Педагогический проект «Формирование нравственных качеств у детей 5-6 лет посредством технологии личностно-ориентированного взаимодействия»

3
0
Материал опубликован 18 April






Педагогический проект


«Формирование нравственных качеств у детей 5-6 лет посредством технологии личностно-ориентированного взаимодействия»




























2023

Содержание:

Обоснование необходимости проекта

3

Проблема

3

Цель


Задачи проекта

5

Участники проекта

5

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных задач

6

Принципы построения проекта

6

Выводы по результатам бесед с детьми на начало проекта

7

Результаты анкетирования родителей на начало проекта:


7

Модель трех вопросов

7

Рабочий план реализации проекта

9

Реализация плана работы по видам деятельности

12

Ожидаемые результаты реализации проекта:

13

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска.

13

15. Выводы по результатам бесед с детьми по окончанию проекта:

13

Результаты анкетирования родителей по окончанию проекта:

13

Результаты проекта

14

Выводы

15

Используемая литература и интернет-источники

16











Обоснование необходимости проекта

Экономическая и политическая ситуации в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. Специалисты отмечают, что в нравственном воспитании современных детей появилось много негативных тенденций: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Герои современных сказок, мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, часто не отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Во главу угла во многих семьях возводятся материальные ценности, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. Делая упор на интеллектуальное развитие, многие родители упускают из виду важность и необходимость нравственного воспитания. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности. Не случайно, одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства1».

Согласно ООП нашего детского сада реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в подготовительной группе включает следующие задачи:

Развивать гуманистическую направленность поведения: социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основы этикета, правила поведения в общественных местах.

Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия со взрослыми.

Развивать начала социальной активности, желания на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам и пр.

Способствовать формированию положительной самооценки, уверенности в себе, осознания роста своих достижений, чувства собственного достоинства, стремления стать школьником2.

Ежедневно взаимодействуя с детьми в разных образовательных ситуациях, я отметила, что дети в группе не всегда понимают чувства других людей (взрослых и детей), у некоторых не развито чувство коллективизма, нет бережного отношения к природе и вещам. Я выделила следующие причины:

Современные родители делают упор на интеллектуальное развитие детей, забывая о важности развития нравственных качеств

В современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.

Методическая литература по нравственному воспитанию многообразна и разнонаправлена. Для целенаправленной работы с детьми необходимо наметить вектор действий.

Впечатления об окружающей действительности у детей старшего дошкольного возраста еще разрозненные, не всегда осознаваемые, они только начинают становиться все более четкими, ясными и обобщенными.


И я решила более подробно изучить эту тему, с целью создания системы работы с использованием современных педагогических технологий, разработки методических пособий и материала, доступного для детей 5-6 лет по формированию нравственных представлений личностно-ориентированного взаимодействия.

Личностно-ориентированное – это взаимодействие, которое гарантирует саморазвитие и формирование личности ребенка, исходя из выявления его личных индивидуальных особенностей как субъекта познания и игровой деятельности3.

Технология личностно-ориентированного взаимодействия - это такая воспитательно-образовательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательно-образовательного процесса4.

Принципы организации личностно-ориентированного взаимодействия:

Принцип равных психологических позиций. Воспитатель и ребенок имеют равные положения в воспитательно-образовательном процессе.

Принцип свободы. Свободное взаимодействие с педагогом и другими воспитанниками

Принцип создания позитивной эмоциональной атосферы

Принцип индивидуального подхода

ООП ДОУ базируется на технологии, направленной на личностное развитие ребенка дошкольного возраста, на развитие его неповторимой индивидуальности. Это технология целостного развития дошкольника как субъекта специфических детских видов деятельности. «Ребенок развивается в деятельности. Деятельность — единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Однако не всякая деятельность развивает. Исследования последних лет убедительно доказывают, что эффективность развития связана с освоением ребенком позиции субъекта детской деятельности. Именно благодаря освоению данной позиции происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, оформляется новое психическое образование ценностность, которая определяет избирательность и самореализацию субъекта в той или иной деятельности. Освоение ребенком позиции субъекта детской деятельности требует специальной педагогической технологии. Эта технология — технология целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта специфических детских видов деятельности5»

Сущность данной педагогической технологии состоит в:

конструировании единого процесса социализации (приобщение к современному миру, первые социальные ориентировки, азы социальной компетенции); раскрытии индивидуализации (осознание ребенком своих способностей, раскрытие творческого потенциала, его первых проявлений); создании педагогических условий для освоения детьми позиции субъекта разнообразных видов детской деятельности;

инициировании совместно со взрослыми активности ребенка, помощи ему в овладении рациональными способами практического осуществления простейших видов детской деятельности, предоставлении ребенку права в предела возрастных возможностей самостоятельно делать выбор, принимать решения в игровых и бытовых ситуациях6.

Цель проекта: Создание системы работы по формированию нравственных качеств у детей 5-6 лет посредством технологии личностно-ориентированного взаимодействия.

Задачи проекта

Изучить современную методическую литературу и интернет-ресурсы по теме.

Подобрать систему критериев и показателей оценки развития у детей нравственных качеств.

Провести анкетирование родителей группы с целью выявления уровня заинтересованности темой.

Разработать проект «Формирование нравственных качеств у детей 5-6 лет посредством технологии личностно-ориентированного взаимодействия»

Довести до родителей информацию о необходимости и важности формирования нравственных качеств.

Пополнить предметно-пространственную среду в группе необходимым материалом по формированию нравственных представлений у детей (накопление материала по направлениям: социально-коммуникативному, экологическому, краеведческому, гражданско-патриотическому, духовно-нравственному).

Углублять представления детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека; воспитывать у детей положительные качества характера, способствовать сплочению коллектива; мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей; совершенствовать коммуникативные умения и навыки детей; создавать условия для реализации творческого потенциала воспитанников.

Разработать рекомендации для педагогов по теме проекта.

Участники проекта

дети 6-7 лет,

воспитатели,

педагог-психолог, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

родители

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных задач

1. Изучить современную методическую литературу и интернет-ресурсы по теме.

1.1 Подбор, изучение, анализ литературы с целью выявления материала по теме проекта.

1.2 Посещение городских методических объединений, курсов и семинаров с целью ознакомления с современными требованиями обучения и воспитания по ФГОС ДО.

1.3 Посещение педагогов в ДОУ.

1.4 Прослушивание вебинаров и изучение методических материалов

сайта Министерства образования РФ;

информационно-образовательном портала «PRESCHOOLS.RU»;

сайта издательства «Просвещение»;

портала Справочная система Образование

2. Подобрать систему критериев и показателей оценки развития у детей нравственных качеств.

2.2 Составление вопросов для диагностической беседы с детьми

Использование «Модели 3-х вопросов»

Проведение мониторинга знаний детей 5-6- лет.

Обобщение и анализ информации, выявление пробелов в знаниях и умениях детей.

3. Провести анкетирование родителей группы с целью выявления уровня заинтересованности темой

3.1 Разработка анкеты для родителей

3.2 Проведение анкетирования.

4. Разработать проект «Формирование нравственных качеств у детей 5-6 лет посредством технологии личностно-ориентированного взаимодействия»

5. Довести до родителей информацию о необходимости и важности формирования нравственных качеств.

5.1 Вовлечение родителей в реализацию проекта

6. Пополнить предметно-развивающую среду в группе необходимым материалом

6.1 Составление презентаций и дидактических интерактивных игр

6.2 Подбор мультфильмов

6.3 Составление конспектов и проведение НОД

7. Углублять представления детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека; воспитывать у детей положительные качества характера, способствовать сплочению коллектива; мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей; совершенствовать коммуникативные умения и навыки детей; создавать условия для реализации творческого потенциала воспитанников.

8. Разработать рекомендации для педагогов и специалистов ДОУ по теме проекта

Принципы построения проекта:

Доступность предлагаемого материала.

Систематичность и постепенность его усвоения.

Наглядность и практическое применение.

Коллективное взаимодействие.

Индивидуальный подход.


Выводы по результатам бесед с детьми на начало проекта:

Результаты беседы показывают, что более 85% детей группы предпочитают совместную деятельность со сверстниками (играть, строить, мастерить). Они мотивируют это тем, что «одному играть скучно», «не интересно», «вместе играть веселей». Значительное число детей (65%) предпочитают, прежде всего, парные взаимодействия: «Мы только с Кирой играем, мы не ссоримся, а когда Настя приходит, так сразу начинаются всякие ссоры, Все опрошенные дети отмечали, что «плохо, когда меня не понимают».

На вопрос «Что ты делаешь, если твой друг тебя не понимает» 46% детей ответили, что «я на него обижаюсь», «я с ним не играю» и т.д.

