Статья «Технологии личностно-ориентированного обучения как средство формирования информационно-коммуникативной компетентности старшеклассников»

1
0
Материал опубликован 4 November 2018 в группе

ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО  ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

А.М. Рычкова

Изменения, происходящие в современном мире, приводят к изменениям в понимании результативности обучения, к разработке технологий, нового содержания и методов его реализации. В условиях увеличения количества информации, развития информационно-коммуникационных технологий, расширения доступности информационных сетей передача знаний перестает быть основной целью учебного процесса. Для успешного самопознания и самореализации человек должен быть готов к интенсивному взаимодействию с окружающим миром.

Так как любая деятельность носит информационный характер, а сама информация передается известными коммуникативными средствами, то особую значимость приобретает формирование информационно-коммуникативной компетентности школьников в условиях стремительной смены информационных потоков и используемых технологий.

Информационно-коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей, и представляет собой интегративное качество личности, выраженное в способности учащегося к освоению информации в целях эффективной коммуникации, решения учебно-познавательных и иных личностных проблем и задач.

Именно в подростковом возрасте формирование информационно-коммуникативной компетентности становится особенно актуальным, так как за относительно непродолжительный период из наивного ребенка складывается личность человека уже в очертаниях самостоятельного, автономного взрослого, стремящегося вести свой образ жизни, нести свою долю ответственности, быть компетентным и эффективным в социальной среде, каковой в первую очередь выступает сообщество сверстников. Умение эффективно общаться, быть способным устанавливать различные отношения, осуществлять конструктивные взаимодействия, быть интересным, уникальным в общении – всё это составляет «золотой фонд» личностного развития в подростковый период. Это означает, что школа и процесс образования должны сыграть свою важную роль в формировании информационно-коммуникативной компетентности старшеклассников для успешного решения возникающих жизненных проблем, успешной социализации в будущем.

В образовательном процессе информационно-коммуникативная компетентность может быть приобретена учеником при определенных условиях: практической направленности обучения; ориентации учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности; изменения методики преподавания, введения современных образовательных технологий.

Именно это позволит отойти от односторонней активности учителя на уроке, сделать упор на самостоятельность, активность, ответственность за результаты самих учащихся.

Особое место при формировании информационно-коммуникативной компетентности старшеклассников занимают технологии личностно ориентированного обучения.

Под личностно ориентированным обучением следует понимать такой тип образовательного процесса, в котором целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

На основе приведенных выше признаков личностно ориентированного обучения можно выделить следующие технологии, формирующие информационно-коммуникативную компетентность: технология обучения в сотрудничестве; технология учебно-поисковой деятельности; проектная технология; технология модульного обучения; диалоговая технология; технология проблемного обучения; технология развивающего обучения и др. Использование технологий личностно ориентированного обучения позволит сформировать информационно-коммуникативную компетентность старшеклассников, так как именно эти технологии в большей степени способствуют формированию умений и навыков учащихся по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и окружающем мире, повышают уровень информированности, формируют коммуникативные и организаторские способности, способность к самоконтролю, культуру вербального и невербального взаимодействия. Технологии личностно ориентированного обучения содействуют выявлению склонностей и предпочтений обучающихся, позволяют устанавливать объем знаний, рассчитанный для каждого учащегося с учетом его познавательных способностей, и подбирать в связи с этим учебный материал; обеспечивают активность каждого с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей; обеспечивают ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия. А значит, формируют качества, которые позволят свободно ориентироваться в жизненных ситуациях, быть активными членами общества, имеющими свои принципы, взгляды, что важно в современных условиях, когда возрастает необходимость развития умений адаптироваться в информационном мире.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации