Статья «Патриотическое воспитание юных исследователей через организацию краеведческой работы в музейных уголках военно-технической направленности объединений технического творчества»
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ СТАТЬЮ
«МОИ ИНННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ»
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В МУЗЕЙНЫХ УГОЛКАХ
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ОБЪЕДИНЕНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
РАЗРАБОТАЛ
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
КУЗНЕЦОВА ГАЛИНА ИВАНОВНА
г.Березники Пермского края
Березники, 2020г.
Содержание:
Введение - 3
1. Гражданско-патриотическое воспитание школьников:
1.1. Основные понятия гражданско-патриотического воспитания - 4
1.2. Содержание, цели и задачи гражданско-патриотического
воспитания и образования школьников - 5
1.3. Основные направления гражданско-патриотического воспитания - 7
1.4. Использование возможностей музеев в образовательном процессе - 8
2. Музейный уголок «История флота Прикамья: вчера, сегодня завтра» - 10
3. Музейный уголок «Участники войн и локальных конфликтов» - 13
4. Заключение - 15
5. Литература - 16
6. Приложение 1. Фотоотчет о посещении обучающимися объединения «Рулевые-мотористы» музеев г.Березники и Пермского края в 2014-2019г.г. - 17
7. Приложение 1. Примерные темы исследовательских и проектных работ
курсантов объединения «Рулевые-мотористы» - 25
Введение
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у обучающихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите, труду на ее благо. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Патриотизм – это еще и чувство любви у человека к местности, где он родился либо проживает, к людям, живущим на родной земле, к разнообразным традициям, присущим его родине. Это любовь ко всему, что связано с родным краем. Настоящего патриота всегда волнуют события, что происходят в родном уголке, и часто он даже предпринимает действия, чтобы улучшить ситуацию там.
Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. На мой взгляд, современная школа независимо от ее статуса (гимназия, лицей, коррекционная школа, общеобразовательная и др.) остро нуждается в школьном музее как факторе воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее. Даже если это музей истории школы – он формирует чувства сопричастности, воспитывает тот самый корпоративный дух, верность традициям. Школьный музей – это место, где дети могут проявить себя, где видят экспонаты, которые вызывают чувство уважения к истории Отечества, его свершениям и достойным страницам прошлого и настоящего, знакомятся с историей своего города, своего учреждения и судьбами своих земляков. Они могут прикоснуться к истории…
Все великое начинается с малого. К сожалению, школьные музеи в нашем городе есть не во всех школах… И уж тем более, не во всех учреждениях дополнительного образования. В этом смысле нашему учреждению повезло – у нас есть два музейных уголка (поскольку они совмещены с учебными кабинетами).
Гражданско-патриотическое воспитание школьников
1.1. Основные понятия гражданско-патриотического воспитания
Для полного понимания проблемы формирования гражданско-патриотической компетентности, прежде всего, необходимо знание терминологии ключевых понятий.
Гражданин. Это понятие имеет не только юридический смысл (принадлежность лица к государству), но и особый моральный. Быть гражданином – значит занимать активную нравственную позицию, глубоко осознавать свой патриотический долг и ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре. [13]
Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы. [14]
Гражданская позиция – это стремление отстаивать свои законные права и интересы всеми законными методами и, кроме того, небезразличие к соблюдению прав и интересов других людей. [10]
Воспитание – целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание – это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Гражданское воспитание – это направление воспитательной деятельности в системе образования, связанное с формированием общественной роли личности, ее общественного лица. Гражданское воспитание имеет неполитический, непартийный характер; оно направлено на развитие свободных членов общества, наиболее полно реализующих в жизни свои потенциальные возможности.
Гражданское воспитание свободно от произвольного вмешательства и мелкой регламентации со стороны государства в трудовую, экономическую, социальную, нравственную, творческую, религиозную, национальную и другие сферы деятельности членов общества. Восстановление гражданского воспитания как самостоятельного направления деятельности в системе современного образования обязано демократическим преобразованиям в России. Это будет способствовать воспитанию человеческого и национального достоинства у каждого члена общества.[1]
Патриотизм (греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. [3]
Понятие патриотизма не может быть выражено только в уважительном отношении к истории, в первую очередь, это служение обществу и стране, считает Президент России Владимир Путин.
