12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Щеколдина Татьяна Григорьевна60
Работаю учителем технологии.Уметь многое делать своими руками – залог уверенности в себе. Созданная собственным разумом и изготовленная своими руками вещь, делает человека добрее, гуманнее и бережливее.
Россия, Новосибирская обл., г.Черепаново
0

Статья на тему «Формирование ключевых образовательных компетенций посредством проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Щеколдина Татьяна Григорьевна, учитель технологии МАОУ «СОШ №3 г. Черепанова».

«Формирование ключевых образовательных компетенций посредством проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии и во внеурочной деятельности».

Аннотация: в статье рассматривается формирования основных компетенций посредством метода проектов на уроках технологии и во внеурочное время.

Автором сделан вывод о целесообразности применения методов проектно-исследовательской деятельности в учебной и внеурочной деятельности учащихся.

Ключевые слова: компетенция, ключевые компетенции, проектный метод.

Основой модернизации российского образования является компетентностая парадигма, в рамках которой образовательный процесс представляет собой комплексную деятельность, направленную на формирование у обучающихся компетенций. Компетенция понимается как комплекс взаимосвязанных знаний, умений и навыков, а также качеств личности и накопленного личного опыта выполнения определенного вида деятельности и эмоциональному отношению к данному виду деятельности. Этому вопросу посвящены исследования таких учёных, как В.А. Болотов, В.В. Краевский, Г.В. Селевко, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и других.

Мировая педагогическая практика показывает, что одной из образовательных технологий, реализующих компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не просто на получение фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем творческого поиска. В процессе работы над проектом у учащихся формируются ключевые компетенции – универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной активности. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности (по А. В. Хуторскому).

Согласно Концепции преподавания предметной области «Технология» от 18.12.2018 «Ведущей формой учебной деятельности в ходе освоения предметной области «Технология» является проектная деятельность в полном цикле: «от выделения проблемы до внедрения результата».

Актуальность выбранной темы обусловлена противоречиями:

- между возникшей у учеников необходимостью самостоятельного решения тех или иных познавательных или практических задач и имеющихся у них в данный момент компетенций (их недостаточностью);

- между стремлением удовлетворить появившийся познавательный интерес и ограниченными возможностями приобрести эти знания в процессе самостоятельной деятельности (несформированностью компетенций и нехватка учебного времени);

- между объективной необходимостью развития ключевых компетентностей учащихся и недостаточной разработанностью путей их развития в педагогической науке.

Исходя из вышеперечисленных противоречий, я сформулировала тему своей работы: «Формирование ключевых образовательных компетенций посредством проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии и во внеурочной деятельности».

Система проектной деятельности учащихся в нашей школе содержит следующие компоненты:

1) учебно-исследовательская деятельность учащихся (обучение алгоритмам исследовательской работы + использование их для выполнения учебных задач);

2) учебное проектирование (обучение алгоритмам проектировочной деятельности + использование их для выполнения учебных задач);

3) социальное проектирование (как направление воспитательной работы);

4) реализация комплексных (общешкольных, межшкольных) образовательных и социальных проектов;

5) сопровождение учителями индивидуальных и групповых проектов учащихся во внеурочное время.

Творческий и интеллектуальный потенциал моих учеников реализую в проектной деятельности.

При использовании метода проектов придерживаюсь следующего алгоритма:

• создание образовательной среды (обеспечивается материально-техническая база, дидактические, диагностирующие материалы);

• определение, чему должны научиться учащиеся в результате работы;

• определение формы организации работы (индивидуальная, в малых группах);

• рассмотрение форм обсуждения решаемых вопросов (в коллективных проектах);

• установление формы и порядка консультаций (по методу убывающих подсказок);

• разработка критериев объективного оценивания;

Проекты делятся на обучающие и творческие. Первые проходят в рамках уроков, как зачетная работа по теме. Лучшие результаты таких проектов храню в электронном виде, как примеры выполнения. "Творческие" - более продолжительные, работа над ними может длиться не один год, по мере роста ученика (проект Долгушиной Д. «Моё увлечение – канзаши»).

С учетом возрастных особенностей обучающихся в средних (5-6) классах отдельные этапы проекта и оформление пояснительной записки изучаются и закрепляются по различным разделам или темам программы. Так, например, в 5-м классе при изучении тем раздела "Проектирование и изготовление фартука" учащиеся составляют паспорт модели, в котором представлены: эскиз модели, описание внешнего вида, моделирование, используемые основные и дополнительные материалы, виды отделки. Технологический этап может быть отработан на отдельном узле любого изделия с использованием инструкционной карты. Таким образом, алгоритм выполнения проекта может быть изучен и отработан постепенно, на нескольких изделиях или их узлах, а затем обобщен. Аналогично изучаются требования к защите проекта: с этой целью проводятся промежуточные защиты и оценка выполненной работы. Начиная с 7-го класса, учащиеся владеют в достаточной мере алгоритмом творческого проектирования и выполняют проект полностью с подробным оформлением пояснительной записки и защитой проекта.

В творческом проектировании считаю наиболее применяемыми такие виды деятельности, как дизайн-анализ, продуктивный диалог, эвристическая беседа, исследования, эксперимент, решение технологических задач, поиск информации в литературных источниках и ЭОР.

Рассмотрим, какие ключевые компетенции формируются на разных этапах выполнения проекта.

В начале творческого проекта обосновывается актуальность выбранной темы, приводится историческая справка, формируется основная проблема. Для определения цели учащиеся овладевают навыками работы с разными источниками информации: книгами, учебниками, каталогами, CD-Rom, интернет, совершенствуют информационную компетенцию. Очень важно формировать у учащихся критическое отношение к информации, извлечённой из сети Интернет. С этой целью предлагаю сопоставить данную информацию с материалами справочников, энциклопедий.

Для запуска проекта использую следующие методические приемы: мозговой штурм, ролевая игра, проблемные вопросы, задания и упражнения для развития проектной деятельности учащихся. В проектных заданиях, предложенных на выбор ученицам, использую хорошо знакомые школьникам знания в сочетании с новыми, теми, что предстоит приобрести. Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед к новым знаниям.

В процессе проработки выбранной идеи до этапа реализации учащиеся используют большое количество различных процессов: экспериментирование с материалами и различными формами изделия; проработку деталей; построение чертежа. В проектах, связанных с пищевыми продуктами, учащиеся пробуют различные варианты сочетания ингредиентов на основе базового рецепта. Таким образом, принимается большое количество решений. Все основные решения заносятся в дизайн-папку учащегося. Лучший способ отражения решений – это простые эскизы с аннотациями.

Считаю, что дизайн-анализ – это способ освоения конструкторско-технологических знаний. Отрабатываются умения и навыки, полученные на уроках технологии, вносятся коррективы в ранее принятые решения, девочки учатся работать с технологической документацией. Всё это формирует технологическую компетентность.

Технологические компетенции рассматриваю и как составную часть профессиональной компетентности, необходимую для участия в Чемпионатах JuniorSkills (2019 – 4 место на Региональном этапе по компетенции «Технология моды»).

Для формирования компетентности в сфере социально-трудовой деятельности, в том числе умения анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, учащиеся выполняют проблемно-ситуационные задания, моделирующие различные ситуации и позволяющие продемонстрировать способность решать конкретные практические проблемы (например, проекты в разделе «Домашняя экономика» 8 класс). Для развития экономической активности учащихся предлагаю следующие виды работ: разработка бизнес-плана, проведение моделирующих деловых игр, основанные на проектной деятельности школьников. Экономическое обоснование проекта, дает возможность представить полный расчет затрат на изготовление изделия, выполнение обоснования рассматривается с учетом семейного бюджета.

Один из аспектов социально-трудовой компетенции умение действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, в этом нам помогает экспертиза изделия. Оценивание – это имитация профессиональной экспертизы.

Умение владеть этикой трудовых взаимоотношений, владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, исполнителя, зрителя – нам помогает презентация творческих проектов – коммуникативная компетенция. Предварительно проект защищается в группе, затем дорабатывается и защищается окончательно. Участники проекта делятся своими мнениями, отвечают на поставленные вопросы, дополняют ответы. Рейтинговая оценка творческого проекта складывается из суммы средней оценки экспертов, самооценки исполнителя работы и оценки учителя.

Каждый этап проекта отражается в дизайн - папке, где у учащихся собирается своеобразный портфолио «Мои проекты» по классам. Сочетание двух технологий: технологии проектного обучения и технологии «портфолио» дает хорошие показатели обучения.

Замечу, что очень важны уроки-конференции, когда предлагается вниманию одноклассников защита проекта. Развивается самостоятельность мышления, умение выступать перед аудиторией, отделение от главного второстепенного, ответственность за свою работу.

Уроки по типу « мастерской», где ребята обучают новым технологиям, не только своих друзей, но и меня. А это отражает коммуникативная образовательная компетенция.

Очень органично вписываются информационные технологии в структуру проектной деятельности. Я в своей работе получаю необходимую информацию с помощью компьютерных программных средств: поиска Интернета, электронных информационно-справочных систем, электронных учебных пособий. Мне и моим ученикам при подготовке к занятиям и защите проектов помогают следующие компьютерные программы:

– работа в Word: тексты документально-методических комплексов, тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и т.д.;

– работа в Power Point: мультимедийные презентации учителя и учеников – сопровождение лекций, организация самостоятельной работы;

– работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;

– использование Internet и медиа-ресурсов: дополнительный материал (тексты, карты, иллюстрации, музыка и т.д.);

-работа в Microsoft Office Publisher: создание буклетов.

Процесс обучения учащихся на уроках технологии приобретет интегративный характер, если будет основан на внедрении в него дополнительных профессиональных программ обучения. Участие в проекте: «Ты – предприниматель | Junior» и  информационно-образовательная смена по предпринимательству «МОЙ БИЗНЕС | CAMP» позволили сформировать у учащихся знания и навыки по основам предпринимательской деятельности, а также определиться с выбором будущей профессии.

Формированию экономических компетенций школьников в условиях проектной деятельности также способ­ствовала внеурочная работа. При реализации проектов: «Школьная сувенирная фирма», «Агрофирма «Цветочная планета»» в ходе деловых игр создавали визитные карточки, предла­гали организацию фирмы, разрабатывали её бренд и рекламу, составляли схемы, графики, диа­граммы, выражающие экономические механизмы, проходили весь производственный цикл создания товара.

Социально-трудовая компетенция формируется через проект озеленения пришкольной территории(20 лет руковожу практикой на пришкольном участке).

Я стремлюсь привлечь к творческой деятельности детей заинтересованных, увлеченных художественной обработкой материалов. Для этого мною разработаны и апробированы рабочие программы: «Художественная вышивка», «Лоскутная техника», «Конструирование и моделирование легкого платья», «Ступеньки к мастерству», «Живопись шерстью», «Куклы из фоамирана» имеющие адресную направленность, ставящие своей целью привлечь к кружковой деятельности подростков.

Результатом внеурочной деятельности является успешное участие выполненных творческих работ учащихся в муниципальных, Областных и Всероссийских конкурсах проектов. Систематически участвуем в городских и районных выставках декоративно - прикладного искусства, проводимых в ДДТ г. Черепаново.

Важной целью проектирования по «Технологии» является диагностика, которая позволяет оценивать результаты, как динамику развития каждого школьника. На диагностическом этапе проекта был проведен анализ затруднений учащихся в проектной деятельности посредством анкетирования учащихся 7-8 классов. Результаты анкетирования и наблюдений показали следующее: учащиеся испытывают трудности в оформлении проектной документации, в определении существенной проблемы и способов ее разрешения; неумение мыслить и решать задачи творчески; большая часть школьников выполняют учебные проекты для удовлетворения, в основном, своих потребностей.

Показатели эффективности проектной технологии:

1. Результаты диагностики за 2 год, показали стабильность формирования у учащихся ключевых компетенций.

2. увеличение количества обучающихся, занятых во внеурочной деятельности;

3. повышение мотивации к изучению предмета «Технология»;

4. рост числа победителей и призеров в городских и областных конкурсах;

5. увеличение количества выпускников, поступающих на технологический профиль.

Вывод: Обучение учащихся началам исследовательской деятельности через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую работу при систематическом применении проектно-исследовательского подхода в обучении представляет поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование основных компетенций обучающихся. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания раскрывает определенные возможности для их формирования. Однако главная роль в этом принадлежит образовательной области «Технология».

     Литература:

Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/

Кудрявцев, А. Проектирование и управление развитием единой информационной среды школы / А. Кудрявцев // Директор школы. – 2007. – № 1. – С. 14–20.

Маркачев, А.Е. Применение метода проектов в школьной практике/ А.Е. Маркачев, Т.А. Боровских, Г.М. Чернобельская // Химия в школе. – 2007. – № 2. – С. 34–36

Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .

Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.

Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.