Статья на тему «Патриотическое воспитание в образовательной организации»

1
0
Материал опубликован 7 February 2016 в группе

Патриотическое воспитание в образовательной организации.

В настоящее время ведущими направлениями  воспитательной работы в образовательных организациях являются:

- духовно-нравственное;

- гражданско-патриотическое.

Духовно-нравственное воспитание – процесс формирования у воспитанников нравственного поведения, чувств, сознания. Оно осуществляется в ходе постоянного общения воспитуемых и воспитателей. Уровень духовно- нравственного развития человека определяет его жизненные цели, духовные ценности, потребности личности.

Основным фактором духовно-нравственного воспитания является деятельность. Любой деятельности присущ нравственный смысл, т.к. в этом случае человек неизбежно вступает в определенные отношения с окружающим миром (людьми, общественными и природными явлениями, объектами), и нравственность данных отношений проявляется в его поведении.

В силу ограниченности контактов с окружающими в период становления личности, кроме семьи особую роль в духовно-нравственном воспитании играет школа-интернат, которая осуществляет целенаправленное и систематическое воздействие, встают задачи формирования у детей нравственных привычек, поведения, чувств и сознания.

Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «уважение», «труд», «общение».

Знакомство с понятиями: честь, совесть, закон, благородство. Что такое истина, долг, справедливость.

Знакомство с архитектурой родного края, храмами. Красота церковной утвари, иконопись, фрески.

Знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями;

способность самостоятельно реализовывать программу здорового образа жизни.

Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «любовь», «творчество». Сформированность чувства гордости за принадлежность к своей нации, стране, Родине и ответственности за ее благосостояние.

Понимание сущности нравственных качеств и черт, толерантность, проявление качеств: доброта, честность, порядочность, вежливость. История русской православной церкви, ее традиции. Современный православный мир.

Умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты; стремление творить прекрасное во всех видах своей деятельности.

Стремление сеять добро, свет, любовь.

Мотивация на здоровый образ жизни, стремление к физическому совершенству.

 

Гражданско-патриотическое воспитание

Гражданско-патриотическое воспитание – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки воспитанников к взаимодействию и функционированию в условиях современного общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой нравственный, правовой и политический выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

В гражданско-патриотическом воспитании можно выделить 2 направления деятельности педагога:

- патриотическое воспитание,

- правовое воспитание. Процесс патриотического воспитания начинается с воспитания любви к своей семье. В силу ограниченности социальных контактов дети с ОВЗ сильно привязаны к своему близкому окружению, но это обычно связывают с потребностью в защите, заботе со стороны взрослых. Задача воспитателя – поддержка и развитие теплых чувств воспитанников к близким родным людям, превращение их любви их эмоционального отношения в действие посредством:

- беседы о взаимоотношениях в семье, о семейных традициях, о знаках

внимания к членам семьи;

- написание писем, поздравительных открыток;

- изготовление подарков своими руками;

- оказание помощи семье в домашних делах.

Для детей с ОВЗ школа – это «второй дом». Одна из главных задач педагога – этот воспитание любви к школе, помогающей найти себя, свое место в жизни.

Поэтому важно знакомить детей с традициями школы, класса, такими как:

- совместные экскурсии, походы;

- дни рождения;

- встречи первоклассников, выпускников;

- праздничные мероприятия (тематические, народные, календарные).

Воспитатель привлекает детей к подготовке через беседы, подбор материала, репетиции, оформление, само проведение должно вызывать у воспитанников позитивные, яркие эмоциональные переживания.

Внеклассная работа по патриотическому воспитанию проводится в разнообразных формах: краеведении, чтении книг, просмотрах кинофильмов,

документального кино, телепередач, посещении музеев, выставок, встречах с

известными людьми (ветеранами, писателями, поэтами).

Правовое воспитание предполагает формирование правового сознания и поведения молодого гражданина, которое ориентировано на осознанное восприятие законов, правовых норм и обязанностей.

В условиях семейного и школьного воспитания ребенок усваивает привычки правомерного поведения, основные знания о нравственных и правовых нормах, привычные навыки социальной деятельности.

 

Перед воспитателем стоят задачи:

1. Разъяснение правил поведения, норм морали и законов

- дома;

- в школе;

- в общественных местах.

2. Закрепление сознательного отношения к выполнению правил поведения, норм морали и законов.

3. Воспитание чувства личной ответственности за свои поступки.

4. Предоставление сведений об организациях, охраняющих порядок.

5. Формирование некоторых навыков правоохранительной деятельности.

Учитывая особенности развития детей с ОВЗ, широко применяются методы приучения, игры, примера, объяснения, педагогического требования и воспитывающих ситуаций. Воспитание правовой культуры начинается с

приучения к режиму школы, к соблюдению норм школьной жизни, в том числе и регулирующих отношения со взрослыми и товарищами. В младших классах используются игровые формы, экскурсии, драматизации. Часть знаний дети получают на внеклассном чтении, во время бесед, занятиях по правилам безопасности жизнедеятельности. В подростковом возрасте применяются методы, требующие развитой словесной речи: диспуты, беседы, разъяснения, доклады. Практикуются встречи с работниками полиции , просмотр фильмов с обсуждением, чтение книг и оценка их героев, проведение тематических вечеров. В юношеском возрасте усиливается роль правовых знаний. В практику воспитания правовой культуры вводятся циклы бесед, заседания круглого стола, действует «Школа будущего избирателя» и др., которые помогают раскрыть воспитанникам школы-интерната всю гамму общечеловеческих ценностей, составляющих общую гуманистическую культуру личности. Правовые представления даются в связи с реальными жизненными проблемами, через них формируются соответствующее отношение, правовые чувства и убеждения, что позволяет не только рассматривать вопросы права в различных жизненных ситуациях, но и моделировать деятельность детей по решению проблем правового характера под руководством педагогов.

Правовые знания реализуются в активной деятельности старшеклассников по соблюдению учащимися правил поведения (дежурства по школе, посты порядка на мероприятиях, контроль за пожарной безопасностью на праздниках и т. д.).

Разнообразны формы правового воспитания: занятия, конференции, встречи с работниками правоохранительных органов, просмотр телепередач и чтение литературы на соответствующую тему, вечера вопросов и ответов и др.

Велика сила примера поведения родителей, поэтому необходимо проводить с ними работу по разъяснению их роли и возможностей и правовом воспитании детей (начиная с приучения малышей к правильному поведению в различных ситуациях и заканчивая обсуждением со взрослыми детьми правовых проблем, которые их волнуют).

Большую роль играет знакомство ребят с ограниченными возможностями здоровья с их правами и обязанностями как граждан своей страны, а также — с гарантиями, которые дает им государство как людям, имеющим определенные проблемы (различные льготы и т. д.).

Комментарии
Комментариев пока нет.