Родительское собрание в старшей группе детского сада «Трудовое воспитание в детском саду и семье»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В
ДЕТСКОМ САДУ И В СЕМЬЕ »
(старшая группа)
Подготовила: Шилина О.А.
Предварительная работа.
1.Анкетирование родителей : «Трудовое воспитание в семье» (см
Приложение 1)
2.Психолого-педагогический проект «Работа с соленым тестом»
3.Беседы с детьми о профессиях.
4.Труд детей в уголке природы и на участке в течение года.
5.Разучивание пословиц и поговорок о труде.
6.Выставка детских работ из соленого теста.
7.Фотовыставка «Как мы живем».
Использованная литература.
1.Хаткина М. А. «Уроки житейской мудрости для детей и взрослых
в сказках и играх»
2.Елена Рубцова «Фантазии из соленого теста»
3. И.Лыкова, Л.Грушина «Пир на весь мир из соленого теста».
Ход родительского собрания.
Воспитатель: Тема нашего собрания: « Трудовое воспитание в детском саду и
дома». Мы решили провести его в форме круглого стола, поскольку
применить свои знания, свой опыт, сделать что-то своими руками гораздо
интереснее, чем просто прослушать лекцию. Поскольку наша работа будет носить
и соревновательный характер, я предлагаю разделиться на 3 команды (разделение
на команды).
Трудовое воспитание наряду с физическим является главным направлением в
воспитательно-образовательной работе нашего детского сада. Все великие
педагоги подчеркивали большую роль трудового воспитания в формировании
личности.
В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что любой труд делает человека
более творческим, более радостным, умным, культурным, образованным. Очень
важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является
положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные
задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни,
нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и том, что
труд дает ему лично. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей.
Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра. Способности ребёнка
развиваются главным образом в условиях деятельности.
Но педагогика – довольно молодая наука. А как же проходило воспитание,
например, несколько столетий назад? Конечно же с помощью опыта,
накопленного поколениями, который передавался от отцов детям. Помогали в
этом пословицы и поговорки – краткие изречения, которые имеют огромное
воспитательное значение.
1-е задание для родителей. «Гимнастика для ума» (Цель:вспомнить пословицы
и поговорки о труде)
Воспитатель: Чтобы активизировать память и мышление, я предлагаю
вспомнить пословицы и поговорки о труде, как можно больше (работа в
командах, 3-4 минуты, по окончании ,команды зачитывают свои пословицы).
2-е задание для родителей. «Объясни пословицу» (Цель: уметь правильно
объяснить пословицу)
Воспитатель: Но мало знать пословицы и поговорки, нужно их еще правильно
понимать и уметь объяснить их значение своему ребенку. (Каждый родитель
выбирает карточку с напечатанной пословицей и объясняет её так, как будто
разговаривает со своим ребенком)
Беседа о видах трудовой деятельности.
Воспитатель: Рассмотрите таблицу:
Виды трудовой деятельности.
1.Самообслуживание.
2.Хозяйственно- бытовой труд.
3.Труд в природе.
4.Художественный труд.
(Воспитатель коротко дает характеристику каждому виду деятельности)
Проблемный вопрос: - Как вы думаете, с каким видом деятельности ребенок
сталкивается чаще всего в повседневной жизни? (после обсуждения родители
приходят к выводу, что с хозяйственно- бытовым)
Воспитатель: -Правильно, ребенок видит, как мама выполняет свои домашние
обязанности: стирает, гладит, готовит пищу, папа покупает продукты, что-то
ремонтирует. У ребенка тоже есть свои обязанности, необходимо воспитывать у
него желание не только брать, но и отдавать. В младшем дошкольном возрасте
игра и труд неразрывно связаны. Когда дочь или сын лепят с мамой пирожки,
наводят порядок в игрушках, стирают кукольное бельё, они хоть и выполняют
конкретную работу, но и играют, фантазируют. Дети старшего дошкольного
должны видеть результат своего труда. Необходимо воспитывать желание не
только брать, но и отдавать. Эпизодических поручений недостаточно для
воспитания трудолюбия, должны быть постоянные поручения (кормить
животных, вытирать пыль, убирать одежду и игрушки нужно каждый
день).Родителям необходимо помнить, что труд должен быть посильным, а его
результат приносить радость.
