12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Балак Яна Олеговна192
Ростов-на-Дону
2

Доклад на тему: «Патриотическое воспитание на уроках английского языка»

Доклад на тему:

«Современный урок:

традиции и инновации.

Патриотическое воспитание на уроках английского языка»

Подготовила:

Учитель английского языка

Балак Яна Олеговна

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Скаткин М.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.
Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким и трудом освоения нового, познания окружающего мира. За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. Уроку отводится не менее 98 % учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике.
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков.
Каждый новый урок-это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.
Что значит современный? Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.
Актуальный - означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.
Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.
Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В ней находит свое выражение логика современной теории обучения и в определенной степени социальный заказ общества системе образования. И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, он – учитель – всегда будет главным действующим лицом на любом уроке.
«…следование традиции, по сути, является реализацией различных вариаций на воспринятую от предыдущих поколений тему… Традиция не является чем-то саморепродуцирующимся и самовырабатывающимся. Только живущее, познающее, обладающее желаниями человеческое существо может воспринять ее и модифицировать. Традиция развивается потому, что тот, кто является ее носителем, стремится создать что-то лучшее, более подходящее».
Эдвард Шилз
В своей работе «Традиция», известный американский социолог Эдвард Шилз очень верно отметил несколько моментов относительно понятия «традиция». В частности о развитии традиции. Именно лучшее и более подходящее! Эти два ключевых слова и раскрывают основную суть понятия, которое мы называем инновацией.
Прежде всего, определим, что представляют собой понятия «традиция» и «инновация». Традиция – это опыт, накопленный поколениями, неоднократно опробованный на практике и сам превратившийся в практику. Вся наша жизнь окутана традициями: к примеру, именины, церковные обряды, праздники, различные семейные традиции и т.д. И процесс получения образования, по сути, является традицией, а затем уже объективной потребностью, заданной жизненными реалиями. И в этой связи, очевидно, что традиция – неотъемлемый элемент любой структуры.
Однако стоит заметить, что сама по себе традиция это зарекомендовавшая себя и оправдавшая право на свое существование инновация. Любая традиция имеет тенденцию к развитию. Это развитие как раз и происходит через появление новых подходов и взглядов на тот или иной вопрос, отличных от существовавших ранее. А инновация есть принципиально новые средства, приемы, способы для решения уже существующих или вновь возникающих проблем, провоцирующие позитивные качественные изменения.
Исходя из вышесказанного, нельзя однозначно понимать тезис: «Современная школа –традиции или инновации?».Здесь важно понимать, что процесс «инновационизации» — это явление, которое сопровождает общество с момента возникновения по настоящее время, переводя его на качественно иные уровни развития.
В образовательном пространстве, как и в остальных сферах жизни общества и государства присутствует данная конструкция: традиция – инновация и инновация — традиция. И если посмотреть в прошлое, то все известные нам педагогические традиции, концепции, были когда-то инновациями.
Наша жизнь не стоит на месте. Она меняется каждую секунду, каждый миг. То, что было важно, значимо и актуально вчера, сегодня, с учётом влияния современности, нам кажется уже не столь интересным. И это вчерашнее имеет место быть, только, если мы изменим его, трансформируем во что-то новое, подходящее для мира, в котором мы живём сейчас. К тому же, не может быть счастливого будущего без учёта опыта прошлого. По-моему, эти мысли с точностью отражают сущность современного образования, а именно: необходимость развития нового, инновационного с опорой на сложившиеся, проверенные годами традиции прошлого.
Несомненно, фундаментом для возникновения новых идей в педагогике, являются те традиции, которые представляют собой интерес в современных условиях.
Я считаю, в современной жизни, где господствует технический прогресс, когда живое общение между людьми отходит на второй план, всюду властвуют машины и механизмы, просто необходимо сохранить те традиции, которые направлены на формирование общечеловеческих ценностей и нравственных норм. Ведь невозможно воспитать всесторонне развитую личность, игнорируя, забывая такие понятия, как доброта, отзывчивость, честность, порядочность, патриотизм, любовь ко всему живому и другие. На формирование в детях таких качеств нацеливала нас ещё народная педагогика! По-моему, именно эти традиции мы должны сохранить в своей работе, опираться на них, постоянно о них помнить! Так как ни для кого не секрет как современное общество, в частности подрастающее поколение, истощено в плане нравственности и моральных принципов. И именно в наших силах возродить их, напомнить обществу о них! Естественно, современность требует от нас – педагогов новшеств в подходах и методах. Невозможно воспитывать детей сегодняшнего дня с помощью старых технологий. Они нас просто не поймут! Поэтому, в настоящее время задача педагогов стремиться жить и работать в соответствии со стремительным темпом развития общества, идти с ним в ногу. А это возможно только при условии внедрения в систему педагогического образования инноваций, которые будут способствовать их интенсивному развитию. Но, обязательным условием успешности педагогического процесса, по моему мнению, является синтез традиций прошлого и современных инноваций! Только в этом случае, мне кажется, нашей работе обеспечен успех!
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, характер взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в ходе обучения.
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении .
В заключение хочется сказать о том, что не надо в жизни бояться перемен! Невозможно, не меняясь, прожить жизнь! К изменениям, переменам, внедрению нового призывает нас мир, окружающая действительность. И если мы хотим идти в ногу со временем, понимать настоящее, быть готовыми к будущему, то надо принимать новизну с радостью и позитивом! И, конечно, в успехе наших начинаний можно не сомневаться, если мы не будем забывать о традициях прошлого, которые будут прочным фундаментом для возведения нового!

