Педагогический проект на тему «Изучаем цвета»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №43 г. Сарапул, Удмуртская Республика
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Изучаем цвета»
Воспитатель:
Участники проекта:
Воспитатели, родители,
дети 1 группы раннего возраста №15
Срок реализации проекта: с 24 февраля по 15 марта 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность
1.2. Цель, задачи, прогнозируемый результат
2. Формы реализации проекта
3. Описание этапов проекта с планом мероприятий по каждому этапу и с указанием
срока реализации каждого этапа
4. Критерии измерения результата, диагностический инструментарий
5. Вывод (описание результата реализации проекта)
6. Перспектива развития опыта
7. Литература
8. Приложение
1.Пояснительная записка
1.1. Актуальность
Главной составляющей полноценного развития детей раннего возраста является сенсорное развитие. Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Одно из направлений сенсорного воспитания - это развитие чувства цвета у ребенка. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.
В раннем возрасте различение цвета происходит со значительными трудностями и очень медленно у большинства детей. По результатам проведенного мониторинга уровня сформированности представлений о цвете, нами было отмечено, что особую трудность у детей вызывает выбор предметапо названию цвета и особенно самостоятельное называние цвета.Поэтому для содействия развития цветовосприятия у детей раннего возраста нами был разработан проект «Изучаем цвета», который позволяет закрепить знание ребенком основных цветов, а также расширить формы работы с детьми и родителями.В данном проекте, нами была разработана система работы с использованием разных видов детской деятельности, а также были созданы условия для развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности. Всё это позволяет детям успешнее знакомиться с основными цветами.
1.2.Цель, задачи, прогнозируемый результат
Цель проекта: создание условий для формирования у детей раннего возраста представлений об основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый) через разные виды деятельности.
Задачи проекта:
1. Формировать умение различать основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый), активизировать их названия в речи
2. Формировать умение по предложению взрослого отбирать предметы определенного цвета
3. Повышать компетентность родителей по вопросам цветовосприятия детей раннего возраста через вовлечение их в образовательную деятельность
Прогнозируемый результат:
1. Различают основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый), используют их названия в речи
2. По предложению взрослого группируют предметы по цвету
3. Повышена компетентность родителей по вопросам цветовосприятия детей раннего возраста через вовлечение их в образовательную деятельность
2. Формы реализации проекта
- Дидактическая игра
- Игры со строительным материалом
- Подвижная игра
- Игровая ситуация
- Чтение художественной литературы, отгадывание загадок
- Рассматривание иллюстраций, предметных картинок
- Изобразительная деятельность
- Познавательно-исследовательская деятельность
- Беседа
- Музыкально-ритмические движения
- Итоговое мероприятие
3. Этапы реализации проекта
Ι этап – предварительный Цель: создание условий для реализации проекта | |||
Срок реализации | Работа с детьми | Взаимодействие с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды |
24-26 февраля | Мониторинг уровня сформированности представлений о цвете | Анкетирование «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (Приложение №1) | Разработка проекта «Изучаем цвета» Изучение методической литературы по теме |
ΙΙ этап – основной Цель: реализация запланированных мероприятий по проекту | |||
1 марта (понедельник) | Дидактические игры: «Покажи цвет», «Собери бусы» Игры со строительным материалом «Башня» | Буклет «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста» | Дидактические игры «Подбери шарик к веревочке», «Подбери кармашек к сарафану» |
2 марта (вторник) | Дидактические игры: «Цветные сарафаны», «Разноцветные шары» Подвижная игра с мячиками «Попади в цель» | Консультация «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» | Дидактическая игра «Поможем маме развесить белье», «Пирамидка» |
