Урок «Внешняя политика Ивана Грозного» (История, 10 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока по истории Росси
Тема: Внешняя политика Ивана Грозного.
Класс: 10
Целеполагание:
Цель: Сформировать представление о внешней политике России в во второй половине XVI в.
Задачи:
Обучающие: Формирование представлений о времени правления Ивана Грозного как о процессе централизации государственной власти;
Определить роль Ивана IV во внешней политике;
Оценить значимость внешнеполитической деятельности Ивана IV для России
Развивающие: развитие коммуникативных навыков, умения работать с различными видами источников, навыков исторического анализа.
Воспитательные: воспитание активной гражданской позиции, социализация учащихся.
Ожидаемые результаты:
предметные: обучающиеся будут знать основные направления внешней политики Ивана Грозного и ее значение для России.
метапредметные: обучающиеся смогут высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию, управлять своей деятельностью, работать с информацией, обобщать, устанавливать аналогии, сотрудничать в группе.
личностные: обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания.
Формирование УУД:
Личностные УУД: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод, способность к рассуждению, развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.
Познавательные УУД: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание, поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем, классом, сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действия партнёра, умение учитывать позицию собеседника.
Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца XIX века. Ч.1.-М.: «Русское слово-РС», 2010., мультимедийный комплекс, презентация «Внешняя политика Ивана Грозного», раздаточный материал.
Основные понятия: Ливонская война (1558—1583) — крупный военный конфликт XVI века, в котором участвовали Ливонская конфедерация, Русское царство, Великое княжество Литовское, Шведское и Датское королевства. Боевые действия велись в основном на территории современных Эстонии, Латвии, Белоруссии и Северо-Западной России..
Основные даты:
1552 г. – взятие Казани;
1556 г. – присоединение Астраханского ханства;
1558 -1583гг. – Ливонская война.
Ход урока:
№№ п/п |
Этапы работы |
Содержание этапа |
|||||||||||||||||||
1. |
Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог) |
|
|||||||||||||||||||
2. |
Актуализация опорных знаний, включающий: определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут обучающимися); определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; определение возможных действий педагога в случае, если ему или обучающимся не удается достичь поставленных целей; описание методов организации совместной деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе опроса; описание методов и критериев оценивания ответов обучающихся в ходе опроса. |
|
|||||||||||||||||||
3. |
Исследовательская деятельность. Данный этап предполагает: постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен обучающимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала. |
|
|||||||||||||||||||
4. |
Закрепление учебного материала, предполагающее: постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, с которыми работает педагог. описание критериев, позволяющих определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала; описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть обучающихся не освоила новый учебный материал. |
|
|||||||||||||||||||
5. |
Задание на дом, включающее: постановку целей самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания); определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; определение и разъяснение обучающимся критериев успешного выполнения домашнего задания. |
|
Приложение № 1
Тест по теме «Правление Ивана Грозного»
1. Венчание на царство Ивана IV состоялось
а) 16 января 1533г.
б) 16 января 1537г.
в) 16 января 1547г.
г) 16 января 1578г.
2. Современниками Ивана Грозного были
а) Елена Глинская, митрополит Макарий
б) Борис Годунов, патриарх Филарет
в) протопоп Аввакум, патриарх Никон
г) хан Батый, литовский князь Миндовг
3. После венчания Иван IV стал именоваться
а) «императором России»
б) «царём и великим князем всея Руси»
в) «самодержцем всея Руси»
г) «монархом всея Руси»
4. Войско, созданное в правление Ивана Грозного
а) стрелецкое
б) рекрутское
в) драгунское
г) гусарское
5. Один из органов управления в России в середине XVI-XVII веков
а) коллегии
б) министерства
в) приказы
г) Синод
6. Опричнина была направлена против
а) дворянской оппозиции
б) взбунтовавшихся крестьян
в) жителей национальных окраин
г) строптивого боярства
7. Большая роль в деятельности Избранной рады принадлежала
а) Алексею Адашеву
б) Александру Меньшикову
в) Андрею Курбскому
г) Борису Годунову
8. Установите соответствие между датой и событием
Событие
Дата |
|
А) смерть матери Ивана IV Елены Глинской Б) венчание Ивана IV на царство В) «Собор примирения» Г) принятие нового Судебника Д) принятие Уложения о службе Е) проведение опричнины |
1) 16 января 1547г. 2) 1550г. 3) 1549г. 4) 1556г. 5) 1538г. 6) 1565-1572гг. |
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
9. Установите соответствие между термином и его определением
Термин
Определение |
|
А) местничество Б) бояре В) дворяне Г) опричнина Д) террор Е) кормление Ж) кризис З) деспотия И) Боярская дума |
1) территория, с которой бояре за судебно-административную власть получали ренту («корм») 2) высший наряду с великими и удельными князьями слой общества на Руси с Х по ХVIII вв., имевший землю на правах наследственной собственности. 3) система чрезвычайных внутриполитических мер Ивана IV Грозного в 1565 – 1572 гг. (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т.п.) для борьбы с боярско-княжеской оппозицией и укрепления самодержавной власти. 4) затруднительное положение 5) порядок назначения на должность по знатности рода и давности службы великому князю 6) устрашение своих политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. 7) высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии. 8) служилые люди, условные держатели земли; составляли двор феодала. 9) форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве, выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина. |
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
|
ОТВЕТЫ:
1. в 2. А 3. Б 4. А 5. В 6. Г 7. а
8.
А
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
5 |
1 |
3 |
2 |
4 |
6 |
9.
А
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
И |
|
5 |
2 |
8 |
3 |
6 |
1 |
4 |
9 |
7 |
Приложение № 2
1гр. «Присоединение Казанского ханства» Стр. 281-283 учебника
Задание: просмотрите карту «Присоединение Казани», прочитайте материал и ответьте на вопросы:
покажите на карте Казанское ханство.
- Где оно расположено?
- Какое это направление внешней политики русского государства?
- Как развивались отношения русского государства с Казанью?
- Какую угрозу представляло Казанское ханство для русских земель?
- Сколько походов предпринял Иван IV против Казани?
- Почему первые попытки завоевания Казани оказались неудачными?
- Когда и как была завоевана Казань?
- Какие народы вошли в состав русского государства?
Приложение № 3
2гр. « Присоединение Астраханского ханства» Стр. 283-285 учебника.
Задание: Просмотрите электронное приложение «Присоединение Астраханского ханства», прочитайте материал и ответьте на вопросы:
- Покажите на карте Астраханское ханство.
- Где оно расположено?
- Какое это направление внешней политики русского государства?
- Представляло ли Астраханское ханство угрозу для русских земель?
- Как развивались отношения русского государства с Астраханью?
- Когда и была завоевана Астрахань?
- Какие земли и народы вошли в состав русского государства с завоеванием Астраханского ханства?
Приложение № 4
3 гр. «Южное направление. Крымское ханство» Стр. 285-286 учебника.
Задание: прочитайте материал и ответьте на вопросы:
- покажите на карте Крымское ханство.
- Где оно расположено?
- Какое это направление внешней политики русского государства?
- Представляло ли Крымское ханство угрозу для русских земель?
- Как развивались отношения русского государства с Крымом?
- Что такое засека? Почему возводились засеки на границе с Крымским ханством?
- Как вы думаете, почему Иван IV не начал войну с Крымским ханством?
Приложение № 5
4 гр. «Присоединение Сибирского ханства» Стр. 291-293 учебника.
Задание: Просмотрите электронное приложение «Покорение Сибири», прочитайте материал и ответьте на вопросы:
- Покажите на карте Сибирское ханство.
- Где оно расположено?
- Какое это направление внешней политики русского государства?
- Как развивались отношения русского государства с Сибирским ханством?
- Кто командовал русским отрядом, покоряющим Сибирь? (сообщение)
- Какова была цена русского народа в освоении Сибири?
- Что дало России присоединение Сибири?
Приложение № 6
Схема «Внешняя политика Ивана Грозного»
Южное направление Западное направление Восточное направление
Борьба с Крымским ханством Выход к Балтийскому морю Покорение Западной Сибири
Походы русских войск на Крым Ливонская война 1558-1583 гг. Присоединение Казанского ханства 1552 г.
1556-1561 гг. Поражение России Присоединение Астраханского ханства 1552 г.
Набеги крымского хана на Москву Утраченные территории в пользу: Поход Ермака в Сибирь 1581-1585 гг.
1571-1572 гг. Польши: Ливония
Швеция: Копорье, Ивангород, Ям
Внешняя политика Ивана Грозного
PPTX / 28.47 Мб