Педагогический совет: «Педагогический комфорт на уроке, как условие развития личности школьника».
«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника» Педагогический совет- продуктивная игра 14.05 2016г.
Цель: Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и препятствующие этому;
Задачи: Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроках; Разработать план деятельности педагогического коллектива по созданию благоприятного для развития личности школьника психологического климата на уроке; Разработать «Золотые правила учителя школы» как основы психолого-педагогического обеспечения урока.
«И нам дано предугадать, как наше слово отзовется…»
Понятие «психологический комфорт» в нормативно-правовых актах: Закон РФ «Об Образовании»; Конвенция ООН о правах ребенка; Концепция модернизации российского образования до2010г.
Условия внутришкольной среды- главный источник «психологического комфорта» 1.Физический комфорт 2.Интеллектуальный комфорт 3.Социально-коммуникативный
Понятие «комфорт» Комфорт- (от англ. comfort) «поддержка, укрепление» Этимологический словарь Н.М.Шанский Комфорт- это условия жизни, пребывания; обстановка обеспечивающая удобство, спокойствие и уют Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов Психологический комфорт- условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
I.Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова «комфорт»? К О М Ф О Р Т
II.Анализ состояния психологического климата на уроках Вопросы 133 Ответы 7-е 36 8-е 37 9 а 8 10-е 29 11-е 23 1.Чувствуешь ли ты, находясь в школе, что о тебе заботятся? Да Нет 21 15 18 19 7 1 20 9 15 8 2.Учителя относятся к тебе уважительно? Да Нет Не все Не всегда 15 2 11 8 3 3 19 12 3 - 5 - 9 - 14 6 11 - 4 8 3.Ты чувствуешь себя на уроке… Успешным В основном успешным Редко успешным Неуспешным 5 11 18 2 3 14 16 4 - 3 5 - 4 17 8 - 3 14 5 1
Общее благополучие
На этом предмете мне чаще всего… 7а/19 7б/17
На этом предмете мне чаще всего… 8а/ 14 8б/17
На этом предмете мне чаще всего… 8в/6
На этом предмете мне чаще всего… 9а/8
10а/14 На этом предмете мне чаще всего… 10б/15
11а/13 На этом предмете мне чаще всего… 11б/10
Мотивация обучения Хочу быть грамотным -88 Это мой долг -77 Хочу научиться самостоятельно работать -72 Хочу быть умным и эрудированным -71 Хочу получить полные и глубокие знания -66 Хочу учиться – 58 Для расширения кругозора -56 Нравится получать хорошие оценки -50 Хочу быть полезным гражданином – 34 Родители заставляют – 22 Все учатся и я тоже -12 Чтобы похвалил учитель – 7 Чтобы товарищи со мной дружили -7 Классный руководитель заставляет – 7 Не хочу подводить свой класс -7 Хочу поступить в ВУЗ -1 Хочу получить образование -1
С каким из литературных или сказочных героев у тебя ассоциируется «неуспешный» ученик?
Ассоциации уроков Пустыня –каждый день одно и тоже, ничего нового и интересного… Горная вершина –когда доберешься до вершины, откроешь для себя удивительный мир нового и интересного…А если же скатишься вниз - потеряешь шанс найти свой жизненный путь! Болото –когда учеба «идет на смарку», ты вязнешь в двойках и вокруг тебя неприятная обстановка, она тебя засасывает как болото; на верху прекрасно , а внизу ужасно (на дне болота)… Туман –идешь и не знаешь к чему придешь. Может выйдешь на светлую поляну или завязнешь в болоте…Учеба вслепую. Трудно и делаешь все наугад, поэтому результаты получаются не слишком хорошие… По волнам под парусом –плывешь не думаешь ни о чем. Расслабляешься, релаксируешь… Лесная дорога – за каждым поворотом открывается что-то новое. Сквозь темный лес приходишь к солнечному свету. Иногда, может быть, становится страшно, что не выберешься, но вскоре эта тревога проходит, отвлекаясь на это «новое» (новые знания, темы, правила)
C какими из предложенных пейзажей у тебя ассоциируются уроки…. 10 - 27 чел. 11 - 27 чел. Пустыня Горная вершина Болото Туман По волнам под парусом Лесная дорога Предметы 10 11 10 11 10 11 10 11 10 11 10 11 Алгебра 6 2 7 9 2 5 3 2 2 2 7 6 Геометрия 8 2 4 5 3 9 5 7 1 - 6 4 Русский яз. 8 12 5 3 - 3 2 6 7 1 5 2 Литература 1 3 1 3 2 5 3 9 14 4 6 3 История 3 1 3 4 5 1 7 2 5 1 4 12 Общество 5 6 1 5 3 - 5 1 11 11 2 4 Физика 5 - 7 10 5 4 2 3 7 2 4 8 Химия 4 2 9 7 2 3 5 5 1 3 6 7
C какими из предложенных пейзажей у тебя ассоциируются уроки…. 10 - 27 чел. 11 - 27 чел. Пустыня Горная вершина Болото Туман По волнам под парусом Лесная дорога Предметы 10 11 10 11 10 11 10 11 10 11 10 11 География 1 3 9 3 3 - 1 12 3 2 4 7 Биология 4 4 4 2 5 - 6 7 2 9 6 5 Информатика 1 - 6 4 4 4 5 8 7 3 4 8 Психология - - 2 3 3 - 1 1 12 9 9 13 Ин. Язык 6 6 5 4 9 2 3 9 1 5 3 1 Физ -ра 3 2 6 1 5 - - - 13 20 - 4 ОБЖ 2 7 2 - 8 - 1 1 13 14 - 3 Технология 4 2 - - 18 3
III.Определите негативный и позитивный смысл ассоциаций «психологического климата» на уроке: Ассоциации Негативный смысл Позитивный смысл Пустыня Горная вершина Болото Туман По волнам под парусом Лесная дорога
IV.Моделирование личности «Идеального» педагога: Определите 10 личностных качеств «идеального» педагога: 1. 6. 2. 7. 3. 8. 4. 9. 5. 10.
Психологический портрет «идеального» педагога (глазами учащихся /52 ч.) Вежливый-27 Трудолюбивый-20 Активный-19 Добродушный-18 Обьективный-15 Жизнерадостный-12 Отзывчивый-12 Мягкий-12 Аккуратный-10 Энергичный-9 Идейный Общительный Надежный Тактичный Честный Деликатный Внимательный Бескорыстный С чувством юмора Морально устойчивый и др.
V.Решение педагогических ситуаций Обсудить в группе педагогическую ситуацию. Определить решения: а)способствующие созданию «психологического комфорта»; б)не способствующие этому. Инсценировать
VI.Выработка «Золотых правил психологического комфорта на уроке» Приемы создания психологического комфорта (по Д.Карнеги) УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает и не обедняет тех, кто ее дает! Помните, что для человека звук его имени, является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени. Умейте четко и искренне признавать хорошее в других. Будьте сердечны в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей своей жизни. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество. Искренне интересуйтесь людьми. Будьте хорошим слушателем, говорите о том, что интересует собеседника, внушайте ему осознание его значимости.
PS: «Нашим учителям посвящается…» Наталья Михайловна: Замечательный учитель и классный руководитель. Наша вторая мама! Мы вас любим!!! Людмила Константиновна: Огромное вам спасибо! Вы сделали из нас людей, наш класс самый дружный только благодаря вам. Очень много теплых слов хочется вам сказать. За 7 лет вы стали нам настоящей второй мамой. Елена Сергеевна: Вы наша самая первая и самая лучшая учительница! Мы вас никогда не забудем! Валентина Геннадьевна: без вас бы история была скучна и неинтересна. Самая прикольная учительница, на каждую оценку найдет свою шутку! Ольга Николаевна: мне будет не хватать ваших фильмов и аквариума у моей парты. Спасибо!
Тамара Валентиновна: Огромное спасибо! Человек она строгий, критичный, но когда она порой скажет так скажет, что уж просто перестанешь себя уважать или думать не начнешь… Людмила Николаевна: Этот человек просто необычайно удивительный! Требовательная женщина , но с великолепным чувством юмора…RESPEKT: Елена Петровна: Любимая моя тема по биологии -внутреннее строение организма человека! Спасибо вам! С вами мы расширили свой кругозор! Альбина Александровна: Спасибо, что из тех кто не умел держать иголку сделали мастериц! Сергей Игнатьевич: Об этом учителе без эмоций сказать невозможно, вы просто SUPER! Спасибо, что гоняли меня на стадионы и простите меня за споры с вами… Галина Юрьевна: Как было трудно осваивать компьютер, но с вами все по плечу! Спасибо!
Ирина Юрьевна: Обожаю моего учителя по английскому! Спасибо ей огромное , что помимо уроков она помогает нам с участием в дистанционных конкурсах и зарабатывать там очень неплохие места! Андрей Борисович: Огромное спасибо, моему учителю! Он научил меня многому, рассказал много об армии и военной технике, а самое главное, он помог мне определиться с выбором моей профессии… Марина Валерьевна: Спасибо! Благодаря вам я чувствую себя увереннее, благодаря вашим занятиям я лучше знаю себя, и вообще – лучше стала жить с самой собой… Людмила Петровна: Спасибо вам за подсказки! Ведь каждая ваша шутка была намеком, чтобы мы обращали на это больше внимания! Вы через большое терпение научили нас любить школу или по крайней мере относится к ней с уважением. Спасибо!