Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности «Истоки»

0
0
Материал опубликован 1 November 2018

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТРОСТЯНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА

 

Программа

духовно-нравственного и патриотического воспитания

краеведческой направленности


 

«Истоки»

 

 

Составитель: УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

Листишенкова Тамара Николаевна


 

2018

 

Пояснительная записка

Цели, задачи и актуальность программы «Истоки»
 

Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания краеведческой направленности разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации на период 2018 – 2022 гг.

Системой мер по совершенствованию патриотического воспитания в Тростянской школе предусматривается расширение работы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, обогащения его содержания, развитие форм и методов на основе новых информационных технологий, разработка учебных курсов по краеведению, воспитание гордости за Российское государство и его свершения.

Данная программа ставит своей целью создать оптимальные условия для учителей и обучающихся в использовании краеведения при обучении и воспитании подрастающего поколения.

Программа дает возможность воспитывать у школьников чувства патриотизма, любви к малой Родине, стремлении участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества, что на данный момент является наиболее востребованным в современном обществе.

Программа также позволяет формировать у школьников исследовательские навыки, научное мышление, создавать компьютерные программы, организовывать объединения учащихся на принципах самоуправления.

Достижению этой цели способствует выполнение следующих задач:

обеспечение более полного всестороннего развития личности ребенка;

развитие творческого потенциала личности школьника, формирование готовности к самообразованию, коммуникативной компетентности, духовной культуры;

воспитание любви к малой Родине, формирование активной жизненной позиции, готовности к социальному взаимодействию;

формирование национального самосознания обучающихся;

воспитание гражданина, готового взять на себя ответственность за судьбу страны;

формирование гуманистического мировоззрения, толерантности.

Актуальность выработки и реализации программы «Истоки» обосновывается необходимостью формирования позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления, выбора нравственных ориентиров.


 

Программа является практико-ориентированной, так как ее содержание непосредственно связано с жизнью учащихся, их интересами. Она реализуется через проектную, исследовательскую деятельность, практическое решение проблем, социальную практику, социально значимую деятельность. Такая работа развивает творческий потенциал учащихся, формирует навыки самопознания, способствует формированию мотивации к социальной активности.

 

План мероприятий по реализации цели и задач:

 

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные


 

1.


 

2.


 


 


 


 


 


 

3.


 

4.

Организационные мероприятия

Подготовка научного и методического материала по краеведению.

Установление взаимосвязи с общественными организациями: администрацией сельского поселения,правлением СПК «Дружба», Прилеповским СДК, сельской и районной библиотеками, районным историко-краеведческим музеем, ЦДО, областным и районным архивом.

Разработка программы «Истоки» краеведческой направленности.

Обеспечение участия школьников в районных, областных и общероссийских мероприятиях.


 

2018 -2019 гг.


 

Постоянно


 


 


 


 

2018 г.


 

Ежегод-но


 

Учитель географии


 

Администрация


 


 


 


 


 

Учитель географии

Администрация


 

1.


 

2.


 


 

3.


 


 

4.


 

5.


 

6.


 

7.


 

8.

Педагогическая поддержка

Организация и проведение школьных олимпиад по краеведению.

Целенаправленная подготовка учащихся к конкурсам, семинарам, конференциям крае-ведческой направленности и их проведение.

Активное внедрение краеведческого содержания программы «Истоки» в образовательный процесс.

Проведение торжественной церемонии вручения наград победителям.

Создание банка данных о творческих работах школьников.

Проведение круглого стола «Презентация достижений школьников».

Представление лучших учеников для награждения премией им. А.Т.Твардовского.

Разработка учебного курса «Краеведение».


 

Еже-годно

Еже-годно


 

Еже-годно


 

Еже-годно

Еже-годно

2019-2022 гг.

Еже-годно

2019 г.


 


 

Учителя – предметники

Учителя – предметники


 

Администрация

Учителя – предметники

Администрация


 

Кл. рук.


 

Администрация


 

Администрация

Учитель географии

Механизм выполнения программы

Для решения поставленных задач учитывается сложившееся социально-педагогическое пространство школы, связанное с краеведением. Школа сотрудничает с районными и областными краеведческими организациями, музеями, библиотеками. С организациями, находящимися далеко от школы, взаимодействие осуществляется на уровне активного участия в районных, областных краеведческих мероприятиях, конференциях, смотрах, экскурсиях.

Программа краеведческой направленности «Истоки» является составной частью региональной концепции воспитательной деятельности и базируется на организации поисково-исследовательской работы с учащимися по всестороннему изучению родного края, и поэтому используется в школьной системе воспитательной работы как основной документ.

При планировании краеведческой работы учитываются положения о смотрах и конференциях Центра дополнительного образования, районного отдела образования, областных станций юных туристов и юннатов. Более тесное сотрудничество осуществляется с учреждениями, находящимися рядом со школой: Домом культуры, сельской библиотекой; разрабатываются совместные планы работы, проводятся общие мероприятия, встречи, вечера, беседы. Образовательное учреждение активно сотрудничает с районным историко-краеведческим музеем, областным государственным архивом.

Центр дополнительного образования

Отдел образования Краеведческий музей

 

Дом культуры Школа Сельская библиотека


 

 

Областной архив Областная станция туристов

Областная станция юннатов

Принципы реализации Программы

Принцип гуманизма как признание ценности реального ученика с его сильными и слабыми сторонами ориентирует педагога на признание за учеником права на собственное достоинство, на свободу и самостоятельность. Каждый учащийся, отличаясь от других по своим способностям, обладая своими интересами и присущей только ему системой ценностей, не должен отличаться от других по такой ценностной характеристике, как человеческое достоинство.

Принцип творчества и успеха ориентирует педагога на организацию индивидуальной и коллективной творческой деятельности, позволяющей определять и развивать индивидуальные особенности учащегося, его творческий потенциал. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной «Я – концепции» личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

Принцип социального закаливания детей ориентирует педагога на включение воспитанников в этические ситуации, выход из которых предполагает волевое усилие, использование различных способов разрешений противоречий, что способствует приобретению социального иммунитета, развитию рефлексивной позиции ученика.

Принцип ценностной ориентации ориентирует педагога на организацию общения учащихся, в процессе которого они как приобщаются к ценностям, «сливаются» с окружающими их людьми в нравственном отношении, так и обособляются от них через выделение собственного «Я».

Принцип сотрудничества ориентирует педагога на воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, взаимопомощь в процессе преодоления трудностей. Данный принцип означает постоянство внимания педагога к развитию потребности учащихся в Соучастии, в Содействии, в СОоценке, в СОпонимании.

Принцип свободы, выбора, ответственности базируется на естественном праве человека быть свободным в своих потребностях, желаниях и разнообразных проявлениях; способствует формированию навыков активной жизненной позиции подростка, в том числе и потребности самостоятельного принятия решений в различных жизненных ситуациях, дает возможность делать свой выбор и принимать на себя ответственность за его последствия.


 

Описание Программы

Исходя из конкретной педагогической ситуации, учитывая планы и положения выше указанных организаций, на основе краеведения создаются благоприятные условия для гармоничного развития ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах школьной жизнедеятельности как познавательная, культурная и досуговая.

Центром воспитательной работы по данному направлению является организация поисково-исследовательской деятельности, что дает возможность для творческого сотрудничества учителей и учеников.

Такая деятельность воспитывает у обучающихся уважение к прошлому не только своей школы, но и Родины, так как судьба России, как в капле воды, отражается в истории школы. Связывая в ходе поисковой работы разные поколения, знание о своих истоках, корнях пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда. Это формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России.

Опыт показывает, что поисково-исследовательская деятельность соединяет разные формы внеклассной работы, позволяющей выделить общую тенденцию: стремление к системности в работе, к массовому приобщению учащихся к истории, географии, искусству, к углубленному изучению предметов, интеграции и творческому развитию отдельной личности.

В рамках названной программы краеведение выполняет следующие функции:

Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися;

Научно-методическая работа с педагогическим коллективом;

Координаторская работа с общественными организациями;

Организационное проведение общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся и учителей.

Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися выражается в поисковых заданиях для классов как разовых, так и перспективных в виде направления поиска на несколько лет, в исследованиях и обобщении краеведческого материала.

Научно-методическая функция тесно связана с поисковой и исследовательской и объединяет педагогический коллектив и учащихся в едином деле. На семинарах методических объединений классных руководителей, педсоветах педагогический коллектив под руководством заместителя директора по ВР обсуждают план краеведческой работы, ее перспективы, определяет цели и задачи общешкольных мероприятий, заслушивают отчеты классных руководителей о краеведческой работе в своих классных коллективах.

Таким образом, создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем. Это помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, проведении воспитательных мероприятий. Интегрированные уроки с элементами краеведения, тематические экскурсии по родному краю и за пределами области расширяют кругозор учащихся, развивают у них познавательный интерес.

Реализация программы «Истоки» координирует связь с общественными организациями, помогает разрабатывать положения о конкурсах и смотрах, что обеспечивает полную реализацию способностей учащихся.

Итоги краеведческой работы воплощаются в традиционных общешкольных мероприятиях:

конференция «Край мой Смоленский»;

уроки мужества;

встречи с родственниками ветеранов войны, погибших на Починковской земле;

линейки памяти;

трудовые акции по благоустройству родной деревни;

праздник, посвященный Дню деревни;

тематический вечер «Я - житель деревни, я - патриот своей деревни»;

конкурсы рисунков и стихов «Край родной»;

семинары «Историко-краеведческий музей», «Война и моя семья»;

конференции по итогам поисковых работ «История моей школы», «История моей школы», «История СПК «Дружба», «В.М. Вороновский. Возрожденное имя», «Традиции и обряды своего родного края».

Цель каждого мероприятия – пробудить в ребенке чувство милосердия, гуманизма, стремления к красоте, активное участие в общем деле через самоуправление ученического коллектива.


 

Участники программы

 

Вся воспитательная работа в рамках краеведения строится с учетом возрастного критерия по принципу поэтапной реализации действующей программы и рассчитана на всех учащихся школы.

Так, в младших классах знакомство с краеведением осуществляется на уровне пассивного восприятия через прослушивания и обсуждение определенных краеведческих тем, через встречи, экскурсии.

В 5-6 классах используется активное восприятие и участие в краеведческой работе. Учащиеся этих классов готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают историю школы через экскурсии и знакомство с архивом, выполняют разовые поисковые задания.

Учащиеся 7-9 классов участвуют в подготовке тематических классных часов по краеведению в младших классах, выполняют поисковые задания в течение нескольких лет, собирают материалы по истории деревень, где живут, воспоминания старожилов, занимаются исследовательской работой, обобщают имеющиеся материалы, проводят исследования по определенной краеведческой теме, изучают историю родного края, участвуют в научных и краеведческих школьных районных и областных конференциях.


 

Сроки действия Программы

Краеведческая работа школы планируется с учетом традиционных мероприятий, которые сложились внутри школы с учетом общешкольных, районных, областных и всероссийских мероприятий и связаны с юбилейными и государственными датами.

В общеобразовательном учреждении создается тематический календарный план краеведческой работы. Учащиеся готовятся к конференциям и ведут поисковую и исследовательскую работу по плану программы, подготовка к началу работы дается в виде перспективных поисковых заданий.

 

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1 этап

2018 г.

Изучение и освоение позитивного опыта в области краеведения, содержания государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»

Изучение личности учащихся, самопознания ученика, его творческого потенциала

Анализ состояния краеведческой работы в системе воспитательной работы школы

Подбор диагностических материалов для определения профессиональной компетентности учителей в области краеведения и уровня удовлетворенности учащихся воспитательным процессом по краеведению

Разработка концепции программы «Истоки» краеведческой направленности.

2 этап

2019 г.

Разработка содержания программы «Истоки», создание программы

Разработка методов, форм и технологий реализации программы

Изучение программы коллективом школы, ее апробация

Диагностика эффективности действия программы.

этап

2020 г.

Освоение программы «Истоки», планирование организации воспитывающей деятельности по программе

Организация факультатива «Краеведение»

Диагностика ценностной ориентации учащихся

Диагностика уровня социальной зрелости учащихся, готовности к сознательному и ответственному выбору.

4 этап

2021 г.

Реализация программы «Истоки»

Внедрение интерактивных технологий и содержательных компонентов программы во внеклассную работу

Диагностика социальной зрелости учащихся

Социальное проектирование.

5 этап

2022 г.

Реализация интегрированной программы «Истоки»

Апробация интегрированной программы «Истоки»

Диагностика уровня социализированности учащихся, их гражданской зрелости

Социальное проектирование

Создание клуба «Мой выбор».


 

Обеспечение Программы


 

Для осуществления данной программы школа располагает следующей материальной и научно-методической базой и кадровым обеспечением:

Музейный уголок;

Руководитель краеведческой работы;

Кафедра воспитательной работы совместно с МО классных руководителей и МО учителей истории, географии и биологии;

Кружок «Юный краевед»;

Компьютерный класс;

Близкое расположение библиотеки;

Ученический орган самоуправления;

Спонсорская помощь.

Однако для полной реализации программы школа не может самостоятельно решить следующие проблемы:

Реставрация памятника погибшим односельчанам;

Расширение экспозиций музейного уголка;

Приобретение копировального оборудования в цветном варианте.

Эти вопросы администрация ОУ решает совместно с администрацией района и отделом образования.

Так, например, решился вопрос выхода в Интернет; был приобретен сканер.

 

Ожидаемые результаты Программы:

 

1. Через систему краеведческой работы школа предполагает воспитать в будущем гражданина России:

- чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;

- высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией;

- чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;

- способность к творчеству, потребность в углубленном изучении какой – либо отрасли науки, умение самостоятельно добывать новые знания.

2. Повышение показателей успешности детей на районных и областных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3. Изменения показателей социального интеллекта и школьной успеваемости учащихся.

4. Повышение качества образования.

5. Выработка стратегии и тактики функционального, педагогического и научно-методического обеспечения для развития способных и одаренных детей школы.


 

Направления и мероприятия по реализации

программы «Истоки»

Я и моя малая Родина

1-2 кл.

Мы –

починковцы

Экскурсии по микрорайону, прогулки в лес, походы выходного дня.

Беседы «Починок – районный центр», «Моя деревня».

Конкурсы рисунков «Мой любимый уголок».

Фольклорные посиделки, викторины.

3-4 кл.

Прилепово – моя родная деревня

Экскурсии в природу, районный историко-краеведческий музей, библиотеку.

Встречи со старожилами деревни,

Беседы «Моя родная деревня», «Откуда я родом».

Фольклорные праздники, трудовые десанты к обелиску погибшим односельчанам.

Конкурсы знатоков, рисунков «Родная природа».

5-6 кл.

Починков-ская земля

Экскурсии и походы по району «Исторические места родного края», тематические экскурсии в районный краеведческий музей.

Подготовка к выполнению программы «Юный исследователь».

Исследование «Тушемлинская культура».

Заочное путешествие «Малый уголок родной земли».

Трудовые десанты по очистке родников и реки.

Конкурсы рисунков, стихов «На защите природы».

7-8 кл.

Прилепово – родина моего детства

Поисковая работа: «Культурно-бытовые традиции наших пред-ков», «Топонимика родного края», «Памятные места», «Исто-рия моей школы», «В.М.Вороновский», «Моя родословная».

