Планирование образовательной программы «Азбука безопасности»
Педагогический совет
Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Цель: систематизация знаний педагогов по развитию познавательно- исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.
Повестка дня:
1. О выполнении решения предыдущего педагогического совета №1 от 30.08.2021г. (И.о.заведующего Тимофеева Е.В.)
2. «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ». (Старший воспитатель Приходько М.В.).
3. Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». (Старший воспитатель Приходько М.В.)
Практическая часть.
4.Педагогический виртуальный пробег «Лучшая педагогическая практика» по итогам тематической недели. (Воспитатели ДОУ)
5. Мастер-класс по организации детского экспериментирования.
6. Подведение итогов и принятие решений.
Ход педагогического совета.
1. О выполнении решения предыдущего педагогического совета. И.о.заведующего ДОУ- Тимофеева Е.В.
В соответствии с решением педсовета №1 от 30.08.2021года утверждена рабочая программа воспитания, которая имеется на официальном сайте дошкольного учреждения. Утвержден и принят годовой план работы, по которому осуществляется методическая работа ДОУ. Изменена основная образовательная программа ДОУ, которая также имеется на сайте дошкольной образовательной организации. Приведена в порядок рабочая документация воспитателей. Утвержден график аттестационной комиссии на соответствие занимаемой должности ДОУ.
2. «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ».
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Ральф У.Эмерсон
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он узнал, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»
Лев Семёнович Выгодский.
Дети по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал» Василий Александрович Сухомлинский.
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».
В рамках требований Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через самостоятельную исследовательскую деятельность.
Задачи:
- способствовать формированию коммуникативных навыков;
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
Принципы.
Основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности - создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов;
принцип деятельности - новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми;
принцип вариативности - формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества - ориентация на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
Интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства
Эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью
Творческие — воображение, создание новых моделей, образов
Регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений
Главное достоинство метода экспериментирования – реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач:
* развитие экспериментальной и конструктивной деятельности
* формирование целостной картины мира расширение кругозора детей
* развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка
Условия:
* создание развивающей среды, обеспечивающую свободу выбора ребёнка
* компетентность педагога
Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание
Итак, детское экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского экспериментирования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.
И хочется закончить китайским изречением:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Методические рекомендации:
1. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения или трудовой деятельности.
2. Цель и задачи эксперимента должны быть ясны детям.
3. При проведении опыта нельзя наносить ущерб окружающей природе.
4. Подводить детей в процессе опыта к Самостоятельным выводам.
5. Обеспечить детям безопасные условия для проведения опыта.
6. Применять полученные знания в продуктивной деятельности детей.
Что нужно делать
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
6.Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
7.Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
8.Создавайте ситуацию успешности
Чего нельзя делать
1.Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.
2.Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
3.Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
4.Нельзя запрещать без объяснения.
5.Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
6.Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
7.Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
8.Дети бывают импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним
3. Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». (Старший воспитатель Приходько М.В.)- прилагается.
4.Педагогический виртуальный пробег «Лучшая педагогическая практика» по итогам тематической недели. (Воспитатели ДОУ)
5. Мастер-класс.
Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.
Наше совместное путешествие в страну простых детских фокусов, опытов и экспериментов начинается. Пришло время более глубоко познакомиться с неизведанным окружающим миром, по-другому взглянуть на вещи, которые нам уже знакомы. Давайте поэкспериментируем. Возьмём простые, привычные нам предметы и посмотрим на что они ещё способны.
Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир весёлой науки, давайте вспомним, какие навыки развивает исследовательская деятельность?
Ответы: В процессе исследовательской деятельности у детей, развивается:
Любознательность
Наблюдательность
Инициативность
Активность
Эмоциональность
Настойчивость
Общительность
Аккуратность
Усидчивость
Расширение кругозора
- Молодцы! приступаем к путешествию. Чтобы понять, с чем связан наш первый эксперимент, давайте отгадаем загадку.
Кто на солнышке цветет?
Кто пчеле подарит мед?
(Цветок)
-Молодцы, первый наш эксперимент называется «Засохшие цветы». Нам понадобится: миска с водой, вырезанный из бумаги - цветок.
-Посмотрите наши цветы засохли. Их нужно срочно спасти. Как? (ответы)
Проведение: Опустите цветы на воду и посмотрите, что произойдет (Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться).
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: цветы сделаны из бумаги, бумага намокает вбирает в себя воду, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
6.Подведение итогов и принятие решений.
По итогам педсовета можно сделать вывод: в младшем возрасте воспитатель – источник информации, а в старшем – создаёт условия и руководит познавательной деятельностью.
Проект решение педагогического совета № 2 от 24.12.2021г.
1. Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту.
Ответственные: воспитатели.
2. Пересмотреть календарное планирование в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание детскому экспериментированию во всех режимных моментах.
Ответственные: воспитатели.
Дата: в течение года
3. Для фиксации результатов опыта и наблюдений использовать дневники. (Старшие группы)
Ответственные: воспитатели.
4. Организация круглого стола для педагогов по данной теме.
Ответственные: старший воспитатель
Срок: 18 января 2022 год
5. Старшим воспитателям провести повторную проверку по пополнению РППС по экспериментальной деятельности в группах.
Ответственные: старший воспитатель
Срок: 01февраля 2022 год
6. Используя материалы педсовета, подготовить и провести родительские собрание на тему «Растим любознательных»
Ответственные: воспитатели.
Дата: до 30 марта 2022 года
7. Подготовка к педагогическому педсовету № 3.