Паспорт кабинета (учебных мастерских)
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРЯНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14» г. БРЯНСКА
ПАСПОРТ
УЧЕБНОГО КАБИНЕТА № 14
(учебные мастерские)
Заведующий учебным кабинетом:
______________________________________________________
Положение
об учебном кабинете
средней общеобразовательной школы
Общие положения
1.1. Работа учебных кабинетов средней общеобразовательной школы организуется и осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебным кабинетам.
1.2. Учебный кабинет должен способствовать формированию культуры личности учащихся, повышению эффективности информационного обслуживания учебно-воспитательного процесса.
1.3. Учебный кабинет должен соответствовать эстетическим, гигиеническим, учебно-исследовательским требованиям и требованиям правил безопасности учебного процесса.
Общие требования к учебным кабинетам
2.1. Паспорт кабинета, оформленный с указанием функционального назначения имеющегося в нём оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и т.д.
2.2. План работы учебного кабинета - на учебный год (и перспективу).
2.3. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета, наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов и т.д.
2.4. Соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических требований в учебных кабинетах.
2.5. Укомплектованность учебно-методическим комплексом средств обучения, учебным оборудованием.
2.6. Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, контрольных работ и др.
2.7. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с учебной программой.
2.8. Стендовый материал учебного кабинета.
2.9. Расписание работы учебного кабинета.
Правила пользования учебным кабинетом
Кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий.
Учащиеся должны находиться в кабинете только в присутствии учителя.
Кабинет должен проветриваться каждую перемену.
Учитель должен организовывать уборку кабинета по окончании занятий.
Классная доска;
Приспособления для демонстрации таблиц и другого наглядного материала на уроке;
Хранилище для приборов, раздаточного материала и другого оборудования (стеллажи, шкафы, диапозитивов);
Оснащение для демонстрации учебных фильмов, диапозитивов;
Оснащение рабочего места учителя;
Оснащение рабочего места учащегося.
Диагностическая карта учебного кабинета
Тип школы:
Время функционирования кабинета:
Заведующий кабинетом:
Образование:
Занимаемая должность:
Педагогический стаж (стаж работы по специальности):
Квалификационная категория:
Разряд:
Дата аттестации (№ приказа):
Дата прохождения курсов (по специальности):
Дата прохождения курсов (по технике безопасности):
Дата прохождения курсов (электробезопасности):
Стаж работы в качестве заведующего кабинетом:
Оценка состояния учебного кабинета
в 20___ / 20___ учебном году
Учебный год |
Оценка за состояние кабинета |
|
Оценка |
Примечание |
|
Август |
||
Сентябрь |
||
Октябрь |
||
Ноябрь |
||
Декабрь |
||
Январь |
||
Февраль |
||
Март |
||
Апрель |
||
Май |
||
Июнь |
Должностные обязанности по охране труда
заведующего учебными мастерскими
Заведующий учебными мастерскими обеспечивает:
выполнение постановлений, распоряжений и приказов министерства образования России и профсоюзных органов по вопросам охраны труда и улучшения подготовки учащихся в этой области;
создание здоровых и безопасных условий труда и занятий с учащимися школы, а также контроль за выполнением установленных положений, правил и норм по охране труда;
размещение установок, стендов и оборудования в соответствии с правилами и нормами по технике безопасности и производственной санитарии;
безопасное состояние рабочих мест, оборудования, приборов, инструментов;
нормальное санитарное состояние помещений;
проведение инструктажа учащихся на рабочем месте с оформлением в журнал учета инструктажей;
систематическое проведение в установленные сроки повторного инструктажа по технике безопасности и противопожарной технике с учащимися и соответствующее их оформление;
ежегодную разработку мероприятий по охране труда для включения их в текущие и перспективные планы и соглашения по охране труда;
выполнение мероприятий, включаемых в соглашение по охране труда;
своевременное расследование и учет несчастных случаев, связанных с производством, и принятие мер по устранению причин их вызывающих;
составление инструкций и правил по технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной технике и осуществление надзора за их выполнением;
безопасное хранение и транспортировку оборудования и материалов, а также безопасное применение, обезвреживание и уничтожение горючих и взрывчатых материалов;
проведение в установленные сроки анализов воздушной среды на содержание газов, паров и пыли;
проверку знаний и выполнение сотрудниками и учащимися правил и инструкций по технике безопасности;
соблюдение норм и правил хранения пожаро-взрывоопасных материалов.
Документация учителя технологии,
заведующего учебными мастерскими
(материально ответственного лица)
Паспорт учебного кабинета.
Акт приёмов-передачи мастерской и оборудования.
Акт приёмки учебного кабинета администрацией школы.
Акт готовности мастерской к учебному году.
Журнал учёта оборудования, инструментов и материалов.
Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.
Паспорта на станки, машины и другое учебное оборудование, которое выпускается в эксплуатацию с таковыми.
Акты на списание оборудования.
Правила техники безопасности при работе в кабинете.
Правила пользования кабинетом учащимися.
График работы учебного кабинета.
План работы учебного кабинета на учебный год.
Перспективный план развития материальной базы.
Акты проверки заземления.
Журнал учёта несчастных случаев.
Учебная программа.
Календарно-тематические планы.
Планы уроков.
Документация на разрешение предпринимательской деятельности.
Папка с заявками от учебных кабинетов на изготовление оборудования, которое укладывается по технологическим и почасовым параметрам в рамки учебной программы мастерской.
Общая характеристика учебного кабинета
Год начала комплектования кабинета:
Площадь кабинета (м2):
Освещение:
Вентиляция:
Площадь лаборантской (м2):
Количество ученических мест:
Классная доска
фломастерная
меловая
передвижная
Инструментальная:
Подсобное помещение:
Приспособления для установки ТСО, демонстрации таблиц:
Каталог фонда учебно-наглядных пособий:
Перспективный план дооборудования кабинета:
Аттестационный лист учебного кабинета:
Санитарно-гигиеническое состояние мастерских:
Опись имущества кабинета
№ п/п |
Наименование имущества | Кол-во | Примечание |
Инвентарная ведомость на технические средства
обучения учебных мастерских
Учебная мастерская
№ п/п |
Название оборудования |
Кол-во |
Инв. номер |
Состояние оборудования |
Примечание |
Инвентарная ведомость на технические средства
обучения учебных мастерских
учебная мастерская
№ п/п |
Название оборудования |
Кол-во |
Инв. номер |
Состояние оборудования |
Примечание |
Инструменты и оборудование учебных мастерских
№ п/п |
Название оборудования |
Количество |
Примечание |
|
8 |
||||
4 |
неуд. |
|||
4 |
3-неуд., 1-нов. |
|||
4 |
Новые, без ручек |
|||
- |
||||
- |
||||
14 |
самодельные |
|||
11 |
3-кр., 4-чёрн., 4-нов. |
|||
1 |
дополнит. |
|||
16 |
||||
18 |
||||
16 + ? |
разный диаметр |
|||
1 |
||||
4 |
||||
- |
||||
2 |
||||
1 |
||||
- |
||||
1 |
||||
6 |
||||
1 |
||||
5 |
||||
1 |
||||
8 |
||||
3 |
Электросушитель |
1 |
списан |
|
4 |
Устройство защитного отключения электрооборудования |
1 |
||
5 |
Халат |
1 |
||
6 |
Плакаты и таблицы |
30 |
||
Инвентарная ведомость
на технические средства обучения учебных мастерских
№ п/п |
Наименование ТСО |
Количество |
Марка |
Год приобретения |
Инв. номер по школе |
Опись стендов и плакатов учебного кабинета
№ п/п |
Наименование |
Количество |
Примечание |
План работы кабинета
на 20 __ / 20 __ учебный год
№ п/п |
Что планируется |
Сроки |
Отметка об исполнении |
Перспективный план развития
учебных мастерскихЦель: систематическое пополнение фонда учебно-наглядных пособий,
расширение материально-технической базы кабинета.
№ п/п |
Что планируется |
Сроки |
Результат |
Занятость учебного кабинета
на 20 __ / 20 __ учебный год
Расписание уроков
Урок |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
класс |
класс |
класс |
класс |
класс |
класс |
|
1 |
||||||
2 |
||||||
3 |
||||||
4 |
||||||
5 |
||||||
6 |
||||||
7 |
Индивидуальные занятия
Класс |
Время работы |
|||||
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
|
Кружки
Класс |
Название кружка |
Время работы |
|||||
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Суббота |
||
Факультатив
Класс |
Название факультатива |
Время работы |
|||||
Пп |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
||
Измерители выполнения образовательного стандарта
по технологии в учебных мастерских
Практические работы
№ п/п |
Класс |
Тема |
Оборудование |
Кол-во комплектов |
Лабораторные работы
№ п/п |
Класс |
Тема |
Оборудование |
Кол-во комплектов |
Контрольные работы
№ п/п |
Класс |
Тема |
Количество |
Тесты
№ п/п |
Класс |
Тема |
Количество |
Учебно-методическая и справочная литература
Методические пособия
№ п/п |
Название |
Автор |
Издательство |
Год издания |
Кол-во экземпляров |
Справочники
№ п/п |
Название |
Автор |
Издательство |
Год издания |
Кол-во экземпляров |
Научно-популярная литература
№ п/п |
Название |
Автор |
Издательство |
Год издания |
Кол-во экземпляров |
Таблицы
№ п/п |
Класс |
Раздел, тема |
Название таблицы |
Кол-во экземпляров |
Оценка деятельности учебных мастерских
за 20___ / 20___ учебный год
1. Самоанализ работы зав. кабинетом, самооценка: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Оценка учащихся (по результатам анкетирования): __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
3. Оценка методического объединения учителей: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
4.Оценка методического совета: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Выводы и предложения по дальнейшей работе кабинета: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Аттестация учебного кабинета: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоги проверки учебного кабинета
(на начало учебного года)
№ п/п |
Критерии оценки |
2015-2016 |
2016-2017 |
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
1 |
Наличие паспорта кабинета |
|||||
2 |
Наличие расписание работы кабинета |
|||||
3 |
Наличие плана развития кабинета |
|||||
4 |
Наличие методических пособий для учителя, предметных журналов, газет |
|||||
5 |
Наличие учебно–методических компонентов, дидактического раздаточного материалов |
|||||
6 |
Дополнительная литература, словари, справочники, журналы, книги для внеклассного чтения |
|||||
7 |
Наличие наглядного материала, их систематизация и хранение |
|||||
8 |
Оснащенность кабинета ТСО |
|||||
9 |
Действенность кабинета и его оформление |
|||||
10 |
Сохранность школьной мебели в кабинете |
|||||
11 |
Санитарно – гигиеническое состояние кабинета |
|||||
12 |
Наличие документов(стендов) по технике безопасности |
|||||
13 |
Эстетичность оформления |
|||||
Общее количество баллов |
||||||
Общая оценка кабинета |
||||||
100 и более «отлично» 80-100 – «хорошо» 80-60 – «удовлетворительно» менее 60 –«неудовлетворительно» |
Дата проверки |
Цель осмотра |
Рекомендации |
Оценка |
Подпись |
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
Общие положения и область применения
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях.
Настоящие санитарные правила распространяются на все общеобразовательные учреждения, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся.
Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений
Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.
Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.
В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65 - 0,7 м.
Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.
Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.
Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся (приложение 2 настоящих санитарных правил).
Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.
Учебные мастерские должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.
Требования к естественному и искусственному освещению
Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола. Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.
В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение.
Гигиенические требования к режиму образовательного процесса
На занятиях трудом, предусмотренных образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.
Все работы в мастерских и кабинетах домоводства обучающиеся выполняют в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.
При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.
Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.
Через каждые 45 минут работы необходимо устраивать регламентированные 15-минутные перерывы для отдыха.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
о смотре кабинетов и учебных мастерских 1. Общие положения
1.1. Смотр кабинетов и учебных мастерских проводится администрацией школы с целью контроля условий осуществления образовательного процесса.
1.2. Задачи смотра:
проверка соблюдения санитарно-гигиенических и валеологических требований, состояния материально-технического оснащения кабинетов и учебных мастерских;
контроль за соблюдением требований безопасности при организации обучения и труда;
определение лучших учебных кабинетов, лабораторий и учебных мастерских.
2.1. Смотр проводится в соответствии с планом работы учебного заведения, но не реже одного раза в год.
2.2. Перечень критериев, по которым проводится оценка, а также их параметры определяются приказом директора школы.
2.3. Состав жюри смотра определяется приказом директора. В жюри могут входить директор школы, заместители директора по учебно-воспитательной работе и административно-хозяйственной части, медицинский работник, психолог, заведующие кафедрами.
2.4. По итогам смотра издается приказ директора, в котором определяются победители — заведующие кабинетами и учебными мастерскими.
3. Критерии оценки кабинетов, мастерских3.1. Наличие и ведение документации по охране труда:
Акта-разрешения на эксплуатацию кабинета, мастерской;
Аттестационной карты кабинета, мастерской;
Журнала инструктажа обучающихся по технике безопасности;
необходимых инструкций по технике безопасности на каждый вид станка или работы, утвержденных директором школы;
актов приемки нового оборудования;
протоколов о замерах заземления и изоляции токоведущих проводов.
3.2. Состояние техники безопасности:
исправность электропроводки и противопожарных средств;
наличие:
аптечки с указанием перечня медикаментов, адресов и телефонов травмпунктов, поликлиник и больниц;
предупредительных надписей на электрощитах, розетках, рубильниках и другом оборудовании;
спецодежды, рукавиц для хозяйственных работ и обтирочного материала в учебных мастерских.
3.3. Санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, мастерских:
соблюдение режима проветривания;
качество влажной уборки;
уровень освещения;
состояние электрооборудования;
тепловой режим;
состояние вентиляции.
3.4. Оформление кабинета, мастерской:
соответствие профилю, назначению помещения;
эстетика (включая единство стиля);
содержательность (включая сменяемость информации).
3.5. Состояние мебели.
3.6. Техническое состояние и исправность оборудования, технических средств обучения.
Директор ______________________ _________________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Кабинет технологии
При оценке кабинета труда (учебной мастерской) проверяется:
1. Наличие акта-разрешения на проведение занятий, акта-разрешения на ввод в эксплуатацию оборудования в учебных мастерских и выполнение требований охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с нормами и правилами СанПиН 2.4.2.1178-02" "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
2. Станочное оборудование должно устанавливаться у окон учебной мастерской на расстоянии 40-50 см от стены. Батареи и трубы отопления должны быть закрыты диэлектрическим (деревянным) ограждением.
3. Расстояние между слесарными верстаками должно быть не менее 80 см, а между рядами — не менее 100 см. От станков верстаки должно отделять расстояние не менее 90 см. Расстояние между столярными верстаками должно быть не менее 65 см, а между рядами — не менее 70 см.
4. Тиски на верстаках должны быть установлены на расстоянии не менее 100 см между их осями. Крайние тиски должны отстоять от стены не менее чем на 70 см.
5. Особые меры безопасности предъявляются к размещению и установке циркульной пилы и фуговального станка. Они должны устанавливаться во вспомогательном помещении так, чтобы вокруг них оставалось достаточно свободного места (не менее чем по 2,0 м) для передвижения обрабатываемого материала. При установке циркульной пилы и фуговального станка в помещении учебной мастерской режущий механизм должен быть защищен закрывающимся на замок кожухом.
6. Слесарные верстаки должны быть оборудованы защитными сетками, высота которых должна быть не менее 1,0 м от поверхности верстака с ячейками не более 3 мм.
Соблюдение нормы освещенности в учебной мастерской.
Наименьшая освещенность должна быть при люминесцентных лампах – 300 лк, при лампах накаливания – 150 лк.
Учебная мастерская должна быть оборудована общим отключающим устройством электроснабжения с рабочего места учителя (мастера).
Наличие и исправность вентиляционных устройств.
Кроме общей приточно-вытяжной вентиляции, рабочие места с выделением пыли должны быть оборудованы местными отсосами. Вентиляционные установки должны подвергаться планово-предупредительному ремонту, периодическому техническому и санитарно-гигиеническому испытанию, результаты которых заносятся в специальный журнал. Независимо от наличия вентиляционных установок в оконных проемах должны быть открывающиеся фрамуги для проветривания.
Выполнение требований производственной санитарии.
Площадь рабочего места на одного учащегося при обучении токарей должна составлять 6 кв. м, фрезеровщиков – 9-12 кв. м, слесарей, ремонтников, сборщиков и т.д. – 4 кв. м. Полы в учебной мастерской должны быть теплыми, гладкими, не скользкими, и не пыльными. Полы после каждого учебного занятия необходимо убирать влажным или другим способом, не допускающим пыления. Стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не реже 2-х раз в год, арматура и лампы светильников – не реже 2-х раз в месяц. Привлекать учащихся к этим работам запрещается. Вентиляция должна обеспечивать воздухообмен 20 куб.м в час на одного человека. Температура воздуха должна быть 15-17?С. В учебной мастерской должны быть умывальники с горячим водоснабжением и индивидуальными смесителями, щетками и полотенцами или заменяющими их устройствами. Мастерская должна быть обеспечена доброкачественной питьевой водой с температурой от +8 до +20? С. Обязательна установка питьевых фонтанчиков или закрытых баков с фонтанчиками, вода в которых должна меняться ежедневно.
Соблюдение мер безопасности при установке и подключении станков к электросети.
Электрический кабель для подключения станков должен быть проложен в защитном коробе (в трубе или в гибком металлическом рукаве). Каждый станок должен быть заземлен отдельным медным или алюминиевым проводником сечением не менее 4 кв. мм к общему заземляющему контуру здания. Последовательное заземление станков запрещается. Электрощит должен быть оснащен устройством защитного отключения (УЗО). На полу около станков и электрощита должны быть деревянные решетки с диэлектрическими резиновыми ковриками.
Движущиеся и вращающиеся детали станков, приводные ремни должны иметь ограждение. Токарные и фрезерные станки должны быть оборудованы щитками-экранами из оргстекла для защиты глаз. Защитные экраны заточных станков – оборудованы микровыключателями. Места, подлежащие ограждению, должны быть окрашены в красный цвет, резко выделяющийся при снятом ограждении, а ограждающие устройства должны иметь желтую полосу. Движущиеся части станков также должны быть окрашены в желтый цвет. Токарные станки должны быть укомплектованы крючками, оборудованными щитками и щетками-сметками для удаления стружки.
Состояние слесарного и столярного инструмента.