В современном обществе все большую значимость приобретает повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни. Информационные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию более яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия ученика и учителя. Доступность и открытость обучения — возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом. Обучение в любом месте в любое время позволяет выработать индивидуальный график подготовки.
Объективно математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В тоже время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету и дети, для которых математика – это вечная проблема. Как сделать так, чтобы каждый ребенок раскрыл свой потенциал?

Современный урок — это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Ю.А. Конаржевский
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:

1.Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.
4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.
по преобладающему на уроке источнику знаний (по ведущему методу): урок-лекция, киноурок, урок-объяснение и т. д.;
по характеру организации мыслительной деятельности учащихся: проблемный урок, репродуктивный урок, урок творческой деятельности и т. д.;
по ведущим видам учебной деятельности: лабораторный урок, урок-семинар, урок-игра, урок-путешествие, урок-зачёт и т.д.; урок с использованием компьютера.
Современный урок – это урок, демонстрирующий компьютерную грамотность преподавателя и ученика, это урок, позволяющий быстро и мобильно использовать информационные технологии для объяснения или закрепления материала, изучаемого на уроке, это широкая возможность использования информационного поля, это средство общения с огромным количеством информации и систематизация этой информации, это урок, дающий не просто определенный объем знаний, а дающий возможность учиться. Урок – это для системы образования социальный заказ общества.

Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания детей и подростков в государственных общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования. К сожалению, в настоящее время в государстве, впрочем, как и во всем мире, наблюдается упадок нравственности, началось резкое снижение ценностей духовной культуры. Рушится институт семьи, молодые люди избегают ответственности в отношениях, все чаще выбирая пресловутый «гражданский брак» или проще — сожительство; чаще встречается половой хаос, а предрасположенность молодых людей к маниакальной, алкогольной, наркотической зависимости просто пугает. Происходит подмена идеалов и ценностей то, что раньше было нормой, моделью поведения сейчас высмеивается. Важнейшей целью современного российского образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социальная и педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина. Происходящие процессы общественно — политических и социально- экономических преобразований выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, в полном смысле слова демократического государства, обеспечивающего на деле конституциональные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. В последнее десятилетие в мире происходят сознательные искажения фактов истории. Давление на государство происходит на всех фронтах — политическом, экономическом, а также идеологическом. Все чаще происходят фальсификации событий, связанных с историей России и ролью в мировой истории. Изменения, которые происходят в обществе, обостряют все социальные проблемы: политические, экономические, религиозные, военные и другие, а это требует от всех институтов воспитания усиления внимания к формированию у учащихся гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему. Патриотическое воспитание школьника — одно из основных направлений развития успешной личности и высоконравственного гражданина. Что такое патриотизм? От греч. «patriotes» — соотечественник — «patris» — родина. Словарное определение гласит: «Патриотизм — это любовь к родине, к отечеству; одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями». [2] Огромную роль в патриотическом воспитании человека играет школа. Именно в школе в первую очередь закладываются не только разнообразные знания, но и формируются моральные качества. По меткому выражению одного известного русского публициста и историка Михаила Меньшикова, будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм. Воспитать патриота, значит развить такие качества личности как ответственность, чувство долга, уважение к старшему поколению, умение логически мыслить. Развитие критического мышления позволяет мыслить творчески и нестандартно. Многие учреждения дополнительного образования проводят работу по развитию высоко -нравственной личности, в том числе воскресные школы и православные молодежные центры. Преподавание иностранного языка в современной российской школе предполагает широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. [3,c.6] Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой. Наряду с ознакомлением с реалиями англоязычных стран необходимо изучать государственные символы, историю, географию, культуру средствами иностранного языка. Нравственные и исторические начала неразделимы. История страны, важнейшие события и героические подвиги соотечественников являются мощнейшим стимулом для развития патриотизма. Следовательно, формируя историческое сознание, мы одновременно укрепляем нравственные идеалы, патриотические чувства учащихся и любовь к нашей Родине. Межкультурная коммуникация может быть реализована исключительно на наследии собственного народа, национальной культуре, культуре родного края. Поэтому, чем обширнее та область знания фактов родной культуры, которой оперируют учащиеся, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой. [4] Сформировать любовь учащихся к своей малой родине и чувства национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры через урочные и внеклассные формы работы с учащимися. Проектная деятельность очень эффективна, с помощью информационных технологий, можно создать не только красочную презентацию, но и создать небольшой фильм о своей школе и городе на английском языке. Особую радость учащихся вызывает общение с носителями английского языка, конечно, не всегда выпадает такая возможность пригласить на занятие англоязычного гостя, но если такая возможность представится, то фантазии нет предела. В таком случае можно представить доклад о своем городе, с гордостью представить свой край и свою родину, а также узнать, что является предметом гордости в других странах. В обучении иностранному языку в патриотическом плане используются материалы различного характера: социального, исторического и географического. В среднем и старшем звене, когда происходит становление личности учащегося, формирование сознания особенно важны материалы исторической и социальной направленности. Различные формы учебной работы: игры, брейн-ринги, конференции, сочинения, уроки-экскурсии, просмотр и обсуждение фильмов, аудирование текстов, ролевые игры также эффективны на уроках английского языка патриотической направленности. Похожая статья: Патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочной деятельности Благодатной почвой для патриотического воспитания является внеклассная деятельность. Для повышения языковой компетенции во внеурочное время необходимо поддерживать интерес к предмету через разнообразные мероприятия: участие в неделе иностранного языка, конкурс чтецов на английском языке, концерты для родителей, инсценировка сказки. Умение презентовать свое творчество, проявить себя в том виде творчества, который тебя интересует — важный показатель успешности ученика. Очень перспективным направлением может стать составление мини сборников или журналов, которые можно выпускать периодически на различные темы, включающие в себя статьи об истории и культуре страны и малой родины. Одним из способов воспитания патриотизма может послужить стенгазета на английском языке, в которой можно будет отражать жизнь своей школы и города, а также рассказывать о людях, которые прославили город. Интегрированные уроки способствуют патриотическому воспитанию и толерантному отношению к иноязычной культуре. Интегрированный (смешанный) урок это особая форма урока, которая вмещает в себя несколько различных предметов, тесно связанных между собой при изучении одной темы. Культура, как особое понятие включает в себя историю, литературу, географическое положение, т. е. территориальную целостность, климат и еще ряд различных факторов. Народная самоидентификация особый пласт культуры, любой гражданин, прежде чем назвать себя патриотом своей страны должен идентифицировать себя частью одной страны независимо от национальности. Такая позиция является началом патриотизма. Грамотно организованный интегрированный урок может объединить разные предметные области, например, историю и литературу или географию и историю. Английский язык особый предмет и предполагает межкультурную коммуникацию, таким образом, учебная программа включает изучение таких тем как климат, географическое положение, история страны, праздники и традиции не только иностранного языка, но и своего собственного. Язык является инструментом для ведения межкультурного диалога. В текущем 2015 году исполняется 70 лет со дня победы и очень актуальными получаются интегрированные уроки, которые включают в себя такие предметы как английский, русский языки, география и история. В рамках патриотического воспитания успешным может оказаться интегрированный урок, на котором в рамках проекта ко дню победы, учащиеся могут на иностранном языке приготовить презентации и краткие доклады о своих прабабушках и прадедушках, которые приближали победу на фронте и в тылу. Экскурсии по историческим местам помогают в становлении гражданской позиции, а результат можно отразить в докладе и презентации на английском языке. Краеведческий материал играет особую роль в патриотическом воспитании, изучение регионального компонента способствует развитию уважения и любви к своей малой родине, позволяет учащимся владеть информацией о своем крае и употреблять ее в учебных диалогах. К тому же знание собственного края приближают учащихся к реалиям настоящего времени, позволяет производить сравнительный анализ собственной и иноязычной культур. Таким образом, можно выделить основные виды патриотической деятельности на уроках английского языка и во внеклассной деятельности: -        игровая (брейн-ринг, умники и умницы, кто хочет стать миллионером…) -        научно-познавательная (конференции, интегрированные уроки, доклады, исследования…) -        литературная (стенгазета, рассказы, очерки, публикации…) Таким образом, воспитание патриотизма и гражданственности должно осуществляться через содержание изучаемого материала путем применения различных методов и приемов. Кроме того, надо помнить, что общение на английском языке — это межкультурное взаимодействие. Во внеурочной деятельности после различных мероприятий как один из видов рефлексии иногда очень эффективно проводить чаепития. За чаепитием можно обсуждать работу, проведенную вместе и высказывать свое мнение на английском и при необходимости на русском языках. Проводить уроки патриотической направленности жизненно необходимо в наши дни. С помощью иностранного языка в межкультурной коммуникации удается решать все поставленные задачи по патриотическому воспитанию учащихся. Этому способствуют материалы различной направленности о своей и иностранной культуре, просмотр видеоматериалов и различные формы урочной и внеурочной деятельности. В итоге коммуникативная направленность предмета способствует формированию личности, не только толерантную к иностранной культуре, но и способную в рамках устного общения отстоять собственные интересы и гражданскую позицию. Различные методы, приемы и современные технологии помогут сделать уроки интересными и познавательными, но главная цель — привить учащимся уважение и любовь к своей родине, чтобы им захотелось, если возникнет такая необходимость рассказать о ней и «защитить» средствами иноязычной коммуникации

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.