12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шаломеева Елена Анатольевна19
0

Доклад «Педагогические условия развития социального интеллекта»

Педагогические условия развития социального интеллекта

Подготовила воспитатель Шаломеева Е.А.

Волгодонск 2018

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1 Педагогические условия развития социального интеллекта.Аниализ.Исследования.……………………………………………..6

1.1 Психолого- педагогические особенности разных возрастных групп детей дошкольного возраста.……………………………………………………………6

1.2 Психолого – педагогичесские исследования социального интеллекта дошкольников ………………………………………………………………...…10

1.3 Анализ социально – коммуникативного развития в образовательной программе «Детство».………………………………………………………...…14

Глава2 Исследования и систематизация работ по формированию знаний социального интеллекта детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………19

2.1Цели и задачи констатирующего этапа выявление особенностей социального интеллекта детей дошкольного возраста…………………..……19

2.2.Формирующий этап исследования. Игры и упражнения, способствующие формированию социального  интеллекта у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...…25

2.3 Результаты формирующего исследования………………………..……….33

Заключение…………………………………………………………………….…37

Список используемой литературы…………………………………………..….39

Приложение 1…………………………………………………………………….42

Приложение 2………………………………………………………………….…42

Приложение 3………………………………………………………………...…..43

Приложение 4…………………………………………………………………….46

Приложение 5…………………………………………………….…………….48

Приложение 6……………………………………………………..…………….48

Таблица 1………………………………………………………….…………….48

Введение

Осознанное понимание процесса поведения и общения людей, а также адаптацию к разнообразным системам взаимоотношений определяет особенная кумулятивная совокупность умственных способностей, которая называется «социальный интеллект».

Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.[7]

Эффективность поведения, взаимоотношений и общения видится во взаимосвязанном развитии коммуникативных и интеллектуальных способностей, которые являются составляющими компонентами психологической культуры личности.

В соответствии с Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" стратегия развития форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры.[22]

 

Актуальность : в соответствии с ФГОС дошкольного образованиясоциализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
[27]

Особую актуальность проблема развития социального интеллекта на начальном становлении приобретает в дошкольном возрасте. Именно в это время наиболее интенсивно формируются не только интеллектуальные способности личности, но и межличностное взаимодействие, представления ребенка о личности и социальном поведении Т.И. Бабаева (Кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, руководитель авторского коллектива образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста «Детство».) утверждает , что социальное развитие дошкольника осуществляется при условии «представленности» в образовательном процессе детского сада всех компонентов социального опыта  и максимальной возможности для детей проявлять самостоятельность в их освоении. Т.И. Бабаева подчеркивает , что первостепенная задача состоит в том, чтобы уже в дошкольном возрасте развить основные навыки каждого ребенка в социально значимую личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в социокультурном обществе.

Считается, что для полноценной и успешной жизни, для интеграции в современном обществе социальный интеллект очень важен, так как он позволяет эффективнее взаимодействовать с окружающими людьми. На этом основании ученые полагают, что дошкольное образование призвано стать фундаментом становления личности ребенка как части общества. 

Цель исследования: развитие социального интеллекта дошкольников по средствам теории и практики.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: изучить педагогические условия развития социального интеллекта у детей дошкольного возраста.

Исходя из поставленной цели, обусловим постановку следующих задач:

- изучить понятие «социальный интеллект»;

-изучить ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП детей дошкольного возраста;

- изучение задач, методов педагогических условий развития социального интеллекта дошкольников;

-составить систему занятий по развитию социального интеллекта у детей;

-провести формирующий эксперимент по развитию социального интеллекта у детей и проследить динамику изменения уровней развития социального интеллекта дошкольников.

На основе поставленных задач, были использованы такие методы исследования, как:

- анализ методической литературы ,методы анализа психологических исследований, выполненных в области возрастной, педагогической и социальной психологии отечественных и зарубежных авторов;

- анализ современных учебников и программ обучения детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО;

- эмпирический методы: наблюдение, беседа, анализ, синтез, сравнение;

- контент анализ-количественный и качественный анализ полученных в исследовании формирующего этапа.

Данная курсовая работа состоит из содержания, введения, теоретической части, практическая часть, заключения, списка использованной литературы.

 

Глава 1 Педагогические условия развития социального интеллекта.Аниализ.Исследования.

1.1.Психолого-педагогические особенности разных возрастных групп детей

дошкольного возраста.

Основными движущими силами развития психики дошкольника являются- противоречия, образовывающимися в связи с развитием потребностей ребенка. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.

Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности ребенка. Возможности маленького ребенка велики, но не безграничны. Нельзя форсировать развитие без учета возможностей ребенка-дошкольника. Но и задержки в развитии также недопустимы. Поэтому важно знать психофизиологические показатели развития детей раннего и дошкольного возраста.

Психолого-педагогические особенности разных возрасных групп детей

дошкольного возраста.

Ранний детский возраст (1 – 3 года)

В этот период происходит качественный скачок в развитии и форми­ровании личности ребенка. Ха­рактерной особенностью этого периода является быстрый темп физического и психического разви­тия. Важнейшим психическим новообразованием раннего возраста является возникновение речи и наглядно-действенного мышления, которое разви­вается на основе действий с предметами. Внимание, восприятие и память детей раннего возраста носят непроизвольный характер. Развитие восприятия происходит на основе внешне-ориентированного действия ( форма, величина, цвет), при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Важнейшим механизмом развития ребенка в этом воз­растном периоде является подражание.

В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт. Главным видом деятельности в раннем возрасте являет­ся предметная деятельность, но она тесно связана с общени­ем и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности - игры

Игровая деятельность носит предметно-манипулятивный характер.

Основной способ познания ребенком окружающего мира в данном возрасте - это метод проб и ошибок. К трем годам появляется первичная самооценка, сознание этого и появление личностных действий подвигает ребенка на новый уровень развития.

 Начинается кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством.

Средний возраст (3 – 5 лет)

Период этого возраста направлен на мир социальных отношений.

В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования.

На основе наглядно-действенного мышления к 4 годам у детей формируется наглядно-образное мышление.

Речь становится связной, словарный запас обогащен прилагательными.

Преобладает воссоздающее воображение.

Память носят непроизвольный характер характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание.

Ребенок не способен долго удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одного вида деятельности на другой.

Способ познания – экспериментирование, конструирование.

Социализация в системе ближайшего окружения взрослых и сверстников.В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.

Особенности развития детей 4-5 лет

Психическое развитие детей характеризуется использованием речи, как средства общения, расширением кругозора ребенка, открытием им новых граней окружающего мира.

Мышление – наглядно-образное.

Особенности развития данного возрастного периода способность выстраивать умозаключения.

В этот возрастной период заканчивается формирование активной речи детей.

Внимание и память продолжают носить непроизвольный характер.

Активно развивается фантазирование. Происходит «примеривание» социальных ролей и отношений.

Способом познания окружающего мира являются рассказы взрослого, экспериментирование.

Игровая деятельность носит коллективный характер . Игра носит сюжетно ролевой характер, развивается режиссерская игра,сюжетная.

Старший дошкольный возраст(5-7 лет)

Этот возрастной период направлен на результ деятельности как способ социализации.

Особенности развития детей  5-6 лет

В 5-6- летнем возрасте интерес ребенка направлен на сферу взаимоотношений между людьми.

Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.

К этому периоду у ребенка накапливается довольно таки большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополнятся.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы ребенка.

Начинается формироваться образно-схематическое мышление, планирующая функция речи, происходит развитие целенаправленного запоминания.

Основной способ познания – общение со сверстниками, самостоятельная деятельность и экспериментирование.

Происходит дальнейшее углубление интереса к партнеру по игре, усложняется замысел в игровой деятельности.

Происходит развитие волевых качеств.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

К концу дошкольного возраста ребенок знает что такое «хорошо» и что такое «плохо», а так же может оценить не только чужое, но и свое поведение.

Формируется крайне важный механизм соподчинения мотивов.

Важная линия развития личности – становление самосознания. У ребенка к 7-ми годам появляется самоконтроль и произвольное поведение, самооценка становится более адекватной.

На основе наглядно-образного мышления у детей формируются элементы логического мышления.

Происходит развитие внутренней речи.

Способ познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками. Сверстник воспринимается как собеседник, партнер по деятельности.

Дети этого возрастного периода способны самовыражаться в творчестве,в доступных видах деятельности.

Развито стремление к взаимоотношениям и взаимодейстию в социуме.

Главной, ведущей деятельностью является игра.

Самый главный результат дошкольного периода – это готовность детей к обучению в школе.

На основе обобщения теоретических подходов в решении проблем готовности к школе можно выделить ряд признаков:

- Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).

- Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.

- Способность к выполнению основных мыслительных операций.

- Достижение определенного уровня психической и физической выносливости.

- Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.

-Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.

  Давая общую характеристику ребенку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям. Можно выделить развитие физическое; умственное; эстетическое; нравственное; развитие эмоций, воли, интеллекта,
развитие деятельности как формы жизненной активности. В каждом из названных направлений наблюдается динамика в становлении ребенка как части социума.

1.2 Психолого – педагогичесские исследования социального интеллекта дошкольников.

Сам термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, — особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. Затем способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком. Среди психологов до последнего времени ведутся дискуссии вокруг определения интеллекта, данного Э. Борингом: интеллект есть то, что измеряется тестами интеллекта Г. Айзенк не согласен с определением Э. Боринга: тесты интеллекта, утверждает он, составляются не случайным образом и опираются в своей разработке на хорошо известные, выявленные и проверенные природные закономерности, такие как принцип «позитивного многообразия» . Гилфорд рассматривал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных с познанием поведенческой информации, которую можно оценивать по 3 измерениям: содержанию, операциям, результатам.

В отечественной психологии новатором в исследованиях социального интеллекта был Емельянов Ю. Н. С его точки зрения сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида является именно социальный интеллект, подразумевая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события. Куницына В. Н. считает, что социальный интеллект - это глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обуславливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений. Куницына В. Н. предлагает следующую структуру социального интеллекта: коммуникативно-личностный потенциал, характеристики самосознания, социальную перцепцию, социальное мышление, социальное воображение, социальное представление, энергетические характеристики. Савенков А. П. выделяет в структуре социального интеллекта 3 группы компонентов:

1 когнитивные: социальные знания, социальная память, социальная интуиция, социальное прогнозирование;

2эмоциональные: эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль, сопереживание, степень склонности к психическому анализу, эмпатия, способность предчувствовать события, объект искусства, природу, установление эмоциональных связей с другими, разделение состояния другого или группы;

3 поведенческие: социальное восприятие, социальное взаимодействие, социальная адаптация, способность к саморегуляции, способность эффективно работать в условиях стресса.

Ушаков Д. В. отмечает, что характерными структурными особенностями социального интеллекта являются: непрерывный характер, использование невербального воспроизведения, потеря точного социального оценивания при вербализации, формирование в процессе социального научения, использование накопленного опыта.

Оданович М. В. выделяет познавательно-оценочную, коммуникативно-ценностную, рефлексивно-коррекционную. Основными функциями социального интеллекта, по мнению Куницыной В.Н. , являются: обеспечение адекватности, адаптивности в меняющихся условиях; формирование программы и планов успешного взаимодействия в тактическом и стратегическом направлениях, решение текущих задач; планирование межличностных событий и прогнозирование их развития; мотивационная функция; расширение социальной компетентности; саморазвитие, самопознание, самообучение. Одной из главных функций социального интеллекта является формирование долгосрочных, длительных взаимоотношений с перспективой развития. Ростовых Д. А. среди функций социального интеллекта выделяет: познавательную, аккумулятивную, коммуникативную, управленческую, регулятивно-координирующую, нормативно-ценностную, прогностическую, эвристическую, проблемно-конструктивную, социально рефлексивную -идентификационную, функции рационализации и социального наследования. Социальный интеллект имеет сложную структуру, в которой выделяются когнитивные, аффективные и поведенческие составляющие. В качестве одного из ведущих процессов в структуре когнитивной составляющей выделяют мыслительные процессы, направленные на других людей, на себя и на процессы межличностного взаимодействия.

Что касается выявления механизмов, обуславливающих развитие социального интеллекта, то в качестве основных выделены: процесс становления самосознания, процесс развития саморегуляции. При этом механизм формирования личности, в качестве которого выступает процесс социализации в целом . Это обусловлено тем, что социальный интеллект дошкольника формируется в ходе его социализации, под воздействием условий социальной среды .Так в теории развития Л. С. Выготский выделил в процессе психического и умственного развития ребенка два уровня:

1. Зона актуального развития :

-состояние личности ребенка, в котором он может делать что- либо без помощи взрослого, в прямой зависимости от сложности задач , решаемых ребенком самостоятельно;

-уровень подготовленности, определяемым уровнем интеллектуального развития.

2. Зона ближайшего развития :

- расхождение между уровнем актуального и уровнем потенциального развития, способ достижения поставленных задач в сотруднечестве со сверстниками , под прямым руководством взрослого руководителя;

-следовательно становления высших психических функций, которые формируются в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта;

- уровень, который достигается ребенком в процессе взаимодействия со взрослыми не подражания их действиям, а через решение задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей.

Каждый новый шаг обучения использует зону ближайшего развития ребенка и одновременно создает новую, подготавливающую дальнейшее обучение. Приложение № 1.

Наиболее ярко процесс становления самосознания дошкольника находит своё отражение в отношении ребёнка к себе, своим качествам . Процесс осознания ребёнком себя как субъекта и объекта социальных отношений также является одним из звеньев самосознания. Осознание внешних воздействий позволяет личности использовать их как критерии, эталоны, меры, масштабы собственного поведения. В процессе оценивания социальных воздействий личность отношение к себе и другим, формирует отношение к своему поведению и поведению других членов общности и группы, к партнерам как в непосредственном, контактном, так и опосредованном взаимодействии.

Итак, во многих концепциях социальный интеллект определяется исключительно как система интеллектуальных способностей, которые связанные непосредственно с познанием поведенческой информации.

1.3 Анализ социально – коммуникативного развития в образовательной программе «Детство».

Авторский коллектив кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и представляет новый вариант Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство». Авторы: О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г.Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, Н. О. Никонова, Л. К.Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О.В. Солнцева, О. Н. Сомкова, Р. И. Яфизова.

Программа охватывает все возростные периоды физического и психического развития детей.В программае выделенны два основных раздела.

Содержание раздела программ :

Ранний возраст. Детство от рождения до трех лет

Игра как особое пространство развития ребенка третьего года жизни

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями

развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

Впрограмме выделены 5 основных областей:

Социально коммуникативное развитие;

Познавательное;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое;

Физичесское развитие.

Дошкольный возраст. Детство от трех до семи лет:

Игра как особое пространство развития ребенка от трех до семи лет

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями

развития ребенка, представленными в пяти образовательных областя

1) Социально коммуникативное развитие;

2) Познавательное;

3) Речевое развитие;

4) Художественно-эстетическое;

5) Физичесское развитие х

Цели и задачи программы: Создание каждому ребёнку в условиях ДОУ возможность для развития способностей, широкого взаимодействия в социуме, успешное практикование приобретённых навыков в разных видах деятельности, реализация творческого потенциала . Программа направлена на развитие самостоятельности.

Социально-коммуникативное развитие:

Содержание образовательной работы с детьми направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности:

- воспитывать любовь и уважение к малой Родине, к родной природе, к отечественным традициям и праздникам и представление о социокультурных ценностях нашего народа;

- воспитывать уважение и интерес к различным культурам, обращать внимание на отличие и сходство их ценностей;

- уважать права и достоинства других людей, родителей, пожилых, инвалидов;

- формировать представление о добре и зле, способствовать гуманистической направленности поведения;

- знакомить детей с поступками людей, защищающих и отстаивающих ценности жизни, семьи, отношений товарищества, любви и верности, созидания и труда;

- вызывать чувство сострадания к тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, нуждается в помощи, испытывает боль, тревогу, страх, огорчение, обиду, терпит нужду и лишения;

- расширять представления о своем родном крае, столице своей Родины, ее символикой;

- формировать позицию гражданина своей страны;

- создавать условия для принятия конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;

- формировать оценку нравственных понятий с целью педагогического воздействия художественного слова на детей, получения первичных ценностных представлений о понятиях;

- совершенствовать свои эмоционально-положительные проявления в сюжетно-ролевых играх;

- закреплять умение действовать по правилам игры, соблюдая ролевые взаимодействия и взаимоотношения;

- поощрять участие в сюжетно-ролевых играх, отражая замысел игры, эмоциональные и ситуативно-деловые отношения между сказочными персонажами и героями; отражать социальные взаимоотношение между людьми в соответствии с их профессиональной деятельностью.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками:

- обеспечивать взаимодействие с детьми, способствующее их эмоциональному благополучию;

- создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания;

- стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения своей несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, при взаимодействии находиться на уровне глаз ребенка, стараться минимально ограничивать его свободу, поощрение и поддержку использовать чаще, чем порицание и запрещение;

- закладывать групповые традиции, позволяющие учитывать настроения и пожелания детей при планировании жизни группы в течение дня;

- создавать условия для общения со старшими и младшими детьми и людьми пожилого возраста;

- содействовать становлению социально-ценностных взаимоотношений, доброжелательных и равноправных отношений между сверстниками;

- обеспечивать одинаковое отношение ко всем участникам совместной игры, общения;

- удовлетворять потребности каждого ребенка во внешних проявлениях, симпатии к нему лично;

- предотвращать негативное поведение, обеспечивающее каждому ребенку физическую безопасность со стороны сверстников;

- знакомить с нормативными способами разрешения конфликтов;

- формировать представления о положительных и отрицательных действиях детей и взрослых и отношения к ним.

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий:

- совершенствовать самостоятельность в организации досуговой деятельности;

- формировать умение выбора правильного решения, обосновывая свои действия (свой выбор) путем установления причинно-следственной зависимости между событиями и природными явлениями.

Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

- прививать знания основ безопасности;

- формировать чувство осторожности, развивать умения соблюдать осторожность при работе с острыми предметами; оберегать глаза от травм во время игр и занятий;

- объяснять важность хорошего освещения для сохранения зрения;

- приучать к соблюдению осторожности при встрече с незнакомыми животными;

-предупреждать об опасности приема лекарственных препаратов, и свойствах ядовитых растений, игр с огнем, аэрозольными баллончиками;

- обогащать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и знакомить со способами поведения в них;

- добиваться выполнения правил дорожного движения.[ 28]

Анализируя примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство», определены направления социального развития дошкольников, приобщения детей к добру, красоте, сопричастности к миру. Программа «Детство» предполагает пять областей развития ребенка. содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач.

Одной из ведущих областей развития ребенка выступает «Социализация», область которая может интегрировать разные области деятельности ребенка, а ведущими задачами в рамках этой образовательной области выступают:

-развитие игровой деятельности детей;

-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

С помощью таких форм работы у детей складываются четкие представления о взаимосвязях и отношениях как друг с другом, так и с взрослыми, а также складываются четкие гендерные представления. Формирование представлений о себе как члене общества , как о части социума.

Глава 2. Исследования и систематизация работ по формированию знаний социального интеллекта детей дошкольного возраста.

2.1Цели и задачи констатирующего этапа выявление особенностей социального интеллекта детей дошкольного возраста.

 

База исследования экспериментальной работы проводилась в городе Волгодонск на базе МБОУ « Гимназия «Шанс» . В работе принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет. Из них 10 мальчиков и 10 девочек.

Целью констатирующего этапа явилось определение уровня развития социального интеллект у детей старшей группы.

Диагностика была направлена на изучение особенностей социального интеллекта детей среднего дошкольного возраста. Исследование проводилось по методике исследования социального интеллекта Дж.Гилфорда и М. Салливеном, включающей оценку уровня развития социального интеллекта.Согласно показателям выполнения теста Дж.Гилфорда и М. Салливеном. Самостоятельно адаптированной для дошкольников. В данном тесте были разработаны такие понятия социального интеллекта как системы интеллектуальных способностей, связанных с анализом из личного опыта поведенческой информации, включающей в себя :

- алгоритм поведения людей в той или иной ситуации;

- способность к логическому мышлению;

- понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от определённой ситуации.

Методика исследования социального интеллекта включает 4 субтеста:

субтест № 1 «Истории с завершением»;

субтест № 2 «Группы экспрессии»;

субтест № 3 «Вербальная экспрессия»;

субтест № 4 «Истории с дополнениями» .

Три субтеста составлены на невербальном стимульном мате-

риале и один субтест - вербальный. Субтесты диагностируют четыре спо-

собности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем,

преобразований и результатов поведения. Стимульный материал представ-

ляет собой набор из четырех тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит

12-15 заданий. В настоящем исследовании использовались 5 заданий для

каждого субтеста, а не 12-15 как предполагается в методике. Использова-

ние именно такого количества заданий связано с тем, проведенное пробное

исследование по заданной методике показало недоступность пониманию

детей дошкольного возраста всех предложенных заданий. Были отобраны

лишь 5 заданий для каждого субтеста, которые дети могли так или иначе

интерпретировать. Так же были изменены и упрощенны субтесты- № 2,№ 3,№ 4,показатели измеряемых способностей не изменилась. Субтесты, самостоятельно адаптированные к дошкоьному возрасту, в процессе исследования и предлагаемые детям, были следующими.

Субтест № 1. "История с завершением"

В субтестах используются сцены с персонажем комиксов Борисом и

его близкими (женой, сыном, друзьями). Каждая история основывается на

первой картинке, изображающей действия персонажей в определенной си-

туации. Испытуемый должен найти среди двух других картинок ту, кото-

рая показывает, что должно произойти после ситуации, изображенной на

первой картинке, принимая во внимание чувства и намерения действую-

щих лиц.

Субтест измеряет фактор познания результатов поведения, т.е. способ-

ность предвидеть последствия поведения персонажей в определенной си-

туации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем.

Инструкция к субтесту № 1.

Пред тобой лежат три картинки. На картинке слева изображена опреде-

ленная ситуация. Рассмотри лица и позы людей, попробуй определить, что

они чувствуют. Подумай и среди двух рисунков справа выбери тот, кото-

рый показывает наиболее правильное продолжение той ситуации, которая

изображена на картинке слева. Все слова экспериментатора сопровождают-

ся показом соответствующих картинок.Приложение № 2

Субтест № 2. "Группы экспрессии"

Стимульный материал субтеста представляет собой картинки, изобра-

жающие невербальную экспрессию: мимику, позы, жесты.

На картинке, расположенной сверху, изображен человек в

определенном эмоциональном состоянии. Испытуемый должен среди трех

картинок, расположенных снизу, найти ту, которая выражает такие же

чувства, мысли, состояния, что и картинка сверху

Субтест измеряет фактор познания классов поведения, а именно, спо-

собность к логическому обобщению, выделению общих существенных

признаков в различных невербальных реакциях.

Инструкция к субтесту № 2.

Перед тобой лежат четыре картинки. На картинке вверху (показываю)

изображен человек в определенном настроении. Среди трех

картинок внизу найди картинку с таким же настроением. Все слова экспе-

риментатора сопровождаются показом соответствующих картинок.Приложение № 3

Субтест № 3. "Вербальная экспрессия"

В каждом задании субтеста предлагается определенная ситуация обще-

ния, в которой один человек что-то говорит другому, также даются три

возможных варианта ответа, в данном случае ими являются фразы или ре-

плики, которые мог бы сказать один человек другому. Испытуемый дол-

жен выбрать одну фразу из трех предложенных, учитывая настроение и

эмоциональное состояние ее говорящего.

Субтест измеряет способность находить нужную вербальную реакцию

в зависимости от контекста ситуации.

Инструкция к субтесту № 3.

Сейчас я предложу тебе несколько ситуаций, в которых один человек

что-то говорит другому, и три варианта ответа. А ты подумай и выбери

один ответ из предложенных, который тебе кажется наиболее правильным.

1. Довольный продавец - покупателю:

- Ну, решайте скорее, что вы будете покупать!

- Что желаете купить? Могу предложить вам вот эти туфли.

- Магазин закрывается.

2. Рассерженный отец говорит сыну:

- Как тебе не стыдно! Обижать маленьких!

- Какой ты умница!

- Возьми конфету.

3. Довольный читатель - библиотекарю:

- Эта книга просто ужасна!