3-е задание для родителей: «Решение педагогических ситуаций» (Цель: в процессе
обсуждения найти правильное решение той или иной ситуации)
Воспитатель: - Процесс воспитания очень сложный, часто вы, родители, стоите
перед выбором как поступить в той или иной ситуации. Я предлагаю обсудить
несколько таких ситуаций, высказать свое мнение (каждой команде
предлагается обсудить одну педагогическую ситуацию (см. Приложение 2).
Проблемный вопрос: -Как вы поступите ,если ваш ребенок отказывается
выполнять поручение.?
- Допустимы ли наказания?
- Какие?
- Как вы поощряете своего ребенка?
4-е задание для родителей: « Презентация своего увлечения или профессии»
(Цель: рассказать о своем увлечении или профессии так, чтобы всем захотелось
заняться таким же делом)
Воспитатель: -Каждый из вас был ребенком, мечтал кем-то стать. Мечты или
сбываются , или изменяются. У каждого есть профессия, которую он выбрал.
Наши дети знают, где и кем работают их родители. Но важно не только знать это,
но и передать ребенку правильное отношение к профессии. Предлагаю
выполнить 4-е задание – прорекламировать свою профессию. Можно начать
словами: «Не хочу хвалиться, но…»
Воспитатель дает возможность высказаться всем желающим.
Практическая деятельность «Лепка из соленого теста»
(Цель : получить опыт работы с соленым тестом, раскрыть свои
способности, получить удовольствие от творческой деятельности).
Родителям раздается заранее приготовленное соленое тесто и предлагается
вылепить что-нибудь по замыслу. (время- около 15 минут)
Задание на дом: - Закончите свою работу дома, высушите и раскрасьте поделку
вместе со своим ребенком. Принесите в группу для участия в выставке.
Заключительное слово: Я хочу закончить наше собрание восточной притчей :
«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый
способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш
Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую
красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за
его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение
сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:— Всё в твоих руках.
- Воспитание ваших детей – в ваших руках. Желаю вам успехов в этом нелегком
деле.
Решение родительского собрания:
1. Рекомендовать родителям применять в практике воспитания детей в
семье индивидуальные трудовые поручения.
2. Использовать в своей работе по воспитанию советы воспитателя,
особое внимание обратить на приобщение ребенка к народному
прикладному искусству, опираясь на традиции наших предков.
3. Рассказать детям о своей профессии, сводить к себе на работу.
4. Закончить дома и принести поделки из соленого теста для участия
выставке.
Приложение 1
Анкета для родителей
«Трудовое воспитание в семье».
Уважаемые родители! Пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты.
1.Фамилия,имя ребенка, год
рождения._________________________________________________________________
2. Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье? Какие?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3. Как он относится к выполнению своих обязанностей? Что делает с
удовольствием?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4. Поощряете ли вы ребенка за выполнение ими своих обязанностей?Как?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
5. Что вы делаете, если ребенок отказывается делать домашнюю работу?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
6. Есть ли общие трудовые дела у взрослых и детей в вашей семье? Какие?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
7. Есть ли в семье разногласия по поводу трудового воспитания?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
8. Знает ли ваш ребенок, где родители работают и что делают на работе? Был ли
он у вас на работе?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
9.Кем хочет стать Ваш ребенок, когда вырастет?
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
10.Кем хотели стать Вы в детстве?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
11.Есть ли у Вас и у членов Вашей семьи хобби, увлечения? Какие?
___________________________________________________________________________
12.Что любит делать ребенок своими руками?(лепить ,рисовать,клеить,вырезать и
т. д.)
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
12.Ваши отзывы, предложения и пожелания по организации трудового
воспитания в детском саду :
___________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Благодарим за участие в анкетировании!
Приложение 2
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
1.Ваш ребенок отказывается убирать за собой игрушки. Что Вы предпримете в такой
ситуации?
2.Шестилетний Игорь приехал погостить к бабушке. В первое утро он аккуратно
застелил свою постель, к этому он привык дома и легко справился с работой. Как –то
бабушка сама убрала за ним постель. На следующий день Игорь спешил на рыбалку и
сам попросил бабушку сделать это за него. Когда мама наведалась к сыну, она
заметила, что тот не убирает постель и напомнила ему о его обязанностях.,а сын
ласково попросил: «Мамочка, застели ты .Мне теперь бабушка застилает постель».
Какую ошибку допустила бабушка Игоря?
Что бы Вы посоветовали маме Игоря?
3. Лена не любит наводить порядок в своей комнате, убирать игрушки на место. Если
мама даёт какое-либо поручение, она, как правило, выполняет его, но обязательно с
оговорками: "Не хочу! Потом! Мне некогда!" Как-то девочка пришла из сада и гордо
объявила: "Я сегодня помогала малышам одеваться на прогулку!" "Молодец, -сказала
мама, -за это ты можешь не убирать в своей комнате".
Чем можно объяснить отрицательное отношение девочки к поручениям, и верна
ли такая форма поощрения, как освобождение ребёнка от трудовых обязанностей.
4. "Серёжа по сравнению с другими детьми кажется беспомощным, протестом встречает
любое предложение проявить самостоятельностью Не хочет ни одеваться, ни
раздеваться сам, ждёт, когда его разденут, накормят. Если ему напоминают, что надо
делать всё самому, как другие дети, мальчик опускает голову, на глазах у него
появляются слёзы, и он заявляет: "Не хочу, не могу!" И взрослые (родители) спешат
предупредить слёзы, жалеют Серёжу: Он такой беспомощный, маленький, нервный",
при чём это часто произносится в присутствии ребенка".
Чем обусловлена беспомощность Серёжи и можно ли в конце концов таким
способом воспитать у него самостоятельность?
Приложение 3
Советы родителям
Как приучить ребенка к труду
1.Будьте последовательны в своих требованиях при выполнении детьми
трудовых обязанностей.
2.Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей. Не
заставляйте ребенка делать трудную и непосильную для него работу.
3.Прежде чем поручить что – либо ребенку, покажите образец правильного
выполнения поручения, научите этому, несколько раз выполните поручение
совместными усилиями. Ребят любого возраста нужно учить тому, как и что
делать. Только тогда формируется навык и привычка.
4.Не забывайте об игровых моментах в трудовой деятельности. В игровой
деятельности ребенок приобретает определенные навыки трудовой
деятельности. При этом родители не должны выполнять за ребенком какую-
то работу. Например, мама купила ребенку машинку и сама её заводит. Мама
выполняет работу за ребенка.
5.Ребенку должно быть рассказано, что он отвечает за целостность
игрушек, и чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и
где он играет.
6.Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к их
трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и работе своих
друзей.
7.Тактично оценивайте результаты труда. Нельзя наказывать ребенка за
неумение что – то делать, а старайтесь его научить.
8.Чтобы научить ребенка трудиться сделайте его труд творческим,
приносящим ребенку радость и удовлетворение. Для этого приобщайте
ребенка к ручной работе. Ручная работа это средство от усталости. Когда вы
занимаетесь рукоделием, у вас вырабатывается определенный, присущий
только вам, ритм работы руками. Занимаясь прикладным творчеством, вы
становитесь ближе к истории: вы и ваши дети занимаетесь тем же, чем
занимались ваши предки, тем самым узнавая о них больше. Мы должны
всегда помнить об этом, ведь все дальше от нас уходят традиции, дух и
культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их праздники, игры,
песни, сказки, семейные предания и обряды.
Алсу Белова