Дзуцева З.Ш., учитель немецкого языка
МБОУ СОШ с. Фарн Правобережного района РСО-Алания
Патриотическое воспитание учащихся на уроках немецкого языка
Важнейшей целью современного российского образования, одной из приоритетных задач общества является воспитание, социальная и педагогическая поддержка становления высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Патриотизм сегодня является нравственной основой жизнеспособности нашего государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Поэтому главным предназначением учителя считается сегодня воспитание гражданина, патриота. Академик Д. С. Лихачев писал: «Любовь к Родине дает смысл жизни…Любовь к своей стране и своему народу - это и есть то надличностное начало, которое по-настоящему делает святой всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье, избавляет от неприятностей, мелких неудач».
Эта мысль отражена и в Законе «Об образовании в Российской Федерации». В п. 2 статьи 14 говорится, что «содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности».
Именно школа является единственным социальным институтом, через который обязательно проходят все граждане России. Школа - это индикатор ценностного и морально - нравственного состояния как общества, так и государства.
В федеральном государственном образовательном стандарте в системе базовых ценностей также прописано, что важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
«Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Следовательно, патриотическое воспитание является одним из главных направлений работы современного образовательного учреждения. Среди множества учебных дисциплин предмет “иностранный язык” занимает особое место. И его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают не знания основ науки, а формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. Преподавание иностранного языка в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой. Воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеурочной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотических чувств, стимулированию их активности по выработке у себя этих моральных качеств. Это очень важная задача, т.к. наблюдая за нашими учениками, мы приходим к выводу, что происходит смена нравственных ценностей и девальвация патриотических чувств, вследствие чего недостаточно значимыми стали традиции и обычаи малой родины и даже семьи.
В своей работе я широко применяю различные активные формы уроков, но особенно люблю проводить уроки и внеклассные мероприятия с использованием технологии диалога культур, при проведении которых особое внимание уделяю сопоставлению культурных традиций народов различных стран, подчёркиваю, что народы создали свои праздники, прежде всего для того, чтобы отдать дань уважения своими близким, своей стране, своим религиозным и культурным традициям, что сложившиеся веками обряды и ритуалы подчеркивают ценность человека и уважительное отношение к нему. Очень интересно прошло в школе мероприятие «Ostern». Литературно – музыкальная композиция с элементами театрализации была посвящена празднованию пасхи в Германии, России и Северной Осетии. Также были представлены пасхальные блюда немецкой, русской и осетинской кухни.
Эффективным в реализации задач гражданско-патриотического воспитания является метод проектов. В процессе подготовки и проведения любого проекта решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры нашей страны и страны изучаемого языка и, по возможности, на основе межкультурного взаимодействия.
Начиная со 2-го класса, обучающиеся работают над проектами. В качестве долгосрочного коллективного проекта на первой ступени обучения выступают «Праздник алфавита», написание «Книги о себе», создание альбома «Домашние животные», на старшей ступени предлагаются проекты по национально – региональному компоненту: «Герои живут рядом с нами», «Моя родословная», «Их именами названы улицы», «Храмы и святилища Осетии», «Писатели родного края».
Большую роль в патриотическом воспитании школьников играет применение регионального материала, обращение к которому приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают её с родной культурой. Поэтому, чем обширнее та область знания фактов родной культуры, которой оперируют учащиеся, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой, следовательно использование регионального материала должно обеспечить:
освоение школьниками национальной культуры в её единстве с общемировой культурой;
воспитание культуры межнационального общения, патриотизма, интернационализма, веротерпимости, толерантности.
В федеральном государственном образовательном стандарте отмечается, что «Образование средствами иностранного языка предполагает знание о культуре, истории, реалиях и традициях страны изучаемого языка, знакомство с достижениями национальной культуры в развитии общечеловеческой культуры, осознание роли родного языка и культуры в зеркале культуры другого народа».
Всё вышесказанное меняет отношение к региональным знаниям и побуждает учителей иностранного языка к поискам возможных путей их интеграции в учебный процесс.
В кабинете немецкого языка наряду со стендами о немецкоязычных странах есть стенд о России и Осетии, который носит символическое название «Gleiche Wege führen uns zusammen…» («Нас ведут одни пути-дороги»). На стенде невозможно поместить все, но здесь есть интересная информация по географии и истории, фамилии известных людей, достопримечательности страны и малой родины. Активно используется стенд в 7 классе, когда проходим тему о Родине. В учебниках по немецкому языку практически нет материала о нашей стране. Есть немного о Москве и городах «Золотого кольца». Стенд же является хорошим помощником для учащихся при составлении сообщения о России, об Осетии и о родном селе Фарн. Отдельный урок посвящается столице Северной Осетии Владикавказу и районному центру городу Беслану при прохождении темы «Das Leben in einer modernen Groβstadt» в 7 классе.
