Педагогические технологии сотрудничества

2
0
Материал опубликован 19 August 2019

Тема: Педагогические технологии

Ст. Методист Салтхуцишвили М.К.

Сегодня, мы будем говорить о педагогической технологии – педагогика сотрудничества.

Слайд №1



Педагогика сотрудничества – направление в отечественной педагогике второй половины 20 в., представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Основные положения:

- отношение к обучению как творческому взаимодействию педагога и обучающегося;

- обучение без принуждения;

- идея трудной цели (перед обучающимся ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении);

- идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки);

- использование опор (опорные сигналы у Шаталова, схемы у Лысенковой, опорные детали у Ильина и др.);

- самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности обучающихся);

- свободный выбор (использование педагогом по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала), интеллектуальный фон группы (постановка значимых жизненных целей и получение обучающимися более широких по сравнению с учебной программой знаний), коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская методика), творческое самоуправление обучающихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество педагогов, сотрудничество с родителями.

Ряд положений педагогики сотрудничества опровергало традиционные системы обучения и воспитания, поэтому эта теория вызвала большую полемику. Педагогика сотрудничества дала импульс творческой деятельности многих педагогов, инициировала деятельность обучения и воспитания в системе дополнительного образования.

Слайд №2



Педагогики сотрудничества стала инновационным направление отечественного образования. Результат действия педагогического сотрудничества проявился в подготовке и организации городского благотворительного марафона «Ты нам нужен!» для формирования активной жизненной позиции, проявления чувств благородства и сострадания к людям с ограниченными возможностями здоровья. Сначала ставится большая и нужная цель, а затем всячески поддерживается вера в её выполнимость. Главное – настоящие дела, приближающие к выполнению заветной цели. Этим педагогика сотрудничества приближается к такой педагогике, как креативная педагогика, которая вовлекает в настоящие – созидательные дела. Пример «Улица здоровья», где привлекались специалисты, участники марафона, дети, и просто прохожие, семейная игротека «День здоровой семьи», в которой принимали участия пожелавшие семьи- участники марафона. Педагоги—новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребёнка. Педагоги должны помочь сохранить ребёнку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии. Как вы уже знаете в нашем учреждении работает семейный клуб «Шаг навстречу».

Слайд №4

Вы видите, как меняется состав членов клуба. Дети приходят к нам с разными заболеваниями, интеллектом и т.д. Одной из ведущих технологий при воспитании и обучении является педагогика сотрудничества.

Слайд №5

Вопрос о педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли педагога. Роль педагога состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать обучающимся учиться. Педагог, в первую очередь, должен быть создателем развивающей среды, побуждающей обучающегося учиться.



Проблема№1

Ст. методист Салтхуцишвили М.К. Как вы думаете применима ли педагогика сотрудничества в технологии индивидуального обучения

Сухомлинский считал, что педагог должен в первую очередь уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Он писал: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности». Весь этот комплекс методов и методик приводит к идее личностного подхода к ребенку вместо индивидуального. К нам приходят не только дети - существа, занятые учением, нет, перед нами личности. Каждый из ребят приносит свой мир чувств и переживаний, ничем не отличающийся от мира педагога, - в этом смысле педагог и ребенок совершенно равны, они оба знают радость, страдание, стыд, страх, удовлетворение, чувство поражения и чувство победы. Сколько бы ни говорили о необходимости индивидуального подхода, педагог, перегруженный занятиями и делами, не может осуществить его в полной мере. Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый обучающийся чувствует себя личностью, ощущает внимание педагога лично к нему. Это проявляется и в том, что каждый на каждом занятии получает оценку своего труда, и в том, что каждый выбирает задачи по своему вкусу, и в том, что внешкольное творчество каждого ребенка получает признание и оценку, и наконец, в том, что каждый на самом деле, а не на словах и не в призывах уважаем, что никто не оскорбит ребенка подозрением в неспособности, все защищены в своей группе и в своем учреждении дополнительного образования.

Ребят, которые вырастают в атмосфере сотрудничества, можно описать так: все они умеют и любят думать, процедура думанья - ценность для них; все обладают дидактическими способностями: каждый может объяснить материал другому; все обладают организаторскими и коммуникативными способностями; все в той или иной степени ориентированы на людей; все способны к творчеству; все обладают чувством социальной ответственности.

Слово предоставляется педагогу дополнительного образования Бабаевой Евгении Валерьевны с проектом обучающегося Шахова Павла ИЗО студии «Контраст» .

Слово предоставляется педагогу. Мальчик с нарушением нервной системы, аутизм, занимается с 7 лет. Сейчас ему 15 лет. Чтобы разнообразить мир ребенка, активизировать познавательные способности, учесть его интересы, была поставлена цель.

Была подобрана литература и материалы для выполнения заданий. Проблема стала при выборе цветовой гаммы, надо было научиться подбирать цвета.

На этом мы не остановились, далее решили научиться рисовать.





Стали создавать коллекции.

Сотрудничество – это совместная работа равных, если не мама, у нас бы ничего не получилось. Сухомлинский по этому вопросу писал: «Совершенствование, углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя– школа и семья– не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания»

Проблема №2

Ст. методист Салтхуцишвили М.К.

А как вы думаете можно ли применить педагогику сотрудничества при коллективном творческом воспитании. Смысл методики состоит в том, что ребят с первого года обучения и далее учат коллективному общественному творчеству. Основное правило «Все творчески, иначе зачем». За долгие годы придумано множество коллективных творческих дел на пользу людям, для учреждения, для своего объединения. В них участвует весь коллектив - деление на выступающих и слушающих, на актив и пассив исключается. Методика коллективного творческого воспитания дает исключительно высокий педагогический эффект, на ней выросли сотни тысяч ребят. Для ребенка младшего школьного возраста коллективность самих трудовых процессов является главной, а иногда и единственной силой, заставляющей его выполнять более или менее продолжительные трудовые задания. В трудовом творчестве дети находят яркое проявление самых сильных интеллектуальных и эмоциональных качеств человека. «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника». Мы попробуем на практике применить педагогику сотрудничества участвуя в мастер-классе педагога дополнительного образования Фроловой Г.М.

Проблема №3

Ст. Методист Салтхуцишвили М.К.

Применима ли педагогика сотрудничества для формирования интеллектуального фона объединения. На конечный результат обучения и воспитания обучающихся больше всего влияет семья; но из человеческих факторов, как показывают исследования, важнее всего не образование педагога, не материальные затраты на обучение, даже не количество обучающихся в группе, а жизненные цели, которые ставят перед собой одноклубники обучающегося. Если в группе сильно общее стремление к знаниям, к достижению высоких целей, то и каждый обучающийся будет лучше учиться. Это говорит о том, что на общие цели и ценности группы сильно влияет его «интеллектуальный фон». Чтобы создать обстановку сотрудничества, педагог старается усилить стремление к знаниям разного рода, а не только к программным. С этой целью мы проводим великое множество экскурсий, посещаем театры, выставки, музеи, участвуем в квестах, фестивалях, конкурсах, форумах. Как вы думаете можно ли для педагогического сотрудничества использовать выездные досуговые мероприятия?




Вопрос?

Каковы основные идеи педагогики сотрудничества? 1. Идея трудной цели. Нужно ставить перед обучающимися более сложную цель, указывать на ее исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута, тема хорошо усвоена.

2. Идея опоры. Это не схема, а набор ключевых слов, знаков и других опорных сигналов, особым образом расположенных и показывающих логику изучаемого материала в виде компактной образной (иногда разноцветной) опорной схемы, которая сильно облегчает запоминание и понимание материала и полностью исключает возможность зубрежки.

3. Идея свободного выбора. Обучающиеся сами выбирают для решения любые задачи и в любом количестве. Свобода выбора - самый простой путь к развитию творческой мысли.

4. Идея диалогических размышлений. Диалог педагога и обучающегося, доброжелательное и внимательное отношение к высказываниям обучающимся, поощрение идей, мыслей студентов, даже неудачных и неверных, поощрение активности обучающихся, сотрудничество преподавателя со студентами в поиске решения учебных проблем, задач способствует развитию умственных способностей.

5. Оценка работ.  Опорные сигналы решают самую сложную из педагогических проблем массового обучения: они позволяют проверять работу ученика в свернутом виде. Успех детей зависит, в частности, от повторения. Сверх многократного повторения с включением трех видов памяти - зрительной, слуховой и моторной - приводит к тому, что хочет обучающийся или не хочет, он все равно будет знать и уметь все, что требуется; ему можно ставить отметки, можно и не ставить. Формы разные, а суть одна - учение без принуждения.

6. Идея опережения. Трудные головоломки, непосильные и взрослым, опережение программы доставляет ученикам удовольствие, вызывает гордость; педагог перестает зависеть от программы, он свободнее распоряжается временем на занятиях. Кроме повторения и обьяснения нового, педагог отводит некоторое время для изучения материала, который будут проходить через пятьдесят или сто уроков. Оказывается, это совершенно необходимо, потому что многим из маленьких детей не хватает предусмотренных программой занятий. На усвоение темы одним детям нужно пять занятий, другим - пятьдесят. При этом сильные дети получают возможность отвечать на вопросы, которые еще не изучались в группе, пользоваться интуицией, догадкой, отчего они быстро развиваются и не скучают среди более слабых детей, не отвыкают от работы, как это часто случается. Больше всего выигрывают в сотрудничестве сильные обучающиеся, «главный резерв педагога». Их ничто не сдерживает, они ведут за собой коллектив. Группа становится думающим, трудолюбивым и улыбчивым.

7. Идея крупных блоков. Опыт показывает, что когда материал сводится в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого при резком снижении нагрузки на обучающегося. Например по десять-двадцать занятий объединяют в один блок, на одном занятии раскрывает смысл и красоту большого произведения или т.п. , сводит в единое навыки, необходимые для разных профессий, подробно разрабатывает способы преподавания крупными блоками , экспериментирует с идеей «погружения». В крупном блоке легче устанавливаются логические связи, легче выделить ведущую мысль и показать ее обучающимся. Учитель получает возможность поставить перед детьми сложную и потому интересную задачу: справимся с материалом десяти занятий за одно занятие? Изучение материала блоками освобождает ребенка от страха перед трудностями: блок пройден, основная мысль схвачена - и обучающийся не боится, что он не поймет ее и отстанет. Он спокойно работает дальше, уясняя детали и подробности.

8. Идея соответствующей формы. Занятие должно по форме отвечать изучаемому предмету. На занятиях журналиского объединения «Сверстник» пдо Шеронова А.В., рассказывая о написании статьи в газету, не допускает ни одного лишнего слова - рассказ педагога должен быть абсолютно точным. На занятиях творчества дети шумят, теребят педагога, обращаются к нему с тысячей вопросов. Шеронова А.В., анализируя правильность написания статьи, добивается, чтобы и анализ имел художественную, эстетическую форму; для этого она использует те же приемы, с помощью которых писатель создает свое произведение: прием, вопрос и деталь; получается художественный анализ художественного произведения.

9. Идея самоанализа. Трудность обучения состоит, в частности, в том, что это единственный вид работы, которую человек сам не может оценить - он нуждается в оценке педагога. Некоторые педагоги, например, приводят примеры из своей жизни, тем самым подводят своих обучающихся к размышлению о собственной жизни: «А как поступаю я? А что я представляю из себя?» Сильно развит коллективный анализ ответа обучающихся, где не боятся делать замечания отвечающему, свободно обсуждают его работу. Так на занятиях у пдо Шероновой А.В.обучающиеся проверяют и оценивают работу товарищей (естественно, не выставляя отметок), рецензируют письменные работы друг друга. При этом они пользуются эталонами, чтобы их суждения были содержательными. После каждого мероприятия, проводимые педагогами-организаторами обязательно должно быть проанализировано его участниками, иначе работа считается незаконченной. Имеется в виду проведение рефлексии. Обучение ребят коллективному самоанализу - дело долгое и трудное. Оно требует большого мастерства от педагога, но именно так возникает и укрепляется атмосфера сотрудничества детей и взрослых, приучаются следить за ходом общей работы, болеть за общее дело; быстро развиваются их общественные навыки. Невозможно переоценить дисциплинирующее значение такой работы. Когда обучающиеся знают, что их труд будет оценен не только педагогом , но и всем коллективом, они и ведут себя достойно, и работают гораздо старательнее.






А теперь попробуем и мы подвести итоги





Педагогическое сотрудничество - выбор соответствующего стиля взаимоотношений с обучающимися, который требуют педагогического такта, мастерства, опыта работы педагога. Поэтому неудивительно, что идеи педагогического сотрудничества получают распространение и поддержку прежде всего у опытных, творчески работающих педагогов-новаторов. Педагогика сотрудничества с каждым годом доказывает свою необходимость для достижения главной цели современного мира – создания нового гуманного общества, свободного от тоталитаризма и официоза. Педагогика сотрудничества стала основой для создания концепций личностно ориентированного образования в наши дни, что означает:

    определение индивидуальных образовательных траекторий, способствующих возникновению и усилению познавательных интересов и способностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок;

    предполагает ориентацию на развитие личности, а не отдельных ее свойств;

    подразумевает отношение к каждому ребенку как к уникальности, несхожести и неповторимости.

В современном образовательном процессе педагогика сотрудничества занимает особое значимое место, она помогает преодолеть инертность мышления и выйти на качественно новый уровень построения системы образования и воспитания – вот главная задача современной педагогики. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

У каждого из нас многолетний педагогический стаж, опыт говорит, что любой педагог может применить педагогику сотрудничества на своих занятиях, мероприятиях. Ведь для педагогики сотрудничества не нужно никаких особых условий - при тех же самых программах, каждый может начать перестройку в своем собственном объединении, если он педагог.

Мы работаем с детьми оттого и сами от части как дети - в этом наша профессиональная сила, а не слабость. Только сохраняя в себе некоторую детскость, детское самолюбие, ранимость, способность к воодушевлению, тонкость чувств, можно понять ребенка, почувствовать детей, принимать каждого мальчика, каждую девочку как личность.

Спасибо за внимание!

До новых встреч!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.