Педагогический совет: «Педагогический комфорт на уроке, как условие развития личности школьника».
Пояснительная записка к презентации
Педагогический совет: «Педагогический комфорт на уроке, как условие развития личности школьника».
ЦЕЛЬ: проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды и препятствующие этому:
ЗАДАЧИ:
Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроках;
Разработать план деятельности педагогического коллектива по созданию благоприятного для развития личности школьника психологического климата на уроке;
Разработать «Золотые правила учителя школы» как основы психолого-педагогического обеспечения урока.
Подготовка:
Анкетирование учащихся 7-11х классов;
Составление программы наблюдений, посещение уроков;
Анализ материалов, выявление тенденций.
Форма проведения: продуктивная игра.
В ходе педсовета будут работать шесть групп.
1.Психологический настрой: «Все в твоих руках».
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец ненастолько мудр. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в школе такую «среду», чтобы каждый ученик чувствовал бы себя максимально комфортно.
2. Теоретический ввод
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии , учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
Это декларируется в законе РФ « Об Образовании».
В Ст.56.3 говорится « о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося».
Ст. 32.3 « образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников». Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.
В Конвенции ООн о правах ребенка, статья 28.2 гласит: « Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка в соответствии с настоящей Конвенцией».
В Концепции модернизации Российского образования до 2010 года, п.2.1 указывает:
« доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучение в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность». Кроме того, в п.2.2 отмечается: « Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся» т.е. компетенции. … «инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».
Такая личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое «Я»; делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями; где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений; где развивается готовность и умение брать на себя ответственность; где создаются условия для самоутверждения ребенка, с учетом сильных сторон его личности; где формируется взгляд на другого человека. как на безусловную ценность.
Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда,
атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно:
развивающей;
психотерапевтической;
психокоррекционной.
А в условиях адаптивной школы тем более, так как в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.
3.Понятие «психологический комфорт»
С точки зрения педагогики комфорт выступает как качественная характеристика двух ведущих направлений:
организация внутришкольной среды;
особенности организации образовательной деятельности школьника.
Комфортная внутришкольная среда – внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации. Комфорт позволяет максимально сохранить здоровье ребенка, способствует адекватному поведению и успешной деятельности. Поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе. Структурными составляющими общего комфорта в школе являются:
физический;
интеллектуальный;
психологический (социально-коммуникативный).
Физический комфорт школьника характеризуется соответствием между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Прежде всего, это потребности в особом тепловом и световом режиме, «микроклиматические» особенности помещений - влажность, вентилируемость и т.п. Особенности нашего социума для некоторой категории школьников определяют потребности в пище, в воде, как важном факторе физического комфорта. К этой категории относится и режим работы школы: продолжительность учебных занятий, длительность перемен, «физкультурные минутки», оптимальность составления расписания уроков и т. д. Это все условия, на которых основывается жизнедеятельность человека и которые необходимо учитывать при организации благоприятной внутришкольной среды.
Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности человека процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. в учебном процессе - это удовлетворение
потребности в получении информации. На уроках интеллектуальный комфорт достигается сменой видов деятельности, индивидуальной поддержкой отдельных ребят. Поддержка интереса к учебному предмету, является исключительно важным видом развития мотивации, необходимого для интеллектуального развития личности. Ситуация интеллектуального успеха – это совокупность педагогических условий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком – либо виде деятельности (учебе, общественной активности, труде, спорте, художественном творчестве.) Это способствует формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки школьника.
Источником социально-коммуникативного комфорта выступают в первую очередь организационно- коммуникативные условия внутришкольной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий субъектов образовательного процесса. (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – родитель. учитель – родитель, учитель – учитель и т.д.) Взаимодействие всех участников образовательного процесса внутри школы порождает особую среду. Уклад школьной жизни, традиции при котором взаимодействие построено на основе достижения доверия, понимания, комфортного состояния и детей и взрослых.
Ребенок становится счастливым, когда ощущает к себе искреннюю любовь, которая снижает тревожность и дает ребенку ощущение безопасности. При этом, отношения учителя и учеников характеризуются такими качествами как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, доброты.
В целом состояние комфорта несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что в свою очередь, ведет к индивидуальному развитию личности каждого ученика.
Комфорт- (от англ. comfort)
«поддержка, укрепление»
Этимологический словарь Н.М.Шанский
Комфорт- это условия жизни, пребывания; обстановка обеспечивающая удобство, спокойствие и уют
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
Психологический комфорт-
условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Задание: I.Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
К |
|
О |
|
М |
|
Ф |
|
О |
|
Р |
|
Т |
|
4.Анализ состояния психологического климата на уроках ( по результатам анкетирования)
Задание III.Определите негативный и позитивный смысл ассоциаций «психологического климата» на уроке:
Ассоциации |
Негативный смысл |
Позитивный смысл |
Пустыня |
||
Горная вершина |
||
Болото |
||
Туман |
||
По волнам под парусом |
||
Лесная дорога |
Задание: IV.Моделирование личности «Идеального» педагога:
Определите 10 личностных качеств «идеального» педагога: |
|
1. |
6. |
2. |
7. |
3. |
8. |
4. |
9. |
5. |
10. |
Задание: V.Решение педагогических ситуаций
Обсудить в группе педагогическую ситуацию.
Определить решения: а) способствующие созданию «психологического комфорта»;
б) не способствующие этому.
Инсценировать
Педагогические ситуации:
1.Ученик срывает урок. На ваше требование покинуть класс он ответил: «Иди сама отсюда!» Как предотвратить это?
Если же такая ситуация произошла – Ваша реакция?
2.Целый класс солидарно отказывается выполнять домашние задания. Которые вы задаете. Ваши действия?
3.Войдя в класс. Вы обнаружили на доске следующую надпись: « Мы не хотим учиться у вас». Ваши действия?
4.К Вам пришли возбужденные родители ученика, который дома заявил, что больше не желает у Вас учиться. Ваша реакция?
5.В порыве злости один из учеников на уроке заявил: « Моя
Мама сказала, что вы не знаете предмета и у Вас невысокий умственный уровень» Ваши действия?
6.Ученик на уроке в резкой форме выразил недовольство поставленной учителем оценкой. Ваша реакция?
Задание: VI.Выработка «Золотых правил психологического комфорта на уроке»
Приемы создания психологического комфорта (по Д.Карнеги)
УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает и не обедняет тех, кто ее дает!
Помните, что для человека звук его имени, является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
Умейте четко и искренне признавать хорошее в других.
Будьте сердечны в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей своей жизни.
Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
Искренне интересуйтесь людьми.
Будьте хорошим слушателем, говорите о том, что интересует собеседника, внушайте ему осознание его значимости
Золотые правила психологического комфорта на уроке (итог)
Учеба – горная вершина,
Дорога трудная в лесу,
Легко тому, кто очень сильный,
А «слабый» прячется в нору.
А наша цель – убрать усталость.
И страх, который их гнетет.
Чтобы учеба была в радость,
Успех пусть к каждому придет!
Мы эту тему обсудили,
А вывод в правило вошел,
Чтобы учитель был всесильным,
Подход свой к каждому нашел!
Спокойствие, только спокойствие!
Доброжелательная требовательность!
Нужно быть готовым к уроку всегда!
Только юмор. Улыбка нам может помочь!
Лени, злости, раздражительности – нет!!!
ЭТО НАШ ГЛАВНЫЙ СОВЕТ!!!
PS: «Нашим учителям посвящается…»
Наталья Михайловна: Замечательный учитель и классный руководитель. Наша вторая мама! Мы вас любим!!!
Людмила Константиновна: Огромное вам спасибо! Вы сделали из нас людей, наш класс самый дружный только благодаря вам. Очень много теплых слов хочется вам сказать. За 7 лет вы стали нам настоящей второй мамой.
Елена Сергеевна: Вы наша самая первая и самая лучшая учительница! Мы вас никогда не забудем!
Валентина Геннадьевна: без вас бы история была скучна и неинтересна. Самая прикольная учительница, на каждую оценку найдет свою шутку!
Ольга Николаевна: мне будет не хватать ваших фильмов и аквариума у моей парты. Спасибо!
Тамара Валентиновна: Огромное спасибо! Человек она строгий, критичный, но когда она порой скажет так скажет, что уж просто перестанешь себя уважать или думать не начнешь…
Людмила Николаевна: Этот человек просто необычайно удивительный! Требовательная женщина , но с великолепным чувством юмора…RESPEKT:
Елена Петровна: Любимая моя тема по биологии -внутреннее строение организма человека! Спасибо вам1 С вами мы расширили свой кругозор!
Альбина Александровна: Спасибо, что из тех кто не умел держать иголку сделали мастериц!
Сергей Игнатьевич: Об этом учителе без эмоций сказать невозможно, вы просто SUPER! Спасибо, что гоняли меня на стадионы и простите меня за споры с вами…
Галина Юрьевна: Как было трудно осваивать компьютер, но с вами все по плечу! Спасибо!
Ирина Юрьевна: Обожаю моего учителя по английскому! Спасибо ей огромное , что помимо уроков она помогает нам с участием в дистанционных конкурсах и зарабатывать там очень неплохие места!
Андрей Борисович: Огромное спасибо, моему учителю!
Он научил меня многому, рассказал много об армии и военной технике, а самое главное, он помог мне определиться с выбором моей профессии…
Марина Валерьевна: Спасибо! Благодаря вам я чувствую себя увереннее, благодаря вашим занятиям я лучше знаю себя, и вообще – лучше стала жить с самой собой…
Людмила Петровна: Спасибо вам за подсказки! Ведь каждая ваша шутка была намеком, чтобы мы обращали на это больше внимания! Вы через большое терпение научили нас любить школу или по крайней мере относится к ней с уважением. Спасибо!
VI.Рефлексия «Все в твоих руках»
На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец-
это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
Большой- для меня было важным и интересным…
Указательный- по этому вопросу я получил конкретную информацию…
Средний- мне было трудно …
Безымянный- моя оценка психологической атмосферы
Мизинец- для меня было недостаточно…
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Приложения:
К |
|
О |
|
М |
|
Ф |
|
О |
|
Р |
|
Т |
К |
|
О |
|
М |
|
Ф |
|
О |
|
Р |
|
Т |
К |
|||||
О |
|||||
М |
|||||
Ф |
|||||
О |
|||||
Р |
|||||
Т |
|||||
Ассоциации |
Негативный смысл |
Позитивный смысл |
|||
Пустыня |
|
|
|||
Горная вершина |
|
|
|||
Болото |
|
|
|||
Туман |
|
|
|||
По волнам под парусом |
|
|
|||
Лесная дорога |
|
|
Ассоциации |
Негативный смысл |
Позитивный смысл |
Пустыня |
|
|
Горная вершина |
|
|
Болото |
|
|
Туман |
|
|
По волнам под парусом |
|
|
Лесная дорога |
|
|
Определите 10 личностных качеств «идеального» педагога: |
|
1. |
6. |
2. |
7. |
3. |
8. |
4. |
9. |
5. |
10. |
Определите 10 личностных качеств «идеального» педагога: |
|
1. |
6. |
2. |
7. |
3. |
8. |
4. |
9. |
5. |
10. |
Определите 10 личностных качеств «идеального» педагога: |
||||
1. |
6. |
|||
2. |
7. |
|||
3. |
8. |
|||
4. |
9. |
|||
5. |
10. |
|||
1.Ученик срывает урок. На ваше требование покинуть класс он ответил: «Иди сама отсюда!» Как предотвратить это? Если же такая ситуация произошла – Ваша реакция? |
2.Целый класс солидарно отказывается выполнять домашние задания. Которые вы задаете. Ваши действия? |
3.Войдя в класс. Вы обнаружили на доске следующую надпись: « Мы не хотим учиться у вас». Ваши действия? |
4.К Вам пришли возбужденные родители ученика, который дома заявил, что больше не желает у Вас учиться. Ваша реакция? |
5.В порыве злости один из учеников на уроке заявил: « Моя Мама сказала, что вы не знаете предмета и у Вас невысокий умственный уровень» Ваши действия? |
6.Ученик на уроке в резкой форме выразил недовольство поставленной учителем оценкой. Ваша реакция? |
Принципы психологического комфорта
(психолог-гуманист Карл Роджерс)
1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие;
2. Он должен помогать учащимся в формулировании целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности;
3. Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению;
4. Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;
5. Важно, чтобы он в такой роли выступал для каждого ученика;
6. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;
7. Он должен быть активным участником группового взаимодействия;
8. Он должен открыто выражать группе свои чувства;
9. Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;
10.Наконец, он должен хорошо знать самого себя.
Принципы психологического комфорта
(психолог-гуманист Карл Роджерс)
1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное к ним доверие;
2. Он должен помогать учащимся в формулировании целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым учащимся в отдельности;
3. Он должен всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению;
4. Он должен выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;
5. Важно, чтобы он в такой роли выступал для каждого ученика;
6. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его;
7. Он должен быть активным участником группового взаимодействия;
8. Он должен открыто выражать группе свои чувства;
9. Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника;
10.Наконец, он должен хорошо знать самого себя.