ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Как показывает анализ педагогической литературы, в отечественной науке этот термин употребляется очень широко. Он может обозначать направление дидактики, технологически разработанную систему обучения, систему методов и приемов обучения, наконец, методику и отдельные методы обучения.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Метод – путь, способ организации познавательной деятельности учеников.

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Методика – как?

Технология - как это сделать оптимально?

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство педагога состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:

- цели обучения;

- содержание обучения;

- средства педагогического взаимодействия;

- организация учебного процесса;

- обучающийся, педагог;

- результат деятельности.

Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальной наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

Для успешного функционирования педагогической системы нужна тщательно продуманная «отладка» всех ее составляющих. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Классификация педагогических технологий:

по виду педагогической деятельности;

по типу управления учебно-воспитательным процессом;

по преобладающим (доминирующим) методам и способам обучения;

по подходу к ребенку и воспитательной ориентации;

альтернативные технологии и т.д.

 К традиционным педагогическим технологиям исследователи  относят те педагогические технологии, которые являлись наиболее эффективными во второй половине XX века (особенно 70–90-ые гг.).

Классно-урочная система обучения

Ян Амос Коменский – создатель классно-урочной системы обучения.

Цель – овладение основами наук, всестороннее развитие личности, «Школа знаний».

Обучение – целенаправленный процесс трансляции ЗУН ученикам.

Групповая форма обучения.

Принцип природосообразности.

Природосообразность – это форма выражения в отношении к индивиду как части природы, опоре на дарования и природные силы человека, согласовании воспитания и обучения с природными стадиями развития человека, применении природных средств для его развития.

Учитель – субъект, ученик – объект обучения.

Педагогика сотрудничества

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко), достижения русской (К.Д.Ушинский, Н.П.Пирогов, Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж.-Ж.Руссо, Я.Корчак, К.Роджерс, Э.Берн) психолого-педагогической практики и науки.

Целевые ориентации

Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

Гуманно-личностный подход к ребенку.

Единство обучения и воспитания.

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».

Целевые ориентации

Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, раскрывая его личностные качества.

Облагораживание души и сердца ребенка.

Развитие и становление познавательных сил ребенка.

Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

Идеал воспитания — самовоспитание.

ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПОЗИТИВНЫЕ СТОРОНЫ

НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ

ШАБЛОН, ОДНООБРАЗИЕ

УПОРЯДОЧЕННАЯ, ЛОГИЧЕСКИ ПОСТРОЕННАЯ ПОДАЧА МАТЕРИАЛА

ЛИШЕНИЕ УЧЕНИКОВ ФУНКЦИЙ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ, ПЛАНИРОВНАНИЯ, ОЦЕНИВАНИЯ

ОГАНИЗАЦИОННАЯ ЧЕТКОСТЬ

ОТСУТСТВИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫБОРА


Под инновационными педагогическими технологиями, в большинстве случаев, понимаются такие технологии, реализация которых будет приводить к повышению эффективности процесса обучения в современных условиях.

Обобщенная технология развивающего обучения

1. В основе технологии – способ обучения, вызывающий включение внутренних механизмов интеллектуальных способностей учащихся, которые учатся самостоятельно получать знания. Суть концепции развивающего обучения заключается в создании условий, при которых обучение ориентировано на всестороннее развитие ребенка, развитие его творческих способностей.

2. Составные элементы этой технологии – 1) процессуальная целевая направленность (обучение способам теоретического мышления, процедурам поисковой деятельности); 2) приближенность научной деятельности к научному познанию, что достигается посредством столкновения учащихся с противоречиями, постановки школьников в позицию исследователя, присутствия элементов проблемного обучения; 3) рефлексивная деятельность учащихся; 4) активно-деятельностная позиция школьника; 5) учитель – руководитель и партнер по учебному исследованию.

3. Процесс развития ребенка длителен и требует больших затрат педагогических сил и времени. Эта проблема решается с помощью технологии развивающего обучения.

Проектная технология (метод проектов)

1. Метод проектов – рациональное сочетание теоретических знаний и их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.

