Парциальная программа «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей 5–7 лет»

4
0
Материал опубликован 28 September 2023 в группе

Парциальная программа

«Формирование предпосылок финансовой грамотности

у детей 5-7 лет»



Содержание.

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Цели и задачи реализации Программы.

1.3. Принципы и структура Программы. 1.4. Планируемые результаты освоения Программы детьми старшего дошкольного возраста.


2. Содержательный раздел.

2.1. Содержание образовательной.

2.1.1. Труд и продукт труда (товар).

2.1.2. Деньги и цена (стоимость).

2.1.3. Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности.

2.1.4. Полезные экономические навыки и привычки в быту.

2.1.5. Нравственные ориентиры в социально-экономической сфере.

2.1.6. Планирование образовательной деятельности.

2.1.7. Словарь терминов.

2.1.8. Детский экономический словарик.

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы.



3. Организационный раздел.

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы.

3.2. Организация совместной деятельности.

3.3. Диагностическое обеспечение Программы.

Литература.







































1. Целевой раздел.



1.1. Пояснительная записка.

Финансовое просвещение и воспитание детей – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных, но в то же время важных проблем. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, но пока еще на житейском уровне. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств, иметь экономические представления и компетенции в области финансовой грамотности. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ. Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

С азами экономического воспитания и обучения основам финансовой грамотности необходимо знакомить подрастающее поколение в дошкольном возрасте. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше.

Результаты воспитательной работы будут успешными в том случае, если образование основам финансовой грамотности осуществляется в комплексе решения задач трудового, нравственного и экономического воспитания.

Исходя из актуальности и обоснованной необходимости внедрения курса финансовой грамотности дошкольников, в связи с желанием родителей (законных представителей) в нашем дошкольном образовательном учреждении разработана дополнительная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность».

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Конституция РФ от 12.12.1993 г.,

Федеральный закон от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта дошкольного образования»,

Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.01.2019№32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1014»,

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПиН 2.4.1.3049-13,

Устав МБДОУ №19 «Ивушка» г.Сальска,

Основная общеобразовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – Центра развития ребенка - детского сада первой категории № 19 «Ивушка» г. Сальска.

"Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет" / Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., Кориллов И.Л. и др. М., 2018.

Срок реализации Программы - 2 года.



1.2. Цели и задачи реализации Программы.



Целью данной Программы является формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи Программы:

-сформировать первичные экономические представления и компетенции; -научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

-объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость, деловитость, трудолюбие с другой; -научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.). Данная программа имеет широкий спектр и гибкую структуру, что позволяет учитывать детскую инициативу, индивидуальные интересы, потребности и возможности воспитанников, способствует достижению устойчивых высоких показателей развития.



1.3. Принципы и структура Программы.



В работе с детьми в области финансовой грамотности требуется осторожность и разумная мера. Неслучайно ее ведущими принципами являются: - учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников; - их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности; - тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания; - комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО). В основе методологического построения программы лежат принципы, определенные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: -полноценное проживание ребенком всех этапов детства; -амплификации детского развития; -учет индивидуальных особенностей детей; -системности и комплексности (системность и комплексность, конкретность и доступность дидактического материала реализуются в программе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания, умения и навыки, что в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие); -принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие); -принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка), все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуально-дифференцированный подход, создание для каждого ситуации успеха - этот подход отражает современные научные взгляды, он не только обеспечивает решение задач обучения детей основам финансовой грамотности, но и осуществляет тесную взаимосвязь нравственного, трудового и экономического воспитания, способствуют формированию ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

1.4. Планируемые результаты освоения Программы детьми старшего дошкольного возраста.

В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие.

Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.

В результате освоения Программы дети:

-адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой); -знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин; -знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья; -понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии); -знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.); -знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия; -адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении; -в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность; -любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других; -бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.); -следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна; -с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость; -проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут общее домашнее хозяйство и т. д.); -замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам; -объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка; -проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях; -переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек; -сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе; -с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.

2. Содержательный раздел.



2.1. Содержание совместной деятельности.



Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет.

В данной программе закрепляется представление о непростом мире предметов и услуг, как результатов труда людей, человеческих взаимоотношений.

Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям.

В дидактических играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама», обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей.

Решение программных образовательных задач осуществляется в ходе:

-совместной деятельности взрослого и детей;

-самостоятельной деятельности детей;

-при организации взаимодействия с семьей и другими социальными партнерами.



2.1.1. Труд и продукт труда (товар).



Труд — основная деятельность человека, источник средств для его существования. Каждый человек имеет свою профессию (врач, строитель, педагог, космонавт, инженер, бизнесмен, банкир, рекламный агент, программист и др.). Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду вообще. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия — великое благо, которым следует дорожить. Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут жить много лет, дольше, чем люди. Создать красивую вещь — это целое искусство, ею восхищаются люди многих поколений; красивые вещи как предметы искусства выставляются в музеях, продаются в антикварных магазинах и т. п. Продукты труда — это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые. За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям. Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги. Где и как это делается в современном мире. Основные понятия: труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги. Педагогические задачи: -формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада; -учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; -поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым; -стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.



Совместная деятельность.

-Сюжетно-ролевые игры "Магазин", «Больница», «Аптека», "Салон красоты", "Автозаправочная станция", "Рынок", "Супермаркет" и др.,

- Беседы о профессиях, о продуктах труда людей разных профессий, просмотры презентаций о профессиях.

- Беседа: «Где и кем работают ваши родители».

- Чтение и обсуждение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

- Дидактические игры: «Угадай, какая это профессия»; «Кому, что нужно для работы»; « Кто лучше знает инструменты».

- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм (совместно с родителями).

- Показ кукольного спектакля по сказке К.И. Чуковского «Федорино горе».

- Игры - развлечения «Путешествие в страну товаров», «Товар и бережное отношение к нему».

- Дидактические игры «В какое время года», «Угадай, где продается».

- Проблемные ситуации: «Какие бывают товары?», «Где продается товар?», «Как поступить?».

- Показ сказки «Хаврошечка» (настольный театр).

-Чтение и обсуждение сказок «Дикие лебеди», «Мужик и медведь» с использованием проблемных ситуаций.

- Чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла»; С. Маршака «Почта»; В. Маяковского «Кем быть?».

- Просмотр презентации «Заводы нашего города».

- Изготовление и обновление атрибутов к сюжетным играм с привлечением родителей.

- Дидактические игры «Кто, что делает?», «Назови профессии?»

- Экскурсия в прачечную.

- Вечер досуга «Теремок на новый лад» (экономическая сказка).

-Чтение и обсуждение сказок о бартере: «Мена», «Лисичка со скалочкой», «Дудочка и кувшинчик».

-Просмотр мультфильма «Волшебное кольцо» (обсуждение). -Дидактическая игра «Бартер».

-Пословицы и поговорки.



Самостоятельная деятельность.

- Сюжетно-ролевые игры по выбору детей.

- Раскраски.

- Рассматривание комиксов.

- Все виды трудовой деятельности детей (хозяйственно-бытовая, в уголке природы, дежурство, труд в природе).

- Представление детьми коллекций своих фишек, открыток, наклеек и пр. и выгодный обмен.



2.1.2. Деньги и цена (стоимость).



Понятие «деньги». - Деньги как мера стоимости; история денег (первые в мире виды денег и курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и др.). -Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры). -Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь. -Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка). -Деньги разного достоинства и разной покупательной способности. -Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом), пенсии, пособия, стипендии. -Деньги как средство платежа, накоплений. -Обмен денег (причины, правила). Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег. В каждой стране свои деньги. В России — рубли. Иностранные деньги называют по-разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др. Деньги некоторых зарубежных стран и стран СНГ. Обмен денег(валюты) одной страны на деньги (валюту) другой: когда и зачем он производится. Откуда берутся деньги. Деньги зарабатывают. Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство). Зачем людям нужны деньги. Цена (стоимость). -Как формируется стоимость: вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью дешевые). -Понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле». Любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые очень нужны каждой семье (мебель, квартира, машина, дача, путешествие, компьютер и др.), взрослые понемногу откладывают деньги из общего бюджета семьи (копят), а потом эту вещь приобретают.

Торговля и торг. -Торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами, ресурсами; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т. п.). -Хозяин товара и продавец. -Этические аспекты торговли (честность, открытость информации, поддержка новичка, местного предпринимателя и т. п.). Бюджет (на примере бюджета семьи) -Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы». -Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок. -Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и бедность. Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики. Планирование доходов и расходов на определенный период времени, исходя из учета постоянных платежей: за ЖКХ, детский сад, электроэнергию, газ; расходы на питание членов семьи, одежду, транспорт, культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными. Из чего складывается бюджет (все деньги, которые получают члены семьи: если сложить зарплату мамы и папы, стипендию брата и пенсию бабушки, — это все вместе и будет семейный бюджет). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что — в следующий раз (приоритетность, планирование). Разве можно быть хорошим хозяином, не владея элементарными знаниями счета, не умея сравнивать и понимать, что выгодно, а что ведет к издержкам? (Например, дети обсуждают вместе с педагогом, что можно купить на 50 и на 300 рублей).

Источники дохода. Дети еще не научились зарабатывать, поэтому их обеспечивают родители и государство. Люди с маленькими доходами (пенсионеры, инвалиды и др.) не всегда могут приобрести то, что им нужно. Им должны помогать дети, которых они вырастили и воспитали. Людям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, могут помочь благотворители. Благотворитель — не обязательно богач. Помочь могут люди любого достатка: и деньгами, и вещами, и делом, особенно, если соберутся, что называется, «всем миром». Меценат, спонсор, благотворитель — суть понятий, общее и различия.

Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно, не выгодно, обмен. Педагогические задачи: -познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны; -воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения); -дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.



Совместная деятельность.

-Показ спектакля К. И. Чуковского «Муха-цокотуха».

-Чтение и обсуждение детской литературы: И. Токмакова «Купите лук», К. Ушинский «Лекарство», И. Туричик «Человек заболел».

-Беседы: «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет».

-Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Больница», «Театр», «Парикмахерская», "Банк" и т.д.

-Сюжетно-дидактическая игра «Маленькие покупки». -Просмотр презентации Экскурсия в «Супермаркет». -Проблемная ситуация «Кто купит больше?». -Изготовление атрибутов для игр. -Беседа «Какими деньгами пользуются люди в других странах». -Выставка: «денежных купюр» разных стран. -Чтение и обсуждение сказок о деньгах: «Огниво», Г.-Х. Андерсен, Заработанный рубль». -Дидактическая игра «Интересные покупки». -Пословицы и поговорки.



Самостоятельная деятельность.

-Сюжетно-ролевые игры по выбору детей. -Раскраски. -Рассматривание комиксов. - Представление детьми своих денег, придуманных с родителями.



