Педагогический лекторий на тему: «Организация уголка релаксации в группе детского сада.
Педагогический лекторий на тему:
«Организация уголка релаксации в группе детского сада.
Педагог-психолог МБДОУ № 104
Торутанова С.Е.
Одной из задач, на решение которой направлен ФГОС ДО является охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая его открытой агрессией; неуважении своих товарищей; неспособности руководить своими эмоциями, настроением, чувствами. В связи с этим перед педагогами встаёт задача создания условий для формирования эмоционального благополучия детей.
При организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, необходимо создавать комфортные условия не только для активной деятельности воспитанников, но и для психологической разгрузки, отдыха детей. Одной из наиболее эффективных форм работы в данном направлении является создание в группах Уголков психологической разгрузки, релаксации (центров эмоциональной стабильности.)
Цель: создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей в детском саду.
Задачи организации уголка психологической разгрузки являются универсальными для всех групп детского сада.
1.Психологическая разгрузка воспитанников;
2.Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
3.Обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
4.Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
5.Обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Принципы организации уголков.
Разнообразие материалов. Игры и игрушки для детей разного возраста, темперамента (вряд ли флегматика заинтересует игра «Твистер»), книги разных жанров, наглядные пособия по актуальным для каждого возраста вопросам (как нельзя обращаться с товарищами по игре для первой, второй младших групп, правила поведения в школе для подготовительной группы и т.д.).
Доступность. Все материалы должны быть понятны ребятам конкретной возрастной группы, так, например, ребята 6–7 лет могут выплеснуть свою злость, мутузя боксёрскую грушу, а вот малышам 1,5–4 лет даже дотянуться до неё может быть проблематично. Поэтому им удобнее использовать «баночки-кричалочки» (ребёнок кричит в баночку, потом закрывает её, чтобы плохие слова и настроение не разлетелись по группе).
Безопасность. Материалы центра не должны угрожать здоровью и безопасности детей, а также способствовать накоплению негативных эмоций (игрушки без острых углов, даже отрицательные эмоции на средствах наглядности должны быть скорее смешными, чем злыми и пр.).
Актуальность. Содержание уголка подбирается под те проблемы, с которыми сталкиваются дети в группе.
Креативность. Оригинальные материалы, интересная комбинация элементов и пр.
Содержание уголка: Центр психологической разгрузки может быть составлен из нескольких зон:
Материалы для психологической разгрузки воспитанников.
-Уголок для уединения (шатер, палатка и т.д.), мягкая мебель, подушки «антистресс» фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, мягкие игрушки;
-Сухой бассейн; фонтан, сухой дождь,телефон
- Массажные мячи-«ежики».
-Аудиозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации);
-Цветные клубочки для сматывания ниток и успокоения.
-Игры с песком (готовая песочница с формочками), водой, пуговицами (для заполнения сюжета рисунка по контуру), крупой (для сортировки.)
-Игры на снятие мышечного напряжения, психогимнастика (Чистякова М.И, Алябьева Е.А.)
Материалы для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.
-Поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени, пластилин, краски (пальчиковые.)
-Набор бумаги для разрывания;
-Мешочки, наполненные различной крупой, разным природным материалом (шишки, камушки, каштаны.)
-Стул для размышлений служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения.
-Картотека игр на снятие мышечного напряжения, этюды (Клюева И.В., Касаткина Ю.В.) на выражение различных чувств и эмоций;
-Шумовые музыкальные инструменты.
Материалы для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции.
-Цветные клубочки;
-Волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка, башмачки и т.д.);
-Игры с водой, песком, крупами, пуговицами;
-« Мешочки настроений», «Коробочки добрых дел»;
-Картотека игр для гиперактивных детей : «Где мои тапочки?», «Дорисуй лицо»;
-Психогимнастика
Материалы для обучения детей бесконфликтному общению, повышению самооценки неуверенных в себе детей.
- Дидактические игры «Азбука настроений», «Театр настроений», «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Как поступают друзья», «Найди друзей».
-«Подушка примирения», «Коробочка примирения»
-Волшебные предметы (шляпа, башмачки, накидка), чтобы почувствовать себя магом и поднять настроение.
-Подиум.
-Медальки, значки - похвалилки.
-Трон, волшебный стул.
-Мешочки настроений», «Коробочки добрых дел»;
Материалы для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
-«Твистер»;
-«Гусеница»;
-«Веселый коврик»;
-Картотека игр на сплочение, игры-эстафеты
При подборе материала для уголков можно опираться на разработки Я.А. Павловой, Л.В. Панфиловой и Л.В. Кузнецовой, О.В. Хухлаевой, Г.Д. Черепановой
Уголок психологической разгрузки — это важная часть предметно-развивающей среды группы, где дети не только получают навыки саморегуляции, общения в коллективе, но также имеют возможность поиграть в необычные, интересные игры, почитать, расслабиться. Или просто подумать, побыть наедине с собой и передохнуть от шумных игр. А педагог, используя ресурсы центра, успешно развивает социально-коммуникативную сферу детей.
Спасибо за внимание. Пусть в вашей жизни будет больше позитива!