Статья «Технологии критического мышления в формировании читательской компетенции младших школьников»
Технологии критического мышления в формировании читательской компетенции младших школьников
Функциональная грамотность чтения – это умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приёмов чтения и понимания текста к другой, а также умение анализировать художественный текст. Одной из главных проблем, с которой сталкиваются практически все учителя начальной школы, является неспособность учеников самостоятельно работать с текстом, читать его вдумчиво, выделять самое главное. При самостоятельном чтении дети читают текст бегло, не понимают смысла. Сформировать у учащихся навык осмысленного чтения позволяет мне технология критического мышления.
Первый этап – «Вызов», у учащихся активизируются знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения учебного материала.
Второй этап – « Осмысление», происходит осмысленная работа ученика с текстом. Главными задачами данного этапа являются: активное получение информации, соотнесение нового материала с уже известным, работа по реализации выработанного пути решения.
Третий этап - «Рефлексия», на котором этапе ученик формирует собственное отношение к изучаемому тексту, активно переосмысливает собственные представления с учётом новых знаний. На этапе «Вызов» идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели.
Для этого использую приём «Знаю – хочу знать - узнал».
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно, в парах или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». 2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». 3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф. Ответы вписывают в первые две колонки таблицы. Поработав в парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим. Этот прием позволяет учащимся определить основную мысль рассказа. Они говорят о том, что автор предлагает взглянуть на себя со стороны, чтобы не оказаться в смешной ситуации.
На этапе «Вызов» я также применяю такие приёмы, как
1) «Шифровка»
2) Приём «Прогнозирование по иллюстрации»
Это рассматривание иллюстраций с высказыванием своих предположений. Задаю следующие наводящие вопросы: "Посмотрите на иллюстрацию и определите тему. Что может произойти? Опишите героя, определите черты его характера".
Главными задачами второго этапа Осмысление (Поиск информации) является активное получение информации, соотнесение нового с уже известным. Задача учителя на этом этапе – установление последовательной связи между известными и вновь полученными знаниями для создания нового понимания.
Одним из приемов на этом этапе урока, которые использую является «Чтение с пометами». Идея чтения с пометами не новая, эффективность применения приема в моей практике повышается за счет использования во время чтения условных обозначений. Наблюдаю за читающими детьми, получившими задание ставить в тексте несколько специальных значков. Вижу, что, ребенок задумывается, просматривает текст, решает, какой знак поставить.
Одним из интересных приёмов, на этом этапе, который помогает вовлечь учащихся в активную работу является приём «Чтение с остановками». Сначала учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. Далее идёт чтение текста до запланированных учителем остановок, во время которых задаются вопросы. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Выслушиваю мнения ребят. Учащиеся учатся слушать друг друга, отстаивать свою точку зрения. Этот прием направлен на осмысленное и вдумчивое чтение, стимулирует к работе на уроке.
Приём «Логическая цепочка» После чтения текста учащимся предлагаю расположить события в логической последовательности. Данный приём помогает при пересказе текстов. Суть приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, правил, дат, цитат в логическом или хронологическом порядке. Построение логической цепочки может проводиться либо вместе с учителем, либо в группах, либо парах на уроке. Так же можно предложить поработать самостоятельно или дома.
Прием «Тонкие и толстые вопросы» По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие односложного ответа, а в левой колонке – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.
Благодаря этому приему, учащиеся учатся задавать вопросы.
Приём «Верные и неверные утверждения» На этапе рефлексии применяю приём «Верные и неверные утверждения». Детям (каждому) или паре (работа в паре) выдаю текст для чтения с новыми сведениями об авторе .Далее на экране появляются вопросы по содержанию текста. Учащиеся отвечают на вопросы с помощью сигнальных карточек: - да, согласен - зелёный цвет карточки; - нет, не согласен – красный цвет карточки.
Применение приемов технологии критического мышления на уроках чтения позволяет получить очень хороший результат, так как используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках в начальной школе важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.