Губки тисков должны быть целыми и иметь несработанную насечку. Молотки и кувалды должны иметь выпуклую, гладкую, не сбитую, без заусениц, выбоин и трещин поверхность бойка. Ручки молотков и кувалд должны быть из твердых и вязких пород древесины (клен, дуб, береза), иметь овальное сечение, быть гладкими, без трещин, заусениц и сучков. Ручки молотков и кувалд должны быть расклинены металлическими или деревянными клиньями. На хвостовики напильников, стамесок, долот должны быть прочно насажены ручки, стянутые металлическими кольцами. Ножовки и пилы должны быть правильно разведены и хорошо заточены. Рубанки, фуганки, шерхебели должны иметь гладкую, ровно зачищенную колодка, задний конец которой в верхней части должен быть закруглен. Резцы строгального инструмента должны быть правильно заточены и не должны иметь выбоин, вмятин, трещин, заусениц. Сверла должны быть правильно и хорошо заточены.
Учащиеся должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты (защитными очками, фартуками, халатами, беретами, рукавицами и т.п.).
Учебная мастерская должна быть оснащена медицинской аптечкой для оказания первой доврачебной помощи.
Соблюдение требований пожарной безопасности.
Кабинет труда должен иметь План-схему эвакуации при пожаре, табличку «Ответственный за противопожарное состояние». Должен быть оснащен огнетушителями (не менее 2-х порошковых огнетушителей типа ОП-4(з), ОП-5(з)), позволяющими тушить электрооборудование под напряжением, ящиком с песком и совком, а также средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в количестве по числу учащихся в кабинете. Запасной выход должен быть свободен для эвакуации учащихся и оснащен светоуказателем «Выход» и указателем «Запасной выход». Промасленная ветошь должна складываться в специальный металлический ящик с крышкой.
Соблюдение санитарно-гигиенических правил.
Температура воздуха в мастерской (кабинете) должна быть 18-20? С, влажность воздуха – 40-60%. Полы должны быть теплыми, ровными, не скользкими. Для мытья посуды, овощей и других продуктов должны быть раздельные раковины, ванны с подводкой горячей и холодной воды. Для сбора пищевых отходов должны быть бачки (урны) с крышками, содержимое которых ежедневно должно выноситься в мусоросборники. После каждого занятия мастерская (кабинет) убирается влажным способом, разделочные столы промываются горячей водой. Для проветривания мастерской (кабинета) должны быть открывающиеся фрамуги.
Учащимся и учителям (мастерам) выдаются халат хлопчатобумажный и косынка.
Соблюдение требований пожарной безопасности.
Кабинет технологии должен иметь План-схему эвакуации при пожаре, табличку «Ответственный за противопожарное состояние». Должен быть оснащен огнетушителями (не менее 2-х порошковых огнетушителей типа ОП-4(з), ОП-5(з)), позволяющими тушить электрооборудование под напряжением, а также средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в количестве по числу учащихся в кабинете.
Требования к оборудованию слесарных мастерских
Здесь учащиеся вручную и на станках обрабатывают металлы и занимаются электротехническими работами, поэтому такая мастерская оборудуется металлорежущими станками, слесарными верстаками, вспомогательным оборудованием для слесарных и электротехническеих работ. В перечне типового оборудования для школ указываются следующие металлорежущие станки: токарный типа ТВ (3шт.); два сверлильных станка с диаметром сверления 12 мм; горизонтально-фрезерный типа HГФ-110-ЧШ (1шт.); заточной учебный (1шт.). В скобках указан нижний предел количества станочного оборудования, а верхний предел определяется площадью мастерской и возможностями школы.
В слесарном отделении мастерской размещаются слесарные верстаки с регулируемой высотой крышки или с подкладными под ноги учащихся трапами (подставками). Высота верстака считается нормальной, если прямо стоящий ученик локтем согнутой и прижатой к туловищу руки касается губок тисков. Размер тисков определяется по длине губок (80-100мм). Верстак оборудуется защитной сеткой, лучше съёмной, потому что она используется только при рубке металла зубилом.
Для правки и разметки металла к верстаку крепится стальная плита, а слева от тисков при этом оставляется место для работы с учебником и тетрадью.
Рабочие места располагаются так, чтобы свет падал слева или спереди.
Для индивидуального пользования мастерская комплектуется штангенциркулями с точностью измерения 0,1 мм, слесарными линейками длиной до 300 мм, слесарными угольниками, чертилками, кернерами, слесарными циркулями, зубилами с режущей кромкой до 20 мм, слесарными ножовками, ножницами по металлу, молотками массой до 300 г, отвёртками, кусачками, киянками, напильниками. Hапильники приобретаются различной формы и насечки: плоские, квадратные, круглые, ромбические, трехгранные, надфили, драчёвые, личные, бархатные. Могут быть и другие инструменты, они предназначаются для кружковой работы и выбираются соответственно профилю деятельности: чеканы, резцы и другие.
Для станочных работ необходимы резцы проходные, отрезные, подрезные, расточные; фрезы цилиндрические, дисковые; набор измерительного инструмента - линейка масштабная, штангенциркуль, микрометр; принадлежности для токарного станка - патроны (кулачковый и поводковый), ключ к патрону, центры, патрон для сверлильного станка; гаечные ключи и др..
Инструменты индивидуального пользования приобретаются в количестве, обеспечивающем каждого ученика на случай выхода инструментов из строя, а инструменты общего пользования - 2-3 комплекта.
Способы хранения инструментов должны обеспечивать свободный доступ к любому из них и не касаться один другого при хранении. Инструменты пронумеровываются в соответствии с раб. местами.
Рабочее место учителя оборудуется на подиуме, где размещается верстак (желательно поворотный), стол, устройство для обесточивания электропитания мастерской, экранная и аудитивная системы обучения, различные устройства для программированного контроля знаний учащихся. Классная доска, экран, плакатница, наборное полотно, цветные мелки. Чертёжный инструмент располагаются на стене так, чтобы пользоваться им можно было не сходя с подиума.
Hаглядные пособия хранятся в инструментальном помещении, потому что постоянная демонстрация их учащимся в случае хранения в учебном помещении резко снижает интерес учащихся и этим сводит до минимума образовательный эффект, это особенно касается настенных.
Hеобходимы в мастерской коллекции: виды металлов и сплавов, виды проката, виды проводов электрического тока, а также наборы карточек и слайдов для экранной демонстрации, набор контрольных карточек, технологических карт. Hеобходимы диафильмы.
Для проведения электро-радиотехнических работ необходимо иметь 10-15 демонстрационных электротехнических щитов, на которых учащиеся учатся выполнять электромонтажные работы, или наборы "Электроконструктор" в том же количестве. Испытывать собранные электрические цепи учащиеся могут только под руководством учителя на отведённом для этого стенде, столе. В комплект учебного оборудования по электротехнике и радиоэлектронике кроме указанного надо включить радионаборы, набор установочных изделий, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки боковые, отвёртки, ножи монтёрские, авометр, контрольную лампу, индикатор напряжения. Ручки инструментов должны быть непроводящими ток, лучше пластмассовыми, например, у отвёрток, а на ручки кусачек, ножей плоскогубцев и других аналогичных по исполнению инструментов натягиваются чехлы из изолирующих материалов.
В качестве оборудования общего пользования необходимо иметь набор для паяльных работ, но без соответствующей вентиляции пользоваться им в мастерской нельзя.
Требования к оборудованию столярных мастерских
Эта мастерская оборудуется верстаками также с изменяемой высотой рабочей поверхности. Высота определяется так: ладонь учащегося, стоящего прямо, должна прижиматься к поверхности верстака.
Здесь необходимо иметь два (минимум) токарных станка по дереву марки СТД-120 или СТД-120М, электроточило или заточной станок, сверлильный станок, а в подсобном помещении - фуговально-распиловочный станок. Если подсобного помещения нет, то станок устанавливается в мастерской, но обязательно закрывается кожухом, чтобы исключить к нему доступ учащихся.
Рабочее место учителя оборудуется аналогично слесарной мастерской.
Инструмент и инвентарь индивидуального пользования.
В мастерской предусматривается инструмент и инвентарь индивидуального пользования: линейки (желательно слесарные) длиной 500 мм; рубанки с шириной ножей 40 и 45 мм с механической подачей резца; полуфуганки с такой же шириной ножа и механической подачей резца; столярные угольники, рейсмусы; шерхебели; ножовки мелкозубые с длиной полотна в 200-250 мм для поперечного пиления; ножовки для продольного пиления с длиной полотна в 300 мм; долота на 6 и на 10 мм; cтамески плоские на 10 и 20 мм; рашпили полукруглого сечения длиной 250-300 мм; напильники плоские драчёвые 250-300 мм; лобзики c оснасткой для выпиливания; молотки столярные массой 250 г; киянки; клещи 150 мм; шилья; отвёртки; кернеры; ограничители и направители для пиления; кисточки для клея и красок (допустимо их отнести к инструментам общего пользования); наждачная шкурка и другие, необходимые для кружковой работы.
Инструменты и инвентарь общего пользования.
К ним относятся: клееварка; электроплитка; посуда для клея, не требующего разогревания; комплект буравов от 5 до 20 мм; долота столярные на 4, 8, 12, 16 мм; ерунок; зензубель; коловорот; малка; метр складной; пила лучковая; разводка для пил; пила выкружная; свёрла; фальцгобель; цикля; цинубель; стамески плоские на 4, 6, 8, 12, 15 мм, шпунтубель; бородок; стамески для фигурного точения древесины; cтусло; стеклорез, шаблоны для запиливания шипов; гаечные ключи; коллекция пород древесины; коллекция пиломатериалов; учебные таблицы по способам обработки древесины; набор карточек для экранных средств обучения, диафильмы; набор контрольных карточек, технологические карты и другие, необходимые для внеклассной работы. Технологические карты, шаблоны и контрольные карточки могут быть индивидуального пользования.
