Проект «Волшебница Осень».
Актуальность темы:
В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. Потому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. В ходе проекта дети обогащают и расширяют свои знания о сезонных явлениях природы, о дарах осени, их свойствах, местах их произрастания, пользе для здоровья. Познание объектов природы способствует умственному развитию, логическому мышлению, пополняется и расширяется словарный запас. Кроме того, восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, умение любоваться красотой окружающей природы и чуткое отношение ко всему живому. Таким образом, у детей воспитывается экологическое сознание, и формируются начальные навыки экологической культуры, воспитывается любовь к природе.
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: познавательно-речевой, исследовательский.
Продолжительность: 3 месяца (сентябрь-ноябрь).
Участники проекта: дети, учитель - логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Проблема: у детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, дарах осени, о правильном отношении к миру природы, взаимодействии с ней.
Цели проекта: Расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях. Помочь детям увидеть многообразие осени; уточнить представление об основных признаках этого времени года, учить детей видеть эти изменения в окружающей природе. Развитие связной речи детей через специальное обучение и деятельность.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи: углубить представления об изменениях в природе осенью; учить детей узнавать деревья, кустарники, травянистые растения по листьям, плодам, семенам, коре, продолжать учить составлять описательные рассказы, отвечать полными ответами, активизировать и обогащать словарь детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Лес», «Сад», «Деревья». Учить наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы, находить причинно-следственные связи и зависимости, существующие в окружающей действительности.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм и передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках; способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков; развивать умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования, создавать условия для развития самостоятельности и умения устанавливать причинно-следственные связи в природе, развивать связанную речь.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту; - воспитывать бережное отношение к природе, уважения к людям труда; - умение работать в коллективе
Планируемые результаты:
Ребенок:
· углубляет и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах;
· пополняет словарный запас;
· развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
· развивает навыки составления описательных рассказов,
· развивает навыки и умения сравнивать анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
· развивает художественно-творческие навыки.
Результаты работа с родителями:
· деловое взаимодействие;
· внимание родителей к состоянию связной речи своего ребенка;
· заинтересованность в вопросах речевого воспитания ребенка.
Продукты проекта:
Лепбук Осень.
Систематизированный материал по теме «Осень» — (папка).
Выставка рисунков «Осень». «Осенний наряд буквы А».
Выставка поделок «Осенние фантазии».
Выставка «Лепим фрукты» (работы из пластилина).
Музыкальное развлечение «Осенний праздник».
1 этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями.
Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий, подбор детской художественной литературы; подбор настольно-печатных и дидактических игр.
Подбор художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе).
Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на осеннюю тему, гербарии с осенними листьями.
Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин…)
2. этап – Основной.
Содержание проекта.
№ | Мероприятия | Цели | Ответственные |
1 | Беседы с детьми, дидактические игры и игровые упражнения: «Чудесный мешочек», «Назови ласково», «Один-много», «Что где растёт», «Какой, какая?», «Назови сок, варенье», «Большой, маленький», «Четвёртый лишний», «Подари слово», «Запомни, повтори», «Где увидим этот лист», «Узнай на вкус», «Определи по запаху», «Весёлый счет» и др. | Познакомить детей с названиями фруктов, овощей, ягод, деревьев с их внешними признаками, обобщающим словом. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных и множественное число существительных, закрепить знания основных цветов и геометрических форм; развивать внимание, память, усидчивость, тактильные ощущения. | Воспитатель, логопед. |
2. | Чтение художественной литературы и стихотворений по теме проекта (Л.Н Толстой «Косточка», А.С Пушкин «Унылая пора», сказка «Мужик и медведь», А.Н. Плещеев «Осень наступила», И.С. Соколов-Микитов «Улетают журавли» и др). | Познакомить детей с художественными произведениями; расширить кругозор, развивать связную речь, память, мышление. | Воспитатель |
3 | Методические рекомендации для родителей по темам «Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Лес. Грибы, ягоды». | Закрепление детьми полученных речевых умений и навыков в свободном речевом общении. | Педагоги, родители |
4 | Разучивание пальчиковых игр: «Капуста», «Ветерок», «Осенние листья», «Компот», «У Лариски две редиски», «Апельсин» и др. | Развивать мелкую моторику пальцев рук. | Педагоги группы |
5 | Интегрированное занятие-экскурсия «Осенний хоровод» | Уточнить основные признаки осени, закрепить и расширить запас слов, обозначающих названия предметов, явлений, действий, признаков по теме «Осень»: | Педагоги группы |
6 | Лепка из пластилина фруктов и овощей. | Развивать мелкую моторику пальцев рук, творческие способности. | Воспитатель группы |
7 | Выставка поделок «Осенние фантазии» | Организовать совместную творческую деятельность родителей и детей. | Воспитатель группы |
8 | Конкурс загадок | Развивать связную речь, расширять словарный запас. | Педагоги группы, родители и дети |
9 | Проведение коррекционных занятий по теме проекта | Расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, фонематический слух, связную речь. | Логопед |
10 | Составление описательных рассказов об осени, фруктах и овощах. | Учить составлять описательные рассказы с опорой на карточки-схемы. Расширять словарный запас, развивать связную речь | Педагоги группы |
11 | Пополнение картотеки дидактических игр по теме «Фрукты и овощи» | Систематизировать дидактические игры и упражнения по теме проекта | Педагоги группы |
12 | Раскрашивание, штриховка контуров осенних листьев, овощей и фруктов. | Развивать мелкую моторику пальцев рук, графические навыки. | Воспитатели группы, логопед |
13 | Субботник по уборке прогулочного участка | Организовать совместную деятельность с родителями. | Педагоги группы, родители |
14 | Игры - драматизации: «Репка», «Хозяйка однажды с базара пришла ...» | Расширять словарный запас, развивать связную речь (диалогическую форму), творческие способности детей. | Воспитатели группы, логопед |
15 | Поиск, выбор и разучивание стихов, песен, считалок, загадок по теме проекта. | Расширять словарный запас, развивать связную речь (диалогическую форму), творческие способности детей. | Музыкальный руководитель, воспитатели, логопед. |
16 | Участие в онлайн-конкурсах | Организовать творческую деятельность детей | Педагоги группы |
| | | |
3 этап – Заключительный.
1. | Праздник «Осень в гости к нам пришла» | Развивать музыкальные, эстетические, творческие способности детей; расширить словарный запас. | Музыкальный руководитель, воспитатели, логопед. |
2. | Защита проекта «Волшебница Осень» | Подвести итоги проектной деятельности; познакомить педагогов и родителей с достижениями участников проекта. | Логопед, воспитатели |
Результаты проекта. У воспитанников повысился уровень познавательного развития, сформировалось представление об осени, ее признаках и явлениях. У детей группы появился новый, познавательный опыт.
Литература
Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2008. – 2420 с.
Елжова Н.В. Праздник круглый год. Методическое пособие для учителей, воспитателей и педагогов – организаторов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 448 с.
Кравченко И.В., Долгова Т.А. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселёвой, Л.И. Пономарёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2012, — 208 с.
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. Старшая группа /авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград6 Учитель, 2012.-415с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе. — М.: Гном и Д», 2001.
Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет: планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 64 с.
Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 88 с.
Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 1002 с.