2.1.3. Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности.



Основная задача воспитательно-образовательной работы по данному блоку - воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе. Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных. Что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается на улицах и т. д.). Беседы о рекламе, запомнившейся детям. Реклама в повседневной жизни ребенка (мама «рекламирует» кашу: «Ешь, она такая вкусная!»; друг «рекламирует» новую игрушку: «У меня вот какая суперская игра в телефоне. Дам, так и быть, поиграть, а ты мне — три конфеты»; ребенок «рекламирует» себя: «Я лучше всех знаю ответ, спросите меня!»). Сочиняем рекламу. Создание детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и др.) на темы: «Если бы у меня было свое дело…», «Народные промыслы» и т. п. Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы. Педагогические задачи: -дать представление о рекламе, ее назначении; -поощрять объективное отношение детей к рекламе; -развивать у детей способность различать рекламные уловки; -учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой; -учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).



Совместная деятельность.

- Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Телефон» К. И. Чуковского.

- Дидактическая игра «Кому что нужно?»

- Обыгрывание сказки «Цветик-семицветик».

- Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях:

«Сивка-Бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке». -Составление таблиц «Потребности растений», «Потребности животных», «Потребности человека». -Опыты и эксперименты с растениями. -Дидактическая игра «Что мне нужно?». -Беседа «Животные и их потребности». -Развлечение «Путешествие» (потребности человека). -Изготовление "Дерева потребностей". -Показ сказки «Как коза избушку построила» (фланелеграф). - Показ настольного театра: «Как старик корову продавал». -Чтение и обсуждение сказок о рекламе: «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Три счастливца» С. Михалкова. - Проблемная ситуация «Как можно узнать о товаре?». -Дидактические игры «Угадай, какая это профессия?», «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь!» -Создание своей рекламы. -Пословицы и поговорки.



Самостоятельная деятельность.

-Сюжетно-ролевые игры по выбору детей. -Раскраски. -Рассматривание комиксов.



2.1.4. Полезные экономические навыки и привычки в быту.



Содержание данного блока реализуется в рамках изучения блоков «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», а также в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей. Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду и др). Предметный (вещный) мир — это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, забота, желание, любовь, старание, усилия. Поэтому к вещам как продуктам труда следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они могут рассказать, как жили люди раньше и как живут сейчас (музеи). Вещами следует пользоваться по назначению, а ломать, портить вещи, обращаться небрежно (не бережно, не бережливо), выбрасывать их зря — недостойно, это осуждается всеми. Представления о своем, чужом и общем. Какими вещами и деньгами ты имеешь право распоряжаться (дарить, давать в долг, выбрасывать и т. п.) самостоятельно, когда необходимо совместное решение (например, семейный бюджет, т. е. общие деньги семьи, обсуждается на семейном совете). Умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами (если я выброшу, отдам, испорчу, то мне этого уже не вернуть, и т. п.). Хороший хозяин (хозяйка) — тот, кто умеет правильно, в интересах семьи, использовать доходы, распоряжаться семейным бюджетом, кто ничего не тратит зря. Хороший хозяин в семье — одно из условий ее благополучия. Правильное распределение семейных доходов — целое искусство. Формирование умений экономить, делать сбережения, планировать, что купить сейчас, а что — позднее; предусматривать все предстоящие расходы — такие как оплата квартиры, воды, электроэнергии, детского сада, проездных билетов, обедов в школе, продуктов питания и т. д.; способность заранее позаботиться о сбережении средств на отдых, развлечения, подарки, крупные покупки. Копилка — полезная игрушка: как ею пользоваться и ради чего. В детском саду и дома воспитание у детей полезных привычек и повседневное их закрепление: соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым); показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и пр.). Почему люди всегда осуждали неряшливость, расточительность. Воспитание у детей следующих привычек:

-бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим - взрослым, сверстникам;

-разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.);

-экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется); -нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам.

Если экономить и беречь - хорошо, то почему же жадничать - плохо?

Совместная деятельность.

- Беседа "Относимся бережно к предметному миру", "Уважаем чужой труд".

- Просмотры презентаций об экономном расходовании электроэнергии, газа, воды.

- Дидактические игры "Наоборот", "Что дальше?", " Что сначала, что потом?"

- Составление рассказов об экономии природных ресурсов по мнемотаблицам.

- Решение проблемных ситуаций.

- Разучивание стихотворения З.Петровой "Мои игрушки".

- Пословицы и поговорки.



Самостоятельная деятельность.

- Сюжетно-ролевые игры по выбору детей.

- Раскраски.

- Рассматривание комиксов.



2.1.5. Нравственные ориентиры в социально-экономической сфере.



Что же важнее денег? Представление о честном труде — в противоположность воровству, тунеядству. Почему люди ценят доброту, честность, благородство, способность сочувствовать, милосердие, стремление помогать тем, кто в этом действительно нуждается. Понятия жертвы, жертвенности (отдать свое тому, кому нужнее). Полярные категории и поиски баланса. Жадность и щедрость. Трудолюбие и леность. Представление о нравственном выборе как задаче, не имеющей готового ответа. Всегда ли обязательно делать выбор? Многовариантность решений (на примере нехватки того, что требуется всем): поделить поровну; разыграть; отдать тому, кому нужнее; сделать так, чтобы хватило на всех и т. п. (разыграть в лотерею последний кусок пирога — или испечь новый пирог, которого хватит на всех; поделить игрушки, играть всем вместе, наделать еще игрушек и т. п.) Основные понятия: бережливый, хозяйственный, экономный, рачительный, щедрый, добрый, честный, запасливый и др. Педагогические задачи: -формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь; -воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам; -воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей; -дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного выбора и др.