На вопрос «Что же надо делать, чтобы все дети понимали друг друга?» большинство ответили: « надо хорошо себя вести» , «надо быть добрым»

Однако на вопрос «Что такое доброта?» многие затруднились ответить, либо звучали общие фразы: «это когда человек добрый», «это когда человек другим помогает»

На вопрос «Какой добрый поступок ты сегодня совершил?» дети испытывали затруднения с ответом, было много абстрактных ответов : «я играл», « я хорошо себя вел»


Результаты анкетирования родителей на начало проекта:

Анализ анкет родителей на начало проекта показал, что только 43% родителей обсуждают поступки героев книг либо мультфильмов. 54% родителей, что ребенок может правильно оценить свои поступки и поступки сверстников. На вопрос «Помогает ли он Вам или другим членам семьи?» только 30% родителей ответили утвердительно. Было много ответов: «он еще маленький», «мне лучше самой сделать, чем потом за ним переделывать» и т.п. 20% родителей указали, что ребенок помогает домашним питомцам. На вопрос «Замечает ли ребенок затруднения окружающих?» многие родители затруднились с ответом. На сложности во взаимоотношениях со сверстниками указали 27% родителей. 100 % родителей согласились с утверждением, что нравственные качества формируются именно в дошкольном возрасте. Также 100% родителей указали, что обучают детей правильному поведению в общественных местах. Помощь в вопросах нравственного воспитания дошкольников нужна 67% родителей.


Модель трех вопросов


Что мы знаем о доброте?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, для того, чтобы… узнать больше о доброте?

Доброта - это когда дети помогают друг другу и делятся игрушками


Трудно ли быть добрым?


Читать книжки, смотреть мультфильмы.


Доброта – это дружба


Хотим узнать какие добрые дела можно совершить?

Поговорить с мамой.

Посмотреть фильмы и мультфильмы


Доброта – это когда любишь маму, папу и друзей.

Какие добрые дела совершают другие люди?

Спросить у воспитателей, родителей


Доброта – это когда делишься игрушками. Это – это ласка и забота

Кому и как можно помочь дома?


Спросить у мамы и папы


Доброта это когда уважаешь всех родных.


Кому и как можно помочь детском саду?


Спросить у воспитателей




t1713430903aa.gif







Рабочий план реализации проекта

Предполагаемая дата проведения

мероприятия

Место проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ответственный за выполнение

сентябрь 2022г

методический кабинет,

книжные магазины, интернет

Подбор, изучение, анализ литературы с целью выявления материала по теме проекта.

Воспитатель


методический кабинет

Разработка конспектов НОД, консультаций, подбор материалов картотек. Подбор произведений художественной литературы; мультфильмов; презентаций; подбор дидактического и методического оснащения для реализации проекта

Воспитатель


В течение проекта

старшая группа

Использование материалов картотеки «Пословицы»


Воспитатель


В течение проекта

старшая группа

Использование материалов картотеки коммуникативных игр на развитие эмпатии


Воспитатель


В течение проекта

старшая группа

Использование материалов картотеки «Дидактические игры»


Воспитатель


В течение проекта

старшая группа

Рассматривание изготовленных совместно с родителями «Книжек доброты»

Воспитатель


В течение проекта

старшая группа

Беседа по прочитанным книгам по теме проекта



В течение

учебного года

МБДОУ №38

Посещение НОД педагогов в ДОУ.

Старший воспитатель

Воспитатель


октябрь 2022

музыкальный зал

Родительское собрание

Введение в проектную деятельность


Воспитатель


В течение года

Г. Обнинск

Посещение городских методических объединений, курсов и семинаров с целью ознакомления с целью повышения педагогической компетентности

Воспитатель


1 -15 октября

метод. кабинет

Составление вопросов для диагностической беседы с детьми, использование «модели 3-х вопросов»

Проведение мониторинга знаний детей 6-7- лет.


Воспитатель


16-31 октября

старшая группа

Знакомство детей с целями и задачами проекта. Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.

Воспитатель

Валова А.В.


старшая группа

Анкетирование родителей


Воспитатель



старшая группа

Консультация для родителей

«Мы – пример для наших детей»


Воспитатель


1-15 ноября

старшая группа

НОД «Доброта спасет все»

Разучивание поговорок по теме

Д.и. «Как правильно?»

