12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Игнатова Юлия Андреевна41

Автор: Игнатова Юлия Андреевна, учитель английского языка

МАОУ СЕЛЯТИНСКАЯ СОШ №1, Московская область, Наро-Фоминский Район, поселок Селятино

Духовно-нравственное воспитание на уроке английского языка

Воспитательный компонент является одним из важнейших направлений реализации ФГОС. Духовно-нравственное воспитание включает в себя интеллектуальное, а также гражданско-патриотическое воспитание. Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества.Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного иностранного языка

Среди множества учебных дисциплин предмет ―иностранный язык занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации.

На сегодняшний день английский язык - это не просто интересная дисциплина, а важное средство для диалога культур. Постепенно английский язык становится инструментом международного общения  и общечеловеческого единения. В ходе изучения иностранного языка обсуждаются темы, которые позволяют соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. К таким темам относятся экологические проблемы, проблемы семьи, национальная культура, праздники, обычаи и традиции, средства массовой информации, толерантность, выдающиеся люди и т.д.

В ходе изучения иностранного языка в 7 классе ученики проходят темы:

« Глобальное потепление», «Экологические проблемы современности». Одной из популярных тем данных уроков, с которыми сталкиваются школьники можно назвать « Глобальное потепление. Что мы можем сделать, чтобы спасти нашу планету»На этих уроках я использую методы критического мышления с помощью создания мини групп для обсуждения экологических проблем и способов их решения. После этого от каждой группы выступает руководитель и происходит подведение итогов работ групп и общее обсуждение способов и методов борьбы с экологическими проблемами.

В 4 классе дети делают проекты по теме « Семья», где описываю интересы и увлечения всех членов своей семьи.

В 5 классе ученики проходят тему « Праздники Великобритании», где делают красочные презентации по теме, а также сравнивают праздники Великобритании и России не только в аспекте диалога культур, но и нравственные ценности двух культур. Это приводит к тому, что ученики узнают, что в Великобритании воспитываются те, же качества, что и в России, а именно любовь к ближним, патриотизм, сплоченность.

Таким образом, коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа способствуют воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы, а также ролевые игры. Именно с помощью этих методов происходит коллективное взаимодействие учащихся.

Примерами групповой и парной работы можно выделить групповые проекты и ролевые игры.. Например, в 9, 11 классах дети делают исследования по теме: « Проблемы современной молодежи». В данных работах ученики не только сталкиваются с современными проблемами, но и ищут причины их возникновения, способы их решения и делают графический анализ основных проблем с помощью социального опроса одногруппников или учеников из других классов. Например, после исследования « Причины споров и разногласий родителей и детей» на уроках английского языка происходит обсуждение данных проблем в аспекте духовно-нравственного воспитания, где не только анализируются современные проблемы, но и у учеников формируются такие качества как любовь к родным, ближним, признании ошибок в своем поведении. Кроме этого, ученики 9 и 11 классов учувствуют в разных ролевых играх. Например, ролевая игра

« Проблемы современных детей с точки зрения молодежи и их родителей». Класс делится на группы и происходит обсуждение современных проблем с различного ракурса, при этом ученики применяю как роль современного подростка, так и роль родителей этих подростков. Ученики обсуждаю эти проблемы и каждая группа приходит к единому решению, после чего происходит групповая дискуссия принятых решений. Данная работа показывает ученикам, как важно воспитывать в себе любовь, уважение, сплоченность и взаимовыручку. Данные методы работы ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других..

Таким образом, применяя данные технологии воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.  

Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что изучение иностранного языка это не только важное средство для диалога культур, но также закладывает основы для повышения духовно-нравственной культуры школьников при правильном построении уроков с помощью вышеупомянутых приемов, таких как ролевые игры, проектная деятельность, групповая работа. Разбирая различные темы, как « Семья», « Проблемы экологии», « Проблемы современной молодежи», применяя определенные методы у школьников развиваются такие нравственные качества как дружелюбие, сплоченность взаимовыручка, любовь к ближним, патриотизм.


 


 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.