- Лучше б я остался дома!

- Спасибо вам за интересную книгу.

4. Расстроенная сестра - брату:

- У тебя замечательная машина!

- Идем смотреть мультфильмы!

- Ты разбил мою самую любимую чашку!

5. Радостный мальчик говорит другу:

- Как ты мог обидеть эту малышку!

- Ура! Мы идем в цирк.

- Я не буду с тобой дружить.

Субтест № 4. "Истории с дополнением"

Данный субтест состоит из картинок комикса. Персонажи комикса, включенные в семейные, социальные контакты. Каждая история состоит из 4 картинок, причем одна из них всегда пропущена. Испытуемый должен понять алгоритм развития сюжета и среди двух других картинок, предлагаемых для ответа, найти пропущенную.

Субтест измеряет фактор познания систем поведения, способность

понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения

людей в этих ситуациях.

Инструкция к субтесту № 4.

Перед тобой лежат два ряда картинок (в верхнем - 4, в нижнем - 2). На

четырех верхних картинках изображена история. Одна из

этих картинок всегда пропущена. Тебе необходимо выбрать из двух рисун-

ков нижнего ряда тот, который подходит по смыслу и поставить его на ме-

сто пустого квадрата сверху.

Все слова экспериментатора сопровождаются показом соответствующих

картинок.Приложение № 4

Обработка тестовых данных

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 бал-

лов. Результаты подсчитываются по каждому субтесту и по всему тесту в

целом. Результаты по отдельным субтестам отражают уровень развития

одной или нескольких способностей фактора познания поведения. Резуль-

тат по тесту в целом называется композитной оценкой и отражает общий

уровень развития социального интеллекта. Подсчитанные баллы переводятся в стандартные с использованием нормативной таблицы. Таблица № 1

Обработка результатов тестирования.

1 - низкие способности к познанию поведения, т.е. низкий уровень со-

циального интеллекта;

2 - средние способности к познанию поведения, т.е. сформированности

социального поведения;

3 - высокие способности к познанию поведения, т.е. высокий уровень

развития социального интеллекта.

Основываясь на анализе научных источников можно обозначить проблемную область, связанную с развитием социального интеллекта у дошкольников:

- выбор оптимальных средств, методов психолого-педагогического сопровождения для обеспечения достаточного уровня развитости социального интеллекта в дошкольный период;

- выявление механизмов, обуславливающих развитие социального интеллекта в заданный возрастной период;

-анализ того, каким образом происходит формирование конструктивного типа реагирования у детей дошкольного возраста;

- определение значимости роли взрослых в развитии социального интеллекта дошкольников.

При этом отталкивались от механизма формирования личности, в качестве которого выступает процесс социализации в целом. Это обусловлено тем, что социальный интеллект дошкольника формируется в ходе его социализации, под воздействием условий среды его развития -социуме.

Роль взрослого в развитии социального интеллекта в дошкольный период заключается в:

- сообщении ребенку сведений о его индивидуальных личностных особенностях;

- оценке его деятельности и поведения;

- формировании ценностей, социальных нормативов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам;

- формировании умения и побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.

Таким образом, влияние взрослых на формирование социального интеллекта осуществляется двумя способами:

- непосредственно, через организацию индивидуального опыта ребенка (включая активизацию наблюдения и анализ действий и поступков других людей и своих собственных) и

-опосредованно, через словесные обозначения его индивидуальных качеств, вербальную оценку его поведения и деятельности.

В развивающих занятиях принимали участие 20 дошкольников. По окончании апробации методической разработки была проведена контрольная оценка уровня развития социального интеллекта и специфики отражения детьми временных свойств сенсорных стимулов, результаты которой свидетельствуют о том, что развивающие занятия достаточно эффективно стимулируют развитие социального интеллекта.

Полученные результаты позволяют заключить, что развитие социального интеллекта можно стимулировать в процессе целенаправленного и интенсивного развивающего взаимодействия ребенка и взрослого, что соответствует положению о взаимном влиянии биологических и средовых факторов на развитие интеллекта.

Изучив исследования, мы отметили, что дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития социального интеллекта и этот процесс происходит постепенно.

Работа по развитию социального интеллекта должна вестись планомерно и систематически. Это и легло в основу опытной работы.

2.2. Формирующий этап исследования. Игры и упражнения, способствующие формированию социального  интеллекта у детей дошкольного возраста.

В исследовании мы также использовали следующую методику: с целью диагностики активного словарного запаса ребенка выбрана методика «Картинка без запинки» И.Н. Мурашковской. Приложение № 5

Данная методика использовалась совместно с тестами Гилфорда: во время констатирующего эксперимента выявлялось наличное состояние знаний, умений, навыков, а с использованием того же диагностического материала на контрольном этапе эксперимента фиксировалась динамика изменений.
Анализ результатов констатирующей части исследования позволил сделать важное для нашего исследования заключение о том, что социальный интеллект у детей в период дошкольного детства характеризуется недостатками развития .

Формирующая часть эксперимента состояла: развитие социального интеллекта посредством речевого общения. Задавалось следующими параметрами:

Контактность- установлением доброжелательной атмосферы;

Подготовительный этап-умением сформулировать игровую задачу словесно и предложить ее детям;

Круг интересов- потребностью ребенка в саморазвитии, самореализации. Общение в форме диалога в играх, на занятиях, в повседневной жизни способствовало формированию у дошкольников : уверенности, направленности на успешность, открытость и доверительность.
Обучение рассказыванию о предметах и игрушках осуществлялось с помощью дидактических игр «Магазин игрушек», «Магазин одежды», «Транспорт», «Профессии».

Дидактическая игра «Магазин игрушек»

Образовательная область: «Коммуникация», «Познание», «Социализация»

Раздел: Развитие речи.

Цель: Учить правильно называть игрушки.

Помочь детям в составлении рассказа по вопросам воспитателя.

Задачи: - учить детей составлять описательные рассказы по игрушкам, приобщать к театрализованной деятельности;

- развитие представления об окружающем мире;

-воспитывать любовь и бережное отношение к игрушкам.

Дидактическая игра «Магазин одежды»

Образовательная область: «Коммуникация», «Познание», «Социализация»

Раздел : Развитие речи.

Цель:  Формировать умение группировать предметы по признакам, пользуясь практическими действиями с картинками.

Задачи:- формировать умение группировать предметы по признакам, пользуясь практическими действиями с картинками;

-продолжать формировать умение вычленять назначение предмета как главный признак для группировки предметов;

- закрепить знание основных цветов;

-развивать познавательные умения по выявлению признака для группировки предметов;

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в ходе совместной деятельности.

Дидактическая игра «Транспорт»

Образовательная область: «Коммуникация», «Познание», «Социализация»

Раздел : Развитие речи.

Цель: Закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт».

Задачи: -закреплять умения детей классифицировать разные виды транспорта (воздушный, наземный, водный);

-закреплять знания детей о частях транспорта;

-развивать мышление, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь;

-развивать умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос;

-развивать познавательный интерес;

-воспитывать умение слушать друг друга.

Дидактическая игра «Профессии»

Образовательная область: «Коммуникация», «Познание», «Социализация»

Раздел : Развитие речи.

Цель: Расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Знакомить с орудиями труда, инструментами нужными людям этих профессий, соотносить их. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Задачи:-учить соотносить орудия труда с профессией людей;

-воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им;

-брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх;

-обогащать и пополнять словарный запас слов по теме;

-развивать воображение, мышление, навыки словообразования.

Развитие умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, а также уровень связной разговорной речи зависят от состояния словарного запаса дошкольника и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Для формирования разговорной речи использовался такой прием, как придумывание рассказов. Для занятий данного вида использовался демонстрационный материал, игрушки.

В результате формирующего эксперимента нами была отмечена положительная динамика изменений социального интеллекта дошкольников. 
Для оценивания эффективности нами были определены показатели: коммуникотивность, объективность, работа по правилам, установление дружеских взаимоотношений, работа в команде. Уровни развития социального интеллекта дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры: высокий – рефлексивный (осознанный, произвольный); средний – адаптивный (репродуктивный); ниже среднего – спонтанный (непроизвольный). 
Основными критериями в выделении уровней являлись: различия в способности к эмпатии и объективной оценке, наличие открытости, дружбы, взаимопомощи, степень уровня агрессивности в общении.

Методика содержит несколько блоков :

Тема№1: " Моё имя"

Цель: Формировать понятие о передачи информации о человеке через его имя, рассказать о том, что означают те или иные имена; прививать любовь и гордость к своему имени.

Задачи: -учить детей самостоятельно рассказывать о своём имени, о том, что оно означает, как произошло ;

-уметь подбирать ласковые имена к своему имени;

-вызвать интерес к своему имени , любовь , уважение , чувство гордост и воспитывать уважение к другим именам, друг к другу.

Совместная деятельность начинается с приветствия:

- Ребята, закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет мое приветствие. Затем он дотронется соседа справа, передавая привет ему, и так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется.

Игра «Волшебный стул»

Цель: формировать самосознание, повысить саомоценку.

Воспитатель бросает мяч одному из детей, кто поймает садится на «волшебный стул» и говорит о себе хорошие, ласковые или приятные слова. Игра продолжается, пока все дети не побывают на «волшебном стуле».

Игра "Клубочек".  У воспитателя  в руках волшебный клубочек. Его воспитатель передает своему соседу справа, но у себя оставляет  ниточку. И так каждый, пока клубочек не вернется к ведущему  обратно. Передавая клубочек, нужно назвать ребенка, которому передаешь, очень ласково по имени.

Игра "Солнечный зайчик".

Дети лежат на ковре, воспитатель говорит тихим спокойным голосом: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги… он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».

Тема№2: " Хорошее настроение"

Цель: развивать навыки социального поведения.Развитие доброжелательности к окружающим.Развивать способность к эмпатии.

В начале занятия детям предлагается определить свое настроение.

Детям предлагается выбрать цвет, который соответствует настроению ребенка и использовать его на листе.

Задачи:

-научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;

-выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

Игра –приветствие  "Назови меня любимым цветком"

Дети встают в круг. Каждый ребенок называет рядом стоящего ребенка любимым цветком.

Игра  "Доброе животное".

Детям дается задание – «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите каким-нибудь волшебным средством понимания». Дети расходятся по разным углам, каждый к своему месту. Рисование проводится под тихую, спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами. Затем рисунки выставляются и каждый ребенок рассказывает о своем добром животном. Всем детям вручается картонная медаль-смайлик.

Тема №3. Коммуникативные игры .

Цель коммуникативных игр:

- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Значение коммуникативных игр:

Детское переживание радости со сверстниками в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.

Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции.

Игра «Солнышко»

Приветствие. Для приветствия  Ведущий (взрослый) поднимает вверх правую руку и предлагает всем опустить ладошку на его руку по кругу и громко сказать: «Здравствуйте!»

2. Игровое общение.  

Для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга .

Игра «Передай сигнал»

Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребенку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево или вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза.

Главное условие - общение без слов. Ведущий сообщает детям, что все сигналы получены и начинает работать радио.

Игра «Радио», она помогает обратить внимание участников на сверстника. Дети садятся в круг.

Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребенок  ( подробно описывает кого-нибудь из группы участников (Цвет волос, глаз, рост, одежду и.т.п.) Пусть она подойдет к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка.

В роли диктора радио может побывать каждый желающий.

Далее, ведущий сообщает, что все участники найдены, радио можно выключить и поздороваться снова, но необычным способом.

Игра «Комплименты»

Правило не повторяться. Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик( сердечко, солнышко, цветок) из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно».

Игра «Бабушка Маланья».

В этой игре водящий должен придумать какое ни будь оригинальное движение, а все остальные — его повторить. На ребёнка, изображающего «Маланью» можно надеть платочек или фартучек, он становится в круг. Дети начинают петь песню, сопровождая её выразительными движениями.

Слова: « У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движения за руки по кругу). Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, вот с такой бородой, вот с такой головой ( движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте: закрывают брови руками, делают круглые глаза, большой нос и уши, показывают усы).

Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки).

На неё глядели и делали вот так...( повторяют за «Маланьей» любое смешное движение).

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос и т. д. Движение должно повторятся несколько раз, чтобы дети могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

2.3 Результаты формирующего исследования.

В соответствии с поставленной целью и задачами констатирующей части исследования доказано , что у дошкольников преобладающими являются низкий и средний уровни развития социального интеллекта.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие социального интеллекта имеет большое значение для развития личности ребенка дошкольного возраста и его успешной социализации.

Развитие социального интеллекта у детей - важный и необходимый этап в развитии личности ребенка, поскольку в значительной мере определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.

По результатам формирующего эксперимента отмечается рост по развитию основных показателей у детей экспериментальной группы. Приложение№6
По результатам анализа получены позитивные изменения:

1.Согласованность действий с партнёрами по игре;

2. Способность к межличностной коммуникации ;

3.Зафиксировано возросшее число дошкольников, устанавливающих дружеские взаимоотношения со сверстниками;

4.Интенсивнее обозначилось развитие речевой готовности, необходимой для целостного развития личности.В ходе проведения эксперимента мы выяснили, что у дошкольников экспериментальной группы изменилось диалогическое общение не только на занятиях, но и в повседневной жизни, что ведет к социализации дошкольника как личности.
Сюжетно-ролевая игра, толкование разных смыслов вербальными средствами сформировали у дошкольников умение осмысливать различные ситуации.

Анализируя результаты исследования возможностей позитивного изменения основных компонентов социального интеллекта дошкольников, можно сделать следующие выводы:

1.Качественная динамика развития социального интеллекта дошкольников полученная в формирующем эксперименте, свидетельствует о необходимости и систематичности осуществления целенаправленной развивающей работы с детьми;

2. Основу формирующего исследования составили занятия с детьми обучающего и тренингового типа, в процессе которых изменения, происходящие в поведении и деятельности детей, оценивались по трем направлениям, характеризующим три структурных компонента социального интеллекта детей:

- коммуникативно-личностному, где прослеживалось развитие коммуникативной контактности - умения вступить в контакт, поддерживать его, правильно воспринимать позицию партнера, владеть коммуникативными средствами;

- особенностям самосознания детей через изучение особенностей самооценки;

- характеристикам проявлений социальной перцепции у детей, среди которых рассматривались: особенности понимания детьми взаимоотношений людей, анализ поступков своих и окружающих людей, прогнозирование на основе анализа возможного поведения людей в бытовых ситуациях.

По результатам контрольного исследования часть детей экспериментальной группы перешли на высокий уровень развития социального интеллекта. По всем компонентам структуры социального интеллекта получены позитивные изменения: дети продемонстрировали открытость по отношению к другим людям (взрослым и сверстникам); умение вступать в контакт, проявлять во взаимодействии инициативу; ярко выраженную потребность в общении с другими людьми. Обнаружены изменения в самосознании детей: самооценка и притязания детей в межличностных контактах изменились в сторону углубления адекватности; ярко выраженная потребность в признании и уважении.

Была отмечена позитивная динамика по важнейшему, но сложному для детей компоненту структуры социального интеллекта - социальной перцепции. Дети продемонстрировали значительное повышение уровня адекватной социальной перцепции, что проявилось: в уходе от социальных шаблонов; в появлении тенденции анализа собственных поступков, поведения других детей.

В процессе предметных и надпредметных навыков, насыщенных разнообразными коммуникативными приемами, дошкольники смогли овладеть:

- элементами ролевого поведения в процессе анализа позиции партнеров по общению: делового и личностного общения;

- приемами понимания особенностей отношений людей в бытовых ситуациях, в условиях жизни вне дома.

 

Вывод:

Актуальность и возможность исследования развития социального интеллекта в дошкольном возрасте определяется недостаточной изученностью этой проблемы в психологической литературе и несомненной ее социальной значимостью. Наличие ярко выраженных социальных потрясений в современном обществе - малочисленные обособленные семьи, возрастающая общая агрессивность общества, включая его детскую часть; недостаточная психологическая образованность взрослых — все это рождает в обществе потребность в раннем развитии позитивной социальной гибкости, позволяющей ребенку чувствовать себя более уверенно в постоянно меняющихся условиях социальной среды. В содержании же программ дошкольных учреждений отсутствуют специальные разделы, позволяющие постоянно, на различном уровне сложности формировать у детей гибкие навыки социального поведения. Главное внимание, по-прежнему, уделяется развитию общего интеллекта (память, мышление).

Таким образом, вопросы о том, какое по содержанию и форме общение необходимо дошкольнику, какие особенности социального интеллекта детей могут служить механизмом реализации такого взаимодействия и какие психологические условия для этого необходимы, составляют главную проблему нашего исследования.

Разделяя точку зрения отечественного психолога Куницыной В. Н. которая утверждает, что социальный интеллект это способность, возникающую на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включающую уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обуславливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решения. Как оказалось, социальный интеллект относительно независим по отношению к общему. Поэтому можно предположили, что в период дошкольного возраста необходимо создание специальных психологических условий: для становления и развития социального интеллекта детей.

Таким образом, анализ представленных исследований позволяет заключить следующее:

социальный интеллект – это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий социальной среды; учет поведенческих; создания  разнообразной игровой среды для проявления любознательности при проведении занятий.

Положительная динамика изменений в развитии социального интеллекта детей , полученная в формирующем эксперименте, свидетельствует о необходимости и возможности осуществления целенаправленной , систематической развивающей работы с детьми;особенно в период сензитивного развития, по данным исследования являются дошкольный возраст.

Заключение

Анализ представленных результатов исследований позволяет заключить следующее: развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста важный и необходимый этап развития личности ребёнка,

поскольку в значительной мере определяет эффективность освоения социальных систем и функционирования в них и социально-психологическую адаптацию к изменяющимся условиям жизни.

Социальный интеллект – глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обусловливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений. Эта способность позволяет, в конечном итоге, достигать гармонии с собой и окружающей средой. В социальном интеллекте большую роль играют личностные ограничения; то есть его личностная составляющая достаточно велика. Социальный интеллект определяет наличный для данного отрезка времени, нервно-психического состояния и социально-средовых факторов уровень адекватности и успешности социального взаимодействия, а также позволяет сохранить его в условиях, которые требуют концентрации энергии и сопротивления эмоциональным напряжениям, психологическому дискомфорту в стрессе, чрезвычайных ситуациях, кризисах личности.

В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, выявлены особенности становления социального интеллекта у детей дошкольного возраста. Результаты контрольного эксперимента подтвердили необходимость проведения систематической работы по развитию социального интеллекта у детей дошкольного возраста.

В исследовании получены данные, подтверждающие предположение, выраженное в гипотезе о том, что развитие социального интеллекта у детейо дошкольного возраста по специально организованной системе занятий будет успешно происходить при следующих условиях:

учет формально-динамических свойств личности ребенка на занятиях

и при создании разнообразной игровой среды для проявления любознательности .

Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования особенностей развития социального интеллекта детей позволяют сделать следующие выводы:

1. Подтвердились положения, составляющие исходные гипотезы:

- в дошкольном возрасте складываются субъективные и объективные предпосылки для активного развития у детей социального интеллекта;

- социальный интеллект детей дошкольного возраста обладает своеобразием своей структуры, включающей в себя коммуникативно-личностный компонент, психологические характеристики самосознания и особенности социальной перцепции;

2. В соответствии с целью и задачами констатирующей части исследования установлено, что у дошкольников преобладающими являются низкий и средний уровни развития социального интеллекта по всем его структурным компонентам: коммуникативно-личностному, особенностям самосознания и самооценки, особенностям социальной перцепции. Обоснована необходимость создания специальных психолого-педагогических условий для развития социального интеллекта у детей.

3. Реализованная в исследовании программа целенаправленного учебного и в не учебного воздействия, направленная на развитие основных компонентов социального интеллекта детей, позволила решить поставленные задачи и получить результаты.

4. По результатам формирующего эксперимента отмечается рост показателей по развитию основных структурных компонентов социального интеллекта у детей.

Список используемой литературы

1. Андреева Г.М. // Социальная психология / Учебник для высших учебных заведений // под ред. Г.М. Андреевой, - М.: Аспект Пресс, 2002 г - 378 с;

2. Аскевис-Леерпе Ф. // Психология: краткий курс // под ред. Ф. Аскевис-Леерпе, К. Барух, А. Картрон, пер. с франц. М.Л. Карачун, - М.: АСТ: Астрель, 2006 г - 155 с;

3. Бодалев А.А. // Психология межличностного общения // Рязань, 2013 г – 308 с;

4. Бодалев А.А. // Психология общения. Избранные психологические труды // - 3-е изд., перераб. и допол. - М.: Издательство Московского психолого социального института, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002 г - 320 с;

5. Бодалев А.А., Столина В.В. // Oбщая психодиагностика // - М.: Просвещение, 2009 г – 294 с;

6. Вердербер Р., Вердербер, К. // Психология общения // - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003 г - 320 с;

7.Вкипедия https://ru.wikipedia.org /

8. Ганзен В.А., Балин В.Д. // Теория и методология психологического исследования / Практическое руководство // - СПб.: СПбГУ, 2012 г – 160 с;

9. Годфруа Ж. // Что такое психология / В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц // - М.: Мир, 2015 г - 376 с;

10. Горянина В.А. // Психология общения / Учеб.пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений // - М.: Издательский центр «Академия», 2002 г - 416 с;

11. Дружинин В.Н. // Структура и логика психологического исследования // - М.: ИП РАН, 2009 г – 93 с;

12. Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению / С.В. Духновский. - СПб.: Речь, 2006. - 54 с.

13. Духновский С.В. Социально-психологическая дистанция в межличностных отношениях: факторы и регуляция / С.В. Духновский, Л.В. Куликов // Вестн. С.-Петерб. ун-та. -Сер. 12. - 2009. - Июнь. - С. 14-20.

14. Ермолаев О.Ю. // Математическая статистика для психологов / Учебник // под ред. О.Ю. Ермолаева, - 2-е изд., испр. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003 г - 336 с;

15. Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. // Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга // - Л.: ЛГУ, 2010 г - 103 с;

16. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. // Психология / Учебник для индустр.-пед. Техникумов // - М.: Высш. Шк., 2011 г - 383 с;

17.Козлова С.А.,Куликова Т.А.// Учебное пособие/ «Дошкольная педагогика»15-е изд.,.-Издательский центр «Академия» ,2015г.-416с.

18. Куликов Л.В. // Психология личности в трудах отечественных психологов // Сост. и общая редакция Л.В.Куликова, - СПб.: Питер, 2001 г - 480 с;

19. Куницына В.Н. // Межличностное общение / Учебник для вузов // под ред. В.Н. Куницыной, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша, - СПб.: Питер, 2001 г - 544 с;

20.Михайлова Я.И.//периодческое издание «Дошкольное воспитание»/эмпирические исследования-2016г;

21. Обозов Н.Н. // Межличностные отношения // - Л.: Интер, 2008 г – 217 с;

22.Российская газета//Федеральный выпуск№6693(122).rq.ru;

23. Рукавишников А.А. // Опросник межличностных отношений // под ред. А.А. Рукавишникова, - Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2009 г - 47 с;

24.Савенков А.Н.//»Концепция социального интеллекта»//www den-ra-olnem.ru,2015г;

25.Словари и энциклопедии на академике dic.academic.ru

26. Субботский Е.В.,Чеснокова О.Б.//Национальный психологический журнал//№2(4)2015г.;

27.ФГОС ДО//2016u.;

28.ФИРО // http://www.firo.ru;

29. Холодная М.А. // Психология интеллекта / Парадоксы исследования // - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002 г - 272 с.;

30.Щетинина А.М.//Диагностика социального развития ребёнка//Великий Новгород 2000,2000-88с.;

31.Электронный журнал//»Психологическая наука и образование»//www psyede.ru

Приложение №1

Приложение№2

Имтория1

История2

История3

История4

История5

Приложение№3

 

Приложение №4

История1

История2

Исторя3

История4

История 5

Таблица№1

Нормативная таблица для определения стандартных значений

по отдельным субтестам и тесту в целом

 

Стандартные

значения

Субтесты

Композитная

оценка

1

2

3

4

1

0-2

0-2

0-2

0-2

0-8

2

3

3

3

3

9-15

3

4-5

4-5

4-5

4-5

16-20

Приложение№5

Приложение№6

50

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.