Патриотическое воспитание на уроках английского языка
Патриотическое воспитание, включенное в процесс обучения английскому языку.
В федеральном образовательном стандарте одним из требований выступает формирование российской гражданской идентичности обучающихся. С каждым годом события, связанные с Великой Отечественной войной, все дальше от нас. Все меньше остается очевидцев, участников, свидетелей преступлений против человечества и, поэтому, возникают разные версии одних и тех же событий. Все больше желающих поменять местами преступников и жертв, переложить вину « с больной головы на здоровую»..
Я преподаватель и я дочь участника ВОВ, из первых уст слышавшая правду, считаю себя обязанной на уроках средствами своего предмета – английский язык и во внеклассной работе передавать эту правду. Хотя, с каждым годом, это сделать все труднее и труднее. До сих пор нет единого учебника по истории, а в некоторых из них встречаются, так называемые, черные мифы, то как можно вырастить патриота? Сайты Интернета, которые представляют собой субъективную оценку произошедшего для его исследователя, появляются в свободном доступе для миллионов пользователей. Молодежи навязывают иллюзию свободного выбора той позиции, которая ему импонирует. Разговоры об отсутствии государственной идеологии является сознательной манипуляцией для сокрытия идеологического влияния посредством Интернета и создания иллюзии полной идеологической свободы.
В данной ситуации подрастающего поколения приобретает особую важность. Оно включает в себя:
: Патриотическое убеждение. Это первоначальные знания о своей Родине, своей истории, которые ребенок получает в семьи, а также в младшей школе.
Патриотическое осознание. Этап, когда личность пытается осознать полученные знания, и выразить свое отношение. Главная задача этого этапа – научить ребенка думать, давать оценку происходящим событиям, как прошлого, так и настоящего.
Патриотическая деятельность. На этом этапе ребенок осознает свою сопричастность к судьбе страны, и готовность поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.
Опираясь на данную структуру, на уроках английского языка я прививаю способность к критическому мышлению через чтение, аудирование, лексику, диалоги, полилоги, инсценирование. Как это происходит?
Хочу описать свой подход к патриотическому воспитанию на уроках английского языка на примере подготовки к ежегодному внеклассному мероприятию –конкурсу патриотической песни наукограда Кольцово. 2018-2019 учебный год совпал с 20-летием вывода Советских войск из Афганистана. Это и послужило темой для выбора песни. Выяснилось, что мое отношение к этой войне и отношение детей, вычитанное в Интернете, совершенно разные - они объявили, что эта война была агрессией с нашей стороны, а воинов – захватчиками. Эта война происходила на моих глазах: мои одноклассники возвращались оттуда раненые морально и физически, но это был мой опыт и переживание моего поколения, в очередной раз честно стоявшее за политические интересы государства. Я не могу ограничить доступ к информации из интернета, я могу научить критически относится к разноречивой информации, научить сопоставлять, сравнивать и делать выводы. Я предложила им отыскать статьи на английском языке, где это называлось вторжение и потом разъяснить свою точку зрения. Я переформатирую содержание учебного процесса, добавляя туда материалы о ВОВ, войне в Афганистане из первоисточников. Вместе с преподавателем истории мы выясняем, какие материалы лучше использовать, на какие сайты зайти для получения полной информации по исследованию данного события. Причем в старших классах используются аутентичные материалы СМИ, а также архивы из зарубежных библиотек.
ФГОС предполагает экзамен по пяти видам речевой деятельности: чтение, аудирование, монолог, диалог, письмо, основанной на базе правильной грамматики и хорошего лексического запаса.
Информация из аутентичных текстов становится личностно значимой, т.к. в процессе сопоставления противоположных точек зрения ученики вырабатывают свое видение ситуации, поэтапно анализируя ситуацию в разных видах речевой деятельности: монологи, диалоги, сравнительный анализ выступлений в письменных работах, ролевой полилог, письма домой от лица Афганцев и, наконец, литературно-музыкальная композиция:
Двое учеников говорят о том, что на экране колонны машин в горной местности.20-летие вывода интернациональных войск из Афганистана.
Дети с игрушками в руках изображают обычный двор, в котором кипит детская жизнь.
Взрыв, дети замирают, гаснет экран. На этом фоне звучит Указ о присвоении орденов и медалей воинов-интернационалистов (посмертно).
Дети, как будто повзрослев, волокут игрушки на авансцену.
Выстраиваются полукругом, поют песню: «Дочка с папой говорит»,
Перечисляют войны и количество павших в них, поют «Хотят ли русские войны».
Многоэтапная работа над материалами Афганской войны вылилась в осознанное, прочувствованное выступление на финальном концерте. Высокой оценкой этого выступления было то, что зрители – участники войн крикнули «Браво» и передарили свои цветы детям.
Патриотическое воспитание должно захватывать ментальную и эмоционально-чувственную сферу, пронизывает и урочную и внеурочную деятельность, перетекает из теории в практику. Главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни будут видеть положительные моменты отношения к своей Отчизне. Педагогу важно жить одной жизнью с детьми, сотрудничать с ними. Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.
Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.
Литература: ФГОС для неполной и полной средних школ;
https:/syg ma/ idelogia
https:/zen.yandex/ воспитание гуру
автор: Школина Татьяна Николаевна, учитель английского языка высшей категории МБОУ школа №5 наукограда Кольцово с углубленным изучением английского языка.