Исследовательская работа «Экологическое состояние реки Сож», «Экологическое состояние территории школы».

Краеведческие экспедиции «Традиции и обряды моей деревни»

Конкурсы рисунков, плакатов, фотографий «Моя малая Родина».

Презентация творческих проектов с использованием ИКТ: экскурсия «Я помню осиновый хутор», заочное путешествие по городу Починок.

9 кл.

Мой выбор – моя малая Родина

Поисковая работа: «История СПК Дружба», «Мои земляки – герои войны», «Выпускники Тростянской школы – Герои Советского Союза», «История дворянских усадеб».

Исследовательская работа: «Наш семейный архив», «История семьи в письмах и дневниках».

Фольклорные праздники, краеведческие экспедиции «Фольк-лор родного края», «Память прошлое хранит».

Презентации с использованием ИКТ «Летопись моей школы».

Я и мое Отечество

1-2 кл.

Защитим природу

Заочные путешествия по Смоленщине.

Беседы «Береги родную природу», «Дерево, посаженное тобой»

Праздники птиц, «Овощной базар».

Конкурсы поделок «Природа и фантазия», «Чудеса своими руками».

Экологические рейды «Живи, родник», «Муравейник».

3-4кл.

Все мы раз-ные, но все мы люди.

Тематические классные часы «Москва – столица нашей Роди-ны», «Будущие защитники Отечества».

Праздники «Бабушкин сундук», «Русские народные игры».

Конкурсы «Русский солдат умом и силой богат», «Что ты знаешь о своей Родине».

5-6кл.

С чего начинается Родина?

Экскурсии по Починковскому району, Смоленской области.

Поисковая работа по истории Смоленщины, России.

Устные журналы по итогам экспедиций «Зеленый наряд Отчизны», «Чудо родной земли», экологический марафон.

Встречи с ветеранами «Чтобы помнили», «Слава защитникам Отечества».

Фольклорные праздники «Завалинка», «Масленица пришла».

Тематические классные часы «Замечательные люди Смоленщины», «Я – гражданин России», «Моя родословная».

7-8кл.

Закон и порядок.

Конференции «Овеянные славой герб наш и флаг», «Конститу-ция – основной закон нашей жизни».

Тематические классные часы «Мои права и обязанности», «Экология и мы», «Единство прав и обязанностей».

Конкурсы знатоков «Что? Где? Когда?», «Отчего и почему».

Заочные путешествия «Моя Родина», «Знаешь ли ты свою Ро- дину».

Устный журнал «Красная книга». Ролевая игра «Голосование».

Составление родословного древа семьи.

Неделя экологии.

9 кл.

Быть за-щитником Отечества

Этнографические экспедиции по Смоленщине.

Творческий конкурс «Я и мое Отечество».

Игра «Защита природоохранительного проекта».

Вечера памяти «Поклонимся великим тем годам», «Память прошлое хранит».

Ролевая игра «Письмо президенту».

Конкурс сочинений«Со школьного порога шагнувшие в войну»

Интеллектуальный марафон «Мы и Отечество».

Пресс-конференции по проблемам экологии, истории России.


 

Оценка эффективности реализации Программы

Результативность реализации программы «Истоки» измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы.

Оценка результативности реализации программы «Истоки» осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей. Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

Повышение толерантности

Проявление мировоззренческих установок на готовность школьников к поисково-краеведческой работе

Уровень реализации творческого потенциала молодежи в области краеведения.

Количественные параметры – это количество проведенных мероприятий краеведческой направленности, а также внедрение их в воспитательный процесс:

Действующих объединений и клубов по интересам

Школьников, постоянно участвующих в мероприятиях краеведческой направленности

Проведенных экспедиций и исследований краеведческой направленности

Проведенных конкурсов, конференций и выставок по краеведению

Опубликованных материалов по краеведению.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации