Педагог наставник должность или миссия?

0
0
Материал опубликован 9 February

Педагог-наставник: должность или миссия?


Я приглашаю вас к разговору. Я наставник. Меня зовут Эльзара Айдеровна Меметова. Я учитель английского языка с двадцатилетним стажем. Как вы понимаете, предметом нашего разговора будет наставничество. Думаю, мы вместе разберемся, кто такой наставник, постараемся найти ответ на вопросы о сути наставничества, определить для себя приоритеты и решить, наконец, наставничество - это миссия или должность. Всё это волнует многих, а значит, разговор должен получиться интересным и содержательным.

Начнем сначала. У меня наставника не было. Да, рядом были опытные коллеги, готовые передать свой опыт, а вернее, просто научить работать так, как работали они. Но вы же знаете, как амбициозны молодые учителя! «Я все сама знаю, знаю лучше всех, ничему меня учить не надо». Теперь я понимаю, что в первые годы работы в школе я очень часто просто «изобретала велосипед». Но само ощущение того, что достигла успеха, придавало мне уверенности, мотивировало, вызывало азарт. «Всё смогу сама! Зачем мне наставник»?!

Я немного лукавлю, когда говорю, что у меня не было наставника. Не было коллеги, которого официально назначили бы на эту должность. Но рядом со мной была мама -- опытный педагог, учитель английского языка. Я отвергала всякую попытку помочь мне, потому что думала, что пострадает мое самолюбие. Мама это понимала и поэтому не давала советов, а просила их у меня.

Моя мудрая мама, как благодарна я тебе за терпение и понимание! Не знаю, так ли уж нужны тебе были мои педагогические и методические советы, но для меня они сыграли огромную роль. Почему? Да потому, что я думала, искала, спорила, стремилась, чтобы мой совет был «весомым» и самым необходимым. Главное же, я благодарна моему негласному наставнику за открытие, состоявшееся внутри меня: профессия учителя - дело моей жизни. А еще мама личным примером показала, что она продолжает учиться, несмотря на огромный педагогический опыт за плечами. Конфуций говорил: «Настоящий учитель показывает путь, но не доводит до конца…». Наше родственное сотрудничество открыло мне путь к огромному океану профессионального творчества. И я отправилась в свое свободное плавание, помня наказ моей мудрой мамы: «Дерзай! Ошибки будут, но это не повод останавливаться. Поднять паруса!»

Сейчас я сама наставник. И вижу перед собой «ершистых», всезнающих молодых коллег. Вспоминаю себя и помогаю, не останавливаюсь.

И хотя время «собирать камни» еще не пришло, но мысль собрать пазл из того, что уже есть появилась. Вот тогда и возникла идея создания виртуальной книги с дополненной реальностью. Правда, звучит интригующе? Сейчас все объясню. «Открытая книга наставничества» - моя идея, а соавторов у меня будет много. Поэтому она и называется «открытая». Давайте полистаем страницы этой книги и окунемся в мир творчества и мастерства.

Открывает книгу вступительная статья «О наставничестве и не только…» Здесь в доступной, образной форме я рассказываю о предмете нашего разговора, чуть-чуть затрону историю вопроса, а самое главное, приоткрою дверь в удивительный мир общения, взаимопомощи, профессиональной этики, педагогики и психологии.

На втором развороте «Давайте знакомиться» - самопрезентация автора, идеи, то есть меня. Честный и открытый разговор о себе как о наставнике. Центральное место занимает здесь коллаж из фотографий, подтверждающих нашу интересную и насыщенную творческую жизнь.

Третий разговор – серьезный.

«А как без этого…» Я имею в виду правовую базу, манифест и кодекс наставника. Этический кодекс наставника в Российской Федерации создан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», Всеобщей декларацией прав человека («Международный пакт о правах человека») от 10.12.1948, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27.07.2006 3 «О персональных данных», «Концепцией развития наставничества в Российской Федерации», утвержденной постановлением президиума Российской академии образования 29.06.2023. Миссию, возложенную на меня судьбой, я выполняю, опираясь на манифест и кодекс наставника. Манифест определяет стратегию наставничества. В нем определены основные положения наставничества: помощь, собственный пример, доверие, развитие прикладных навыков, умений и компетенций, психологическая поддержка, субординация, конфиденциальность. В кодексе заложены принципы межличностной коммуникации наставника и наставляемого. Не осуждаю, не критикую, не обвиняю, не навязываю, а предлагаю решение, изучаю ситуацию, поддерживаю, советуюсь, работаю в тандеме, общаюсь в диалоге.

На четвертом развороте «Мы делаем так…» рассказывается о проверенных приемах и апробированных методах наставничества. Здесь делюсь своими наработками. А вы уже можете выбирать, что вам больше подходит.

Пятый разворот «А у вас?» - самый интересный. Лучшие практики – лучших наставников. Этот раздел будет все время пополняться. А что-то обязательно перейдет в предыдущий.

Шестой раздел «Вам слово…» отдается молодым коллегам. Ведь нам нужна обратная связь. Ждем Вас с новыми амбициозными идеями. Удивите!

Седьмой раздел – «Флеш-наставничество». Жаль, что в сутках 24 часа, и у меня не всегда есть возможность уделить достаточное количество времени тем, «случайным» молодым и малоопытным учителям, с которыми мы встретились на конкурсах педагогического мастерства с разных школ нашего города, региона. Но, к счастью, в 21 веке, благодаря социальным сетям, они могут обратиться ко мне за советом и я с удовольствием делюсь с ними своим опытом, становлюсь «учителем учителя» как они меня называют.

Восьмой раздел. Пока часть, но он обязательно найдет своих авторов. Я не ставила своей целью в этом эссе презентовать «Открытую книгу наставничества», но не могла не поделиться своими сокровенными мыслями и мечтами. Мне так нужна ваша поддержка!

И все-таки вернемся к первой встрече. Она – залог успеха.

Молодой учитель должен понять, что наставник - не контролирующий орган, не критик, а друг и помощник. Но как это сделать? Совместная деятельность наставника и молодого педагога по созданию индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) - начало работы. Думаю, вы согласитесь, что это оптимальный старт коммуникации. Дорогу осилит идущий. И мы начинаем наш, подчеркиваю, наш путь. Развитие и поддержка молодого педагога должны быть непрерывными. Но как сделать так, чтобы мы были не просто попутчиками, а шли к вершине в одной связке? Я осознала это не сразу, но со временем поняла, что наставничество для меня - не должность, а миссия, предназначение, часть жизни. Вот тогда, в 2014 году и возникла мысль о создании собственного методического пространства, где мы с моими молодыми педагогами создали клуб «Мастерство учителя» и организовывали встречи с педагогами по обмену опытом.

В.А. Сухомлинский писал: «Каждый должен задуматься над тем, что он способен оставить после себя».

Я считаю значимым, что в любом деле важно не только обучать, но и учиться самому. Цель учителя иностранного языка – научить общаться на иностранном языке, что очень непросто вне языковой среды. Вот и получается, что наша цель – это и есть наша главная проблема, и, чтобы создать языковую среду, я использую огромное количество самых разных современных приемов («Мозговой штурм», «Правда-ложь», «Дерево предсказаний», «Продолжи…», «Внимателен ли ты?», «Синквейн», «Голос»).

После многих проведенных мною «открытых» уроков, после посещения уроков молодых и малоопытных коллег, участия в работе жюри профессиональных конкурсов, у меня появилась идея создать такой прием, который объединит нас общим делом и позволит эффективно общаться на иностранном языке. Я назвала этот прием «Цифровой вопрос». Согласитесь, само название уже вызывает интерес. А с удивления-то и начинается процесс познания. Этот прием позволяет как ученику, так и молодому и малоопытному педагогу перейти в разряд субъекта обучения, то есть активного участника образовательного процесса. Как я этого добиваюсь? В социальную сеть Вконтакте, которой мы с учениками активно пользуемся, я «забрасываю» некую цифру и предлагаю догадаться, что бы она значила. Разумеется, предположения принимаются только на английском языке. Выдержав интригу, я через день-два раскрываю суть предложенной цифры и предлагаю высказаться по теме, поделиться эмоциями.

«Цифровой вопрос» стал моим любимым инструментом для реализации проблемного обучения. Он помогает как детям, так и педагогам при формулировке темы урока, для активизации лексики, развития коммуникативных навыков и креативного мышления, а самым интересным и мотивирующим как для детей, так и для педагогов оказывается создание видеоконтента при работе над творческим домашним заданием.

«Цифровой вопрос» эффективен и в работе с молодыми педагогами. Работа над общим делом соединяет нас в слаженную команду, мы чувствуем себя сотоварищами, соратниками, соавторами чего-то нового, соучастниками важного дела, со-путниками в мир неизведанного, способными на сотворчество, готовыми совершить вместе нечто важное для каждого из нас и для наших учеников.

«Цифровой вопрос» - это мой ответ на вызовы времени. Как современное образование не может ограничиваться рамками урока, так и наставничество не может осуществляться только в рамках рабочего времени. «Цифровой вопрос», основываясь на ассоциации, ведет к «втягиванию» в психологическое, педагогическое, образовательное пространство наставника и молодого педагога, ученика и родителей и даже бабушек с дедушками. Социальные сети, использование ИКТ, коммуникация на иностранном языке дают нам возможность создать коллективный медиапродукт, который имеет прикладное значение. 24/7 мы связаны в едином пространстве, мы рядом, мы вместе. Я думаю, вы согласитесь, что это современный, «продвинутый» уровень коммуникации с четким вектором достижения цели. И для достижения этой цели я не считаю для себя зазорным спросить совета у молодой своей коллеги. Мне радостно, когда мои подопечные придумывают или осваивают какой-то новый прием и делятся со мной своими находками. Я наблюдаю за профессиональным взрослением молодых педагогов и терпеливо жду их вопросов.

Так что же для меня наставничество? Я уверена, это миссия, которую я исполняю и всегда буду исполнять с честью и достоинством. Так предназначено судьбой… Впереди безбрежный океан творчества и всевозможных открытий. Мы совершим их вместе, ведь мы в одной лодке. Опытные и молодые… Попутного нам ветра!


4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.