"Парные звонкие и глухие согласные "
1 класс.
Русский язык.
УМК «Перспектива».
Тема:
"Парные звонкие и глухие согласные "
Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий.
Задачи:
1. создать содержательные и организационные условия по продолжению знакомства учащихся с парными согласными и способами их проверки на письме.
2. содействовать развитию умения грамотного письма.
3. обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность.
Оборудование:
- ученические тетради;
- смартдоска;
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации;
-Сегодня нас ждёт необычный урок. Я предлагаю вам отправиться в гости к парным согласным звукам. Но прежде, давайте вспомним правила поведения в гостях.
будь вежлив и приветлив!
не кричи, говори спокойно!
не перебивай собеседников, умей слушать!
-Вооружившись знаниями, отправляемся в гости.
-Вот дом, в котором живут хозяева.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.
Цель:
1) актуализировать знания о парных звонких и глухих согласных;
2) тренировать умения определять парные звонкие и глухие согласные в словах;
3) активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификацию, обобщение;
4) мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
5) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
6) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании правильности полученного результата.
-Это буквы! Какие звуки они обозначают? (согласные)
-Что можно сказать о согласных слева? (звонкие)
-Что можно сказать о согласных справа (глухие)
-Чем отличаются звонкие согласные от глухих? (Звонкие произносятся с голосом и шумом, а глухие состоят только из шума)
Минутка чистописания.
-Чтобы попасть в дом, вам нужно красиво и правильно прописать в тетради каждую букву. А перед этим выполним пальчиковую гимнастику. Молодцы.
- Откройте тетради. Запишите число и «Классная работа».
-На первой строке запишите все звонкие согласные, а на второй строке все глухие согласные.
Запись в тетрадях.
-Выделите самую красивую букву зеленой ручкой.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
У деревни зеленый лу…
На нашей грядке растет лу…
- Какой парный согласный спрятался в словах лу(г,к)?
Вниз по речке плывет пло…
В саду на яблоне висит пло…
- Какой парный согласный спрятался в этих словах (т-д)?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) создать условия для формулирования учащимися конкретной цели будущих учебных действий;
2) согласовать тему урока;
3) организовать выбор учащимися способа и средств для построения нового знания;
4) создать условия для составления учащимися плана дальнейших действий для достижения цели.
-Посмотрите на буквы и скажите, что их объединяет? (Это парные согласные по глухости – звонкости.) Что нужно было сделать? Важно ли правильно писать парные по глухости-звонкости согласные?
- Сформулируйте тему урока (Правописание парных согласных по глухости звонкости)
- Почему так непросто было решить, какую букву нужно вставить? Сделаем вывод…
- Какие цели поставите перед собой? (1. узнать способ проверки парных звонких и глухих согласных; 2. учиться применять правило при письме; ).
-Вернемся к словам луг-лук, плот-плод. Проверим. Почему мы используем именно такой способ проверки? (Именно перед гласной парная согласная слышна чётко)
- Как вы должны действовать, чтобы не допустить ошибку при написании слов с парными звонкими и глухими согласными? (Мы должны воспользоваться правилом, алгоритмом)
-Есть у нас такое правило правило- алгоритм? (Нет)
- Какая задача стоит перед нами? (Составить данный алгоритм)
-Попробуем составить карточку – алгоритм проверки парных согласных на конце слова. Работать будем в группах. Вспомним правила работы в группах.
Алгоритм для проверки парного согласного в конце слова (составленный)
1. Читаю слово …
2. На конце слова слышу парный звук …
3. Изменяю слово …
4. В проверочном слове согласный …
5. Пишу букву…
7. Подчёркиваю орфограмму.
5. Первичное закрепление.
Цель:
создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий с проговариванием во внешней речи.
- Откройте учебник на стр 106, найдите упр 201.
6.Физкультминутка.
7. Самостоятельная работа.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий;
3) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки;
4) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.
- На карточках (много-один)
8. Зрительная гимнастика.
9. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) организовать повторение способов определения ударения в словах.
Работа с учебником. Выполнение упр 202 на стр 106.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1)организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности;
2) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.
Подведем итог.
Что нового вы узнали?
Достигли ли цели урока? Докажите.
У кого получилось открыть новый способ самому? Докажите.
Кому не удалось, почему?
Продолжи фразу: (слайд презентации)
Мне больше всего удалось…
Я могу похвалить себя за …
Я могу похвалить (кого то) …. за …
- Я думаю, что нам удалось сегодня составить алгоритм проверки парных согласных на конце слов и научиться проверять правильность их написания. Как вы думайте, закончили мы сегодня данную тему, или есть ещё моменты, над которыми необходимо поработать? Почему? (Тема не закончена, т.к. парные согласные не только на конце слов.)
- Над этим мы поработаем на следующих уроках.
ТЕМА:
ЦЕЛЬ:
Алгоритм
для проверки парного согласного в конце слова:
1. Читаю слово …
2. На конце слова слышу парный звук …
3. Изменяю слово …
4. В проверочном слове согласный …
5. Пишу букву…
7. Подчёркиваю орфограмму.
Правописание парных согласных по глухости звонкости
1. узнать способ проверки парных звонких и глухих согласных;
2. учиться применять правило при письме;