В мастерской должна быть постоянно действующая выставка изделий учащихся со сменными экспонатами, изделия на которой представляют все разделы программы, где предусмотрены практические работы. При этом сменность изделий регулируется не длительностью экспонирования, а принципом побития рекордов на максимальную приближённость к образцу по точности исполнения, по эстетике и дизайну, по затратам времени. В данном случае под образцом понимается эталон изготавливаемой вещи, товар.
Аттестация учебного кабинета
1. Организация рабочих мест учащихся.
1.1. Индивидуальные рабочие места оборудованы верстаками (столами), соответствующими росту учащихся. (1балл)
1.2. Каждый верстак имеет посадочное место (табурет, откидное сиденье, стул для мастерских по обработке ткани и пищевых продуктов). (1балл)
1.3. Индивидуальное рабочее место обеспечивается учебным оборудованием в соответствии с программой. (1балл)
1.4. Инструменты и инвентарь индивидуального пользования находятся в исправном, рабочем состоянии. (1балл)
1.5. Имеются специализированные рабочие места общего пользования, укомплектованные соответствующим оборудованием. (1балл)
1.6. Специализированные рабочие места, как и индивидуальные, оборудованы ростовыми подставками. (1балл)
Оценки. Отлично - 6 баллов, хорошо - 5,5балла, удовлетворительно - от 3 до 5 баллов, плохо - 2,5балла.
2. Рабочее место учителя.
2.1. Имеется демонстрационный стол, а для слесарной и столярной мастерских - демонстрационный или письменный стол и верстак.(1балл)
2.2.Классная доска.(1балл)
2.3. Экран и экранные средства обучения.(1балл)
2.4. Классная доска оснащена набором чертёжных инструментов.(1балл)
2.5. Имеются аудитивные средства обучения.(1балл)
2.6. Рабочее место оснащено устройством для управления электропитанием мастерской. (1балл)
2.7. Рабочее место учителя оборудовано управлением светового сигнального устройства - "начать работу", "закончить работу".(1балл)
2.8. Имеются контрольно-обучающие устройства. (1балл)
Оценка. Отлично-8баллов,хорошо-7,5балла,удовлетворительно-от 4 до 7 баллов,плохо-3,5балла.
3. Оснащение мастерских станочным и другим оборудованием.
3.1. Все станки в рабочем состоянии.(1балл)
3.2. Все станки имеют исправное заземление и акт проверки заземления в текущем учебном году. (1балл)
3.3. Все станки имеют комплект инструментов и приспособлений для работы на них и для обслуживания.(1балл)
3.4.Все станки имеют инструкцию по технике безопасности. (1балл)
3.5. Движущиеся части станков ограждены и окрашены в красный цвет.(1балл)
3.6. Имеется естественная и искусственная вентиляция.(1балл)
3.7. Освещение соответствует нормам.(1балл)
3.8. Имеется оборудованное место для мытья рук и электрополотенце.(1балл)
Оценка выставляется аналогично пункту 3.
4. Рациональное оформление интерьера.
4.1.Постоянно экспонируются правила поведения в мастерской.(1балл)
4.2.Постоянно экспонируются лучшие работы учащихся.(1балл)
4.3.Есть материалы по профориентации.(1балл)
4.4.Имеются комнатные растения.(1балл)
4.5.Есть оформление, создающее технологический климат и дающее учащимся психологический положительный настрой на учебную политехническую деятельность.(1балл)
4.5.Окраска стен, пола и потолка не создаёт угнетения и раздражения(1балл)
4.6.Расстояние между рабочими местами и станками соответствует нормам.(1балл)
Оценка аналогична пункту 1.
5. Оснащение материалами, обеспечивающими научно-методическую подготовку учителя к уроку.
5.1.Комплект таблиц по трудовому обучению.(1балл)
5.2.Комплект таблиц по технике безопасности.(1балл)
5.3.Комплект диафильмов, диапозитивов. (1балл)
5.4.Комплект магнитофонных записей и видеофильмов.(1балл)
5.5.Коллекции по различным разделам программы.(1балл)
5.6.Образцы всех изделий, предусмотренных программой(тематическим планом).(1балл)
5.7.Инструкционные и технологические карты.(1балл)
5.8.Справочная литература. Учебники для учащихся.(1балл)
5.9.Методическая литература.(1балл).
5.10.Тексты тестов и контрольных работ. (1балл)
5.11.Описание экскурсий.(1балл)
5.12.Методические рекомендации к проектам учащихся.(1балл)
Оценка.Отлично-12баллов, хорошо- от 10до 11,5балла, удовлетворительно -от 6 до 9,5балла, плохо-5,5 балла и менее.
6. Хранение инструментов и инвентаря, наличие материалов.
