Педагогический совет «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности - путь к успешной социализации личности школьника»
Педагогический совет: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности – путь к успешной социализации личности школьника» Презентацию подготовила: учитель географии высшей квалификационной категории Зайцева Светлана Дмитриевна
Понятие «коммуникативная компетенция» Коммуникативная компетенция – одна из ключевых компетенций, обеспечивающая успешную социализацию, адаптацию и самореализацию обучающихся в современных условиях жизни. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Задачи формирования коммуникативной компетенции Основные задачами формирования коммуникативной компетенции формирование функциональной грамотности учащихся формирование продуктивных навыков и умений в различных видах устной и письменной речи формирование у учащихся “общелингвистической компетентности”, что необходимо для успешного овладения другими предметами
Коммуникативные технологии технологии педагогического общения технологии разрешения конфликтов технологии дискуссии технологии педагогических мастерских технологии проектной деятельности и другие.
Сильные стороны Педагоги адекватно оценивают отбор содержания учебного материала, что позволяет определять степень сложности изучаемой темы и владеют достаточной информацией в рамках конкретной темы урока. Педагоги используют на уроках всевозможные средства обучения: таблицы, схемы, рисунки, географические карты, микроскопы, дополнительную литературу, что помогает в свою очередь обеспечить успешное сопровождение учебно – воспитательного процесса. У педагогов школы наблюдается позитивный настрой на уроке, речь яркая, эмоциональная, взаимоотношения между учителем и учеником доброжелательные.
Сильные стороны Учащиеся адекватно воспринимают устную речь учителя и передают содержание прослушанного текста в соответствии с целью учебного задания, приводят собственные примеры, при подготовке к уроку используют различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет - ресурсы и др. Педагоги внимательно выслушивают учеников во время ответов, работают с вопросами на уточнение и понимание учебного материала, многие используют вопросы на осмысление (зачем? почему? как?), оказывают помощь при выполнении письменных заданий, используют похвалу своих учеников, что способствует созданию ситуации успеха.
Слабые стороны Во многих просмотренных уроках отсутствовали четкая постановка целей и задач, в основном это был план урока, нет оценки деятельности этапов урока, а это в свою очередь не позволило педагогам объективно оценить степень реализации поставленных целей. Учителя неадекватно понимают выражение «деятельностный подход», поэтому отсутствует включенность учащихся в деятельность на уроке, что в свою очередь негативно сказывается на реализации принципов личностно-ориентированного обучения.
Слабые стороны Используются однообразные формы и методы работы на уроках, присутствует в основном фронтальная и индивидуальная форма опроса учащихся, отсутствуют межпредметные связи, мало внимания педагоги уделяют творческой работе школьников, не используются возможности парной и коллективной работы. Во время ответов учащихся не даётся задание классу, т. е. большинство из них являются пассивными слушателями, очень часто ученики отвечают только с учебником, а учитель мало внимания уделяет этому аспекту и необъективно оценивает ответ.
Слабые стороны Не организуется взаимодействие детей во время работы на уроке, очень часто учитель берёт инициативу в свои руки, лишая учащихся активности, что приводит к пассивному ожиданию указаний учителя, не способствует развитию навыков самостоятельности, не способствует социализации личности школьников. На уроках преобладает монологический стиль общения учителя с учениками, т.е. на уроке в основном говорит учитель, дети вставляют только реплики или дают односложные ответы, объем высказываний учащихся на уроке невелик. Лексический запас недостаточный, допускаются речевые ошибки. Время говорения учеников на уроке в основном не сопоставимо со временем говорения учителя.
Слабые стороны Во многих классах на уроках учащиеся не проявляют учебной самостоятельности, выводы делают с помощью учителя, не всегда аргументируют свою точку зрения. Практически на всех посещенных уроках ответственность за оценивание ответов учащихся берет на себя учитель, а обучающиеся в оценке результата своей работы или работы одноклассника не участвуют.
Слабые стороны Система оценивания должна строиться на основе рефлексии и содержать как качественные, так и количественные способы оценивания. В ходе анализа было выявлено, что большинство педагогов в своей деятельности используют репродуктивный уровень подачи учебного материала, не работают в логике развивающего обучения. Отсутствует учебная мотивация учащихся, уроки не всегда интересны и занимательны.
Решение педсовета Изучить и внедрить в практику положительный опыт педагогов школы. Организовать в 2022 – 2023 учебном году взаимопосещение уроков для педагогов и продолжить работу по формированию коммуникативных компетенций учащихся в урочной и внеурочной деятельности с целью повышения качества преподавания. Провести диагностику сформированности коммуникативной компетенции учащихся. Продолжить изучение требований федеральных государственных образовательных стандартов по предметам.