12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бабкина Галина Алексеевна361
Россия, Вологодская обл.

Формирование читательской компетентности младших школьников в учебной и внеучебной деятельности


«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.»
В. А. Сухомлинский.


В современном обществе формирование читательской компетентности является особенно значимыми и выходит на мировой уровень. Снижение уровня грамотности, образования, культуры и чтения является актуальной проблемой в настоящее время.

Чтение – это базовое умение для российского образования и жизни в нашем обществе. По результатам анкетирования выяснили, что младшие школьники и их родители мало читают, теряют интерес к чтению. Если человек не будет читать, он не будет развивать умения, способности, которые приобретает в процессе чтения. В большей степени современные дети являются зрителями, чем читателями и слушателями. Чтение – обязательная учебная деятельность любого урока. Обучающиеся читают мало или совсем не читают, поэтому у них появляются затруднения в изучении остальных предметов.

Выпускник начальной школы должен самостоятельно, уверенно и бегло читать художественные произведения, извлекать из прочитанного нужную информацию, различать и распознавать типы текстов, литературные жанры, обсуждать прочитанное, анализировать особенности сюжета, ответить на вопросы по прочитанному тексту, составить характеристику героев, пересказывать текст. В связи с этим необходимо формировать читательскую компетентность: необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребёнку свободно ориентироваться в разнообразии книг, развивать библиографическую грамотность, способствовать позитивному отношению к чтению.

Учителя начальных классов знают, какие трудности возникают в обучении детей технике чтения.  Нужно воспитать увлечённого читателя в условиях современного обучения. Ведь научиться складывать из букв слоги, читать слова, овладеть скоростью и выразительностью чтения ещё не значит стать настоящим читателем. Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, волевые качества, эстетические потребности и способности. Чтение способствует развитию личности, а развивающаяся личность испытывает потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.

Во всех школах внедряется раннее обучение компьютерным технологиям. Социологи, исследующие сферу интересов и занятости современных детей, утверждают, что телевидение и компьютерные игры находятся на первом месте в системе приоритетов школьников. Это подтверждает и опрос среди учащихся класса, проведённый в декабре 2020 года (1 класс). В анкетировании участвовало 20 учащихся. На вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» были даны следующие ответы: гулять – 25% учащихся, смотреть ТВ – 40%, играть на планшете – 25%, читать книги – 10%. К сожалению, данные компьютерные технологии не способствуют развитию интеллектуальной личности, испытывающей потребность в чтении.

Как сформировать у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения на уроках и во внеурочное время? Целью работы является выявление эффективных приёмов организации деятельности младших школьников, способствующих формированию читательской компетентности в условиях современного образования. Исходя из цели, определим следующие задачи: включение нетрадиционных приёмов работы с текстом в разработки уроков; формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста; развитие устной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой.

Интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда школьник свободно владеет осознанным чтением и у него будут развиты учебно-познавательные мотивы. Поэтому одним из способов повышения качества чтения необходимо признать целенаправленное управление обучением чтению. Эффективной может быть система специальных упражнений и разнообразных вариантов действий, активно влияющих на основные параметры чтения, способствующие формированию навыка осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом.

Над проблемой восприятия художественного произведения работали многие исследователи: И.А. Зимняя, О.И. Никифорова, Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей, Н.Г. Морозова и другие. М.С. Соловейчик утверждает, что способность к образному анализу художественного произведения сама собой не формируется. Адекватное восприятие формируется в процессе анализа произведения, который должен быть совместным раздумьем вслух, что со временем позволит ребёнку самостоятельно разобраться в прочитанном. Ученик нуждается в помощи учителя для осмысленного анализа и оценки содержания книги.

Плёнкин Н. А. рассматривает проблему развития речи через систему языковых упражнений и приёмов, в основе которой лежит работа над повествованием, описанием, рассуждением и текстами смешанных типов речи, позволяющих более внимательно и продуктивно работать со словом, с кратким и подробным пересказом, с написанием изложений и сочинений.

Каковы же основные приёмы формирования читательской компетенции при проведении занятий у младших школьников, в частности, у первоклассников?

1. На каждом уроке обучения грамоте следует проводить речевую зарядку для развития фонематического слуха и артикуляции, использовать пословицы, поговорки, скороговорки, детские песенки. С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения: загадки, «найди слово», ребусы, чтение за «диктором», «подскажи словечко», «угадай сказку» (демонстрация заданий на экране). На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, учатся выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи. Дети учатся ясно, выразительно, кратко выражать свои мысли, формулировать и задавать вопросы учителю.

2. Необходима работа с трудночитаемыми и непонятными по значению словами для приобретения навыка уверенного чтения. В тексте учебника находим слова, которые требуют пояснения. Если незнакомых слов много, то обязательно включаем их в беседу (презентацию с иллюстрациями), подводящую к новому материалу, чтобы при чтении текста сохранились его целостность, эмоциональность и художественность. Если дети не знают значение слов, то и текст им не понятен. Такую словарную работу, где незнакомые слова требуют подробного объяснения, к сожалению, приходится проводить почти к каждой статье: уменьшился словарь детей, изменился быт людей. Очень простые слова, к примеру, «плуг», «комбайн» приходится объяснить путём картинных презентаций. Детей приучаем к правилу работы с неизвестными для них словами – спроси у родителей или учителя, посмотри в словаре или интернете. Огромное количество слов нужно усвоить детям, чтобы потом употреблять их в своей речи. Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения: демонстрационные картины и таблицы, иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; презентации сюжетных картинок; электронные презентации.

3. Первое чтение текстов должен проводить учитель, только он может показать правильное, грамотное, эмоциональное чтение. Иногда можно использовать записи стихотворений, басней, коротких рассказов в исполнении актёров театра и кино.

4. Сложно построить работу на уроке таким образом, чтобы говорил каждый ребёнок, особенно в 1 классе нужно заниматься собственно чтением не менее 25 минут, включая речевые зарядки. Нужно следить за тем, чтобы дети слушали остальных, не перебивали.

5. Особое внимание нужно уделять оценке работы учащихся на уроке, похваливать детей, чтобы не отбить у них желание учиться: читать, обсуждать прочитанное, мыслить.

6. Личным примером формировать читательскую необходимость в книге. Учитель демонстрирует интересные книги, зачитывает отрывки, затем даёт возможность детям самостоятельно рассказать о своей книге. Выставки книг меняются еженедельно. Таким образом, появляется интерес и любовь к книге и чтению. Занятия по внеклассному чтению строятся по следующему алгоритму: показ учащимся книги, которую предстоит читать; подготовка детей к восприятию избранного произведения; чтение учителем этого произведения вслух; рекомендации к самостоятельной работе дома.

7. Сотрудничество с родителями играет значительную роль. Нужно убедить родителей, что книга до сих пор остаётся лучшим подарком для ребёнка. Процесс формирования читательской компетентности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и их родителей. Важно, чтобы и в классе, и дома царила атмосфера любви и интереса к чтению. Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.

8. Ещё один путь поддержания интереса к книге, чтению, развитию речи первоклассника, а в дальнейшем и на основном этапе формирования читательской компетенции – проведение интегрированных уроков, например, чтение – изобразительное искусство, письмо – технология. Ребята с большим удовольствием рисуют картинку, делают аппликацию по пройденному на уроке чтения или письма материалу, делятся впечатлениями от увиденного, услышанного, изученного с родителями, закрепляя результаты своей деятельности. Таким образом, ученики совершенствуют учебные универсальные действия, что ведёт к развитию у них ключевых компетенций, в том числе и читательской.

9. Домашнее задание по чтению должно быть отработано на уроке: прочитан и осмыслен текст, проведена словарная работа с карандашом. Карандашные пометки нужно делать с первых дней учёбы в школе: задания типа «подчеркните в тексте изученную букву», «найдите слова, которые обозначают действия», «подчеркните собственные имена», «обведите в кружок слова - помощники». Поиск и выделение главного на данном этапе в тексте стихотворения, рассказа, сказки способствует формированию читательской компетенции у младших школьников.

Таким образом, приёмы по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, жужжащее чтение, работа со скороговорками и т.д. Отмечают четыре стороны навыка чтения: правильность, сознательность, беглость, выразительность.

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

3. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства. В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

Для формирования читательской, а также других ключевых компетенций у младших школьников, необходима постоянная система работы со словом. Ученик, у которого сформированы читательские компетенции будет владеть качественным навыком чтения, умением работы с текстом, владеть читательской самостоятельностью в работе с книгой, иметь читательский кругозор, полноценно воспринимать художественные произведения и осваивать научно – познавательные тексты. Помочь ребёнку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых (родителей и педагогов).

Формирование читательской компетенции младших школьников в условиях самостоятельного обучения является не эффективным. Основными причинами являются следующие:

- младшие школьники ещё не могут самостоятельно овладевать полноценным чтением, при проведении уроков часто отвлекаются, быстро утомляются, не усваивают пройденный материал в связи с возрастными особенностями;

- работа по формированию читательской компетентности учеников начальных классов должна вестись систематически (на уроках чтения, во внеклассной работе, в работе с родителями); при проведении занятий с помощью образовательных платформ всегда можно использовать разнообразные формы и методы;

- ведя наблюдения за детьми, осуществляя мониторинг, трудно получить точную картину возможностей каждого, и сделать работу по формированию читательской компетентности и развитию детей более эффективной.  

В работе учителя по формированию читательской компетенции младших школьников возможно применять современные технологии для проведения уроков, соответствующие возрастным особенностям младших школьников.

Список литературы

Национальная программа поддержки и развития чтения. // Школьная библиотека .- 2006.- № 9, 10.

Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.

Горецкий В.Г., Оморокова М.И. Вопросы методики чтения в начальной школе. – М.: Просвещение, 1984.

Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения// начальная школа. – 1994. – №6.

Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению. // Начальная школа. – 2005. – №7.

Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на компетентностной (деятельностной) основе: учебное пособие. - Ульяновск: УИПКПРО,2009.

Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2006.

Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. – 2007. -№11. - С.15-17.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.