Рабочая программа по образовательной программе «Азбука Земли»
Особенности организации образовательного процесса
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука Земли» естественнонаучной направленности разработана в рамках реализации Национального проекта «Образование», Федерального проекта «Успех каждого ребенка», проекта «Школа возможностей» Программы развития системы образования в Невском районе Санкт-Петербурга, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в государственных бюджетных образовательных учреждениях, в поддержку проекта «Эколята – дружные ребята».
Целью программы является формирование у детей осмысленного понимания себя в мире природы, личного опыта взаимодействия с окружающим миром, приобретение системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия.
Реализация поставленной цели требует решение следующих задач:
обучающие:
формировать знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира, прививая бережное отношение к природе: лесам, водам, воздуху и животным на нашей планете.
формировать заботливое отношение к региону, в котором проживают дети, а также к любым другим природным местам всего мира.
развивающие:
развивать способности уважительного и доброго отношения учеников друг к другу во время коллективной работы;
развивать навыки смелого самостоятельного рассуждения и беседы по темам уроков
воспитательные:
воспитывать в детях осознанное чувство любви к природе и окружающему миру
воспитывать понимание важности экологического равновесия в мире, потребность в активном участии в природоохранной и экологической деятельности.
Система оценки результатов освоения программы:
В первом классе ведётся безотметочное обучение, цель которого – сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка.
При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.
Планируемые результаты:
Учащиеся овладевают:
основами коллективной формы учебной работы
основными навыками самостоятельной работы;
приобретают:
навык самовыражению мысли;
опыт дискуссий;
проявляют:
интерес к природе и окружающему миру
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебной и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; планирование и регуляция своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
формирование и развитие экологического мышления.
Личностные результаты:
воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры.
К концу обучения дети должны
знать/понимать:
как устроена солнечная система
где и как зародилась первая жизнь на планете Земля
какие природные явления существуют
уметь:
слушать: не перебивать говорящего, уметь задать вопрос на понимание: «Я правильно понял, что…?»
заявлять о желании высказаться при помощи поднятой руки или установленного в группе жеста;
соблюдать этикет общения (доброжелательность, пауза в случае несогласия)
Формы контроля результатов освоения программы: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 1 сентября | 31 мая | 36 | 72 | 2 раза в неделю по 35 минут |
Учебный план
N | Разделы и темы | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие Инструктаж по ТБ | 1 | 1 | | |
2 | Вселенная | 2 | 1 | 1 | Коллективная работа |
3 | Солнечная система | 4 | 2 | 2 | Коллективная работа |
4 | Смена времён года; смена дня и ночи; затмения | 4 | 2 | 2 | Опрос |
5 | Смена дня и ночи | 2 | 1 | 1 | Коллективная работа |
6 | Небесные светила | 2 | 1 | 1 | Коллективная работа |
7 | История растений на Земле | 2 | 1 | 1 | Опрос |
8 | Геологические отрезки времени | 2 | 1 | 1 | Коллективная работа |
9 | Эра рептилий | 2 | 1 | 1 | Коллективная работа |
10 | Динозавры | 2 | 1 | 1 | Опрос |
11 | Век млекопитающих | 2 | 1 | 1 | Викторина |
12 | Планета Земля | 8 | 4 | 4 | Тестирование |
13 | Забота об окружающей среде | 6 | 3 | 3 | Тестирование |
14 | Родина человечества | 4 | 2 | 2 | Коллективная работа |
15 | В центре планеты | 4 | 2 | 2 | Опрос |
16 | Недра Земли | 18 | 10 | 8 | Викторина |
17 | Тектоника | 7 | 3 | 4 | Опрос |
| Итого: | 72 | 37 | 35 | |
Содержание программы
Водное занятие. Вводный инструктаж по техники безопасности (1 час)
Тема 1. Введение. Вселенная. (2 часа)
Знакомство нашей Вселенной: материя, энергия, время и пространство.
Тема 2. Солнечная система. (4 часа)
Космическое пространство: звёзды, планеты, астероиды, кометы. Что такое гравитация? Как по орбитам движутся планеты в солнечной системе?
Тема 3. Смена времён года. (4 часа)
Изучение причинно-следственных связей смены времён года.
Тема 4. Смена дня и ночи. (2 часа)
Изучение причинно-следственных связей смены дня и ночи.
Тема 5. Небесные светила. (2 часа)
Изучение солнца и луны. Какие затмения бывают? Почему они происходят?
Тема 6. История растений на Земле. (2 часа)
Знакомство с возрастом Земли: примитивные зелёные организмы, которые росли около пресных водоёмов.
Тема 7. Геологические отрезки времени (2 часа)
Шкала времени - это система, используемая учеными для описания истории Земли в терминах основных геологических или палеонтологических событий (таких как образование нового слоя породы или появление или исчезновение определенных форм жизни)
Тема 8. Эра рептилий. (2 часа)
Появление новых видов: примитивные черепахи и крокодилы.
Тема 9. Динозавры. (2 часа)
Царство Динозавров, которые хозяйничали на Земле в юрский и меловой периоды.
Тема 10. Век млекопитающих. (2 часа)
Как киты покорили океаны, а летучие мыши поднялись в воздух.
Тема 11. Планета Земля (8 часов) Земля – единственное известное во Вселенной небесное тело, где есть жизнь.
Тема 12. Забота об окружающей среде (6 часов)
Сегодня природа также зависит от человека, как и он от нее. Возможности человечества значительно выросли, что, несомненно, отразилось на количестве и качестве поглощения природных богатств. Правильное соблюдение экологического равновесия.
Тема 13. Родина человечества. (4 часа)
Климат на Земле стал более сухим и прохладным, тропические леса сменились травянистыми равнинами. Появление гомо сапиенса – человека разумного.
Тема 14. В центре планеты. (4 часа)
Формирование четырёх слоёв Земли: в центре –тяжёлое ядро. Тепло Земли. Кора, мантия, внешнее ядро, внутреннее ядро. Столкновение с литосферой, остывание и опускание.
Тема 15. Недра Земли (18 часов)
Изучение плит, которые сталкиваются друг с другом, выдавливая земную твердь в виде горных хребтов и горных систем. Плиты, которые создают впадины в океане.
Массивы земной коры находятся в постоянном движении. История движения: изолированные материки, береговые линии. Из чего состоят эти горные породы, как образуются. Что бывает видно в срезе кристалла под микроскопом? В природе встречаются тысячи различных минералов всевозможных форм, цветов и размеров. Красивые камни, которые не считаются драгоценными, но часто используются художниками и ювелирами.
Тема 16. Тектоника (7 часов)
Вулканические извержения меняют существующие ландшафты и образуют новые. А причиной землетрясения чаще всего является перемещение тектонических плит. Цунами зарождаются на океанском дне при землетрясении. Лавины и оползни – нарушение равновесия.
Список литературы
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. В двух частях. 1 класс. – М.: Просвещение, 2015
Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы.
Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.
Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов.
Тихомирова Е.М Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1 класс».
Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверочные работы. 1 класс. – М.: Просвещение, 2018