Анализ содержания учебников и учебно-методических пособий по немецкому языку для общеобразовательных школ показывает ориентированность данного предмета на передачу школьникам определенной суммы знаний, обучение общению на иностранном языке, а воспитание, формирование патриотических качеств ученика остается на втором плане. Например, в учебниках немецкого языка вообще нет материала о Великой Отечественной войне, которая является вехой не только в истории нашей страны, но и в мировой истории, поэтому я решила разработать урок по данной теме, который проводится в 8-11 классах.
С целью расширения знаний о своем крае, была разработана серия уроков по теме «Ossetien auf den ersten Blick». Именно на уроках немецкого языка обучающиеся узнают имя первой осетинской балерины Авроры Газдановой, а также то, что знаменитая балерина Светлана Адырхаева родом из нашего района.
При изучении любой темы я стараюсь обращать внимание на факты современной действительности родного края, связать материал с нашей страной, нашими людьми, воспитывая в детях чувство гордости за Родину, за свой народ. При прохождении темы «Музыка», мы изучаем не только немецких композиторов и их творчество, но и известных композиторов и певцов нашей страны и республики. На уроках звучит не только музыка Баха, Моцарта, Штрауса, но и Чайковского, Шостаковича, Кокойти, Плиева, Макоева.
Тема «Was nennen wir unsere Heimat» в 7 классе предоставляет обучающимся возможность узнать историю создания своего родного села, услышать имена знаменитых выпускников школы.
При прохождении темы «In einem gesunden Körper wohnt ein gesunder Geist» мы говорим об известных спортсменах нашей страны, республики, района и села. Здесь же я использую материалы из старых учебников об Олимпиаде – 80, делимся впечатлениями о последней олимпиаде, которая прошла в Сочи.
Ежегодно, при проведении в школе недели Коста Хетагурова, обязательным элементом является мероприятие на немецком языке.
Планируя уроки, я всегда задумываюсь над тем как с первых минут привлечь своих учеников к активной работе. Наиболее удачно проходит начало урока тогда, когда в ходе беседы затрагиваются реальные события из жизни школы, села, страны, т.е. дети с большим удовольствием говорят о том, что им близко, дорого. Стараюсь использовать знаменательные и праздничные даты для знакомства учащихся со знаменитыми и преданными сынами и дочерьми нашей державы. Так, например, в День Героев Отечества и в День защитников Отечества начало урока проходит в патриотическом зале школы.
В день старого Нового года урок может начаться со следующих вопросов:
Wie feiert man das alte Neujahr in Ossetien?
Was machen die Jungendlichen am Tag zuvor?
Gehen die Menschen zu ihren Freunden, Nachbarn und Verwandten, um einander zu gratulieren?
Накануне 8 марта на уроках обязательно проводится небольшая беседа о знаменитых женщинах России, Осетии и родного села.
Обращаю внимание, что сообщения делают ученики. Наряду со старыми праздниками и традициями рождаются новые. Например: 15 февраля – день вывода войск из Афганистана. Выпускник нашей школы Т.Джимиев погиб, выполняя интернациональный долг. Уроки в этот день начинаются у стенда «Время выбрало нас…».
Работая над текстами «Den Rhein entlang» и «Der romantischste aller deutschen Flüsse» (8 класс) провожу следующую беседу:
1. Welche Flüsse Ossetiens könnt ihr nennen ?
2. Wie heißt der größte Fluß Ossetiens ?
3. Welche Städte und Dörfer liegen am Terek ?
4. Wie lang ist der Terek ?
5. Wohin mündet der Terek ?
6. Von welchen russischen Dichtern wurde der schöne Terek besungen ?
Цель подобных методов и приёмов на уроке - расширить и углубить знания о родном крае, воспитание чувства патриотизма, любви, приобщение к духовно-нравственным и этическим ценностям своего народа, к его обычаям и традициям.
Но, формирование патриотизма на уроке иностранного языка будет осуществляться эффективно, если:
учитель будет творчески подходить к воспитательному процессу;
методы, формы и средства патриотического воспитания будут постоянно обновляться и обогащаться.
Речь идет о гармоничном сочетании различных способов обучения, как путем изложения знаний учителем, так и путем самостоятельного поиска их учащимися. Мера этого сочетания по разным классам различна. Ясно одно: надо развивать у школьников не только воспроизводящее, но и самостоятельное творческое мышление, что возможно при условии приобщения учащихся к работе творческого характера. Примером этому может служить создание рекламного проспекта «Willkommen nach Ossetien».
Библиография
1. Вартанов А.В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур//Иностранные языки в школе.-2003.-№2.-с.22.
2.Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе.
3.Курманаева Д.К. К вопросу об использовании материалов местной этнокультуры на занятиях иностранного языка неязыковых специальностей.
4.Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам// Иностранные языки в школе.-2001.-№5.-с.11-15.
5.Перкас С.В. Некоторые принципы использования краеведческого материала на уроке//Иностранные языки в школе.-1990.-№5.-с.101.
6. Вартанов А. В. “ От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур”.\\ Иностранные языки в школе. 2003 г., № 2, стр. 22.
7.Тубельский А. Н. “ Для чего и как мы учим”.\\ Школьные технологии. 2001 г., № 5, стр. 123.