2.1.6. Планирование образовательной деятельности.



Календарный план. Старшая группа.





Месяц



Тема НОД



Цель



Материалы и оборудование



Основные понятия

источ-ника/ стра-ница*

Сентябрь.

1. Почему взрослые работают? Труд и продукт труда.

Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения потребностей человека и источником дохода.

Картинки-путаницы с изображением людей различных профессий, фрагменты мультфильма "Уроки тетушки Совы (6 серия), лист-раскраска с заданием, картинка "Предметы труда", цветные карандаши, ноутбук.

Труд, работа, продукт, продукция, заработная плата, рабочее место, рабочее время, профессии, предметы труда, товар, торговля, деньги.

5/6

1/11

2. Азбука юного финансиста.

Дать представление о денежных сбережениях, необходимости экономии и ведения учета денег.

Карточки "Валюта поросят", весы, мольберт, ноутбук.

Деньги, денежные сбережения, накопления, доход, расход.

6/15;23

7/2

5/4

Октябрь.

3. Откуда пришли деньги?

Формировать элементарные экономические представления. Познакомить с историей денег.

Сундучок, картинка самовар, горшочек, скалочка, иллюстрации к сказкам "Дудочка и кувшинчик", "Петушок и бобовое зернышко", ноутбук, раскраска карандаши.

Бартер, обмен продуктами труда, товар, деньги.

6/29 12/110 4/25

4. Деньги. Банки.

Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег.

Копилка, монеты и купюры, пластиковая карта, ноутбук, изображение банка.

Копилка, монета, банкнота, купюра, аверс, реверс, номинал, банк, пластиковая карта, наличные деньги, кредиты, безналичный расчет, доходы.

11/2;4 11/27 12/133 7/2 6/16

Ноябрь

5. Валюта - деньги других стран. Настоящие и фальшивые деньги.

Формировать первичные представления о валюте. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность.

Ноутбук, изображения денег других стран, альбом "Деньги", карта мира.

Иностранные деньги, номинал, купюра, монета, карта мира, валюта, деньги, доллар, евро, франк., обмен валюты, фальшивые деньги, подлинность денег.

12/88 4/29 3/7 5/23 12/135

6. Цена на товары и услуги.

Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги.

Ноутбук, презентация "Качественный ли товар?", муляжи фруктов и овощей, ценники, чеки из разных магазинов.

Цена, товар, услуги, стоимость, чек, качество, ценник, этикетка, качество, спрос, дорого, дешево, коммунальные услуги.

1/12 11/24 4/14

Декабрь

7. Семейный бюджет.

Формировать первичные представления о семейном бюджете.

Ноутбук, презентация "Семейный бюджет", раздаточный материал, альбом "Моя семья", карточки с изображе-нием предметов, символизирующих основные и неосновные расходы семьи.

Доходы, расходы, уровень жизни, достаток, богатство, бедность, семейный совет, планирование, приоритетность, потребности, финансовые возможности. карманные деньги.

1/13 5/25;286/30 11/8;12

8. Как правильно делать покупки?

Формировать первичные экономические представления о выгодных покупках.

Ноутбук, презентация "В магазине", муляжи овощей и фруктов, предметные картинки с изображением про-дуктов и непродовольственных товаров.

Торговля, торг, купля-продажа, выгода, переплата, рынок, магазин, супермаркет, ярмарка, аукцион.

3/15 4/5;16 4/35 11/6

Январь

9. Чем пахнут ремесла?

Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия.

Ноутбук, презентация "Профессии", картинки с изображением предметов труда

Профессии, работа, труд, рабочее время, рабочее место, предметы труда, продукт труда, заработная плата.

1/11 5/6

10. Путешест-вие в страну "Экономград".

Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей-дошкольников.

Деньги бумажные и металлические, касса, кошельки, чеки, атрибуты для игры "Магазин", ноутбук, презентация "Экономим воду, электроэнергию и газ"

Дороже, дешевле, торг, фиксированная цена, качество, природные ресурсы, коммунальные услуги.


6/19 6/35;38


Февраль

11. "Хочу" и "надо".

Обобщить знания о потребностях человека, финансовом планировании семьи, разумных покупках.

Ноутбук, презентация "Потребности человека", картинки на тему "Экономим воду, электроэнергию и газ".

Потребности, возможности, коммунальные услуги, бюджет, доходы, расходы, запланированные покупки, сбережения.

6/23 12/127 11/8;34

3/11

12. Источники дохода.

Обобщить знания об источниках дохода семьи.

Карточки-схемы по теме "Доходы семьи", деньги, ноутбук, картинки с изображением пенсионеров, инвалидов, студентов, маленьких детей, альбом "Моя семья".

Заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, премия, благотворитель, меценат, спонсор, инвалиды, пенсионеры, "всем миром".

1/14 5/28 12/127

Март

13. По страницам сказки "Цветик-семицветик".

Формировать первичные представления о нравственном выборе как задаче, не имеющей готового ответа.

Ноутбук, мультфильм "Цветик-семицветик", иллюстрации в книге "Цветик-семицветик".

Покупка, желания, сострадание, благородство, милосердие, помощь ближнему, инвалид.

3/10

14. Деловая игра "Магазин Детский мир".

Содействовать финансовому просвещению, созданию необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности.

Ноутбук, презентация "Детский мир", касса, детские игрушки, "деньги", чеки, ценники, разноцветные флажки.

