12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гончаренко Диана Сергеевна47

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №29

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

_______________ Е.П.Ажогина

Приказ № ___ от ___________

















ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА

ПО ПОВЫШЕНИЮ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

















 Разработала:

Учитель-логопед

Гончаренко Д.С.

                     

Новочеркасск

2022 год


п/п

Содержание

Страница

1

Пояснительная записка 

1

2

Цель и задачи  

2

3

Ожидаемые результаты  

2

3

Формируемые компетенции (психолого-педагогические, коммуникативные, предметные, методические)

2

4

  Этапы реализации программы  

3

5

Содержание деятельности

5

6

Список используемой литературы 

7




Пояснительная записка


 В национальном проекте «Образование» наставничество занимает одно из центральных мест, является частью федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы». 

В дошкольном образовательном учреждении наставничество способствует успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, является значимым компонентом профессионального становления педагогов, оказывает существенное   влияние на систему развития уже имеющихся кадров. На сегодняшний день в практике дошкольного образования существует значительное количество моделей наставничества. 

Одной из наиболее эффективных моделей наставничества, которые используются в МБДОУ детском саду № 29 города Новочеркасск, является ИКТ- наставничество.

Таким образом, актуальность программы наставничества обусловлена необходимостью информатизации образовательного пространства современного детского сада и активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Поскольку, в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» у  каждого воспитателя и  специалиста системы  дошкольного образования,  должны быть сформированы  необходимые  ИКТ-компетентности, которые относятся   к владению и использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Это общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность, предметно-педагогическая ИКТ-компетентность. Вместе с этим педагог должен обладать следующими  умениями в области информационно-коммуникационных  технологий:

владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Таким образом, можно сказать, что информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития социальной сферы и органически связана с процессом модернизации образования, в том числе и дошкольного. Внедрение информационно – компьютерных технологий повышает требования к уровню профессионализма педагогов, так как информационная культура является частью общепедагогической культуры. Информационная компетентность педагога дошкольного учреждения – повышает требования к уровню профессионализма педагога.

Теоретической основой программы являются современные концепции компьютерного обучения А.И.Яковлева, Л.В.Кочегарова, Е.В.Иванова, Л.Л. Босова, Н. Д. Угринович,  О.Б. Воронковой,  Б. Скиннера, Н. Краудера, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной др.

Базовые идеи и основные понятия, использованные в программе.

Наряду с находящимися на поверхности возможностями, которыми обладают ИКТ (процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления), у данных технологий есть ряд скрытых развивающих возможностей:

- трансформирование (преобразование) педагогической деятельности (пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, переход к личностно-ориентированному обучению, культивирование педагогической рефлексии);

- формирование сетевых педагогических сообществ на основе новых сервисов Интернет (обмен педагогическим опытом, сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями, консультирование, создание коллективных гипертекстовых продуктов);

- формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, экологический тип мышления).

Идеология программы может быть сформулирована так: формирование и развитие ИКТ-компетентности педагога как компонента его общей педагогической культуры и показателя его профессионального мастерства.



Цель и задачи программы

Цель: Создание условий для развития умений и расширения знаний ИКТ педагогов, через организацию наставничества в ДОУ

Задачи:

1.        Выявление базового уровня ИКТ-компетентности педагогов.

2.        Разработка системы методической поддержки педагогам в области повышения их информационной компетентности.

3.        Определение эффективности разработанной системы методических мероприятий.


Ожидаемые результаты

В процессе реализации данной программы планируется получить следующие ожидаемые результаты:

- наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;

- овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;

- использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;

- формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

- овладение методическими приемами использования ИКТ в образовательном процессе;

- овладение приемами организации дистанционного повышения квалификации и послекурсовой поддержки педагога;

- овладение педагогами приемами разработки стратегических планов творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;

- овладение приемами организации сетевого взаимодействия;

- участие в формировании сетевых педагогических сообществ и создание собственных сайтов.


Формируемые компетенции (психолого-педагогические, коммуникативные, предметные, методические)

1. Психолого-педагогические компетенции.

В процессе формирования ИКТ-компетентности педагога создаются условия, способствующие поддержанию стремления к осмыслению личностной значимости приобретения указанной компетентности, потребности в реализации своего потенциала, стремлению в непрерывном профессиональном саморазвитии, через совместную, специально-организованную деятельность с наставником.

Тем самым формируются следующие умения:

-находить, отбирать, оценивать и демонстрировать информацию в сети Интернет

- владение методиками создания собственного электронного дидактического материала,

-умение устанавливать используемую программу на компьютер, умение пользоваться проекционной техникой;

- составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде;

- умение отбирать и использовать программное обеспечение для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса.

2. Коммуникативные.

Развитие умений педагогов пользоваться компьютером, различной офисной и цифровой техникой позволяет создать такие условия, при которых педагог не будет чувствовать скованности и недообученности во время коммуникации во взаимосвязях:

-педагог-ребенок

-педагог-родитель

-педагог-педагог.

Что в свою очередь, укрепляет его профессиональный статус в глазах родителей, педагогов и детей, а также укрепляет самоуважение.

Успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе средства ИКТ, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательном процессе детского сада.

3. Предметные.

Использование на занятиях различных видов мультимедиа (фильмы, муль-тфильмы, презентации, игры и т.д.) позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Применение мультимедийных технологий на занятии имеют следующие достоинства:

1. Осуществляется полисенсорное восприятие материала;

2. Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

3. Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию, фильм, или мультфильм способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

4. Методические

Благодаря овладению педагогом ИКТ, у педагога появляется желание не только создавать различные методические материалы, но и делиться ими в интернет-пространстве, участвовать в конкурсах, викторинах, как самостоятельно, так и совместно с воспитанниками.

Помимо этого, информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий, игр, заданий и прочего материала.

 

 

 

Этапы реализации программы

Процесс реализации программы состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития профессиональной компетентности педагогов:

I этап – организационный

Задачи:

1. Диагностика и анализ профессиональных проблем педагогов.

2. Определение приоритетных направлений в организации обучения.

3. Обеспечение материально-технических и научно-методических условий обучения.

На первом этапе изучается научно-методическая литература, современное состояние проблемы, определяются теоретико-методологические подходы к ее рассмотрению.

Проводится мониторинг по выявлению профессиональных затруднений педагогов в организации образовательного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий.

Планируются педагогические условия и средства эффективного формирования профессиональной компетентности педагогических работников.

II этап – деятельностный

Задачи:

Реализация плана-графика методических мероприятий.

Обеспечение постоянного роста профессиональной компетентности педагогов посредством проведения комплекса обучающих мероприятий.

Закрепление на практике профессиональных знаний и умений педагогов.

На втором этапе воспитатели знакомятся с теоретическими аспектами изучаемой темы. Организуется комплекс практических обучающих занятий.

Процесс реализации программы проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных), с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, информационно-коммуникационных технологий.

Активные методы обучения, имитирующие элементы профессиональной деятельности, являются непременным условием успешной реализации разработанной программы, так как позволяют эффективнее формировать компетенции педагогов, лучше усваивать профессиональные знания, развивать интерес и желание заниматься педагогической деятельностью, создавать благоприятные условия для самопознания и адекватной самооценки.

Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, включенных в программу. Главная цель этих мероприятий - обеспечить педагогам возможность овладеть информационно-коммуникационными навыками и умениями.

Решаются следующие педагогические задачи:

- развитие творческого профессионального мышления;

- развитие познавательной мотивации к деятельности;

- профессиональное использование знаний в практических условиях:

- овладение языком изучаемой проблемы.

III этап – обобщающий

Задачи:

1. Диагностика и анализ результатов обучения, соотношение их с поставленными целью и задачами.

2. Обобщение опыта проделанной работы педагогов.

3. Определение перспективы и дальнейшего профессионального развития по совершенствованию информационно-образовательной среды в ДОО.

 

Механизм оценки эффективности программы:

 

Тестирование и анкетирование педагогов по вопросам применения ИКТ и организации информационно-образовательного пространства в группе.

Анализ реализации этапов программы.

Мониторинг развития профессиональных ИК-компетенций

На третьем этапе проводится качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация. Анализируются и обобщаются результаты деятельности педагогов, внедряется в практику полученный опыт работы.

 

 




Содержание этапов программы

 

Этап

Срок

Содержание

I этап. Организационный

Цель: Создание методической системы сопровождения по формированию ИК-компетентности педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь-ноябрь

2022г.

 

1. Анализ соответствия условий ДОО современным требованиям к информационно-образовательной среде.

2. Диагностика и анализ профессиональных проблем педагогов.

3. Разработка пакета документов, регламентирующих организацию образовательного процесса в учреждении по формированию ИК-компетентности педагогов.

4. Разработка и утверждение плана-графика методического сопровождения по формированию у педагогов ИК-компетентности.

5. Пополнение фонда методических пособий и литературы по информационно-коммуникационным технологиям в образовании.

6. Оснащение учреждения средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, дидактическим оборудованием в соответствии с направлением программы.

II этап. Деятельностный

Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной ИК-компетентности педагогов.

 

Декабрь 2022-

март 2023

1. Обеспечение перехода методических материалов на электронный документооборот.

2. Формирование и закрепление на практике профессиональных знаний и умений педагогов, необходимых для ИК-компетентностей.

3. Обеспечение роста профессиональной компетентности воспитателей посредством проведения консультаций, семинаров, мастер-класса, конкурсов и др. мероприятий.

4. Вовлечение социальных партнеров и родителей в создание информационно-образовательной среды ДОО.

III этап. Обобщающий

Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по формированию у педагогов ИК-компетентности.

 

 

Апрель - май 2023

1. Подведение итогов работы по программе:

- анкетирование родителей,

- диагностирование воспитателей.

2. Анализ мониторинга.

3. Популяризация опыта работы перед педагогическим сообществом.






План-график реализации программы 

I этап. Организационный

 

Мероприятия этапа

Ответственные

 

1.

Создание творческой группы по организации в ДОО мероприятий, направленных:

- на создание на сайте ДОО личных страниц педагогов;

- на совершенствование информационно-образовательной среды дошкольной организации;

- на формирование профессиональных ИК-компетенций педагогов.

старший воспитатель,

члены творческой группы,

наставники

2.

Разработка методических и диагностических заданий: «Формы работы с детьми на основе ИКТ», «Проектирование развивающей информационно-образовательной среды в группе» и др.

Педагог-наставник

3.

Разработка методических и дидактических материалов для педагогов:

- буклет «Требования к ИКТ-компетентности педагога ДОО, предъявляемые в профессиональном стандарте педагога и в ФГОС дошкольного образования»;

- интерактивные игры для педагогов: «Цифровая копилка», «Интернет-опрос», «Воспитатель-программист».

Педагог-наставник

4.

Проведение мониторинга образовательных потребностей и профессиональных дефицитов педагогов по формированию ИК-компетентности (диагностические наблюдения, контрольные срезы, тесты).

Педагог-наставник

 

 

 



II этап. Деятельностный

 

Мероприятия этапа

Ответственные

 

1.

Проведение консультаций-презентаций:

- «Использование ИКТ в проектировании и реализации образовательного процесса в ДОО»;

- «Планирование образовательного процесса с использованием ИКТ: применение электронных таблиц».

Педагог-наставник

2.

Проведение практических занятий по освоению ИКТ:

- работа с программой Microsoft Word (форматирование текста, работа со списками, с таблицами, с изображениями);

- знакомство с сетевыми сообществами специалистов системы образования;

- создание списка ресурсов, полезных в работе;

- разработка интерактивных презентаций с помощью программы Microsoft PowerPoint;

- создание текстовых слайдов, слайдов с таблицей, с изображениями, анимацией;

- освоение компьютерных программ Adobe Photoshop, Pinnacle Video Spin;

- разработка простейших компьютерных игр для детей.

 

Педагог-наставник

3.

Проведение семинара-практикума: «Организация дистанционной формы сотрудничества педагогов ДОО с родителями и социальными институтами».

Повестка семинара-практикума:

1. Разработка содержания и форм дистанционного общения с родителями и сетевыми партнерами (консультирование в подборе компьютерных развивающих и обучающих игр, программных продуктов для детей разных возрастных групп, общение в социальных сетях, Скайпе, проведение видеоконференций).

2. Вовлечение родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения посредством информационных ресурсов.

3. Создание электронной библиотеки для родителей по всем направлениям развития детей.

 

Ст. воспитатель,

Педгог-наставник

 

 

4.

Проведение мини -педагогического совета «Обновление содержания образовательного процесса посредством ИК-технологий»

 

Педагог-наставник

5.

Организация взаимодействия с социальными партнерами:

1. Проведение совместных образовательных и досуговых мероприятий (по плану взаимодействия с социальными партнерами).

2. Совместная организация развивающей информационно-образовательной среды для дошкольников

 

Заведующий,

ст. воспитатель,

педагог-наставник,

воспитатели

 

 

III этап. Обобщающий

 

Мероприятия этапа

Ответственные

 

1.

Отслеживание результатов программы и соотнесение полученных результатов с планируемыми.

 

Педагог-наставник

 

2.

Представление опыта в форме:

- аналитического отчета «Организация развивающего информационно-образовательного пространства в ДОО»;

- презентации «Применение цифровых продуктов при работе с детьми дошкольного возраста»;

- публикации «Повышение качества образования посредством внедрения и рационального использования ИКТ в образовательном процессе»;

Педагог-наставник

 

 

 

 

Литература:

Асаева, И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов / И. Н. Асаева // URL: hllp://cyberleninka.ru/article/n/razvitieprofessionalnyh-kompetentsiy-vospitateley-doshkolnyh-uchrezhdeniy-razny .

Дерновский, И. Д. Инновационные педагогические технологии: учебное пособие / И. Д. Дерновский. — М. : Академия, 2004. — 352 с.

Иванова Е.В. «Повышение ИКТ-компетентности педагогов ДОУ» // Старший воспитатель, - № 12, 2009.

Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.

Майер, А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А. А. Майер // Управление ДОУ. - 2007. - № 1. - С. 8-15.

Микляева Н.В., Романова О.Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010.

Самородова, А. П. Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения: сущность и структура / А. П. Самородова // Вестник ТГУ. - 2006. - Вып. 3 (43). - С. 295-296.

Стародубцев В.А., Киселева А.А. Самообразование педагога в медиасреде // Народное образование, - № 6, 2012.

Википедия свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. // https://clck.ru/ehZZb . (Дата обращения: 24.02.2022).

Ельцова О., Терехова А. Пять направлений наставничества в детском саду. Положение и план на 2020/21 учебный год.// Справочник старшего  воспитателя. 2020. № 10. URL: https://e.stvospitatel.ru/843667 . (Дата обращения: 22.02.2022).

Мигунова Е.В., Жигалик М.А., Аверкин В.Н. Реверсивное наставничество в профессиональной подготовке будущих педагогов [Электронный ресурс]// Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL:https://cyberleninka.ru/article/n/reversivnoe-nastavnichestvo-v-professionalnoy-podgotovke-buduschih-pedagogov/viewer . (Датаобращения:31.03.2022).

Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях. Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. - М.: Рыбаков Фонд, 2016. - 153 с.

Профстандарт: Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]. // Справочник кодов общероссийских классификаторов КЛАССИНФОРМ.РУ. URL:https://classinform.ru/profstandarty/01.001-pedagog-vospitatel-uchitel.html . (Дата обращения: 24.02.2022).


8


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.