2. Элементы технологии представлены достаточно широко. Выделим основные фазы: 1) представление темы проекта: выявление знаний детей, формирование понятий, поиск идей («мозговой штурм»); 2) избрание проблемы: самостоятельное формулирование проблемы и определение целей исследования; 3) формулирование подтем (проблем): определение круга вопросов, консультирование; 4) планирование работы: обсуждение, принятие проблем; 5) Осуществление проекта; 6) Представление проекта: демонстрация результата, появление новых вопросов, прогнозирование новых проблем; 7) Оценка проекта: оценка со стороны, самооценка, выявление успехов и неудач.

3. Особенно эффективной данная технология является в системе профессионального образования.  

Игровые технологии

1. Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации и способа осуществления деятельности, которая основывается на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета. Концептуальными основами игровых технологий являются: психологические механизмы игровой деятельности; игра как форма психогенного поведения; игра как пространство «внутренней социализации» обучающегося; игра как свобода личности.

2. Можно назвать следующие компоненты игровой деятельности: рефлексивный, поисковый, мыслительный, организационный. В педагогике часто применяются деловые, организационно-деятельностные, инновационные игры.

3. Игровые технологии способствуют раскрепощению творческих способностей личности, ее собственного «я», побуждают взглянуть на знакомое по-новому.

             Обратимся к краткому анализу современных педагогических технологий, к которым относятся: технология «Дебаты», «Кейс-стади», технология проблемного обучения (существует давно), технология «Портфолио» и др. с целью последующего сопоставительного анализа традиционных и современных технологий, существующих в педагогике.

Технология «Дебаты»

1. Дебаты – это позиционная технология, использующая позиционные игры для достижения результатов: умение пользоваться информацией, задавать вопросы, формулировать гипотезу, умение аргументировать свое мнение, толерантно относиться к чужой позиции и пр.

2. Основным технологическим приемом здесь является проработка определенного тематического направления, организация формализованной дискуссии по определенным правилам.

3. Технология развивает у участников «дебатов» способность мыслить и грамотно выражать свою точку зрения.

Технология «Кейс-стади»

1. Технология «Кейс-стади» использует описание реальных ситуаций. Обучающиеся анализируют практическую ситуацию, чтобы разобраться в сути проблем.

2. Этапы создания технологии: определение цели, критериальный подбор ситуаций, подбор необходимых источников информации, подготовка материалов к использованию. Технология включает: индивидуальную работу с материалом, работа в малых группах, презентация и экспертиза малых групп на общей дискуссии.

3. Технология эффективна в профессиональном образовании, т.к. развивает практическое мышление.

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж.Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Дьюи выделил четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения: «Всё из жизни, всё для жизни».

Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся:

самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

развивают системное мышление.

1. Под проблемным обучением понимается такая организация учебного занятия, которая предполагает работу с проблемными ситуациями, активную самостоятельную деятельность обучающихся по творческому разрешению проблем. Проблемные ситуации разнообразны и могут создаваться на любом этапе процесса обучения.

2. Существует ряд методических приемов создания проблемных ситуаций: учитель сам подводит обучающихся к противоречию, предлагая им решить проблему; педагог сталкивает противоречия в практической деятельности; предлагает классу рассмотреть явление с разных сторон; ставит конкретнее вопросы и др. К методам проблемного обучения относятся: проблемное изложение и исследовательские методы.

3. В ходе решения проблемных ситуаций обучающиеся становится в позицию субъекта своего обучения, и как следствие, у него появляются новые знания, новые способы действия.

Технология «Портфолио»

1. «Портфолио» – это технология аутеничного оценивания образовательной и профессиональной деятельности; это персонально подобранный пакет материалов, которые представляют результаты деятельности в продуктивной форме. В целом, это организация оценивания самим обучающимся успехов, образовательных трудностей, а также путей их преодоления.

2. Технология реализуется через демонстрацию ее результатов и продуктов, их анализ и оценку. В технологии используются разнообразные приемы организации рефлексии, аналитических семинаров, конференций.

3. Технология способствует развитию самостоятельности, навыков интенсивной аналитической деятельности, а также формированию ответственности за собственное дело.

Итак, большое внимание сегодня уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также развитию интеллектуального потенциала. Современный обучающийся должен обладать умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы. Поэтому преподаватель должен применять в своей практике различные технологии и методы обучения, постоянно искать новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию обучающихся на всех этапах обучения. Коллективу преподавателей необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения обучающихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого, с учетом его индивидуальных способностей и возможностей. Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими и эффективными.

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала». В.П. Беспалько





9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.