Игра на развитие эмпатии «Назови ласково»

Воспитатель


24 ноября


Музыкальный зал

Развлечение «День матери»

Презентация «Наши мамы»



Воспитатель

Музыкальный руководитель

родители

дети

16-30

ноября 2022

старшая группа

Консультация для воспитателей: «Формы взаимодействия с родителями в вопросах нравственного воспитания»


Воспитатель


1-15 декабря

старшая группа

НОД «Дорогою добра»

Д.и. «Можно-нельзя»

Игра на развитие эмпатии «Поменяйтесь местами те, кто.,,»

Воспитатель


16-31 декабря

старшая группа

Создание елочных украшений для Городского конкурса «Вереница праздничных чудес»

Воспитатель


декабрь

старшая группа

Памятка «Книги, рекомендуемые к прочтению»


Воспитатель


декабрь

прогулочный участок

Совместное детско-родительское творчество «Кормушки для птиц»

Воспитатель

родители

26 декабря

Духовно-просветительский центр при храме Рождества Христова г. Обнинска

Городской конкурс «Вереница праздничных чудес»

Старший воспитатель

Воспитатель


9- 31 января

старшая группа

Рисование «Моя семья»

Д. и. «Объясни поступок»

Игра на развитие эмпатии «Опиши друга»

Воспитатель


18 января

музыкальный зал

Деловая игра «Будьте добры»


Воспитатель


январь

старшая группа

Памятка «Мультфильмы и фильмы, рекомендованные к просмотру»


Воспитатель


1-15 февраля

старшая группа

НОД «Путешествие в страну доброты и вежливости»

Д. и. «Назови благородный поступок»

Игра на развитие эмпатии «Мое настроение»

Презентация «Наши эмоции»


Воспитатель


16 -28 февраля

физкультурный зал

Музыкально-спортивное развлечение

Инструктор по физической культуре

Воспитатель


4 марта

Помещения детского сада

Музыкальное развлечение

«Масленница»

Музыкальный руководитель

Воспитатель


1-15 марта

музыкальный зал

Праздник, посвященный 8 Марта

Пословицы и поговорки по теме

Рассматривание иллюстраций к поговоркам

Музыкальный руководитель

Воспитатель


16-31 марта

старшая группа

Просмотр и обсуждение презентации « Что такое доброта?»

Д. и. «Как я дома помогаю»

Игра на развитие эмпатии «Подарок другу»

Воспитатель


22 марта

старшая группа

Сообщение из опыта работы на педчасе

Воспитатель


1 -15 апреля

старшая группа

Просмотр и обсуждение презентации « Добрые поступки»

Д. и. «Подбери маску»

Игра на развитие эмпатии «Вспомни произведение»

Воспитатель


16 -30 апреля

старшая группа

Выставка «Моя любимая книга»

Акция «Сделаем подарок малышам»

Чтение книги В. Катаева «Цветик- семицветик»

Воспитатель


1-15 мая

музыкальный зал

Тематическое музыкальное занятие «Мы помним, мы гордимся!»

Музыкальный руководитель

Воспитатель


16-31 мая

музыкальный зал

Фотоотчет для родителей о результатах реализации проекта

Воспитатель



Реализация плана работы по видам деятельности


Виды образовательной деятельности


Взаимодействие со специалистами

НОД

по развитию речи;

по социально-коммуникативному развитию;

по музыкальному развитию;

по изобразительной деятельности.

инструктор по физкультуре

музыкальный руководитель

воспитатель по изобразительной деятельности

учитель – логопед

педагог - психолог

Совместная деятельность в ходе режимных моментов

тематические беседы;

рассматривание иллюстраций;

чтение художественной литературы;

изучение пословиц

коммуникативные игры

игры на развитие эмпатии

развешивание кормушек;

ежедневное кормление птиц;

лепка, рисование, оригами.

проведение детского праздника.


Самостоятельная деятельность детей

рассматривание книг детской литературы;

рассматривание тематических картин;

самостоятельные игры разного характера;

рисование и лепка


Совместная деятельность с родителями

подбор художественной литературы и видеоматериалов;

консультации

родительское собрание

изготовление кормушек совместно с детьми;

изготовление скворечников

изготовление «Книжки доброты»

рекомендации для родителей




Ожидаемые результаты реализации проекта:

развитие познавательной активности, любознательности, коммуникативных навыков дошкольников в ходе организации совместной деятельности;

формирование уважительного отношения к взрослым и сверстникам

развитие умения выражать своё отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;

активное участие родителей в реализации проекта

обобщение педагогического опыта по нравственному воспитанию дошкольников.

пополнение предметно-пространственной среды группы.

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска.

Риски

Предупреждение рисков

Многообразие и разноплановость методического материала по теме проекта

Систематизация материала. Создание картотек, подготовка памяток и консультаций

Родители с разными образовательными возможностями и разной степенью заинтересованности

С целью активизации деятельности родителей, запланировано проведение ряда индивидуальных и коллективных мероприятий для родителей. Запланированы НОД с открытыми показами для родителей.

Утеря интереса детей к теме проекта.

Для устранения данного риска в проект включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и, как правило, представлены в игровой форме. Это стимулирует познавательную и речевую активность детей.



Выводы по результатам бесед с детьми по окончанию проекта:

Большее количество воспитанников в беседе озвучили, что предпочитают играть совместно (93%). Однако число тех, что предпочитает играть в паре, практически не изменилось. Их стало 69%. 50% детей указали, что «если твой друг тебя не понимает, нужно попробовать с ним договорится» «нужно ему что-то подарить», «сделать доброе дело». На вопрос, что такое доброта прозвучали ответы, включающие примеры добрых поступков: «добрый – это когда игрушкой поделится», «малышам помогает», «доброта – это когда зверей жалеешь». Так же охотно дети приводили примеры своих добрых поступков: «я помог маме нести сумку», «я помог Василисе застегнуть куртку» и т.п.

Результаты анкетирования родителей по окончанию проекта:

Анализ анкет родителей по окончании проекта: 73% родителей анализируют с ребенком просмотренные фильмы и книги. Многие из опрошенных указали, что просматривали фильмы и читали литературу, рекомендованные воспитателями. 80% родителей считают, что их ребенок может дать правильную нравственную оценку своим поступкам и поступкам сверстников. Помощь по дому стали оказывать 70% воспитанников. Помощь в уходе за домашними животными стали оказывать 30% воспитанников (стоит отметить, что домашние питомцы и растение есть не в каждой семье). Все участники опроса указали на важность и нужность проведенного проекта.

Результаты проекта:

По результатам наблюдений и бесед повысился уровень познавательной активности, любознательности, дети получили новые навыки общения и взаимодействия в группе;

создан положительный эмоциональный настрой в группе .

дети чаще демонстрируют уважительного отношения к взрослым и сверстникам.

научились давать нравственную оценку своим поступкам и поступкам сверстников.

родители воспитанников приняли активное участие в реализации проекта.

обобщен педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

пополнена предметно-пространственная среда группы.

Выводы:

тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята.

данный проект способствовал улучшению психологического климата в детском коллективе.

Оценка эффективности по итогам проделанной работы проводилась по трем направлениям: дети, родители, педагоги.

Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживалась через наблюдение и анализ детской активности в непосредственной образовательной деятельности, в беседах с детьми;

Оценка заинтересованности и активности родителей в проекте происходило через их участие в мероприятиях проекта.

Оценка эффективности подобранного материала для педагогов оценивалась по результатам обратной связи, полученной при проведении консультаций, деловой игры и т.п.

Используемая литература

ФГОС ДО

Основная образовательная программа ДОУ

Андриеш .А.С., Бубнова С.Ю. « Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи» СПб.: «Детство – Пресс», 2014 г.

Алябьева Е.А.  Нравственно – этические беседы с дошкольниками. – М.: «ТЦ Сфера», 2003г.

Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. – М.: Институт практич. психологии; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997 – 215 стр.

Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2000г.

Дронь А.В., Данилюк О.Л. «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников» , Программа « Ребёнок – педагог – родитель.» СПБ.: «Детство – Пресс», 2011 г.

Захарова М.А., Костина Е.В. «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети» М.: «Школьная Пресса», 2014 г.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2019.- 352 с.

Микляева Н.В. «Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия» М.: «ТЦ Сфера», 2012г.

Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П.., Нилова Т.А. Азбука общения. – СПб,: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.

Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД, 2006.

Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1979.


Интернет - источники:

www.festival.1september.ru (педагогический опыт по различным направлениям деятельности).

www.childpsy.ru (детская психология для специалистов).

www.ivalex.vistcom.ru (форум сайта «Всё для детского сада»).

http://www.maam.ru/ (международный образовательный портал)

http://nsportal.ru/ (социальная сеть работников образования)

 





1 ФГОС ДО

2 Основная образовательная программа ДОУ

3 Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. – М.: Институт практич. психологии; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997 – 215 стр.


4 Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1979.


5 Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2019.- 352 с.


6 Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» /  Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2019.- 352 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации