Педагогические технологии
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Как показывает анализ педагогической литературы, в отечественной науке этот термин употребляется очень широко. Он может обозначать направление дидактики, технологически разработанную систему обучения, систему методов и приемов обучения, наконец, методику и отдельные методы обучения.
• Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Метод – путь, способ организации познавательной деятельности учеников.
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Методика – как?
Технология - как это сделать оптимально?
• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство педагога состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:
- цели обучения;
- содержание обучения;
- средства педагогического взаимодействия;
- организация учебного процесса;
- обучающийся, педагог;
- результат деятельности.
Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальной наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.
Для успешного функционирования педагогической системы нужна тщательно продуманная «отладка» всех ее составляющих. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.
Классификация педагогических технологий:
по виду педагогической деятельности;
по типу управления учебно-воспитательным процессом;
по преобладающим (доминирующим) методам и способам обучения;
по подходу к ребенку и воспитательной ориентации;
альтернативные технологии и т.д.
К традиционным педагогическим технологиям исследователи относят те педагогические технологии, которые являлись наиболее эффективными во второй половине XX века (особенно 70–90-ые гг.).
Классно-урочная система обучения
Ян Амос Коменский – создатель классно-урочной системы обучения.
Цель – овладение основами наук, всестороннее развитие личности, «Школа знаний».
Обучение – целенаправленный процесс трансляции ЗУН ученикам.
Групповая форма обучения.
Принцип природосообразности.
Природосообразность – это форма выражения в отношении к индивиду как части природы, опоре на дарования и природные силы человека, согласовании воспитания и обучения с природными стадиями развития человека, применении природных средств для его развития.
Учитель – субъект, ученик – объект обучения.
Педагогика сотрудничества
Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко), достижения русской (К.Д.Ушинский, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж.-Ж.Руссо, Я.Корчак, К.Роджерс, Э.Берн) психолого-педагогической практики и науки.
Целевые ориентации
Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
Гуманно-личностный подход к ребенку.
Единство обучения и воспитания.
Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».
Целевые ориентации
Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, раскрывая его личностные качества.
Облагораживание души и сердца ребенка.
Развитие и становление познавательных сил ребенка.
Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.
Идеал воспитания — самовоспитание.
ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
ПОЗИТИВНЫЕ СТОРОНЫ | НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ |
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ | ШАБЛОН, ОДНООБРАЗИЕ |
УПОРЯДОЧЕННАЯ, ЛОГИЧЕСКИ ПОСТРОЕННАЯ ПОДАЧА МАТЕРИАЛА | ЛИШЕНИЕ УЧЕНИКОВ ФУНКЦИЙ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ, ПЛАНИРОВНАНИЯ, ОЦЕНИВАНИЯ |
ОГАНИЗАЦИОННАЯ ЧЕТКОСТЬ | ОТСУТСТВИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫБОРА |
Под инновационными педагогическими технологиями, в большинстве случаев, понимаются такие технологии, реализация которых будет приводить к повышению эффективности процесса обучения в современных условиях.
Обобщенная технология развивающего обучения
1. В основе технологии – способ обучения, вызывающий включение внутренних механизмов интеллектуальных способностей учащихся, которые учатся самостоятельно получать знания. Суть концепции развивающего обучения заключается в создании условий, при которых обучение ориентировано на всестороннее развитие ребенка, развитие его творческих способностей.
2. Составные элементы этой технологии – 1) процессуальная целевая направленность (обучение способам теоретического мышления, процедурам поисковой деятельности); 2) приближенность научной деятельности к научному познанию, что достигается посредством столкновения учащихся с противоречиями, постановки школьников в позицию исследователя, присутствия элементов проблемного обучения; 3) рефлексивная деятельность учащихся; 4) активно-деятельностная позиция школьника; 5) учитель – руководитель и партнер по учебному исследованию.
3. Процесс развития ребенка длителен и требует больших затрат педагогических сил и времени. Эта проблема решается с помощью технологии развивающего обучения.
Проектная технология (метод проектов)
1. Метод проектов – рациональное сочетание теоретических знаний и их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.
2. Элементы технологии представлены достаточно широко. Выделим основные фазы: 1) представление темы проекта: выявление знаний детей, формирование понятий, поиск идей («мозговой штурм»); 2) избрание проблемы: самостоятельное формулирование проблемы и определение целей исследования; 3) формулирование подтем (проблем): определение круга вопросов, консультирование; 4) планирование работы: обсуждение, принятие проблем; 5) Осуществление проекта; 6) Представление проекта: демонстрация результата, появление новых вопросов, прогнозирование новых проблем; 7) Оценка проекта: оценка со стороны, самооценка, выявление успехов и неудач.
3. Особенно эффективной данная технология является в системе профессионального образования.
Игровые технологии
1. Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации и способа осуществления деятельности, которая основывается на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета. Концептуальными основами игровых технологий являются: психологические механизмы игровой деятельности; игра как форма психогенного поведения; игра как пространство «внутренней социализации» обучающегося; игра как свобода личности.
2. Можно назвать следующие компоненты игровой деятельности: рефлексивный, поисковый, мыслительный, организационный. В педагогике часто применяются деловые, организационно-деятельностные, инновационные игры.
3. Игровые технологии способствуют раскрепощению творческих способностей личности, ее собственного «я», побуждают взглянуть на знакомое по-новому.
Обратимся к краткому анализу современных педагогических технологий, к которым относятся: технология «Дебаты», «Кейс-стади», технология проблемного обучения (существует давно), технология «Портфолио» и др. с целью последующего сопоставительного анализа традиционных и современных технологий, существующих в педагогике.
Технология «Дебаты»
1. Дебаты – это позиционная технология, использующая позиционные игры для достижения результатов: умение пользоваться информацией, задавать вопросы, формулировать гипотезу, умение аргументировать свое мнение, толерантно относиться к чужой позиции и пр.
2. Основным технологическим приемом здесь является проработка определенного тематического направления, организация формализованной дискуссии по определенным правилам.
3. Технология развивает у участников «дебатов» способность мыслить и грамотно выражать свою точку зрения.
Технология «Кейс-стади»
1. Технология «Кейс-стади» использует описание реальных ситуаций. Обучающиеся анализируют практическую ситуацию, чтобы разобраться в сути проблем.
2. Этапы создания технологии: определение цели, критериальный подбор ситуаций, подбор необходимых источников информации, подготовка материалов к использованию. Технология включает: индивидуальную работу с материалом, работа в малых группах, презентация и экспертиза малых групп на общей дискуссии.
3. Технология эффективна в профессиональном образовании, т.к. развивает практическое мышление.
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделил четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения: «Всё из жизни, всё для жизни».
Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
1. Под проблемным обучением понимается такая организация учебного занятия, которая предполагает работу с проблемными ситуациями, активную самостоятельную деятельность обучающихся по творческому разрешению проблем. Проблемные ситуации разнообразны и могут создаваться на любом этапе процесса обучения.
2. Существует ряд методических приемов создания проблемных ситуаций: учитель сам подводит обучающихся к противоречию, предлагая им решить проблему; педагог сталкивает противоречия в практической деятельности; предлагает классу рассмотреть явление с разных сторон; ставит конкретнее вопросы и др. К методам проблемного обучения относятся: проблемное изложение и исследовательские методы.
3. В ходе решения проблемных ситуаций обучающиеся становится в позицию субъекта своего обучения, и как следствие, у него появляются новые знания, новые способы действия.
Технология «Портфолио»
1. «Портфолио» – это технология аутеничного оценивания образовательной и профессиональной деятельности; это персонально подобранный пакет материалов, которые представляют результаты деятельности в продуктивной форме. В целом, это организация оценивания самим обучающимся успехов, образовательных трудностей, а также путей их преодоления.
2. Технология реализуется через демонстрацию ее результатов и продуктов, их анализ и оценку. В технологии используются разнообразные приемы организации рефлексии, аналитических семинаров, конференций.
3. Технология способствует развитию самостоятельности, навыков интенсивной аналитической деятельности, а также формированию ответственности за собственное дело.
Итак, большое внимание сегодня уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также развитию интеллектуального потенциала. Современный обучающийся должен обладать умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы. Поэтому преподаватель должен применять в своей практике различные технологии и методы обучения, постоянно искать новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию обучающихся на всех этапах обучения. Коллективу преподавателей необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения обучающихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого, с учетом его индивидуальных способностей и возможностей. Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими и эффективными.
«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала». В.П. Беспалько
9