Педагогические условия для формирования умственной активности
Тема: «Педагогические условия формирования умственной активности»
1)Умственная активность- это потенциальная способность человека воспринимать и перерабатывать информацию, выполнить в течение заданного времени с максимальной эффективностью определенный объем работы, требующей значительной активации нервно- психической сферы субъекта.
2)Л. И. Божович: в ходе воспитательно- образовательного процесса необходимо формировать собственную активность ребенка, характеризующуюся преобладанием инициативности над реактивностью.
Л. С. Выготский: планомерно- поэтапное формирование умственных действий; роль игры в психическом развитии ребенка.
Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов: разработали этапы формирования умственных действий. Их теория связана с связана с изучением резервов интеллектуального развития школьников и максимальным использованием этих резервов. Обычно предполагается, что мышление детей в возрасте 7-10 лет имеет конкретно-конкретный характер и характеризуется относительно низким уровнем абстракции. Однако оказывается, что при определенном содержании и организации обучения младшие школьники могут развить гораздо более высокий уровень абстракции и мыслительных способностей, чем принято считать. Они вполне способны освоить относительно сложные абстрактные понятия из области лингвистики и математики.
Т. А. Козлова: для полноценного умственного развития важны не только своевременное формирование познавательных процессов, но и их произвольность: умение сосредоточивать внимание на объекте познания, не отвлекаться, вовремя припоминать, не пасовать перед трудностями, не падать духом, если сразу не удается правильно решить практическую или умственную задачу.
А. Н. Леонтьев: продолжает и развивает идею Л.С. Выготского об интериоризации, указывая, что интериоризация как постепенное превращение внешних действий во внутренние, умственные, есть процесс, который вынужденно осуществляется в онтогенетическом развитии человека. Его необходимость Леонтьев определяет тем, что центральным содержанием развития ребенка является усвоение им достижений исторического развития человечества, в том числе достижений человеческой мысли, человеческого познания.
3)Педагогические условия формирования умственной активности: социальная среда, деятельность (изначально игра, затем учеба, труд и общение), обучение, воспитание, усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний, создании соответствующих условий для организованной деятельности, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребенка, развитие речи.
4)
Традиционные методы, приемы | Современные методы, приемы |
-Настольно- печатные игры с правилами (лото, мозаика, кубики, шашки, шахматы) -Деятельностный подход А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин -Постановка задач от простого к сложному -Игры- путешествия -Экскурсии | -Экспериментальная деятельность (О. В. Дыбина) -Игровая технология О.В. Дыбиной -Дидактическая игра («Скажи наоборот», «Выложи фигуру») -Деловые игры |
Таким образом, современные методы и приемы формирования умственной активности отличаются тем, что привлекают своей нестандартностью детей и позволяют в процессе игры выявлять новые качества у ребенка и стимулировать интеллект.
Практическое задание: 1) Игра- путешествие (позволяет ребенку окунуться в другую страну, или сказочный мир, посредством этого можно сформировать фантазию, воображение, скорректировать поведение)
2)Дидактическая игра. Например, «Когда это бывает» (подходит, как индивидуально, так и на групповых занятиях. Помогает сформировать основные представления о сезонных и суточных природных изменениях. Воспитывает заботливое отношение к объектам живой и неживой природы.
3) Игры направлены на правильное формирование социального пола человека (гендера), который объединяет общественные, психологические и культурные особенности личности, т. е. в задачу этих игр входит привить правильное мужское или женское поведение. Игры этой группы способствуют в том числе и преодолению социальных стереотипов о мужчинах и женщинах. «Ушки на макушке», «Где чья работа?»
4) Деловые игры. Эти мероприятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста (6–7 лет), так как эти дети достаточно подготовлены и могут играть осознанно. Дети этого возраста могут знакомиться с элементарными экономическими знаниями, будущей школьной жизнью и т. п. в ходе деловых игр. Например, «Собираемся в школу».