4 |
||||||||||||||||||
Критерии для оценивания |
Критерии для оценивания |
||||||||||||||||||
Содерж. выст. |
Содерж. вопр. |
Структ. выст. |
Формул. вопр. |
Культ. общен. |
Итог спикера |
Содерж. выст. |
Содерж. вопр. |
Структ. выст. |
Формул. вопр. |
Культ. общен. |
Итог спикера |
||||||||
У1 |
О1 |
||||||||||||||||||
У2 |
О2 |
||||||||||||||||||
У3 |
О3 |
||||||||||||||||||
У4 |
О4 |
||||||||||||||||||
Итог команды: |
Итог команды: |
||||||||||||||||||
Лучший спикер У: |
Лучший спикер О: |
||||||||||||||||||
Лучшая команда: |