3 марта (среда) | Игровая ситуация «Грузовик» Аппликация «Кораблик» Познавательно-исследовательская деятельность «Постираем платочки» | Памятка для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье | Дидактическая игра «Цветные домики», «Паровозик» |
4 марта (четверг) | Чтение стихотворения С.Маршака «Мой веселый, звонкий мяч» Рассматривание иллюстраций на тему «Овощи» Подвижная игра «Прокати мяч» | Рекомендации «Как помочь ребенку усвоить сенсорные эталоны?» | Дидактическая игра «Найди перышко» |
5 марта (пятница) | Беседа «Цвета в нашей группе» Познавательно-исследовательская деятельность «Цветная водичка» | Консультация «Вместе с мамой мы играем» | Игра с бельевыми прищепками |
9 марта (вторник) | Музыкально-ритмические движения «Танец с платочками» Дидактические игры: «Разложи картинки», «Поможем маме развесить белье» | Консультация «Игры для развития цветовосприятия и цветоразличения для детей раннего возраста» | Игры с пробками «Яблонька», «Гусеница» |
10 марта (среда) | Дидактические игры: «Подбери чашку к блюдцу», «Найди и назови» Игры со строительным материалом «Домик» | Рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды по сенсорному развитию в семье для детей 2 лет» | Дидактическая игра «Подбери чашку к блюдцу» |
11 марта (четверг) | Рисование «Раскрась картинку» Загадки про цвета Музыкально-ритмические движения «Танец с платочками» | Детско-родительский проект «Дидактическое пособие на развитие цветовосприятия детей раннего возраста» | Дидактическая игра «Овощи», «Подбери правильно» |
12 марта (пятница) | Рассматривание предметных картинок Беседа «Какого цвета одежда?» Итоговое мероприятие игровая ситуация «Маленькие поварята» | Фотоколлаж «Формируем элементарные математические представления» | Дидактические игры, изготовленные родителями «Разноцветная гусеница», «Ежики», «Подбери по цвету», «Занимательная коробочка» |
ΙIΙ этап – заключительный Цель: подведение итогов реализации проекта | |||
15 марта (понедельник) | Мониторинг уровня сформированности представлений о цвете | Анкетирование родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам развития восприятия цвета у детей 2 лет» (Приложение №2) | Обработка полученных результатов |
4. Критерии измерения результата, диагностический инструментарий
Критерии измерения результата | Уровень развития | Диагностический инструментарий |
Умение различать основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый) | «Покажи цвет», «Разноцветные шары», «Магазин игрушек» | 3 балла – выполняет самостоятельно; 2 балла – испытывает небольшие затруднения, нуждается в небольшой помощи взрослого; 1 балл – испытывает затруднения, не может выполнить даже при помощи взрослого. |
Называние в речи основных цветов | «Назови правильно», «Чудесный мешочек», «Такой – не такой» | |
Умение отбирать предметы определенного цвета | «Курочка и цыплята», Елочки и грибочки», «Разложи правильно» |
5. Вывод
Анализ результатов педагогического мониторинга по окончанию проекта выявил положительную динамику по всем критериям: «Умение различать основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый)», «Называние в речи основных цветов», «Умение отбирать предметы определенного цвета». В целом детей с высоким уровнем сформированности цветовосприятия стало на 20 % больше, а также уменьшилось количество детей с низким уровнем на 14 % (см.Приложение №3).
Качественным результатом реализации проекта «Изучаем цвета» можно выделить следующие показатели:
1. Дети научились различать основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый), использовать их названия в речи
2. По предложению взрослого дети научились группировать предметы по цвету
3. Родители стали активными участниками образовательного процесса по формированию цветовосприятия у детей раннего возраста.
Таким образом, цветовосприятие у детей раннего возраста формируется за счет использования русского народного фольклора, применения в работе с детьми игровых приемов, участия детей в продуктивной деятельности и сотрудничества воспитателя и родителей.
6. Перспектива развития опыта
Продолжать работу с детьми по формированию цветовосприятия, а также совершенствовать умение различать основные цвета и отбирать предметы определенного цвета. Особое внимание стоит уделить называнию в речи основных цветов, т.к. по данному критерию наибольшее количество детей с низким уровнем (см.Приложение №3). Это обьясняется тем, что не все дети проявляют активность в речевом общении, а пользуются языком мимики и жестов, часто такие дети просто указывают рукой или пальцем на то, что их интересует.
7. Литература
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Интернет-ресурсы:
8. Приложения
Приложение 1.
Анкета для родителей
«Сенсорное развитие детей раннего возраста»
1. Слышали ли вы что-нибудь о сенсорном развитии ребёнка?
да
нет
2. Считаете ли вы необходимым развитие ребёнка в данном направлении?
считаю нужным
не считаю нужным
затрудняюсь ответить
3. Готовы ли вы участвовать в создании в группе условий для сенсорного воспитания ребёнка?
да
нет
4. Устраивает ли вас информация о сенсорном воспитании, размещённая в группе?
информация отсутствует
я не обращаю внимания на информацию
информация интересная, но не имеет практической значимости для меня
наглядная информация интересна и полезна для меня
5. Оцените уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия.
высокий
средний
низкий
6. Имеются ли у вас дома игры по сенсорному развитию?
да
нет
не знаю
7. В какие из них чаще всего ваш ребенок играет дома?
__________________________________________________________________________
8. В освещении какого вопроса по сенсорному воспитанию вы нуждаетесь?
__________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2.
Анкета для родителей
«Выявление интересов и знаний родителей
воспитанников по вопросам развития восприятия цвета у детей 2 лет»
1. Имеете ли Вы представление о том, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка?
да
нет
не совсем
2. Знает ли Ваш ребенок основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый)?
да
нет
2. Созданы ли в группе условия для развития восприятия цвета?
да
нет
не полностью
3. Есть ли у Вас дома дидактическая игра на развитие цветовосприятия, изготовленная вашими руками совместно с ребенком?
да
нет
не знаю
4. Есть ли у Вас дома игры и игрушки, способствующие развитию восприятия цвета ребенка?
да
нет
не знаю
5. В какие игры Вы играете с ребенком дома, чтобы повысить уровень развития восприятия цвета?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Знакомы ли Вы с такими пособиями как «Логические блоки Дьенеша» и «палочки Кюизенера»?
да
нет
7. Хотите ли Вы участвовать в совместной деятельности (воспитатель – ребенок – родитель) по развитию цветовосприятия?
да
нет
8. Какая помощь от воспитателя Вам требуется по проблеме развития восприятия цвета Вашего ребенка?
____________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 3.
Диагностика детей 1 группы раннего возраста №15 по проекту «Изучаем цвета»
Фамилия, имя ребенка | Критерии | |||||||
Умение различать основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый) | Называние в речи основных цветов | Умение отбирать предметы определенного цвета | Среднее значение | |||||
Начало проекта | Конец проекта | Начало проекта | Конец проекта | Начало проекта | Конец проекта | Начало проекта | Конец проекта | |
Ганиева Эмилия | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2,6 |
Гафутдинова Антонина | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Глухов Матвей | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2,3 |
Глухова Александра | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Гультяев Ярослав | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1,3 | 1,7 |
Замилова Марьям | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2,6 |
Захарова Анастасия | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Маратканова Кира | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2,6 |
Морозов Лев | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Пономарева Кира | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Попов Ярослав | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Тельнова Мария | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,7 | 2 |
Тимшина Милана | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1,7 | 2 |
Щукина Ксения | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Якимов Роман | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2,6 |
| | | | | | | 1,7 | 2 |
| | | | | | | в. – 20% с. – 53% н. – 27% | в. – 40% с. – 47% н. – 13% |
Приложение 4.
Анализ диагностических данных по итогам реализации проекта
Сравнительный анализ уровня формирования цветовосприятия у детей 1 группы раннего возраста №15
Исходя из полученных данных можно сделать следующий вывод: увеличилось количество детей с высоким уровнем формирования цветовосприятия на 20%, а также на 14% снизилось количество детей с низким уровнем, т.е. по итогам реализации проекта прослеживается положительная динамика по формированию цветовосприятия у детей.
Приложение №5
Анализ результатов анкетирования родителей
Динамика включения родителей в проект «Изучаем цвета»
По результатам исследования компетентности родителей по вопросам формирования цветовосприятия у детей раннего возраста можно сделать следующий вывод: по окончанию проекта компетентность родителей по данному вопросу повысилась на 17%. Немаловажную роль в реализации проекта сыграло включение родителей в педагогический процесс. Исходя из результатов анкетирования можно сделать следующий вывод: по окончанию проекта на 24% увеличилось количество родителей, вовлеченных в реализацию проекта, что позволило достичь высокой результативности проекта.
Приложение № 6
Конспект итогового мероприятия «Маленькие поварята»
Цель: закрепить знания детей об основных цветах (красный, желтый, синий, зеленый).
Задачи:
1. Закреплять умение группировать однородные по цвету предметы
2. Закреплять знания детей об овощах
3. Активизировать познавательную и речевую деятельность детей
Оборудование: игрушка заяц, корзинка с муляжами моркови, огурца, помидора, капусты, картофеля, перца, баночки для овощей, картинки (помидоры, огурцы и перцы), шапочки и фартуки повара.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел зайка. Давайте поздороваемся с ним: - Здравствуй, зайка.
Дети: Здравствуй, зайка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, зайчик пришел к нам в гости с корзинкой. Вам интересно, что лежит у зайки в корзинке?
Дети: Да.
Воспитатель: Мне тоже очень интересно. Но корзинка не простая, а с загадками. Попробуем отгадать?
Дети: Да.
Воспитатель: Внимание, первая загадка
Он на зелёной грядке,
Любитель играть в прятки.
Хрустящий, вкусный зеленец...
Так что же это? ...
Дети: Огурец.
Воспитатель: Верно, это огурец, а какого он цвета?
Дети: Зеленого.
Воспитатель: Молодцы, узнали огуречик. А сейчас следующая загадка:
Он на солнце греет бок,
Дарит нам томатный сок.
Любят люди с давних пор
Красный спелый…
Дети: Помидор.
Воспитатель: правильно, а какого помидор цвета?
Дети: Красного.
Воспитатель: Верно.
Воспитатель: Умницы, ребята. Узнали помидор. А сейчас я достану еще одну загадку:
Этот овощ интересный,
Очень вкусный и не пресный.
Или сладкий или горький,
Режь его и скушай дольку.
Желтый или красный
Очень он прекрасный.
Дети: Перец.
Воспитатель: Правильно, а какого перец цвета?
Воспитатель: Молодцы, ребятки все овощи отгадали! А зайчик к нам пришел не просто так. У него в огороде выросло очень много помидор, огурцов и перцев (показывает картинки овощей). Зайчику нужно сделать заготовки, и он просит у нас помощи. Мы поможем ему?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте мы сейчас с вами наденем колпачки и фартуки и превратимся в маленьких поварят и поможем зайчику сделать заготовки. Нам нужно все овощи разложить по баночкам, не забываем про цвет овощей. У нас три баночки : красная, желтая и зеленая (раскладывают овощи по баночкам). Наши заготовки готовы, осталось их закрыть крышками. Давайте посмотрим, какого цвета крышки?
Дети: Синие.
Воспитатель: Молодцы! Закройте баночки крышками. Давайте покажем нашему зайчику.
Зайчик: Ой, ребятки, как вы мне помогли, вы такие молодцы. А теперь я возьму баночки и побегу домой кормить свою семью. Спасибо!
Воспитатель: Понравилось вам помогать зайчику? Какие овощи мы раскладывали? Какого они цвета? А какими крышками мы закрывали баночки? Молодцы!
Кияйкина Наталья Федоровна
Шайдурова Людмила Александровна