Программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности» (3 класс)
Программа внеурочной деятельности
«Азбука безопасности»
(3 класс)
Автор:
Чаликова Л.И.,
учитель начальных классов,
МОУ Лицей №9, Волгоград
Пояснительная записка
Введение
Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед школой, педагогами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры. В последнее время уже не вызывает сомнения важность задачи научить детей распознавать опасные ситуации, уметь защитить себя. Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в детском возрасте - важнейшая составная часть процесса формирования общей культуры.
Направленность
Курс «Азбука безопасности» - программа социальной направленности. Курс «Азбука безопасности» для 3 класса посвящен одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретению ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни условиях, а также при оказании помощи пострадавшим.
Цель курса – создание условий для воспитания у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
Задачи курса:
обучать учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;
раскрывать систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;
прививать учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;
формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Отличительные особенности
Программа занятий состоит из четырёх разделов («Безопасное поведение на улице», «Безопасное поведение дома», «Твоё здоровье», «Безопасное поведение в природе»).
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
- работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Игровые технологии, видео-уроки применяемые в программе, дадут возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения дома, на дорогах и улицах.
Основными принципами программы являются:
Системность;
Доступность;
Целостность;
Рефлексивность;
Сотворчество;
Принцип возрастного соответствия;
Системность содержания обеспечивается логикой построения учебного материала.
Целостность содержания - учитывать знания и интересы учащихся, полученные в ходе обучения.
Доступность осуществляется подбором упражнений и заданий в зависимости от подготовленности детей (т.е. работа ведётся в зоне «ближайшего развития»).
Рефлексивность заключается в обязательном разъяснении значения для развития и здоровья детей каждого упражнения и задания.
Принцип сотворчества предусматривает выполнение упражнений и заданий учащимися вместе с учителем, родителями и друг с другом.
Принцип возрастного соответствия означает, что профилактика должна соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития детей.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;
-первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
-первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
Изучение данного курса позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
-формирование у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде
всего образовательных задач:
-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний
о разных его сторонах и объектах;
-расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;
-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
-расширение кругозора и культурного опыта школьника.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания и конструировании курса особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов изучения.
С этой целью планируется у учащихся формирование следующих универсальных учебных действий:
-познавательные как способность применять для решения практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
-регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой,
исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
-коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Срок реализации – 1 год.
Формы занятий - теоретические и практические занятия.
Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Ожидаемый результат:
Применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
Участие в лицейских, районных, городских, областных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, викторинах.
К концу прохождения курса учащиеся должны знать:
- общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.
- наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Основные дорожные знаки. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
- правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;
- источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
- опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;
- правила безопасного поведения при возникновении пожара или утечке газа в доме;
- правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу;
- опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.
- правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
- ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
- правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.
Содержание курса.
Раздел №1.Безопасное поведение на улице – 12 часов.
1.Вводное занятие. Как рождаются опасные события.
2.Внимание, дорога! Светофор – наш друг и помощник.
3.Путешествие в страну дорожных знаков.
4.Опасные ситуации на дороге.
5. На загородной дороге.
6. Мы – пассажиры.
7. Практическое занятие по общим правилам перехода проезжей части дороги.
8. Опасности улицы.
9. Как вести себя с незнакомыми людьми на улице.
10. Твой двор.
11. Терроризм – это опасно!
12. Если ты потерялся. Твои координаты.
Раздел №2.Безопасное поведение дома – 7 часов.
1.Как могут стать опасными обычные домашние вещи.
2. Как подружиться с электричеством.
3. Что делать при запахе газа.
4. Огонь – враг и друг.
5. Разговор по телефону.
6. Если кто-то звонит в твою дверь.
7. Поговорим о домашней аптечке.
Раздел №3. Твоё здоровье – 7 часов.
1. Личная гигиена.
2. Витамины – наши друзья.
3. Как не простудиться.
4. Чем важен сон.
5. О вкусной и здоровой пище.
6. Вредные привычки.
7. Если ты поранился.
Раздел №4.Безопасное поведение в природе – 7 часов.
1. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
2. Как не заблудиться в лесу.
3.Ядовитые растения и грибы.
4.Правила безопасности на воде.
5.Безопасность при любой погоде.
6.Мы и животные.
7. Когда кусаются насекомые.
Методическое обеспечение
1. А. Усачев, А. Березин «Школа безопасности 3-4 класс», Пробный учебник для общеобразовательных учреждений, М: Издательство АСТ-ЛТД ИПС 1997г
2. Г.Н.Шевченко. Основы безопасности жизнедеятельности 3 класс Волглград,2003г
Календарно-тематическое планирование программы
№ п/п |
Раздел |
Тема |
Всего часов |
Теоретических |
Практических |
1 |
I Раздел Безопасное поведение на улице |
Вводное занятие. Как рождаются опасные события |
12 |
11 |
1 |
2 |
Внимание, дорога! Светофор – наш друг и помощник. |
||||
3 |
Путешествие в страну дорожных знаков. |
||||
4 |
Опасные ситуации на дороге. |
||||
5 |
На загородной дороге. |
||||
6 |
Мы – пассажиры. |
||||
7 |
Практическое занятие по общим правилам перехода проезжей части дороги. |
||||
8 |
Опасности улицы |
||||
9 |
Как вести себя с незнакомыми людьми на улице. |
||||
10 |
Твой двор. |
||||
11 |
Терроризм – это опасно! |
||||
12 |
Если ты потерялся. Твои координаты. |
||||
13 |
II Раздел Безопасное поведение дома |
Как могут стать опасными обычные домашние вещи. |
8 |
7 |
1 |
14 |
Как подружиться с электричеством |
||||
15 |
Что делать при запахе газа. |
||||
16 |
Огонь – враг и друг. |
||||
17 |
Разговор по телефону |
||||
18 |
Если кто-то звонит в твою дверь. |
||||
19 |
Поговорим о домашней аптечке. |
||||
20 |
Практическое занятие «Безопасность в доме» |
||||
21 |
III Раздел: Твоё здоровье |
Личная гигиена. |
7 |
6 |
1 |
22 |
Витамины – наши друзья. |
||||
23 |
Как не простудиться |
||||
24 |
Чем важен сон. |
||||
25 |
О вкусной и здоровой пище. |
||||
26 |
Вредные привычки |
||||
27 |
Практическое занятие «Если ты поранился». |
||||
28 |
IV Раздел Безопасное поведение в природе |
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. |
7 |
6 |
1 |
29 |
Практическое занятие «Как не заблудиться в лесу». |
||||
30 |
Ядовитые растения и грибы. |
||||
31 |
Правила безопасности на воде. |
||||
32 |
Безопасность при любой погоде. |
||||
33 |
Мы и животные |
||||
34 |
Когда кусаются насекомые. |
||||
Итого: |
34 |
30 |
4 |
Литература
1. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998
2. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985 .
3. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997
4. С.Н.Подгорная. Тематические недели в начальной школе. Москва-Ростов – на –Дону. ИЦ «МарТ» 2004г.