6.1.Имеются укладки для инструментов.(1балл)
6.2.В инструментальном помещении имеются стеллажи для инструментов, приспособлений. (1балл)
6.3. Имеется помещение для хранения крупногабаритных материалов. (1балл)
6.4. Мастерская обеспечена материалами для всех разделов программы.(1балл)
6.5 Имеется ёмкость для отходов и приспособления для влажной уборки. (1балл)
6.6. Имеется место для хранения полуфабрикатов (незаконченных поделок)
Оценка аналогична пункту 1.
7. Организация работы по самообеспечению.
7.1.Ремонтные работы силами учащихся. (1балл)
7.2.Ремонтные работы силами учителей. (1балл)
7.3.Изготовление самодельных наглядных пособий из класса графических. (1балл)
7.4. Изготовление наглядных пособий более сложных, например, моделей, макетов, стендов и др. (1балл)
7.5.Изготовление инструментов. (1балл)
7.6.Усовершенствования технических устройств, рационализация, изобретения. (1балл)
Оценка аналогична пункту 1.
8. Hаличие в мастерской ТСО.
8.1. Имеется графопроектор. (1балл)
8.2. Имеется диапроектор. (1балл)
8.3.Имеется кинопроектор. (1балл)
8.4. Имеется видеомагнитофон. (1балл)
8.5. Имеется эпидиаскоп. (1балл)
8.6. Имеется персональный компъютер. (1балл).
Оценка аналогична пункту 1.
9. Hаличие документации.
9.1. Акт приёмо-передачи оборудования.(1балл)
9.2. Акт готовности мастерской к учебному году.(1балл)
9.3. Акт проверки заземления.(1балл)
9.4. Акты на списание оборудования.(1балл)
9.5. Журнал учёта несчастных случаев.(1балл)
9.6. Журнал учёта оборудования, инструментов и материалов.(1балл)
9.7. Паспорта на станки и другое оборудование.(1балл)
9.8. Заявки от учебных кабинетов на изготовление оборудования.(1балл)
9.9. Документация по предпринимательской деятельности. (1балл)
Оценка. Отлично-9баллов, хорошо-8-8,5балла,удовлетворительно-от4,5 до 8баллов, плохо-4балла и меньше.
ОБРАЗЦЫ ЗАПИСЕЙ ИНСТРУКТАЖЕЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
В ЖУРНАЛАХ РЕГИСТРАЦИИ ИНСТРУКТАЖА
Обязательные записи:
Сентябрь, первый урок:
«Вводный инструктаж по охране труда» (для учащихся, впервые изучающих данный предмет);
«Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте» (для учащихся, впервые изучающих данный предмет; запись делается на первом или втором уроке);
«Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте» (для учащихся, изучающих данный предмет не первый год);
Январь, первый урок:
«Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте» (для всех классов);
Другие записи:
«Внеплановый инструктаж по охране труда» (проводится в случаях нарушения правил охраны труда учащимися или несчастных случаев);
«Целевой инструктаж по охране труда» (проводится в случаях, не связанных с выполнением основной учебной программы: при проведении предметных экскурсий, участии во внешкольных предметных районных или городских мероприятиях и т. д.)
Функциональные особенности
заведования учебными мастерскими
Заведующий учебным кабинетом организует работу учащихся по изготовлению самодельных пособий, осуществлению профилактики и ремонта учебного оборудования.
Ежегодно проводится инвентаризация всего имеющегося оборудования. Во время инвентаризации определяется фактическое наличие имущества, устанавливается перечень годного к использованию учебного оборудования и составляются документы на списание тех или иных предметов с учетом срока годности, степени износа. Списанию подлежит то, что невозможно отремонтировать. Неисправное оборудование и технические средства списываются и уничтожаются, о чем составляется акт на списание.
С учетом списанного фонда вносятся коррективы в картотеку учета учебного оборудования.
Под руководством заведующего кабинетом составляется перспективный план и план оборудования кабинета на учебный год.
В годовом плане оборудования кабинета предусматривается приобретение учебно – наглядных пособий в соответствии с «Требованиями к оснащению образовательного процесса». Текущих планированием должны быть охвачен также перечень работ по созданию условий для хранения учебных пособий, приспособлений для демонстраций накопленного фонда.
В текущих планах на каждый новый учебный год планируется систематическое напоминание учебного оборудования, закупка недостающей аппаратуры и мебели, книг, тиражируемых пособий, изготовление самодельных средств обучения
План образования кабинета, рассчитанный на несколько лет, является перспективным.
Для своевременной оценки работы заведующего кабинетом и качества функционирования кабинета проводится его паспортизация.
Цель паспортизации учебного кабинетаПроанализировать состояние учебного кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образования определить основные направления работы по проведению учебного кабинета в соответствии требованиям учебного – методического обеспечения образовательного процесса.