«Быть патриотом – это не только с уважением относиться к истории, но и служить обществу и стране. Многонациональная страна не может существовать без общегосударственной ответственности», – сказал глава государства в Послании Федеральному собранию России.
Из определения понятий можно сделать вывод, что патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
Следовательно, гражданско-патриотическое воспитание – это воспитание гражданина и патриота, который имеет высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
1.2. Содержание, цели и задачи гражданско-патриотического воспитания и образования школьников
Начало XXI века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений в области образования.
В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.
Нормативные документы и информационно-методические материалы Министерства образования РФ стимулировали деятельность общеобразовательных учреждений в области гражданского образования. Разработана Государственная программа патриотического воспитания граждан, сейчас уже вторая, на период до 2020г. В субъектах РФ с целью разработки региональных концепций и их реализации созданы региональные Центры гражданского образования.
Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.
Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе, применить свои знания и умения на практике.
Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.
Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, средствами учебных дисциплин.
Гражданское образование включает в себя три ступени:
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя часть общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.
На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
1.3. Основные направления гражданско-
патриотического воспитания
Основные направления гражданско-патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы»[4]:
1) Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
2) Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, районе.
3) Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
4) Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
5) Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
6) Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
7) Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
1.4. Использование возможностей музеев
в образовательном процессе.
В конце 2017 года в обращении к Федеральному Собранию президент РФ Владимир Владимирович Путин отметил, что государством делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота – носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. Для выполнения этой задачи в создании системы патриотического воспитания немаловажную роль играет деятельность различных музеев, в первую очередь краеведческих, военно-исторических, музеев трудовой славы.
И в этом, я думаю, задачи педагогов и музейных работников совпадают – пробуждать в детях и подростках потребность глубже познать историю Отечества из разных источников информации: из знакомства с музейной экспозицией, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, экспонатов музея, экскурсий по местам боёв и др. Только у человека, хорошо знающего и чувствующего историю, пробуждается любовь не только к прошлому, но и к настоящему и будущему своей страны.
В своей работе многие педагоги, в том числе и я, используют возможности различных музеев для:
1. организации обзорных экскурсий для ознакомления с историей, культурой, природой родного края, отдельными историческими периодами в жизни государства;
2. проведения тематических занятий на базе музея (погружение в эпоху);
3. обучения членов актива музея учреждения основам музейного дела; подготовка будущих кадров для работы в государственных и корпоративных музеях;
4. при подготовке проектных и учебно-исследовательских работ;
5. проведения «Уроков мужества», государственных и профессиональных праздников, памятных дат;
6. организации встреч с интересными людьми: представителями некоторых профессий, ветеранами войн и локальных конфликтов, творческими людьми – нашими земляками (поэтами, писателями, художниками, артистами);
7. использования музейных экспонатов и экспозиций в качестве учебных пособий на занятии.
Мы с курсантами регулярно посещаем различные музеи города и края, за последние пять лет мы побывали с обзорными и тематическими экскурсиями в:
Соликамский краеведческий и историко-художественный музеи;
Усть-Боровской солеваренный завод – Музей истории соли;
Пожвинский краеведческий музей имени А.С.Пушкина;
ГКБУ «Государственный архив Пермского края»;
Чермозский историко-краеведческий музей;
Березниковский краеведческий имени И.Ф.Коновалова;
Музей ОАО «Уралкалий»;
Усольский историко-архитектурный музей;
а также в музеях образовательных организаций города:
Музей Танкового Добровольческого корпуса (ЦДЮНТТ).
Этнографический музей «Красное коромысло» (ДШИ им. Л.А.Старкова)
Музей истории образования (ЦЭВД «Радуга»)
Как правило, музей образовательного учреждения является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни учреждения.
Не являются исключением из этого правила и наши 2 музейных уголка.
2. Музейный уголок «История флота
Прикамья: вчера, сегодня завтра».
Музейный уголок «История флота Прикамья: вчера, сегодня завтра» был создан мной и моими курсантами в Детско-юношеском центре «Каскад» (тогда еще ДМЦ «Нептун») в 2008г. Уже в первые 2 года силами курсантов были разработаны 4 экспозиции. В 2009г. музейный уголок по результатам работы получил поддержку (грант) конкурса социальных и культурных проектов ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ».
Музейный уголок призван способствовать формированию у обучающихся, прежде всего курсантов объединения «Рулевые-мотористы», гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, формированию коммуникативных, презентационных навыков, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Экскурсии, проводимые в музейном уголке «История флота Прикамья: вчера, сегодня завтра», разнообразны. От вида экскурсии зависит ее содержание и приемы работы. Можно выделить следующие виды экскурсии:
По месту проведения и объектам показа.
По характеру тематики (обзорные, тематические, специализированные).
По целевому назначению.
По составу экскурсионных групп.
По характеру тематики мы проводим обзорные экскурсии и экскурсии на отдельные темы. Обзорные экскурсии предназначены для посетителей, впервые пришедших в наш музейный уголок и желающих получить общее представление о его истории и коллекциях. Сведения, сообщаемые им во время обзорной экскурсии, носят информационный характер и кратко знакомят с историей и содержанием музейного комплекса, основными разделами экспозиции и отдельными, наиболее значимыми экспонатами.
Экскурсии на отдельные темы в музейной практике чаще всего называют тематическими, что в действительности некорректно, поскольку всякая экскурсия имеет тему. Этот тип экскурсии, в отличие от обзорной, наиболее детально раскрывает одну тему или проблему. Иногда проводятся циклы экскурсий, связанные с определенной проблематикой и предназначенные для постоянной группы посетителей (например серия экскурсий «Корабль: от А до Я» с более глубоким погружением, чем такая же обзорная экскурсия).
По составу экскурсионных групп мы выделяем ранжирование по возрасту посетителей (для воспитанников ДОУ, учащихся начальной школы, для подростков, для учащихся старших классов школы и ПУ, для взрослых посетителей, в том числе для ветеранов). Привлекаем к участию детей «группы риска» и СОП. Форма проведения и организация музейного пространства меняется в зависимости от вида посетителей: например, для детей младшего возраста мы предлагаем игровые музейные занятия, непродолжительные по времени. Для подростков – занятия-драматизации, литературно-музыкальные экспозиции (например, «Шэнти – песни моряков»), музейные квесты. Для ветеранов – организация музейного пространства предполагает неторопливое, вдумчивое повествование с возможностью собственных рассказов посетителей о том или ином событии (одновременно, с согласия участников, ведется фото-, видео- и аудиозапись рассказов)
Сегодня у нас действуют 2 постоянных экспозиции – «Корабль: от А до Я» и «Российские корабли», и более 10 временных (сменных) экспозиций, приуроченных к определенным событиям или памятным датам. Например:
«Юнги Прикамья» (о наших земляках – выпускниках знаменитой Соловецкой школы юнг, воевавших в годы Великой Отечественной войны);
«История судостроения и судоходства в Прикамье» (охватывает временной период от официального упоминания о поселениях русских в Прикамье до сегодняшнего дня);
«История возникновения и деятельности Речного Регистра в Прикамье»;
«Судовая рать Ермака» (о кораблях, на которых Ермак отправился на покорение Сибири);
«А я сойду на пристани…» (о расположении, истории возникновения, назначения пристаней на Каме от Соликамска до Пожвы);
«Вклад речников Прикамья в Победу в Великой Отечественной войне»;
«Имя корабля» (о названиях, которые давали судовладельцы камским кораблям в 17-21 веках);
«Бескозырка белая, в полоску воротник...» (об истории флотской формы);
«Космический флот России» (о кораблях, обеспечивающих связь с космическими станциями, кораблях спасения космонавтов при приводнении, а также о космонавтах, имеющих прямое отношение к флоту (например, мало кто знает, что первый космонавт Ю.А.Гагарин был летчиком-испытателем морской авиации);
«Флот – миру» (о писателях, ученых, композиторах, художниках, внесших вклад в мировую литературу, науку, искусство и имевших отношение ко флоту, в т.ч. наших земляках. (например, автор «Толкового словаря» В.И.Даль; режиссер, писатель, актер В.М.Шукшин; изобретатель радио, наш земляк А.С.Попов);
«Шэнти – песни моряков» (историко-литературно-музыкальная экспозиция о традиционных песнях моряков (шэнти), песнях рыбаков, бурлаков);
«Пожва – родина первых пароходов на Каме»;
и некоторые другие, список постоянно пополняется.
Большая часть экспозиций разработана на основе научно-исследовательских работ курсантов, победителей и лауреатов городских, краевых и российских конкурсов и научно-практических конференций, членов научного общества учащихся «Морские хранители».
Например, с 15 января 2018г. уже начала работать новая экспозиция «75 лет героической победы в Сталинградской битве: Волжская речная флотилия». Проведена 1 экскурсия, есть еще 4 заявки от учреждений. Экспозиция будет работать до 15 февраля, ее сменит другая экспозиция, посвященная службе в ВМФ, в рамках Патриотической декады, специально подготовленная для учащихся начальной школы.
Такая работа приносит свои плоды – мои курсанты регулярно становятся участниками, победителями и призерами конкурсов научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ, авторами литературных произведений о Пермском крае, о войне (что также позволяет им успешно «засветиться» на городских конкурсах «Березниковские пейзажи» и «Чистая вода», краевом фестивале «Дарования Прикамья», краевых конкурсах «Письмо солдату», «Этих дней не смолкнет слава», «Диалог поколений», «Корнями дерево сильно», и др., всероссийских конкурсах «Земля. Природа. Человек. Будущее», «Первые шаги в науку», «Юность. Наука. Культура», «С чего начинается Родина?», межрегиональном конкурсе «Что такое Родина?», опубликовать свои работы в местной прессе.
3. Музейный уголок «Участники войн и локальных конфликтов»
6 февраля 2015 года в жизни нашего учреждения произошло важное событие. Детско-юношеский Центр «Каскад» был реорганизован путем присоединения к нему муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский морской Центр «Нептун».
Коллектив ДМЦ «Нептун» и ДЮЦ «Каскада» остался прежним, здесь сохранились талантливые педагоги и администрация. Центры объединились не просто так, ведь цели и задачи оказались во многом схожи, одна из важнейших – это воспитание гражданственности и патриотизма.
Однако в объединенном учреждении, в зданиях ДЮЦ «Каскада» нет специального помещения для размещения экспозиций музея. Поэтому решено организовать музей и совместить его с учебным кабинетом. Для реализации поставленных цели и задач уже приобрели стеллажи-витрины, материал для стендов.
Я считаю, что музейный уголок, посвященный участникам войн и локальных конфликтов в ДЮЦ «Каскад» будет способствовать повышению интереса к истории нашего города, края, страны; активному участию в военно-исторических и краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах, походах, экскурсиях; формированию гражданско-патриотической позиции у школьников, созданию ими проектных и исследовательских работ соответствующей тематики.
В соответствии с данной установленной целью, мы сформулировали конкретные задачи, раскрывающие содержание работы музейного уголка:
Сохранение исторической памяти об участниках войн и локальных конфликтах, жителях города Березники
Организация поисково-исследовательской работы
Определение направлений деятельности музея
Обобщение и систематизация накопленного поискового материала в соответствии с выбранными направлениями
Грамотное оформление экспозиций
5. Пополнение и обновление экспозиций музея
6. Развитие у учащихся интереса к военной истории малой родины и страны
7. Создание актива музея, развитие самоуправления в процессе работы проекта
8. Установление контакта с архивами, музеями, привлечение к проекту учеников, родителей обучающихся, общественности
9. Включение в учебно-воспитательный план ДЮЦ мероприятий, которые будут проводиться в музее.
Музейный уголок органично вписался в образовательное пространство учреждения, что позволило проводить, например:
музейные уроки: «Фронтовой быт солдата», «Массовый героизм, как источник победы в Великой Отечественной войне», «Труженики тыла», «Наши семейные реликвии», «История моей семьи в фотографиях», «Я – гражданин России»,
викторины: «История Великой Победы», «В окопах Сталинграда» и др.,
Уроки Мужества «Афганистан – ты боль моя», «Листая истории славной страницы»,
тематические экскурсии: «Боевые награды», «Оружие Победы», «Боевое братство»,
интеллектуальные игры: «Танковый десант», «Азбука мужества», встречи с ветеранами войн и тружениками тыла и др.
Обучающиеся МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»:
освоят базовые национальные ценности: патриотизм, гражданственность, труд и творчество, семья, социальная солидарность; способы решения проблем творческого и поискового характера.
приобретут активную деятельностную позицию; устойчивую потребность и навыки общения, взаимодействия с памятниками истории и культуры.
научатся видеть историко-культурный контекст окружающих их вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития культуры, формировать фонды и экспозиции музея, осуществлять поисково-исследовательскую деятельность, сохранять и обрабатывать информацию, презентовать результаты собственной исследовательской деятельности.
получат опыт проектной и исследовательской деятельности, которые по ФГОС являются приоритетными в обучении, и опыт социального взаимодействия.
апробируют свои силы и возможности в создании и проведении экскурсий, уроков Мужества, музейных уроков, викторин, конкурсов, встреч с ветеранами и приобретут социальный опыт в роли экскурсоводов, исследователей, краеведов, экспозиционеров.
создадут страницу музейного уголка на сайте учреждения и его виртуальное представительство, что расширит информационное пространство в Сети, а также электронную базу фондов музея, которая обеспечит учёт и сохранность музейной коллекции.
создание проекта оформления музейного уголка, поиск и сбор средств на создание музейного уголка,
формирование актива для организации постоянной работы музея,
развёртывание планомерной работы по обучению и воспитанию обучающихся на основе работы по формированию экспозиций и сбору материалов основного фонда,
открытие и постоянное пополнение фондов музейного уголка,
работа экспозиций и выездных выставок,
проведение патриотических мероприятий на базе музейного уголка.
4. Заключение
У музеев большие возможности для решения задач патриотического воспитания обучающихся. Музей можно назвать «волшебной машиной времени». В ней за короткое время, отведённое на занятие или внеучебное мероприятие, подросток может совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть прошлое и день сегодняшний, сопоставить, сравнить события разных времён, познакомится с подлинными документами, увидеть экспонаты, дающие наглядную информацию о трудовых и ратных подвигах предшествующих поколений.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодёжь надо бороться, не жалея сил. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, своё будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можем быть уверенными в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодёжи.
5. Литература
Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.
Васюткин Д.В. Школьный музей средство патриотического воспитания школьников // Современные проблемы образования: опыт и перспективы. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - С. 209-211.
Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации/Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев.-М.:Айрис-пресс,2006.-192 с.-(Методика).
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. №1493.
Гражданско-патриотическое воспитание молодежи Волгоградской области как приоритетное направление региональной молодежной политики. Информ. Бюллетень. №19 / Под общ. Ред. М.Б. Кусмарцева. Волгоград, 2004. С.96-102.
Материалы сайта МОУ «СОШ №22»: http://56nschool22.ucoz.ru/index/muzej_boevoj_slavy/0-8
Материалы сайта ПО «Звезда»: http://zvezda.borovichi.ru/Museum.htm
Материалы сайта: Музеология. - http://www.muzeum.ru
Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105.
Обществознание. Учебник для 9 класса. Кравченко А.И., Певцова Е.А. 11-е изд. - М.: 2011. — 224с
Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Авт.-сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко.-М.:ТЦ Сфера, 2007.-208с.-(Растим патриотов России)
Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org
Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие/сост. Г.В. Дмитренко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова/под ред. Т.В. Черниковой.-М.:Глобус, 2006.-224 с.
Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/enc/index1.shtml
Юренева Т.Ю.Музееведение: учебник для высшей школы. - М.: Академический Проект, 2003. с. 471-479.
Приложение № 1
Фотоотчет о посещении обучающимися объединения «Рулевые-мотористы» музеев г.Березники и Пермского края в 2014-2019г.г.
1. Музеи Пермского края
Отчет
о проведении экскурсии в музей и судоводительские лаборатории
Пермского филиала Волжского государственного университета водного транспорта
Пермское речное училище для обучающихся объединений «Рулевые-мотористы» и
«Судоводитель-помощник механика» МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
Дата проведения | 18 апреля 2019 года |
Время проведения | 14.30-16.30 |
Место проведения | РФ, Пермский край, г. Пермь, бульвар Гагарина, 33, ПФ ФГБОУ ВО ВГУВТ |
До мероприятия | Назначены ответственные: - за организацию мероприятия – начальник отдела воспитательной и организационно-строевой работы Буякова Г.А. (Пермский филиал ФГБОУ ВО ВГУВТ), педагог Кузнецова Г.И (МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»); - за обеспечение явки, доставку детей к месту экскурсии и на автовокзал, проведение инструктажа, фотографирование в ходе мероприятия – педагог Кузнецова Г.И. - проведение экскурсии – Буякова Г.А. и специалисты музея. |
Мероприятие | 14:30-14:40 – Сбор участников, проведение инструктажа по правилам поведения во время массовых мероприятий и ПДД; 14:40-16:10 – Проведение экскурсии Буяковой Г.А. и сотрудниками музея. 16:10-16:30 – Подведение итогов экскурсии, написание отзыва в Памятную книгу музея, фотосессия на память, отъезд обучающихся на автовокзал г.Перми. |
Количество участников | В мероприятии приняли участие 10 человек: - обучающиеся – 6 человек; - педагоги Кузнецова Г.И и Буякова Г.А. - специалисты музея - 2 чел. |
Оповещение о мероприятии | Личное приглашение обучающихся. |
В результате проведенного мероприятия | Сплочение детского коллектива объединения; формирование представления о создании, истории, выпускниках и современной жизни Пермского речного училища, создание представления о направлениях деятельности и возможности продолжения обучения выпускников МАУ ДО ДЮЦ «Каскад» в Пермском филиале ФГБОУ ВО ВГУВТ. |
Отчет составил: ______________________________ Г.И.Кузнецова
Фотоотчет
о проведении экскурсии в музей и судоводительские лаборатории
Пермского филиала Волжского государственного университета водного транспорта
Пермское речное училище для обучающихся объединений «Рулевые-мотористы» и
«Судоводитель-помощник механика» МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
Обзорная экскурсия: знакомство с речным училищем
Наиболее понравившиеся экспонаты музея
2. Музеи города Березники
Отчет
о проведении экскурсии в музей
10–го Уральского Добровольческого танкового корпуса в ЦДЮНТТ
для обучающихся объединений «Рулевые-мотористы»
МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
Отчет составили: ______________________________ Г.И.Кузнецова
______________________________ О.И.Бондарь
Фотоотчет
о проведении экскурсии в музей 10–го Уральского Добровольческого танкового корпуса в ЦДЮНТТ для обучающихся объединений «Рулевые-мотористы» МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»
До начала экскурсии: знакомство с музеем. Вступительное слово Вороновой Н.Р.
Слушают историю создания 10-го УДТК Фото на память
Наш подарок музею (ручная работа, сделано юнгами: гипс, акриловая роспись)
Приложение № 2
Примерные темы исследовательских и проектных работ
курсантов объединения «Рулевые-мотористы»
История ДМЦ – ДЮЦ «Каскад»
История теплохода «Юнга Камы»
Экологическое состояние реки Кама. (по выбору: Вишера, Яйва, Чусовая).
Древнерусское судостроение и судовождение в литературе и живописи.
Выдающиеся флотоводцы и исследователи эпохи Петра I» (по выбору: С.И.Дежнев, В.И.Беринг, А.И.Чириков).
Петр I: личность в истории флота Российского.
«Дедушка Российского флота»: История Ботика Петра I.
«На румбах морской славы» (по выбору: «Азовские походы», «Морские сражения в ходе Северной войны 1700-1721: «Небываемое бывает».
«Санкт-Петербург – колыбель Балтийского флота».
Как называются корабли?
Ледовый режим участка реки Камы (в том числе «… Березниковского судоходного канала»).
Аварии на речном флоте России за последние 20 лет: анализ причин.
Суда будущего: особенности постройки и мореходные свойства.
«Флот во славу России». Военно-морские сражения (по выбору).
Великие русские флотоводцы (по выбору: Ф.Ф.Ушаков, П.С.Нахимов, С.О.Макаров, Д.Н.Сенявин).
Мореплаватели – исследователи (по выбору: И.Ф.Крузенштерн, Ю.Ф.Лисянский, В.М.Головнин, Ф.П.Литке, Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П.Лазарев, братья Лаптевы, В.Чичагов, В.Прончищев, С.И.Челюскин, О.Е.Коцебу.
«Пожва – родина первых пароходов на Урале».
История изобретения ДВС.
Рудольф Дизель – создатель первого ДВС.
Русские изобретатели ДВС.
Судовые двигатели т/х «Юнга Камы», особенности конструкции и эксплуатации.
Новинки судового дизелестроения.
История и современное состояние судового дизелестроения в России.
Н.Г.Кузнецов: личность в истории флота.
Наши земляки на Военно-Морском Флоте. (По выбору: Гражданская война, Великая Отечественная война, Соловецкие юнги, послевоенный период, современный период).
Трудовая слава Камского речного пароходства.
«Флот во славу России». Военно-морские сражения (по выбору).
Оказание ПМП при … (По выбору: …утоплении, отравлениях, ожогах, отморожениях, тепловых и солнечных ударах, укусах животных, змей, насекомых, травмах конечностей.)
Кулинарные традиции моего народа. (в т.ч. на флоте)
Кулинарные традиции в моей семье.
Способы внесения разнообразия в меню длительного похода.
Речные династии на Каме.
«У войны не женское лицо?..» (Женщины на флоте во время ВОВ).
История навигационных карт.
История создания навигационных приборов.
Особенности судовождения на участке «База рыбоохраны – пос. Орёл».
Особенности судовождения на участке «База рыбоохраны – ост.п. Кирпичный».
Подготовка теплохода «Юнга Камы» к навигации. (проект)
Катастрофы века. Аналитический обзор.
Флотская тематика в творчестве…(По выбору: … художников (-а …), писателей, поэтов, композиторов).
Флотские награды: история и современность.
Флот в моей семье.
Профессия рулевого-моториста. Быть или не быть?..
Традиции и обычаи на флоте. Морская (речная) бывальщина.
Флотская символика.
Тема флота в древнерусском искусстве.
Приметы и суеверия во флоте.
Реликвии христианства и других религий во флоте.
Изменение отношений к религии на флоте за последние … лет.
Пиктографическое письмо как средство межнационального общения на флоте.
«Юнона и Авось» как иллюстрация исторического события – Первой кругосветной экспедиции русских мореплавателей.
Физика морских узлов.
Геометрия судна.
Мальчишки военной поры (мой дед (дядя) как представитель поколения (детство, образование, питание, бытовые условия, одежда, досуг, интересы, круг общения, помощь родителям и т.д.)
Быт моряков (питание, условия проживания, безопасность плавания, женщина на корабле)
«Неизвестные» известные моряки (Шукшин, Бородин, Римский-Корсаков, Веревкин, Бутаков и др)
История и символика формы курсанта ДМЦ.
Три капитана (Реальные праобразы героев книги «Два капитана») – см. телерубрика «Искатели: три капитана, январь 2011г.)
28
Кузнецова Галина Ивановна