12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чаликова Любовь Ивановна2416
Работаю в МОУ Лицей №9 имени заслуженного учителя школы РФ А.Н. Неверова Дзержинского района Волгограда учителем начальных классов. Стаж работы 40 лет, учитель высшей категории.
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Программа внеурочной деятельности

«Азбука безопасности»

(3 класс)

Автор:

Чаликова Л.И.,

учитель начальных классов,

МОУ Лицей №9, Волгоград


 


 

Пояснительная записка

Введение

Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед школой, педагогами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры. В последнее время уже не вызывает сомнения важность задачи научить детей распознавать опасные ситуации, уметь защитить себя. Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в детском возрасте - важнейшая составная часть процесса формирования общей культуры.

Направленность

Курс «Азбука безопасности» - программа социальной направленности. Курс «Азбука безопасности» для 3 класса посвящен одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретению ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни условиях, а также при оказании помощи пострадавшим.

Цель курса – создание условий для воспитания у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.

Задачи курса:

обучать учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;

раскрывать систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;

прививать учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;

формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

Отличительные особенности

Программа занятий состоит из четырёх разделов («Безопасное поведение на улице», «Безопасное поведение дома», «Твоё здоровье», «Безопасное поведение в природе»).

Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

 Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
- работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Игровые технологии, видео-уроки применяемые в программе, дадут возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения дома, на дорогах и улицах.

Основными принципами программы являются:

Системность;

Доступность;

Целостность;

Рефлексивность;

Сотворчество;

Принцип возрастного соответствия;


 

Системность содержания обеспечивается логикой построения учебного материала.

Целостность содержания - учитывать знания и интересы учащихся, полученные в ходе обучения.

Доступность осуществляется подбором упражнений и заданий в зависимости от подготовленности детей (т.е. работа ведётся в зоне «ближайшего развития»).

Рефлексивность заключается в обязательном разъяснении значения для развития и здоровья детей каждого упражнения и задания.

Принцип сотворчества предусматривает выполнение упражнений и заданий учащимися вместе с учителем, родителями и друг с другом.

Принцип возрастного соответствия означает, что профилактика должна соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития детей.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- элементарные представления о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;

-первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

-первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

Изучение данного курса позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

-формирование у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;    

-развитие самостоятельности суждений.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде

всего образовательных задач:

-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний

о разных его сторонах и объектах;

-расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;

-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

-расширение кругозора и культурного опыта школьника.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания и конструировании курса особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов изучения.

С этой целью планируется у учащихся формирование следующих универсальных учебных действий:

-познавательные как способность применять для решения практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

-регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой,

исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

-коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Срок реализации – 1 год.

Формы занятий - теоретические и практические занятия.

Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Ожидаемый результат:

Применение полученных знаний и умений в практической деятельности.

Участие в лицейских, районных, городских, областных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, викторинах.

К концу прохождения курса учащиеся должны знать:

 общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.

- наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Основные дорожные знаки. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
- правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;

- источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
 - опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;     

-  правила безопасного поведения при возникновении пожара или утечке газа в доме;
 -  правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу;
 -  опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.

 - правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;

- ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
- правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.

 

Содержание курса.

Раздел №1.Безопасное поведение на улице – 12 часов.

1.Вводное занятие. Как рождаются опасные события.

2.Внимание, дорога! Светофор – наш друг и помощник.

3.Путешествие в страну дорожных знаков.

4.Опасные ситуации на дороге.

5. На загородной дороге.

6. Мы – пассажиры.

7. Практическое занятие по общим правилам перехода проезжей части дороги.

8. Опасности улицы.

9. Как вести себя с незнакомыми людьми на улице.

10. Твой двор.

11. Терроризм – это опасно!

12. Если ты потерялся. Твои координаты.

Раздел №2.Безопасное поведение дома – 7 часов.

1.Как могут стать опасными обычные домашние вещи.

2. Как подружиться с электричеством.

3. Что делать при запахе газа.

4. Огонь – враг и друг.

5. Разговор по телефону.

6. Если кто-то звонит в твою дверь.

7. Поговорим о домашней аптечке.

Раздел №3. Твоё здоровье – 7 часов.

1. Личная гигиена.

2. Витамины – наши друзья.

3. Как не простудиться.

4. Чем важен сон.

5. О вкусной и здоровой пище.

6. Вредные привычки.

7. Если ты поранился.

Раздел №4.Безопасное поведение в природе – 7 часов.

1. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

2. Как не заблудиться в лесу.

3.Ядовитые растения и грибы.

4.Правила безопасности на воде.

5.Безопасность при любой погоде.

6.Мы и животные.

7. Когда кусаются насекомые.

Методическое обеспечение

1. А. Усачев, А. Березин «Школа безопасности 3-4 класс», Пробный учебник для общеобразовательных учреждений, М: Издательство АСТ-ЛТД ИПС 1997г

2. Г.Н.Шевченко. Основы безопасности жизнедеятельности 3 класс Волглград,2003г

Календарно-тематическое планирование программы

п/п

Раздел

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

I Раздел

Безопасное поведение на улице

Вводное занятие. Как рождаются опасные события

12

11

1

2

Внимание, дорога! Светофор – наш друг и помощник.

     

3

Путешествие в страну дорожных знаков.

     

4

Опасные ситуации на дороге.

     

5

На загородной дороге.

     

6

Мы – пассажиры.

     

7

Практическое занятие по общим правилам перехода проезжей части дороги.

     

8

Опасности улицы

     

9

Как вести себя с незнакомыми людьми на улице.

     

10

Твой двор.

     

11

Терроризм – это опасно!

     

12

Если ты потерялся. Твои координаты.

     

13

II Раздел

Безопасное поведение дома

Как могут стать опасными обычные домашние вещи.

8

7

1

14

Как подружиться с электричеством

     

15

Что делать при запахе газа.

     

16

Огонь – враг и друг.

     

17

Разговор по телефону

     

18

Если кто-то звонит в твою дверь.

     

19

Поговорим о домашней аптечке.

     

20

Практическое занятие «Безопасность в доме»

     

21

III Раздел:

Твоё здоровье

Личная гигиена.

7

6

1

22

Витамины – наши друзья.

     

23

Как не простудиться

     

24

Чем важен сон.

     

25

О вкусной и здоровой пище.

     

26

Вредные привычки

     

27

 

Практическое занятие «Если ты поранился».

     

28

IV Раздел

Безопасное поведение в природе

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

7

6

1

29

Практическое занятие «Как не заблудиться в лесу».

     

30

Ядовитые растения и грибы.

     

31

Правила безопасности на воде.

     

32

Безопасность при любой погоде.

     

33

Мы и животные

     

34

Когда кусаются насекомые.

     

Итого:

34

30

4

Литература

1. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998

2. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985 .

3. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997

4. С.Н.Подгорная. Тематические недели в начальной школе. Москва-Ростов – на –Дону. ИЦ «МарТ» 2004г.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.