Профессии, чек, касса, деньги, директор магазина, продавец, покупатель.

3/14

Апрель

15. Реклама: правда и ложь. Как спасти деньги от ловушек?

Формировать первичные представления о возможности избегать лишней траты денег.

Ноутбук, презентация "Реклама", рекламные листовки, буклеты.

Финансовые возможности, рекламировать, воздействие рекламы, стихийные покупки.

1/15 4/33 5/21

16. Полезные экономические привычки.

Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности.

Ноутбук, презентация "Разумно или неразумно?", "деньги", карточки с товарами.


Предметный (вещный) мир, семейный совет, экономия, неряшливость, расточительность, бережливость, разумное использование, карманные деньги.

1/16 4/8

Май

17. Что важнее денег?

Обобщать знания о потребностях человека, способствовать формированию нравственных качеств.

Ноутбук, презентация "Что важнее денег?"

Жадность, щедрость, трудолюбие, леность, бережливый, хозяйственный, экономный, рачительный, запасливый.

1/18 12/136 6/44

18. Мы - ребята деловые!

Развивать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Ноутбук, презентация "Ситуации выбора", магнитная доска, магнитики, красные и синие карточки, "деньги", предметные картинки.

Товары и услуги, разумный подход, клад, профессии, дорого - дешево, тратить - копить, бережливость, доходы, расходы, желания и потребности, безналичные, наличные.

6/35







*Источники:

1. "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования" / Шатова А.Д., Аксенова Ю.А. и др.

2. "Методический сборник с разработками игр". (МАОУ НШ - № 72)

3. "Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты" (для дошкольников)". Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности. / Крючкова Н.А. - Калининград, 2013.

4. "Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей". Учебно-методическое пособие. / Еремина М.О., Козлова И.А. и др. - Калининград, 2017.

5. "Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста". Сборник методических разработок./ Сост. Блохина О.А., Терешева О.В. - Калининград: КОИРО, 2018.

6. "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО". Сборник методических разработок. / Сост. Блохина О.А., Терешева О.В. - Калининград: КОИРО, 2017.

7. "Финансовая грамотность в мудрости народной". Книжка-раскраска для детей старшего дошкольного возраста.

8. Сказки о деньгах.

9. "25 сказок для успешного ребенка". Проект "Новые Богатые с детства".

10. "История о рублике и его друзьях". Комикс.

11. Конспекты НОД по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

12. "Финансовая грамотность дошкольника". / Поварницина Г.П., Киселева Ю.А. - Волгоград: Учитель.

13. "Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста". Учебно-методическая программа. / Щербинина С.М. - г. Усолье - Сибирское, 2010.





Календарный план. Подготовительная группа.





Ме сяц



Тема НОД



Цель



Материалы и оборудование



Основные понятия

Источ ники/ стра ница*

Сентябрь

Путешествие в страну профессий.

Почему все взрослые работают?

Формировать представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения потребностей человека и источником дохода.

Ноутбук, презентация "Профессий много в мире есть", альбом "Профессии".

Труд, работа, продукт, продукция; заработная плата;

рабочее место, рабочее время; профессия; физический и умственный труд, предметы труда.

5/6

1/11

Труд и

продукт труда (товар).

Дать представление о результате труда людей, которым является продукт, полезная и нужная вещь, предмет, изделие, услуга.

Ноутбук, презентация "Кто что производит?", различные предметы из развивающей среды группы.

Труд, работа, продукт труда, продукция, услуги, заработная плата, товар, торговля; деньги.

12/108

Октябрь

Что такое деньги и зачем

они нужны?

Виды денежных знаков.

Формировать представление о деньгах как мере стоимости.

Закрепить представление о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры). Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.


Ноутбук, презентация "Деньги", муляжи денег, настоящие деньги.

Банкноты, купюры, монеты, номинал, аверс, реверс, гурт.

12/11012/121 12/133

История денег.

Откуда пришли деньги?

Познакомить с историей денег; показать процесс развития денег от примитивных форм до современных модификаций.

Ноутбук, презентация "История денег".

Первобытный человек,

обмен, деньги,

монеты, банкноты.

14/6

17

Ноябрь

Валюта.

Обмен денег.

Формировать представление о том, что в каждой стране свои деньги. Продемонстрировать их внешний вид, познакомить с названиями денег некоторых стран, формировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны.

Ноутбук, презентация "Деньги других стран", муляжи иностранных денег.

Валюта, иностранные деньги,

обмен денег,

номинал, купюра,

монета,

4/29 3/7 5/23 12/136

Цена (стоимость).

Дать представление о том, как формируется цена (стоимость): вложения средств, затраты труда, качество, спрос и предложение. Подвести к пониманию того, что любой товар имеет свою цену.

Ноутбук, презентация "Как формируется цена?"

Цена, товар, услуги, стоимость, чек, качество, ценник, этикетка, качество, спрос, дорого, дешево.

1/12 11/24 4/14


Декабрь

Торговля и торг.

Рассказать о видах и формах торговли (товары, услуги, ресурсы; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету ). Формировать представление об этических аспектах торговли (честность, открытость информации).

Ноутбук, презентация "Торговля и обслужива-ние" .

Торговля, фиксированная цена, торг, магазин, рынок, ярмарка, опт, розница, интернет-магазин, услуги.

12/108

Цена и качество товаров (услуг).

Дать представление о качестве товаров (услуг). Формировать представление о зависимости цены товара (услуги) от качества этого товара (услуги).

Ноутбук, презентация "Дороже или дешевле?", иллюстрации книги "Откуда берется деньги?"

Цена, качество, скоропор-тящийся товар, бракованный товар, дороже, дешевле.

1/12 11/24 4/14

14/16

Январь

Бюджет

(на примере бюджета семьи). Источники дохода.

Формировать представление о том, что такое бюджет, из чего он складывается. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги. Закреплять понятия «доходы» и «расходы».

Ноутбук, презентация "Семейный бюджет", карточки с изображе-нием предметов, символизи-рующих основные и неосновные расходы семьи.

Бюджет, доходы, расходы, зарплата, пенсия, стипендия, планирование, приоритетность, потребности, финансовые возможности, бережливость, карманные деньги.

1/13 5/25;286/30 11/8;12 14/40

Потребности и возможности.

Формировать представление о потребностях и возможностях. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи.

Ноутбук, презентация "Потребности человека", презентация "Как экономить?"

Потребности, возможности, коммунальные услуги, бюджет, доходы, расходы, запланирован-ные покупки, сбережения.

6/23 12/127 11/8;34

3/11

Февраль

Жители кошелька.

Закреплять представление о денежных знаках Российской Федерации, научить различать монеты разного достоинства, показать, что достижение результата возможно сообща и согласованно.

"Сказка о монетах" Т. Грековой, муляжи бумажных и металличес-ких денег.

Банкноты, купюры, монеты, номинал, наличные деньги.

1/21

Дом, в котором живут и "растут" деньги.

Формировать представление о банках и их услугах, предоставляемых людям.

Ноутбук, презентация "Идем в банк".

Банк, кредиты, вклады, накопления.

18

Март

Наличные и безналичные деньги.

Пластиковая карта.

Формировать представление о пластиковых картах и их назначении, закрепить знания детей о внешнем виде пластиковой карты.

Муляжи денег, настоящие деньги, пластиковые карты.

Пластиковая карта, безналичный расчет, банкомат,

обналичить деньги.

5/42

Реклама - двигатель торговли. Что такое реклама, и зачем она нужна?

Расширять представление о рекламе, ее целях и видах. Воспитывать осознанное отношение к рекламе. Учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой.

Ноутбук, презентация "Реклама", рекламные листовки и журналы.

Реклама, рекламировать, воздействие рекламы.

1/15 4/33 5/21

14/34

Апрель

Бюджет семьи, доход, расход.

Учить различать понятия "хочу" и "надо". Закреплять представление о происхождении окружающих нас предметов (товаров). Воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности.

Ноутбук, отрывок из мультфильма "Простоква-шино", копил-ка, карточки-схемы.

Семейный бюджет, доход, расход, коммунальные платежи, семейный совет, накопления.

12/12 14/40

Экономичес-кая игра «Что? Где? Когда?».

Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи. Поощрять объективное отношение детей к рекламе. Воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей.


Ноутбук, презентация с картинками для игры, призы.

Все понятия.

16

Май

Викторина "Мы - ребята деловые".

Обобщить, закрепить и выявить знания детей по финансовой грамотности.

Стимулировать активность детей. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.


Разрезные картинки, монеты, купюры, медали.

Профессии, товары, услуги, деньги, зарплата, пенсия, стипендия, экономить.

15

Итоговое обследование детей.

Обобщить, закрепить и выявить знания детей по финансовой грамотности.

Вопросы диагностики.

Все понятия.

Раздел2.1.6 данной прог-

раммы





*Источники:

1. "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования" / Шатова А.Д., Аксенова Ю.А. - Москва, 2018.

2. "Методический сборник с разработками игр" (МАОУ НШ - № 72)

3. "Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты (для дошкольников)". Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности. / Крючкова Н.А. - Калининград, 2013.

4. "Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей". Учебно-методическое пособие. / Еремина М.О., Козлова И.А. и др. - Калининград, 2017.

5. "Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста". Сборник методических разработок./ Сост. Блохина О.А., Терешева О.В. - Калининград: КОИРО, 2018.

6. "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО". Сборник методических разработок. / Сост. Блохина О.А., Терешева О.В. - Калининград: КОИРО, 2017.

7. "Финансовая грамотность в мудрости народной". Книжка-раскраска для детей старшего дошкольного возраста.

8. Сказки о деньгах.

9. "25 сказок для успешного ребенка". Проект "Новые Богатые с детства".

10. "История о рублике и его друзьях". Комикс.

11. Конспекты НОД по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

12. "Финансовая грамотность дошкольника". / Поварницина Г.П., Киселева Ю.А. - Волгоград: Учитель.

13. "Экономическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста". Учебно-методическая программа. / Щербинина С.М. - г. Усолье - Сибирское, 2010.

14. "Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей в сказках"/Ульева Е.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.

15. Сайт https://www.maam.ru/detskijsad/viktorina-v-podgotovitelnoi-grupe-po-finansovoi-gramotnosti-my-rebjata-delovye.html

16. Сайт https://www.google.com/search?q=finansovaya_gramotnost_gruppy_no_5-6.docx&oq =chrome..69i57j69i60.1665j0j7&sourceid=chrome&ie=UTF-8 17. Сайт https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/16/konspekt-ood-po-finansovoy-gramotnosti-v-podgotovitelnoy-gruppe

18. Сайт https://ped-kopilka.ru/shkolnikam/o-profesi-bankovskogo-rabotnika-dlja-detei.html





2.1.7. Словарь терминов.



ПОТРЕБНОСТИ

Потребности – это то, что необходимо человеку,   без чего он не может обойтись.

Жизненно важные потребности – это то, без чего  человек не может жить (пища, солнце, воздух, вода, жилье, одежда).

Возможности – это то, что человек может получить, сделать, добиться.

Материальные потребности – это потребности, которые удовлетворяются через материальный предмет.

Нематериальные потребности: потребности в образовании, в отдыхе, в дружбе, в любви, в заботе и др.

 Изучение раздела «Потребности» подготавливает дошкольников к изучению раздела «Труд», способствует пониманию взаимосвязи между категорией «потребности» и трудом как основным источником для удовлетворения многочисленных потребностей человека.



ТРУД

 Труд – деятельность человека, которая направлена на удовлетворение потребностей.

 Профессия – это основное занятие, дело, которому человек обучен. (Например, врач, учитель).

 Специальность – это дело, которым человек конкретно занимается в рамках своей профессии. (Врач-терапевт, врач-хирург, учитель истории, учитель начальных  классов и т. д.)

Продукт труда – результат труда.

Изучение раздела «Труд» подготавливает дошкольников к изучению разделов «Товар» и «Деньги». Способствует пониманию взаимосвязи между понятием «труд», «товар», «деньги» как основных источников для удовлетворения многочисленных потребностей человека.

 

3. ТОВАР

Товар – продукт труда для обмена или продажи.

Полезность товара – способность товара удовлетворять потребности человека.

Стоимость – затраты, необходимые для создания товара.

Цена – количество денег, которые надо заплатить за товар или услугу.

Покупка – приобретение товара за определенную плату.

Распродажа – торговля товарами сезонного спроса по сниженным ценам.

Изучение раздела «Товар» опирается на представления детей, сформированные при изучении разделов «Потребности» и «Труд», закрепляет понимание того, что любой товар создаётся трудом для удовлетворения потребностей человека.

Усвоение раздела «Товар» подготавливает дошкольников к восприятию содержания раздела «Деньги», способствует пониманию роли денег в процессе купли-продажи.



4. ДЕНЬГИ

Деньги – особый универсальный товар, который измеряет стоимость других товаров или услуг.

Монеты – деньги, изготовленные из металла.

Банкнота – вид бумажных денег.

Банк – кредитно-финансовое учреждение, осуществляющее операции, связанные с накоплением денежных средств, посредничеством в платежах, кредитованием.

Вклад – деньги, хранящиеся в банках.

Кредит – деньги, предоставленные в долг с уплатой процента.

Валюта – денежная единица страны.

 Изучение раздела «Деньги» опирается на представления детей, сформированные при изучении разделов «Потребности» и «Товар», закрепляет понимание того, что любой товар, созданный для удовлетворения потребностей человека, покупается и продаётся за деньги. Усвоение раздела «Деньги» подготавливает дошкольников к восприятию содержания раздела «Семейный бюджет», способствует пониманию роли денег в процессе планирования доходов и расходов семьи.



5. СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

Семейный бюджет – это доходы и расходы денежных средств семьи.

Доход – это материальные ценности или средства,  полученные нами в результате какой-либо  работы.

Расход – это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Доходы семьи – это деньги, которые члены семьи приносят в дом.

Зарплата – это деньги, получаемые за работу.

Зарплата – это оплата труда за месяц, за неделю или день.

Пенсия – это деньги, которые платят пожилым людям, проработавшим до этого много лет.

Стипендия – это ежемесячная денежная выплата студентам.

Премия – это деньги, получаемые дополнительно к  заработной плате за особые успехи в работе.

Изучение раздела «Семейный бюджет» завершает реализацию базового модуля «Финансовая азбука». В рамках раздела «Семейный бюджет» расширяются представления, полученные в ходе изучения разделов «Потребности», «Деньги», «Труд».



2.1.8. Детский экономический словарик.



БИЗНЕС – это умение производить товар. Это умение налаживать связи, умение продавать товар. Это умение делать деньги. Это умение при помощи связей, знаний товара и идет делать из денег большее количество денег.

ТОВАР – то, что продается, покупается или обменивается (предмет, изготовленный для удовлетворения потребностей людей).

РЕКЛАМА – информация (сообщение) о товарах, которые помогает продавцу найти покупателю – сделать нужную ему покупку.

ЭКСПОРТ – вывоз товаров из страны за границу (в другие страны)

ЯРМАРКА – временный рынок, на котором в определенные дни торгуют самыми разнообразными товарами.

ИМПОРТ – ввоз в страну заграничных товаров (товаров из других стран).

БАНК – организация, которая имеет право принимать деньги на хранение и давать деньги в долг, меняют деньги.

ВАЛЮТА – деньги других стран.

ЗАРПЛАТА – деньги, получаемые за работу.

АВАНС – деньги (часть заработной платы), которые выплачивают до окончания всей работы.

ПРЕМИЯ – деньги, получаемые в добавление к заработной плате за особые успехи в работе.

БИРЖА – специальный рынок, на котором заключают соглашения (сделки) о покупке и продаже товаров, ценных бумаг, валюты.

АУКЦИОН – продажа вещей или ценных бумаг по правилам конкурса: покупает тот, кто назначит самую высокую цену.

КАССИР – работник магазина, фирмы или банка, который принимает и выдает деньги.

ЭКОНОМИКА – закон хозяйства.



3. Организационный раздел.



3.1. Материально-техническое обеспечение Программы.



Занятия проводятся в группе дошкольного учреждения.

Для реализации программы воспитателями подобран учебно-методический комплект, который является необходимым и достаточным для организации основной образовательной деятельности по обучению детей основам финансовой грамотности. Пособия комплекта могут использоваться детьми в свободной игровой деятельности, а также в домашних условиях.

Учебно-методический комплект включает в себя : -данную дополнительную общеразвивающую программу «Финансовая грамотность»;

-сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста и их родителей;

-консультации для родителей;

-конспекты НОД;

-учебно-методические пособия;

-наглядный иллюстрированный материал, который знакомит детей с разными странами и их валютой;

-сборник сказок по основам финансовой грамотности, адаптированные для детей старшего дошкольного возраста;

-банкоматы;

-комиксы;

-раскраски;

-дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры;

-куклы-персонажи Маша и Рублик.

Структура учебных пособий разработана в соответствии с блочно-тематическим принципом, что облегчает педагогу задачу продумать и организовать образовательную деятельность.

В содержание образовательной деятельности введен региональный компонент в виде виртуальных экскурсий в банк, в магазин, в торговый центр "Скиф" и т.д., проблемно-творческих заданий, логических игр.

Дидактические пособия предназначены как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы с детьми, снабжены методическими указаниями, имеют модульный характер и используются в соответствии с возрастными требованиями и особенностями психофизического развития каждого ребенка..



3.2. Организация совместной деятельности.



Организация и режим проведения занятий зависит от возраста ребенка.

Для детей старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группы занятия продолжительностью 25 минут проводятся 2 раза в месяц в совместной деятельности, в первой половине дня. Кроме того, реализуются и другие формы работы с детьми в свободной или совместной деятельности: деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с экономическим содержанием, экскурсии, увлекательные ситуационные задачи, беседы с привлечением родителей (законных представителей), досуги и т.д.

Учебная нагрузка рассчитана на весь учебный год в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», ФГОС ДО, устава ДОУ.

Содержание программы «Финансовая грамотность» реализуется на групповой и подгрупповой совместной деятельности, имеет сюжетно-тематический, интегрированный принцип построения учебной деятельности и практическую направленность.

Используются интерактивные игры и пособия, финансовые настольные игры, осуществляется деятельностный подход к обучению. Родители (законные представители) принимают участие в проведении промежуточных и итоговых мероприятий, им даются рекомендации по приобщению детей к финансовой грамотности.

На теоретических занятиях происходит знакомство дошкольников с финансовой терминологией, в доступной форме объясняются основные понятия, рассматриваются иллюстрации, читаются экономические истории, сказки.

Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр и персонажей.

Комплексные занятия объединяют и теоретические знания, и практические навыки.

3.3. Диагностическое обеспечение Программы.



В качестве результатов реализации программы выступают следующие показатели: значительная положительная динамика умений, навыков и знаний основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности используются следующие методы: - наблюдение; - беседы; - обследование дошкольников (начало, конец учебного года); - итоговое мероприятие (акция, ярмарка и т.д.).





П

Высокий уровень – 3 балла

Средний уровень – 2 балла

Низкий уровень – 1 балл

ротокол диагностики уровня знаний детей

по теме «Финансовая грамотность дошкольников»

(подготовительная группа).



п/п


Фамилия, имя ребенка


Потреб-ности


Труд


Товар


Деньги

1

2

3

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4


1.


















2.


















3.


















4


















5.


















6.


















7.


















8.


















9.


















10.


















11.


















12.


















13.


















14.


















15.


















16.


















17.


















18.


















19.


















20.


















21.


















22.


















23.


















24.


















25.



















Всего детей с высоким уровнем -



Всего детей со средним уровнем -



Всего детей с низким уровнем -



Вопросы для диагностики.



Потребности

Что необходимо человеку для жизни?

В чем нуждается семья, в которой ты живешь?

Как можно назвать одним словом то, без чего человек не может обойтись в своей жизни?


Труд

Кем и где работают твои родители?

Какую домашнюю работу выполняют члены твоей семьи?

На что тратят деньги в твоей семье?

Какую помощь ты оказываешь родителям в домашнем хозяйстве?


Товар

Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазинах?

Где люди приобретают товары?

Как люди приобретают товар?

Что означают цифры рядом с товаром?


Деньги

С помощью чего можно приобрести то, в чем нуждается человек?

Все ли можно купить за деньги?

Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?

Как можно назвать одним словом эти деньги?




1 – низкий уровень

2 – средний уровень

3 – высокий уровень



Методика оценивания:

Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием.

Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога.

Низкий уровень (1 балл ) – с заданием не справляется.

Литература.



1. "Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет" / Шатова А.Д., Аксенова Ю.А., Кориллов И.Л. и др. М., 2018.

2. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры/авт.-сост. Г.П. Поварицина, Ю.А.Киселева.-Волгоград: Учитель, 2019.

3. Аменд, А.Ф., Экономическое воспитание в процессе трудовой подготовки /

А.Ф. Аменд, И.Б. Сасова. – Москва: Просвещение; 1988. – 192 с.

4. Бокарев, А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации / А. А. Бокарев. – Финансы. – № 9. – С 3 2010.-6

5. Коннова, З.П., Развитие игровой активности дошкольников З.П. Коннова,/ И.В. Малышева, Л.А. Пенькова, С.В. Пыркова – Москва: Сфера; –2010. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова – Москва,/1998.

8. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в

экономику: Учебно-методическое пособие/ А.А. Смоленцева. – Москва,2016.

9. Шатова, А.Д. " Тропинка в экономику . Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет" / Шатова А.Д. М.: "Вентана-Граф". 2015.




















































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации