Урок «Парадоксы политики Н.С.Хрущёва»

2
0
Материал опубликован 19 June 2017

Тема урока «Парадоксы политики Н.С.Хрущёва».

Технология «Дебаты».

Цель урока: обобщение парадоксальности преобразований середины 50-х – начала 60-х гг.  XX в..

Задачи урока:

Развивающие:

развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний, прививать культуру дискуссии, аргументации различных точек зрения и собственного мнения;.

развивать логическое и критическое мышление;

развивать навыки устной речи;

развивать терпимость к различным взглядам;

развивать уверенность в себе;

развивать способность работать в команде;

Образовательные:

обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы;

всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность Н.С.Хрущева, его роль в мировой истории;

на основе критического анализа исторических фактов и событий периода хрущевской «оттепели», сравнения и сопоставления различных взглядов, суждений, оценок подвести учащихся к выводу о неоднозначности, противоречивости такой крупной и незаурядной личности как Н.С.Хрущев;

Воспитательные:

формировать полезные в социальном общении умения, способность сопереживать другим людям;

учиться быть терпимым к иным точкам зрения.

воспитывать гражданские и патриотические чувства.

способствовать формированию собственного мировоззрения и мироощущения, выработке личностной позиции, воспитывать уважение к чужому мнению;

создать условия для развития информационной и коммуникативной компетентности: умения критически оценивать достоверность полученной информации, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам, приобретение опыта ведения полемики;

Подготовительный этап:

Ознакомление учащихся с технологией «политические дебаты».

Создание групп (команд), распределение позиций и ролей.

Оказание помощи учащимся в процессе подготовки к игре.

Участники Дебатов:

Две команды: утверждающая и отрицающая;

Судьи (эксперты);

Таймкипер (секретарь);

Ведущий (председатеь);

Тренер (тьютер).

Спорный тезис – утверждение:

«Он был и Макбетом и королем Лиром советской эпохи»  Утверждающий тезис: «Н.С.Хрущёв великий советский государственный деятель, стремившийся проводить политику в интересах страны и народа». Отрицающий тезис: «Политика Н.С. Хрущёва имела отрицательное воздействие на ход истории нашего Отечества» Этапы организации «Дебатов»:

Ведущий Таймкипер
У4 У3 У2 У1
Спикеры команды У
О4
О3 О2 О1
Спикеры команды О
Судьи Зрители



Ход урока:
 

действия

О чём говорит

Время выступления

Вопрос оппоненту

 

Вступительное слово ведущего.

Приветствует собравшихся, представляет команды, говорит о важности той работы, которую провели команды, оглашает порядок выступления, договаривается о регламенте, представляет Совет справедливых.  Определяет исходный тезис дебатов. Знакомит аудиторию с тезисом утверждающей команды и тезисом отрицающей команды. Предает слово спикеру утверждающей команды.

3 мин.

---

У1

Формулирует тему, при этом обозначает позицию команды утверждения : «Сегодня мы поговорим об эпохе Н.С.Хрущёва и выясним, какую роль он сыграл в истории нашего советского прошлого. Наша команда склонна утверждать, что Хрущёв – это положительный деятель и с его именем можно связывать достаточно много позитивных изменений...»; вводит и объясняет понятия, называет аспекты, т.е. начинает представлять кейс команды «У»; завершает речь повтором позиции команды – четкой формулировкой тезиса.

Социальная политика при Хрущёве (плюсы):

- Разоблачение культа личности Сталина на 20 съезде КПСС;

- Парад Победы в 1965 году

- Реабилитация;

- Реорганизация партийно – государственных органов;

- Повышение окладов и доходов рабочих и колхозников;

- Паспортная реформа;

- Массовое жилищное строительство;

- Пенсионная реформа;

- Отмена платы за обучение;

- Укрепление материальной базы науки, образования, культуры, здравоохранения;

- Распространение радиовещания и телевидения.

3 мин.

Вопрос на тему «Экономическое развитие при Хрущёве»

О4 к У1

Задаёт вопрос У1 с целью снизить значимость ключевых слов и апектов.

Вопрос по теме «Социальная политика Хрущёва»

2 мин.

---

О1

Отрицает тему, формулирует тезис отрицания. Должен согласиться с определениями ключевых понятий и аспектами или, если прозвучали не все понятия и аспекты, ввести новые. Заканчивает выступление четкой формулировкой антитезиса, обозначая позицию команды отрицания («Мы не согласны с позицией наших оппонентов и считаем что...» + антитезис).

Социальная политика (минусы):

Непоследовательность и половинчатость социальной политики;

- начало массового оттока молодежи из села в город;

- существенное повышение цен на основные продукты питания;

- дефицит продуктов питания вследствие непродуманной сельскохозяйственной политики;

3 мин.

Вопрос на тему «Развитие экономики при Хрущёве»

У4 к О1

Задаёт вопросы О1 с целью снизить значимость ключевых слов и апектов.

Вопрос на тему «Социальная полиика Хрущёва»

2 мин.

---

У2

Восстанавливает утверждающий кейс на основании заявленных У1 понятий и аспектов, приводит аргументы по каждому аспекту, подтверждая их поддержками, заканчивает четкой формулировкой тезиса.

Экономическое развитие (плюсы):

Программа Г. Маленкова по развитию сельского хозяйства:

- расширение посевных площадей;

- повышение закупочных цен на зерно;

- повышение благосостояния колхозников;

- введение паспортов для колхозников;

- реорганизация МТС;

Развитие промышленности:

- быстрые темпы развития предприятий группы А

- развитие НТП и положительное влияние его на ВПК

3 мин.

Вопрос на тему «Развитие Культуры при Хрущёве»

О1 к У2

Задаёт вопрос к У2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек.

Вопрос на тему «Экономическое развитие»

2 мин.

---

О2

Восстанавливает отрицающую позицию, руководствуясь понятиями и аспектами, введенными спикерами О1, приводит аргументы и поддержки по каждому аспекту. Заканчивает четкой формулировкой антитезиса.

Экономическое развитие (минусы):

- Кризис сельского хозяйства вследствие непродуманной аграрной политики;

- Провал Семилетнего плана (1959 – 1965 г.г.)

- «Кукурузная эпопея»

- Повышение цен на продукты питания;

- Расстрел рабочих в Новочеркасске 1962 год.

3 мин.

Вопрос на тему «Культурное развитие при Хрущёве»

У1 к О2

Задает вопрос к О2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек.

Вопрос на тему «Экономическое развитие»

2 мин.

---

У3

Восстанавливает утверждающий кейс, выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой тезиса.

Культура, наука, образование (плюсы):

- «Оттепель», «обновленческая литература», произведения о заботах и нуждах простого человека;

- Вышли в свет авторы Солженицин, Шолохов, Бондарев и др.

- Фильм «Летят журавли» стал призёром Каннского кинофестиваля, другие фильмы, получившие всеобщее признание;

- Реформа образования - введение обязательного восьмилетнего образования;

- Достижения науки (освоение космоса, первый атомный ледокол и т.п)

3 мин.

----

О2 к У3

Задает вопрос к У3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек.

Вопрос на тему «Развитие культуры, науки, образования»

2 мин.

---

О3

Восстанавливает отрицающую позицию, выявляет уязвимые места в утверж­дающем кейсе, т. е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой антитезиса.

Культура, наука, образование (минусы):

Личные вкусы Хрущёва играли большую роль:

- разгром выставки московских художников в 1962 г.

- Борьба с «нездоровыми явлениями в искусстве»

- Встречи с интеллигенцией;

- Самоубийство главы союза писателей А.А. Фадеева;

- Исключение из союза писателей Б. Пастернака после того, как он стал Нобелевским лауреатом;

- Резкая критика за «идеологическую сомнительность» и «формализм» писателей и поэтов

3 мин.

-----

У2 к О3

действияЗадает вопрос к О3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек.

Вопрос на тему «Развитие культуры, науки, образования»

2 мин.

---

У4

Восстанавливает утверждающий кейс, акцентирует узловые моменты, следуя структуре утверждающего кейса. Выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали «камнем преткновения». Возвращается к аспектам, рассмотренным первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабые места в аргументации команды оппонентов и их ошибки в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается обосновать логичность, достоверность, объективность аргументов, контраргументов и поддержек своей команды. Делает краткое резюме

Внешняя политика (плюсы):

Создание системы коллективной безопасности и обеспечение мира;

Принятие программы мира;

Заключение Договора о запрете ядерных испытаний в трёх сферах;

Сокращение вооружённых сил;

Сотрудничество со странами социалистического лагеря;

Поддержка стран «третьего мира»

3 мин.

Вопрос на тему «Развитие социальной сферы при Хрущёве»

О4

Восстанавливает отрицающую позицию, акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса. Выявляет уязвимые места в утверж­дающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали «камнем преткновения». Возвращается к аспектам, затронутым первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабости аргументации команды оппонентов и ошибки, допущенные ими в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается доказать логичность, достоверность, объективность своих аргументов, контраргументов и поддержек. Делает краткое резюме

Внешняя политика Хрущёва (минусы):

Гонка ядерного вооружения;

Холодная война;

Испытание ядерной бомбы 1961г. (кузькина мать, царь бомба);

Конфронтация Восток-Запад;

Карибский кризис 1962 г.

Передача Крыма Украине

3 мин.

Вопрос на тему «Социальная сфера при Хрущёве»

 

Предлагает подвести итоги

Обобщает сказанное, передаёт слово экспертам.

1 мин.

---

 

Подведение итогов

Выявляет чья команда оказалась более убедительной, а также выявляет лучшего спикера согласно результатам протокола.

5 мин.

---

Судейский протокол от _____________

Судья:

Тема дебатов:

Состав утверждающей команды (У):

Состав отрицающей команды (О):

У1

 

О1

 

У2

 

О2

 

У3

 

О3

 

У4

 

О4

 
 

Критерии для оценивания

   

Критерии для оценивания

 
 

Содерж. выст.

Содерж. вопр.

Структ.

выст.

Формул.

вопр.

Культ.

общен.

Итог спикера

 

Содерж. выст.

Содерж. вопр.

Структ.

выст.

Формул.

вопр.

Культ.

общен.

Итог спикера

У1

           

О1

           

У2

           

О2

           

У3

           

О3

           

У4

           

О4

           

Итог команды:

           

Итог команды:

           

Лучший спикер У:

 

Лучший спикер О:

 

Лучшая команда:

     
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.